Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Денежная система Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОССУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по  дисциплине: «Деньги, кредит, банки» 
 
 
 

                Выполнила студентка V курса
                экономического  факультета
                заочного  отделения
                группы  КДЗ-052
                Дроздова  Анна Григорьевна
                шифр 970729 
                 

                Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 

Могилев, 2009
      Вариант 29 

      
    Денежная  система Республики Беларусь.
    Структура современной кредитной системы.
    Анализ банковского баланса.
 
 
      1 Денежная система Республики Беларусь  

      Республика  Беларусь – суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
      После распада СССР и образования самостоятельных  государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия  нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.
      Реальная  жизнь складывалась таким образом, что бывшее единое рублевое пространство постепенно разрушалось, а Республика Беларусь отторгалась от рублевой зоны.
      В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Да и выручку, полученную, например, от реализации продукции предприятиям Украины, стало невозможным использовать для платежей в России. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т.п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей.
      Недолго оставалась единой и система обращения  наличных денег. Каждая республика стала  искать способы защиты своего внутреннего  рынка от проникновения законных платежных средств (рубля) из других республик. Начали в дополнение к денежным знакам выпускаться талоны, купоны, карточки и вводиться другие ограничения функционирования денег. В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
      Первым  толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский» и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок, и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
      Решение Центрального банка России об изъятии  из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь.
      Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое  количество, а их дальнейшее получение  от Центрального банка России на действовавших  прежде условиях стало невозможным.
      Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий  Беларуси и переданы Центральному банку  России, который в последующем  возместил их номинальную стоимость  Национальному банку Республики Беларусь.
      В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь.    В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
      Таким образом, со второй половины 1993 г. в  налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально-экономическим отношениям в республике.
      Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятие из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
      В мае 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществляться в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. Упростился денежный учет и работа с наличными деньгами. Однако высокий уровень инфляции еще раз в 1999 году обусловил необходимость деноминации белорусского рубля. В результате последней с 1 января 2000 года все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены еще в 1000 раз.
      Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации  не произошло, то Верховный Совет  Республики Беларусь постановлением от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
      Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом  предусмотрено, что денежная система  Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
      Национальному банку Республики Беларусь законом  предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
      Достоинство (номинал), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля также определяет Национальный банк Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.
      В целях обеспечения единства в  организации оборота наличных денег  Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и устанавливает:
    порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
    правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
    о правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
    правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
      Проблемы  денежной системы Беларуси осуществленными мероприятиями полностью не решены. Необходима последовательная отработка всех ее элементов. Главным остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы. 
 

      2 Структура современной кредитной системы 

      Структура кредитной системы и организация  кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.
      Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленную на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии с принципами кредитования. При этом каждому этапу историко-экономического развития страны соответствуют свой тип организации кредитного дела и своя структура кредитной системы.
      Кредитные операции в экономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однако основными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственного оборота являются банки. Тем не менее всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений (институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских) учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитных отношений формируются два основных звена кредитной системы: банковские учреждения, формирующие банковскую систему, и парабанковские учреждения, формирующие парабанковскую систему (рис.1).
      В данном случае банковская система представлена банками и другими учреждениями банковского типа (например, учетными домами), а парабанковская система – специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными учреждениями. При этом сама кредитная система состоит из соответствующим образом организованных звеньев управления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которым относятся центральный управляющий орган и низовые (функциональные) органы.
      В целях координации деятельности низовых звеньев центральный  управляющий орган должен осуществлять надзор за функционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитных учреждений и ее направление в нужное русло с тем, чтобы обеспечить бесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективность кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допустить необоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. В соответствии с этим кредитная система характеризуется функциональной специализацией, объемом кредитных операций и количеством кредитных учреждений, а также количеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствования кредитно-финансовых услуг. 

          Кредитная система
 

      Банковская  система  
      Парабанковская система


Эмиссионные банки   Неэмиссионные банки   СКФУ
Почтово-сберегательная система

Центральный, национальный, региональный, резервный банк
    Лизинговые и факторинговые фирмы. Ломбарды
Кредитные това-рищества и союзы
Общества взаим-ного кредита
Страховые общес-тва
Инвестиционные  и пенсионные фонды
Финансовые компании
Расчетные (кли-ринговые) центры
  Почтовые  отделения, почтово-сберегательные учреждения
  Специализиро-ванные банки    
 
   
   
   
Коммерческие  банки
       
         
  Инновационные, учетные, ссудосбе-регательные, бирже-вые, ипотечные и т.д.      
           
             
Консорциальные, корпоративные, ассоциативные  и иные объединения банков и парабанков
             
Рисунок 1 – Организационная  структура  кредитной  системы
 
      Ядро  кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном счете к стабилизации покупательной способности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией.
      Каждая  банковская система имеет свои особенности. В частности, банковская система Германии является весьма разнообразной по видам деятельности и формам собственности. Во главе банковской системы находится центральный банк (Дойче Бундесбанк); каждое отделение банка обслуживает в среднем около 1600 человек. Банковская система Англии характеризуется устойчивыми традициями, а также сложившимся правовым регламентированием. Для банковской системы Швейцарии характерным является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний.
      Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а также другим организациям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка. На остальные звенья кредитной системы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в большинстве – только опосредованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.
      В этой связи следует заметить, что  в ряде литературных источников делаются небесспорные попытки сделать различие между понятиями “банки” и  “кредитные учреждения”. В частности, утверждается, что банки являются финансовыми институтами универсального типа и обладают правом создания платежных средств и регулирования массы денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные же учреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операциях и лишь пёрераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведение такого различия между банками и кредитными учреждениями представляется в значительной мере однобоким. Дело в том, что как первые, так и вторые выполняют значительное количество операций. В частности, классическими операциями коммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов.
      В настоящее время круг банковских операций также существенно расширяется, все больше стирается грань между  традиционно банковскими и квазибанковскими операциями, соответственно, стирается грань между операциями банков и парабанков. Особенностью банков является то, что они организуют весь денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют налично-денежный оборот в безналичный и обратно. В принципе могут существовать банки, не выполняющие функции финансирования капитальных вложений, сберегательного дела, расчетно-кассового исполнения Госбюджета и даже кредитования. Но нельзя представить банки, не организующие денежный оборот. Поэтому основными признаками банков являются организации и непосредственное осуществление денежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства. Однако в ряде случаев банки отождествляются с кредитными организациями, что представляется также весьма неточным, поскольку:
    возможно наличие банков, которые не занимаются кредитной деятельностью, а осуществляют, например, эмиссию денег или финансирование капиталовложений на безвозвратной основе;
    банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя другие функции, например, по организации безналичного оборота, аккумуляции средств;
    кредитованием занимаются не только банки. Так, товары в кредит продаются различными организациями государственной и кооперативной торговли. Кредитуют население в той или иной форме ломбарды, пункты проката. Предприятия и хозяйственные организации за счет фондов экономического стимулирования выдают рабочим и служащим ссуды на хозяйственное обзаведение, улучшение жилищных условий. Кассы взаимопомощи, фонды творческих союзов выдают ссуды своим членам. Предприятия и хозяйственные организации получают от вышестоящих органов управления временную финансовую помощь, являющуюся своеобразной формой кредита.
      Кредитные институты, занимающиеся кредитованием, образуют обширную систему, включающую в себя сотни и тысячи коммерческих учреждений. В странах с развитой кредитной системой ее организационное построение предопределено особенностями исторических и экономических условий формирования хозяйственных структур. Основой организации банков в этих странах является двухуровневая банковская система. Однако это не препятствует построению различных по внутренней структуре банковских систем.
      Так, в 1987 г. чрезвычайно децентрализованная кредитная система США охватывала более 15 тысяч коммерческих банков и около 55 тысяч различных специализированных кредитно-финансовых учреждений. Коммерческие банки включают в себя, во-первых, национальные банки (4910), функционирующие на основе федеральных законов, во-вторых, банки штатов (100223), деятельность которых регулируется законами соответствующих штатов, до 1980 г. только национальные банки (на их долю приходится до 6ОП% всех банковских активов) обязательно являлись членами центрального банка – Федеральной резервной системы (ФРС) и Федеральной корпорации по страхованию депозитов (ФСКД).
      Фактически  кредитную систему США образуют следующие учреждения: Федеральная  резервная система (выполняет функции  центрального банка страны), коммерческие банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании, кредитные кооперативы, страховые компании и пенсионные фонды, фонды социального страхования, общества взаимного кредита, институты страхования депозитов и др.
      В противоположность децентрализованной кредитной системе США японская характеризуется как централизованная. В нее входят 13 крупных коммерческих городских и 64 региональных банка, З банка долгосрочного кредита и 7 траст-банков. Их денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банков – Банком Японии. Городские и региональные банки располагают широкой сетью отделений, осуществляют кредитование корпораций и принимают вклады населения. На денежном рынке городские банки выступают, как правило, в качестве заемщика, а региональные – в качестве кредитора. В кредитную систему Японии также входят почтово-сберегательные учреждения (около 23 тысяч), страховые компании и инвестиционные компании по торговле ценными бумагами, а также специальные кредитно-финансовые институты (учреждения) по кредитованию сельского хозяйства, мелких предприятий, кооперативов и т.д. В последние годы денежно-кредитная система Японии активно подвергается дерегулированию.
      Крайне  разнообразной как по видам учреждений, так и по формам собственности  выглядит кредитная система Франции. В нее наряду с коммерческими банками (национализированными или частными) входят разнообразные по своему характеру учреждения с особым правовым статусом, создание и развитие которых объясняется необходимостью разрешения различных трудных или узких проблем в рамках селективной кредитной политики. Это усложняло регулирующую роль центрального банка, что привело к разработке новой классификации, включающей в себя такие шесть категорий 
 

     3 Анализ банковского баланса 

     Анализ  баланса коммерческого банка  проводится по ОАО «Приорбанк», опубликованного в республиканском журнале «Банковский вестник» на 1 января 2009 года.  

             К1 = П3 / (ВБ . 100 %)               (1)
          К2 = ПЗ / ССН            (2)
          КЗ = ПЗ / (ВС . 100 %)           (3) 

     где  ПЗ – сумма просроченной задолженности;
         ВБ  – валюта баланса (5 034 699,7);
               ССН – собственные средства-нетто (5 034 699,7 – 182 475,7 = =4 852 224)
            ВС – выданные средства (5 574 416,6 + 3 675 877,2 = 4 233 318,8).
     Эти коэффициенты невозможно посчитать, так  как в балансах банка нет сведений о просроченной задолженности.
     О высокой репутации банка свидетельствует большой вес обязательств до востребования, который определяется по формуле 

             Вуд = ОВ / (ВБ . 100%)           (4) 

     где  ОВ – остатки средств на расчетных счетах в рублях и валюте предприятий всех форм собственности и счета предпринимателей (2 255 005,3).
     Вуд = 2 255 005,3 / (5 034 699,7 . 100%) = 45 %
     Финансовое  положение банка устойчивое, так  как Вуд должен быть не ниже 7-10%, а  критическое значение составляет 2-2,5%. 
     Долю самых дорогих ресурсов, привлекаемых банком, можно определить по формуле 

             СОуд = СО / (ВБ . 100%)          (5) 

     где СО – срочные депозиты и межбанковские кредиты, привлеченные банком (181 038,2 + 557 441,6 = 738 479,8).
     СОуд = 738 479,8 / 5 034 699,7 . 100% = 14,7%
     Доля собственных средств банка определяется по формуле 

             ССуд = СС / (ВБ . 100%)          (6) 

     где СС – уставный и специальный фонды, прибыль банка, страховые резервы, фонды банка (412 279,2 + 43 508,8 + 97 426,4 = 553 214,4).
     553 214,4 / 5 034 699,7 . 100% = 11%
     Доля  собственных средств велика, критическое  значение от 3 до 8%
     Доля обязательств до востребования и высокорискованных вложений в активах баланса определяется по формуле 

             (ОВ + ВВ)уд = (ОВ + ВВ) / (ВБ . 100%)        (7) 

     где  ВВ – ценные бумаги, участия, факторинг, лизинг;
         ОВ – обязательства до востребования.
      2 255 005,3 + 74 810,8 = 2 329 816,1
      2 329 816,1 / 5 034 699,7 100% = 46,3%
     Контрольная величина этого показателя равна 75%, при которой работа банка считается высокорискованной, а здесь – 46,3%, значит финансовое состояние очень устойчивое.
     Ликвидность банка по сводному балансу, в отличие  от развернутого, можно определить по следующим формулам 

             К4 = ЛА / (ОВ . 100%)           (8)
     где  К4 – коэффициент мгновенной ликвидности, допускаемый уровень 70% и ниже, критическое значение 30%;
            ЛА – к ним относятся средства, которые банк может мобилизовать без задержки времени, касса, корреспондентский счет в Национальном банке, прочие денежные средства, корреспондентские счета в банках, резервы в Национальном банке, государственные долговые обязательства (227 545,2 + 181 038,2 + 13 562,5 + 557 441,6 = 979 587,5).
      К4 = 979 587,5 / 2 255 005,3 . 100% = 43,4%
      Коэффициент мгновенной ликвидности допустим, так  как допускаемый уровень 70% и ниже.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.