На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Денежная система Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОССУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по  дисциплине: «Деньги, кредит, банки» 
 
 
 

                Выполнила студентка V курса
                экономического  факультета
                заочного  отделения
                группы  КДЗ-052
                Дроздова  Анна Григорьевна
                шифр 970729 
                 

                Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 

Могилев, 2009
      Вариант 29 

      
    Денежная  система Республики Беларусь.
    Структура современной кредитной системы.
    Анализ банковского баланса.
 
 
      1 Денежная система Республики Беларусь  

      Республика  Беларусь – суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
      После распада СССР и образования самостоятельных  государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия  нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.
      Реальная  жизнь складывалась таким образом, что бывшее единое рублевое пространство постепенно разрушалось, а Республика Беларусь отторгалась от рублевой зоны.
      В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Да и выручку, полученную, например, от реализации продукции предприятиям Украины, стало невозможным использовать для платежей в России. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т.п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей.
      Недолго оставалась единой и система обращения  наличных денег. Каждая республика стала  искать способы защиты своего внутреннего  рынка от проникновения законных платежных средств (рубля) из других республик. Начали в дополнение к денежным знакам выпускаться талоны, купоны, карточки и вводиться другие ограничения функционирования денег. В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
      Первым  толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский» и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок, и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
      Решение Центрального банка России об изъятии  из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь.
      Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое  количество, а их дальнейшее получение  от Центрального банка России на действовавших  прежде условиях стало невозможным.
      Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий  Беларуси и переданы Центральному банку  России, который в последующем  возместил их номинальную стоимость  Национальному банку Республики Беларусь.
      В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь.    В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
      Таким образом, со второй половины 1993 г. в  налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально-экономическим отношениям в республике.
      Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятие из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
      В мае 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществляться в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. Упростился денежный учет и работа с наличными деньгами. Однако высокий уровень инфляции еще раз в 1999 году обусловил необходимость деноминации белорусского рубля. В результате последней с 1 января 2000 года все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены еще в 1000 раз.
      Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации  не произошло, то Верховный Совет  Республики Беларусь постановлением от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
      Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом  предусмотрено, что денежная система  Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
      Национальному банку Республики Беларусь законом  предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
      Достоинство (номинал), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля также определяет Национальный банк Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.
      В целях обеспечения единства в  организации оборота наличных денег  Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и устанавливает:
    порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
    правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
    о правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
    правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
      Проблемы  денежной системы Беларуси осуществленными мероприятиями полностью не решены. Необходима последовательная отработка всех ее элементов. Главным остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы. 
 

      2 Структура современной кредитной системы 

      Структура кредитной системы и организация  кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.
      Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленную на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии с принципами кредитования. При этом каждому этапу историко-экономического развития страны соответствуют свой тип организации кредитного дела и своя структура кредитной системы.
      Кредитные операции в экономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однако основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственного оборота являются банки. Тем не менее всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений (институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских) учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитных отношений формируются два основных звена кредитной системы: банковские учреждения, формирующие банковскую систему, и парабанковские учреждения, формирующие парабанковскую систему (рис.1).
      В данном случае банковская система представлена банками и другими учреждениями банковского типа (например, учетными домами), а парабанковская система – специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными учреждениями. При этом сама кредитная система состоит из соответствующим образом организованных звеньев управления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которым относятся центральный управляющий орган и низовые (функциональные) органы.
      В целях координации деятельности низовых звеньев центральный  управляющий орган должен осуществлять надзор за функционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитных учреждений и ее направление в нужное русло с тем, чтобы обеспечить бесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективность кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допустить необоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. В соответствии с этим кредитная система характеризуется функциональной специализацией, объемом кредитных операций и количеством кредитных учреждений, а также количеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствования кредитно-финансовых услуг. 

          Кредитная система
 

      Банковская  система  
      Парабанковская система


Эмиссионные банки   Неэмиссионные банки   СКФУ
Почтово-сберегательная система

Центральный, национальный, региональный, резервный банк
    Лизинговые и факторинговые фирмы. Ломбарды
Кредитные това-рищества и союзы
Общества взаим-ного кредита
Страховые общес-тва
Инвестиционные  и пенсионные фонды
Финансовые компании
Расчетные (кли-ринговые) центры
  Почтовые  отделения, почтово-сберегательные учреждения
  Специализиро-ванные банки    
 
   
   
   
Коммерческие  банки
       
         
  Инновационные, учетные, ссудосбе-регательные, бирже-вые, ипотечные и т.д.      
           
             
Консорциальные, корпоративные, ассоциативные  и иные объединения банков и парабанков
             
Рисунок 1 – Организационная  структура  кредитной  системы
 
      Ядро  кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном счете к стабилизации покупательной способности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией.
      Каждая  банковская система имеет свои особенности. В частности, банковская система Германии является весьма разнообразной по видам деятельности и формам собственности. Во главе банковской системы находится центральный банк (Дойче Бундесбанк); каждое отделение банка обслуживает в среднем около 1600 человек. Банковская система Англии характеризуется устойчивыми традициями, а также сложившимся правовым регламентированием. Для банковской системы Швейцарии характерным является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний.
      Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а также другим организациям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка. На остальные звенья кредитной системы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в большинстве – только опосредованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.
      В этой связи следует заметить, что  в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки сделать различие между понятиями “банки” и  “кредитные учреждения”. В частности, утверждается, что банки являются финансовыми институтами универсального типа и обладают правом создания платежных средств и регулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях и лишь пёрераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как первые, так и вторые выполняют значительное количество операций. В частности, классическими операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов.
      В настоящее время круг банковских операций также существенно расширяется, все больше стирается грань между  традиционно банковскими и квазибанковскими операциями, соответственно, стирается грань между операциями банков и парабанков. Особенностью банков является то, что они организуют весь денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют налично-денежный оборот в безналичный и обратно. В принципе могут существовать банки, не выполняющие функции финансирования капитальных вложений, сберегательного дела, расчетно-кассового исполнения Госбюджета и даже кредитования. Но нельзя представить банки, не организующие денежный оборот. Поэтому основными признаками банков являются организации и непосредственное осуществление денежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства. Однако в ряде случаев банки отождествляются с кредитными организациями, что представляется также весьма неточным, поскольку:
    возможно наличие банков, которые не занимаются кредитной деятельностью, а осуществляют, например, эмиссию денег или финансирование капиталовложений на безвозвратной основе;
    банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя другие функции, например, по организации безналичного оборота, аккумуляции средств;
    кредитованием занимаются не только банки. Так, товары в кредит продаются различными организациями государственной и кооперативной торговли. Кредитуют население в той или иной форме ломбарды, пункты проката. Предприятия и хозяйственные организации за счет фондов экономического стимулирования выдают рабочим и служащим ссуды на хозяйственное обзаведение, улучшение жилищных условий. Кассы взаимопомощи, фонды творческих союзов выдают ссуды своим членам. Предприятия и хозяйственные организации получают от вышестоящих органов управления временную финансовую помощь, являющуюся своеобразной формой кредита.
      Кредитные институты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую в себя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитной системой ее организационное построение предопределено особенностями исторических и экономических условий формирования хозяйственных структур. Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковская система. Однако это не препятствует построению различных по внутренней структуре банковских систем.
      Так, в 1987 г. чрезвычайно децентрализованная кредитная система США охватывала более 15 тысяч коммерческих банков и около 55 тысяч различных специализированных кредитно-финансовых учреждений. Коммерческие банки включают в себя, во-первых, национальные банки (4910), функционирующие на основе федеральных законов, во-вторых, банки штатов (100223), деятельность которых регулируется законами соответствующих штатов, до 1980 г. только национальные банки (на их долю приходится до 6ОП% всех банковских активов) обязательно являлись членами центрального банка – Федеральной резервной системы (ФРС) и Федеральной корпорации по страхованию депозитов (ФСКД).
      Фактически  кредитную систему США образуют следующие учреждения: Федеральная  резервная система (выполняет функции  центрального банка страны), коммерческие банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании, кредитные кооперативы, страховые компании и пенсионные фонды, фонды социального страхования, общества взаимного кредита, институты страхования депозитов и др.
      В противоположность децентрализованной кредитной системе США японская характеризуется как централизованная. В нее входят 13 крупных коммерческих городских и 64 региональных банка, З банка долгосрочного кредита и 7 траст-банков. Их денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банков – Банком Японии. Городские и региональные банки располагают широкой сетью отделений, осуществляют кредитование корпораций и принимают вклады населения. На денежном рынке городские банки выступают, как правило, в качестве заемщика, а региональные – в качестве кредитора. В кредитную систему Японии также входят почтово-сберегательные учреждения (около 23 тысяч), страховые компании и инвестиционные компании по торговле ценными бумагами, а также специальные кредитно-финансовые институты (учреждения) по кредитованию сельского хозяйства, мелких предприятий, кооперативов и т.д. В последние годы денежно-кредитная система Японии активно подвергается дерегулированию.
      Крайне  разнообразной как по видам учреждений, так и по формам собственности  выглядит кредитная система Франции. В нее наряду с коммерческими банками (национализированными или частными) входят разнообразные по своему характеру учреждения с особым правовым статусом, создание и развитие которых объясняется необходимостью разрешения различных трудных или узких проблем в рамках селективной кредитной политики. Это усложняло регулирующую роль центрального банка, что привело к разработке новой классификации, включающей в себя такие шесть категорий 
 

     3 Анализ банковского баланса 

     Анализ  баланса коммерческого банка  проводится по ОАО «Приорбанк», опубликованного в республиканском журнале «Банковский вестник» на 1 января 2009 года.  

             К1 = П3 / (ВБ . 100 %)               (1)
          К2 = ПЗ / ССН            (2)
          КЗ = ПЗ / (ВС . 100 %)           (3) 

     где  ПЗ – сумма просроченной задолженности;
         ВБ  – валюта баланса (5 034 699,7);
               ССН – собственные средства-нетто (5 034 699,7 – 182 475,7 = =4 852 224)
            ВС – выданные средства (5 574 416,6 + 3 675 877,2 = 4 233 318,8).
     Эти коэффициенты невозможно посчитать, так  как в балансах банка нет сведений о просроченной задолженности.
     О высокой репутации банка свидетельствует большой вес обязательств до востребования, который определяется по формуле 

             Вуд = ОВ / (ВБ . 100%)           (4) 

     где  ОВ – остатки средств на расчетных счетах в рублях и валюте предприятий всех форм собственности и счета предпринимателей (2 255 005,3).
     Вуд = 2 255 005,3 / (5 034 699,7 . 100%) = 45 %
     Финансовое  положение банка устойчивое, так  как Вуд должен быть не ниже 7-10%, а  критическое значение составляет 2-2,5%. 
     Долю самых дорогих ресурсов, привлекаемых банком, можно определить по формуле 

             СОуд = СО / (ВБ . 100%)          (5) 

     где СО – срочные депозиты и межбанковские кредиты, привлеченные банком (181 038,2 + 557 441,6 = 738 479,8).
     СОуд = 738 479,8 / 5 034 699,7 . 100% = 14,7%
     Доля собственных средств банка определяется по формуле 

             ССуд = СС / (ВБ . 100%)          (6) 

     где СС – уставный и специальный фонды, прибыль банка, страховые резервы, фонды банка (412 279,2 + 43 508,8 + 97 426,4 = 553 214,4).
     553 214,4 / 5 034 699,7 . 100% = 11%
     Доля  собственных средств велика, критическое  значение от 3 до 8%
     Доля обязательств до востребования и высокорискованных вложений в активах баланса определяется по формуле 

             (ОВ + ВВ)уд = (ОВ + ВВ) / (ВБ . 100%)        (7) 

     где  ВВ – ценные бумаги, участия, факторинг, лизинг;
         ОВ – обязательства до востребования.
      2 255 005,3 + 74 810,8 = 2 329 816,1
      2 329 816,1 / 5 034 699,7 100% = 46,3%
     Контрольная величина этого показателя равна 75%, при которой работа банка считается высокорискованной, а здесь – 46,3%, значит финансовое состояние очень устойчивое.
     Ликвидность банка по сводному балансу, в отличие  от развернутого, можно определить по следующим формулам 

             К4 = ЛА / (ОВ . 100%)           (8)
     где  К4 – коэффициент мгновенной ликвидности, допускаемый уровень 70% и ниже, критическое значение 30%;
            ЛА – к ним относятся средства, которые банк может мобилизовать без задержки времени, касса, корреспондентский счет в Национальном банке, прочие денежные средства, корреспондентские счета в банках, резервы в Национальном банке, государственные долговые обязательства (227 545,2 + 181 038,2 + 13 562,5 + 557 441,6 = 979 587,5).
      К4 = 979 587,5 / 2 255 005,3 . 100% = 43,4%
      Коэффициент мгновенной ликвидности допустим, так  как допускаемый уровень 70% и ниже.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.