Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательская деятельность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                      Министерство образования Российской Федерации                                                                                                                  
                                                                   
                                    НОУ  СПО  « Базовый техникум»  
 
 
 

                                 
 

                                     КУРСОВАЯ    РАБОТА 

                   по дисциплине « Экономика организаций» 
 
 

Тема  « ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила студентка 

                                                                                      Сыпкова Ольга Александровна 

                                                                                       № 858 
 
 
 

Допустить к  защите : 
 
 

Зав. учебной  частью 

«____»_____________200__г. 

Оценка___________________ 
 
 
 

                                                                Владивосток 

                                                                     2009 

                                                            
 

                                                                  

                                                                        

  
                                                     П Л А Н                                    
 
 

                   Введение……………………………………………………………………………………3 

                  
                   ГЛАВА    1.     Сущность предпринимательства и его виды 
 

      Виды предпринимательской  деятельности…………………………………………..4-5
 
      Индивидуальное  предпринимательство………………………………………………5-7
 
      Совместное  предпринимательство……………………………………………………7-9
 
 
 
                    ГЛАВА    2.     Организационно  –управленческие функции предприятия 

                   
                    2.1. Организация управления предприятием………………………………………………9-11
     
      Организация планирования деятельности предприятия……………………………...11-14
 
                    2.3. Механизм функционирования предприятия…………………………………………..14-29 
 
 

                    Заключение……………………………………………………………………………………30 
 

                    Список используемых источников………………………………………………………….31  
 
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   ВВЕДЕНИЕ 
 

       Развитие  малого  предпринимательства  является  стра
тегической  необходимостью  повышения  политической,эко
номической и  социальной  стабильности  общества. Пред
принимательство способствует  увеличению налогооблагае
мой  базы для  всех  уровней, снижению  безработицы, на
сыщению  рынка  товарами  и  услугами.
    Организация   предпринимательской  деятельности  пред
ставляет  систематизацию  нормативно – правовых, эконо
мических  и  организационных  знаний  по вопросам  станов
ления, организации  и введения предпринимательской  дея
тельности  в условиях  российской экономики.
    Для   развития  предпринимательства   нужна  стабиль
ность  государственной, экономической и социальной поли
тики.
    Важное  значение  имеют  эффективность   деятельности
предприятий, активизация  производственной  и  инноваци
онной  деятельности.
    Важной  составной  частью  предпринимательства   явля
ется  право  предпринимателей  иметь  имущество  в  соб
ственности, владеть, пользоваться и  распоряжаться им
как  единалично, так  и  совместно  с  другими  лицами.1
    Стимулом  для  развития  предпринимательства   являет
ся  возмещение  государством  вреда, причиненного  неза
конными  действиями  органов  государственной  власти.2
    Под   предпринимательством, понимают  инициативную
самостоятельную  деятельность  граждан и  их  объедине
ний, осуществляемую  на  свой  риск  и  под  свою имущест
венную  ответственность, направленную  на  получение
прибыли.
    Предпринимательство   создает  механизмы координации
выработки  стратегии  развития  через  рынок и конкурен
цию, связи  между  хозяйствующими  субъектами.
_________________________   
1Конституция РФ  п.2 ст.35
2Конституция РФ  ст. 53 

 
      

    Глава 1. Сущность предпринимательства и его виды 

      Виды предпринимательской  деятельности
 
    Для  предпринимательства, как метода введения хозяйства,
главным условием является самостоятельность и независи
мость хозяйствующих  субъектов, наличие у них определенной
совокупности  свобод и прав – по выбору вида деятельности,по
формированию  производственной программы, по выбору источ
ников финансирования, доступ к ресурсам и т.д.
    Самостоятельность  следует понимать в том смысле, что над
предпринимателем  нет руководящего органа.
    Предпринимательство  характеризуется совокупностью  ори
гинальных взглядов и подходов к принятию решения, которые
реализуются в  практической деятельности.
    Развитие  предпринимательства играет незаменимую  роль в
достижении экономического успеха, высоких темпов роста
промышленного производства. Оно является основой  иннова
ционного, продуктивного характера экономики.
    Чем  больше хозяйствующих субъектов  имеют возможность
проявить свою инициативу и творческие способности, тем
меньше разрыв между потенциальными и фактическими резуль
татами развития.
    Предпринимательство  способствует развитию конкуренции
и «маркетизма», а также увеличению национальной экономики,
развитию ввоза  и вывоза капитала.
    Собственная  выгода является движущим фактором  предпри
нимательской  деятельности, но хозяйствующий субъект  пресле
дуя свои интересы, работает на общественные. В современных
условиях личный интерес предпринимателя переплетается с
коллективным  интересом фирмы или компании.
    Обладая  самостоятельностью, предприниматель  берет на 
себя личную ответственность за результаты деятельности. За
интересованность в сочетании с ответственностью заставляет
предпринимателя работать в жестком режиме.
    В  зависимости от избранных критериев  предприятия можно
структурировать по – разному.
    Субъектами  предпринимательства могут быть, прежде всего
частные лица.  
 

    Деятельность  таких предпринимателей осуществляется  как
на основе собственного труда, так и с привлечением наемного.
    Предпринимательская  деятельность может осуществляться
группой лиц, связанных  между собой договорными отношения
ми и экономическим  интересом.
    По  виду и назначению предпринимательскую  деятельность
можно подразделить на производственную, коммерческую, фи
нансовую, консультативную  и т.д.
    Участниками  производственно – предпринимательской  дея
тельности также  являются государственные, местные финансо
вые органы, налоговая  инспекция.
    Субъектами  коллективного предпринимательства  выступают
акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы .
    Вид  коммерческого предпринимательства  отличается от дру
гих тем, что  определяющую роль в нем играют товарно – денеж
ные, товарно  – обменные операции. Суть этого  вида предприни
мательства составляют операции и сделки по купли –продаже.
    Особый  объект коммерческого предпринимательства  пред
ставляют экспортно  – импортные сделки.
    К  числу особых видов коммерческого предпринимательства
относится финансовое, где объектом купли – продажи  является
товар – деньги, валюта, ценные бумаги. 

      Индивидуальное  предпринимательство
 
    Индивидуальным  предпринимателем является физическое  ли
цо, которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и
риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения.
    Индивидуальный  предприниматель может использовать  в 
своей деятельности собственное имущество и по договору иму
щество других лиц. Он может взять деньги взаймы, получить
кредит у банков, организаций или частных лиц.
    Также  индивидуальный предприниматель  самостоятельно рас
пределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся от упла
ты налогов.
    Индивидуальное  предпринимательство основано на  частной
собственности и чаще всего носит характер малого бизнеса. В
этом качестве оно способствует демонополизации  экономики,
усиливает конкурентные начала.  
 
 

    А  также делает экономику более  гибкой, способной к быстрой
саморегуляции без госбюджетных инъекций.
    Однако  к индивидуальному предпринимательству  трудно прив
лечь большие  капиталы вследствие более низкой кредитоспособ
ности по сравнению  с коллективными формами предприниматель
ской деятельности.
    Поскольку  такой бизнес держится на предпринимательстве од
ного человека, он прибылен, пока бизнес активен, и  время жизне
деятельности  такого предприятия неопределенно, поэтому креди
торы не всегда идут на долгосрочные финансовые сделки.
    Индивидуальное  предпринимательство отличается  высоким 
уровнем риска и недостатком специализированного менеджмен
та. Обычно предприниматель  является собственником и выпол
няет все функции  по управлению предприятием, что требует уни
версальных знаний по многим областям производства.
    Отсутствие  финансовых средств и невозможность привлечь к
управлению специалистов – менеджеров приводит к принятию
неоптимальных решений.
    Индивидуальное  предпринимательство требует более  сущест
венной и реальной поддержки со стороны государств.
    Чтобы легально заниматься предпринимательской деятельнос
тью на территории Российской Федерации без образования  юри
дического лица, гражданину необходима государственная  регис
трация в качестве индивидуального предпринимателя.
    Индивидуальным  предпринимателям доступна не  любая дея
тельность сразу после регистрации. Одни виды деятельности
требуют прохождение  процедуры разрешения в органах  местно
го самоуправления, другие –получения лицензии. А некоторые
виды деятельности индивидуальному предпринимателю  не дос
тупны.
    За  право занятия такой деятельностью надо платить налоги,
ежемесячно или  ежеквартально. Виды налогов и размер плате
жей зависит  от выбранной системы налогообложения.
    Подавляющее большинство субъектов предпринимательства
вынуждены использовать общую систему налогообложения.
    Несмотря  на положительные стороны, ведение  предпринима
тельской деятельности без образования юридического лица име
ет и существенный недостаток, т.е. полную имущественную  от
ветственность предпринимателя. 

    Наибольшее  распространение индивидуальное  предпринима
тельство получило в розничной торговле, сфере услуг, сельс
ком хозяйстве, в различного рода промыслах.
    Определяющими  внешними факторами успеха предпринима
теля являются факторы внешней среды: развитые цивилизован
ные рыночные отношения, рыночная инфраструктура, благопри
ятная стабильная политическая и экономическая обстановка,
рационально построенная  система денежного обращения  и кре
дитования, правовые, социально –культурные и другие факторы.
 
      Совместное предпринимательство
 
    Характерной особенностью развития экономики в нынешних
условиях является повышение роли внешне – экономических 
связей.
    Одна  из форм решения этого –создание  коллективных образо
ваний, в которых  участвуют национальные и иностранные  орга
низации. В частности, широкие перспективы в отношениях меж
ду предпринимателями  России и других стран открылись  в свя
зи с созданием  совместных предприятий.
    Совместное  предприятие –это предприятие,  уставный фонд
которого образован  на основе паевых взносов двумя или  более
учредителями, один из которых –иностранное физическое лицо,
а чаще всего  юридическое лицо.
    Совместное  предпринимательство предполагает также созда
ние смешанных  предприятий.
    К  смешанным предприятиям относятся  предприятия, устав
ный фонд которых  сформирован двумя или более юридически
ми лицами одной  страны.
    В  настоящее время термин «совместное  или смешанное пред
приятие» не означает организационно –правовой  формы.
    Совместное  предприятие –это неофициальное  название созда
ваемой структуры. Официально же такое предприятие регистри
руется в России как обычное предприятие с  указанием, что та
кое предприятие  создается с участием иностранного капитала.
    Совместное  предприятие должно иметь устав,  утверждаемый
его участниками. Устав определяет предмет и цели деятельнос
ти предприятия, его местонахождение, состав участников, поря
док формирования уставного фонда, структуру, состав и компе
тенцию органов  управления предприятием, порядок решений  и
круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также
порядок ликвидации предприятия.
    В  условиях роста делового риска,  конкуренции и разорений
совместные предприятия  стали образовываться со все большей
регулярностью, охватывая широкий круг действующих  лиц.
    Успехи  и неудачи в создании совместных  предприятий со
всей очевидностью говорят о том, что данный метод  роста тре
бует от предпринимателя  тщательной предварительной оценки.
Чтобы эффективно использовать совместные предприятия, пред
приниматель должен ясно представлять себе, какие факторы  мо
гут обеспечить успех.
    Один  из наиболее важных факторов  успеха –это точная оцен
ка участников проекта и определение того, как лучше управ
лять новой  организацией с ориентацией на укрепление взаимо
отношений.
    Совместное  предприятие будет более эффективным,  если 
между их менеджерами существует определенное взаимопонима
ние, что способствует раскрытию творческих возможностей каж
дого менеджера.
    Вторым  ключевым фактором успеха, является  общность взгля
дов двух партнеров в оценке целей и задач нового предприятия.
    Совместное предприятие можно считать одним из многих спо
собов пополнения наличных ресурсов фирмы и гибкого  реагиро
вания на возникающие  в условиях конкуренции проблемы или
открывающиеся возможности. Поскольку при создании совмест
ного предприятия  предпринимателю приходится уступать долю
в капитале своего предприятия, разделять контроль и  возросший риск с партнером, всегда существует опасность того, что новая
организация не сможет добиться стратегических целей.
    Важным  соображением является ресурсный  вклад каждого пар
тнера, но возможно более проблематичным является оценка этих
ресурсов и  других вкладов. Важно также установить степень ав
тономии для  новой организации. Предпринимателю  стоит рассмо
треть и другие альтернативы расширения своего дела, такие, как
слияние, поглощения и выкупы с подзаемом.
    Для совместных предприятий также характерны более передо
вая технология, высокая производительность труда, высокая фон
доотдача и  высокий уровень заработной платы, что оказывает по
ложительное влияние  на Российскую экономику. В связи с этим,
вопрос организации  совместных предприятий и их размещения в
России приобретает  сейчас особую значимость.
    Это  обусловленно также и тем, что  привлечение внешних ре
сурсов способствует стабилизации хозяйственного и финансово
го положения  страны, структурной перестройке  экономики,
формированию  конкурентной среды, обеспечению открытости
российской экономики, экономическому росту.
    Благодаря  деятельности совместных предприятий  происходит
укрепление позиций  России в системе международного разделе
ния труда, цивилизованное вхождение в систему мирохозяйствен
ных связей через  совместное использование производственного,
научно –технического  и интеллектуального потенциала России и
зарубежных инвесторов для создания конкурентоспособных на
мировом рынке  предприятий, конверсии и перепрофимерования
оборонного комплекса. 

    Глава  2. Организационно –управленческие  функции предприя
тия 

      Организация управления предприятием
 
    Современное предприятие –это сложная производственная си
стема, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье
и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Вазнейшей  зада
чей управления – использование перечисленных  элементов та
ким образом, чтобы  обеспечить эффективное функционирование
всей производственной системы, выживание и развитие в услови
ях жесткой  конкурентной борьбы.
    Деятельность  по координации работы других  людей составля
ет сущность управления. Для того чтобы предприятие  действова
ло успешно, управленческая работа должна четко отделяться от
неуправленческой. На предприятии должны быть назначены ру
ководители и  определен круг их обязанностей и  ответственнос
ти. В зависимости  от уровня управления выделяют руководите
лей низового, среднего и высшего звена.
    Процесс  управления состоит из таких  функций как: планиро
вание, организация, мотивация и контроль. Результативностью
управления в  значительной мере связана с выбором  организации
оной структуры  предприятия.
    При  создании продуктовой организационной  структуры назна
чается руководитель, ответственный за производство и сбыт кон
кретного вида продукции. Предприятия с такой  структурой спо
собны быстро реагировать  на изменения условий покупательско
го спроса, технологии и конкуренции. Координация работ  улуч
шается за счет того, что вся деятельность по данному продукту
находится под  руководством одного человека. 

    Предприятия  с большим территориальным разбросом  своих
подразделений имеют региональную организационную  структу
ру. Примером предприятий  с такой структурой могут быть круп
ные фирмы, имеющие сбытовые подразделения на территории
своей страны и  на территории других государств.
    В  последние десятилетия стали  все шире развиватся организа
ционные структуры, которые лучше приспосабливаются  к изме
нению спроса и  появлению новых технологий. Их называют адап
тивными структурами.
    Такие  структуры включают два основных  типа: проектные и
матричные. Для управления разработкой и осуществлением круп
ных проектов используют специальную проектную организацию-
временную структуру, создаваемую для решения конкретной за
дачи. В одну команду собирают самых квалифицированных  сот
рудников, которым  поручается осуществление сложного проек
та.
    Проектные  организации целесообразно создавать  на крупных
предприятиях. На многих средних и малых предприятиях созда
ние чисто проектных  организаций малоэффективно и даже убы
точно. Поэтому  проектная структура накладывается  на постоян
ную для данной организации функциональную структуру.
    Такая совмещенная организационная структура называется
матричной. Работники, входящие в состав проектной группы, на
ходятся в двойном  подчинении.
    Матричные  организационные структуры позволяют  использо
вать преимущества как функциональных, так и дивизионных 
структур.
    С  адаптивными организационными структурами  связаны орга
низации типа конгломерата. Эта организация может в одном слу
чае использовать матричную структуру, а в другом –дивизион
ную, в третьем  –функциональную.
    На  высшее руководство корпорации  возлагается ответственно
сть за разработку стратегии и долгосрочных планов, за координа
цию и контроль действий в рамках всей корпорации. Вокруг цен
трального руководства  концентрируется подразделения, которые
являются либо независимыми экономическими единицами, либо
фактически независимыми фирмами. Они вправе самостоятельно
принимать оперативные  решения, а головной компании подчине
ны в основном в финансовых вопросах. Показатели издержек про
изводства и  рентабельности экономической единицы  должны
быть в пределах, установленных для конгломерата высшим руко
водством.
    Любая производственная система состоит из производствен
ных и управленческих подразделений и должностных  лиц. Меж
ду ними существуют организационные, экономические, социаль
ные, психологические  отношения. Упорядоченная совокупность
этих подразделений  и отношений между ними –это организацион
ная структура  управления.
    Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для
выполнения целей  фирмы составляют функциональную структу
ру предприятия.
    Функциональная  структура предприятия зависит  от особен
ностей производственного процесса и совершено не зависит от
размеров фирмы. В малых предприятиях функции  могут объеди
няться, в крупных  дифференцируются.
    Применение  той или иной организационной  структуры управ
ления определяется целым рядом факторов. Наиболее определяю
щими факторами  является характер и уровень изменчивости
внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности.
    При  ограниченности времени на выработку  решения в усло
виях неопределенности внутренней и внешней среды производ
ства подготовка управленческого решения начинается на самом
низком уровне. Передача решения на более высокий  уровень дол
жна происходить  лишь в случае изменения параметров процесса,
за которые  этот уровень ответственен. 

      Организация планирования деятельности предприятия
 
    Для  разработки и применения стратегии  и тактики предпри
ятия необходима соответствующая организационная  структура,
обеспечивающая  эффективное планирование.
    Планирование  в широком понимании представляет  собой про
цесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выб
ранных целей. В более узком понимании планирование –это вид
управленческой  деятельности, способ оптиматизации действий
хозяйствующего  субъекта.
    В  условиях рыночных отношений  основным регулятором дей
ствий субъектов предпринимательства являются цены на товары
и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники,
вынуждены подчиняться  экономическим законам стоимости,
спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с
тем, что эти  законы действуют объективно, независимо от воли
и сознания людей. 

    С  другой стороны, предприниматели  не только подчиняются
законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию ре
шения, их поведение  в принятии решений является целенаправ
ленным и осознанным. Предприниматели планируют деятельно
сть предприятия.
    Любое  предприятие в своей деятельности  сталкивается с неоп
ределенностью. Инструментом преодоления этого  является пла
нирование.
    В  зависимости от степени неопределенности  системы планиро
вания делят  на детерминированные и вероятные.
    Детерминированные  системы предполагают полностью пред
сказуемую среду  наличие достоверной информации. Вероятные
системы планирования формируются в условиях неполной инфор
мации и неопределенности результатов.
    Наиболее  распространенным типом планирования до последне
го времени  было инактивное планирование, хотя постепенно оно
начинает уступать преактивному планированию. Планирование
может быть: долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
    Процесс  планирования –это плановая работа, включающая раз
работкур прогнозов, программ и планов, в которых предусматри
ваются цели и стратегии поведения субъектов  управления в пер
спективе, позволяющие  этим объектам эффективно функциониро
вать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям
внешней среды.
    Тактическое  планирование –это процесс принятия  решений о
том, какими должны быть действия предприятия и как  следует
распределять  и использовать ресурсы для достижения стратеги
ческих целей.
    Планирование  на предприятии может принести положитель
ный результат, если оно правильно организовано.
    К  обсуждению и составлению планов  следует привлекать всех
работников предприятия, но непосредственно в процессе плани
рования принимают  участие высшие руководители предприятия,
работники планового  отдела, руководители и специалисты  под
разделений.
    Высшее  руководство определяет основные  этапы и последова
тельность планирования, разрабатывает цели развития фирмы,
стратегию предприятия, принимает решение по стратегическому
планированию.
    Плановые  работники, руководители среднего  и низшего звень
ев занимаются разработкой тактических и оперативных  планов,
основная часть  планирования приходится на плановиков.
    Для  более качественного составления  плана целесообразно
привлекать консультанта по планированию. Смысл координирую
щей роли плана  состоит в том, что наличие  хорошо структуриро
ванных, детализированных и взаимосвязанных целевых устано
вок дисциплинирует как перспективную и текущую  деятельность
приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующе
му субъекту работать без сбоев. Это особенно проявляется в кру
пных компаниях, имеющих сложную структуру управления.
    Внутрифирменное  планирование охватывает все  функциональ
ные области  производственно – хозяйственной  деятельности
предприятия, что  находит отражение в стратегическом, тактичес
ком и оперативном  планировании.
    Важный  принцип планирования –это экономичность.  Планы
должны предусматривать  такой путь достижения цели, который
связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на состав
ление плана  не должны превышать его.
    Планирование  должно быть гибким. Гибкость  достигается при
данием планам способности менять свою направленность. В це
лом гибкость снижает  опасность потерь, вызываемых непредви
димыми обстоятельствами.
    Система  планирования предприятия –это  целеориентирован
ное множество  планов, между которыми существуют специфичес
кие связки, которые  проявляются в виде структуры  самих планов
    В  условиях рыночной системы хозяйствования  диапазон испо
льзования факторов для эффективной деятельности большой.
Поэтому каждое предприятие должно стремиться к  их оптималь
ному сочетанию.
    Если стратегия предприятия является принципиальной уста
новкой его  развития в будущем, то планирование представляет
собой определение оптимальных путей производства и реализа
ции продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ре
сурсов, потенциала предприятия с целями его развития, так и со
способами их достижения.
    Результаты  процесса планирования материализуются  в виде
системы планов предприятия – совокупность планов развития и
деятельности  организации и ее подразделений, согласованных по
целям, срокам и  ресурсам. Система планов служит инструментом
реализации стратегии. Ее цель –направить текущую деятель
ность организации на достижение стратегических целей и органи
зовать согласованную  работу всех подразделений для реализа
ции этих целей.
 
    При  формировании системы планирования  на предприятии ис
ходят из принципа предприятия, как делового центра активности
или как целеориентированной структуры потенциала, процессов
и объектов. Система  планирования предприятия состоит  из отде
льных подсистем: планирование целей, потенциала, процессов  и
объектов, плановые расчеты. Планирование на предприятии  про
исходит поэтапно.
    Управление сложными системами является антикризисным на
всех этапах функционирования и развития, а умение предвидеть
распознать приближающийся кризис, должно определять эффек
тивность управленческих решений. Антикризисное управление
можно определить как систему управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению
кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики. Оно
должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, его профилактику, предупреждение и преодоление.
    Значение  планирования трудно переоценить,  поскольку имен
но план представляет собой ориентир, к которому стремится 
предприятие, и  одновременно критерий оценки успешности его
деятельности.
    Предприятие,  как экономический субъект, может  ставить
перед собой  различные цели, причем в краткосрочной  и в долгос
рочной перспективе  могут сильно отличаться.
   
      Механизм функционирования предприятия
 
    Социально  –экономическая роль предприятия  в условиях рын
ка существенно  меняется. Поведение предприятия видоизменяет
ся и это  изменение касается многих вопросов деятельности пред
приятия.
    Любое предприятие независимо от организационно –правовой
формы, формы  собственности, отраслевой принадлежности,
выпускаемой продукции, оказываемых услуг является открытой
экономической системой.
    В  условиях рынка предприятие решает  две задачи –произвес
ти продукцию  и реализовать ее. В зависимости  от решения этих
задач предприятие  будет процветать или станет несостоятель
ным. Для того чтобы знать, что необходимо производить, пред
приятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать
ресурсы для  изготовления конкретной продукции, т.е. заняться
маркетингом. 

    Для  принятия решений необходимо  собрать и проанализиро
вать достоверную  информацию –это характеристику товаров, об
щую характеристику рынка, каналы распространения товаров,
конкретное состояние  рынка, уровни управленческой деятельнос
ти в области  маркетинга. В производстве продукта и осуществле
нии маркетинговой  политики необходимо учитывать жизненный
цикл продукта на рынке.
    Как  работает предприятие –прибыльно, убыточно или в рам
ках самоокупаемости, зависит от форм и методов преобразова
ния ресурсов и  может быть определено целым рядом  как частных
так и общих  показателей эффективности.
    Для того чтобы осуществилось преобразование ресурсов в рам
ках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на
нем должны происходить  определенные процессы, оно должно
осуществлять  определенные функции по управлению и организа
ции производства. Само функционирование фирмы немыслимо без обмена с другими экономическими субъектами деятельнос
тью и ее результатами.
    Финансовый  механизм фирмы вносит свою  специфику в трак
товку проблемы открытости –закрытости фирмы. Такая  специфи
ка приводит к необходимости использования кредитов банка и
появлению на предприятии  дебиторской и кредитной задолжнос
тей.
    Фирма  может использовать в хозяйственном  обороте то, что 
ей не принадлежит, но не может использовать, что ей принадле
жит. Предприятия, манипулируя дебиторской и кредитной задол
женостями, может  извлекать финансовые выгоды.
    С  точки зрения финансового механизма  функционирования 
предприятия предпочтительным представляется некоторое пре
вышение –кредиторской  задолженности над дебиторской. Это
позволяет использовать чужие ресурсы для решения собствен
ных проблем.
    Важным  элементом производственного процесса  на предприя
тии является выбранный  вариант технологии. Именно избранная
технология определяет состав и требуемое количество ресурсов
на входе в  производственную систему. Изменение технологии
ведет к изменению  профессионального и квалифицированного
состава необходимых  для производства кадров, оборудования,
транспортных  средств и т.д.
    Предприятие  в зависимости от характера  производимой про
дукции, масштабов производства, имеющихся у него возможнос
тей инвестирования выбирает ту или иную технологию.
    Избранная  технология тесно связана с  двумя показателями ра
боты предприятия: ценой выпускаемой продукции  и уровнем ее
качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурен
тоспособность продукции, чаще предприятие отдается второму
показателю.
    Из  –за недостаточного внимания  к вопросам функциональной
диагностики организационных  структур возникают затруднения
при внедрении  таких организационных нововведений как: корпо
ративные информационные системы, компьютерные и процедур
ные информационные технологии, другие оргструктурные преоб
разования. Причины  внедренческих неудач часто объясняют  пси
хологическим  барьером, некомпетентностью персонала.
   Практика предпроектной диагностики, часто сводится к изуче
нию документированных  информационных потоков и функций
подразделений.
    К  важнейшим задачам функциональной  диагностики организа
ционных структур относятся: классификация субъектов  функцио
нирования; классификация элементов процесса функционирова
ния; классификация  направлений и целей функционирования;
классификация элементов информационных потоков; поведение
обследования  деятельности персонала организации; исследова
ние распределения  организационных характеристик; определе
ние причин рассогласования  декларируемой и реальной структу
ры организационных  отношений.
    Широта  охвата свойств функциональных  элементов при обсле
довании определяется конкретными задачами исследования. Ко
личество одновременно индицируемых характеристик зависит от
интенсивности выполняемых процедур и опыта  системного ана
литика, ведущего наблюдения.
    Классификация  видов функциональных характеристик  осущес
твляется по мере изучения объекта в процессе обследования.
    Для поддержания финансово –экономической стабильности
функционирования  предприятия необходимо контролировать сос
тояние показателей  рентабельности продаж, активов и  собствен
ного капитала, оборачиваемости.
    Даже  самый тщательный анализ эффективно  работающих из
них не позволяет  раскрыть во всей полноте механизм рыночного
успеха, поскольку  этот механизм выходит за рамки предприятий
важнейшие его  компоненты находятся во внешней  среде предпри
ятия, представляющий собой сложную систему, которая вклю
чает в себя государство, поставщиков, конкурентов, потребите
лей, экономические  и политические структуры, факторы  научно-
технического  прогресса, социокультурные и другие факторы.
    В  этой связи исследования процесса  функционирования пред
приятия требует  применение системного подхода, фокусирующе
го внимание не только на самом предприятии, но и на окружаю
щей его среде. Предприятие рассматривается не как изолирован
ная и независимая  структура, а как открытая экономическая  сис
тема и как органическая часть общества, отдающая в процессе
своей деятельности приоритет потребителю.
    В  настоящее время внешняя среда  ставит жесткие условия для
построения внутренней среды предприятия, что требует  замены
существующих  подходов к управлению на качественно  новые ме
тоды хозяйствования, обусловливающие постановку задач по ста
билизации хозяйственных  процессов, согласованию системы об
щих, частных  и единичных пропорций производства, внедрению
в него достижений научно –технического прогресса  и принятию
в этой связи  новых управленческих решений, обеспечивающих
устойчивость  функционирования предприятия в  целом.
    Управление предприятием должно иметь такое функциональ
ное содержание и структурные особенности, которые  позволяют
достигать поставленных целей, решая проблему защищенности
деятельности  предприятия от отрицательного влияния  изменяю
щихся параметров внешней среды и приспособления к новым ус
ловиям хозяйствования.
    Одной  из центральных задач при решении  данной проблемы
является дальнейшее совершенствование принципов и организа
ционно –методических  подходов к управлению устойчивым функ
ционированием предприятия, во многом определяющих его  ус
пех в условиях рыночной системы хозяйствования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.