Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..4
     1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……..6
     2. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ…………..…..10
     3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………..14
     4. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ……………………….……………………………...…...……………22
     4.1. Общие требования и структура………………………………..……….22
     4.2. Методика налогового учета….…………………………………………23
     4.3. План счетов………………….…………………………………………..25
     4.4. Технология обработки учетной информации…………………………26
     4.5. Первичные документы и документооборот……………………..…….27
     4.6. Инвентаризация…………………………………………………………29
     4.7. Основные средства……………………………..……………………….30
     4.8. Доходы и расходы: порядок признания……………………………….36
     5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»………………..…...……..40
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………….……41
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……43
     Приложение  А…………………………………………………………….….45
     Приложение  Б…………………………………………………………….….46
     Приложение  В…………………………………………………………….….47
     Приложение Г…………………………………………………………….….48
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие «учетная политика» пришло к нам  с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной  политики лишь в 1991 году, что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определить политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии [13, c.9].
     Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере, а  затем в фермерских хозяйствах.
     Термин  «учетная политика» прочно вошел  в бухгалтерский лексикон и практику в 1992 году с принятием Положения  о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного  приказом Минфина России от 20.03.1992 №10.
     С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и самостоятельности субъектов в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается, в основном, в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета субъекты самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
     Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается хозяйствующими субъектами, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
     Между тем, выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика субъекта является важным средством формирования величины основных показателей его деятельности, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности субъекта за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных субъектов.
     Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности.
 

    НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
 
     Под учетной политикой обычно понимают:
     -либо  совокупность способов учета, применяемых субъектом;
     -либо  документ, в котором содержится  описание подобной совокупности.
     В пункте 3 ст.5 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» говорится:
     Организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности [3].
     В том же значении термин употребляется  и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в п.7 которого утверждается:
     При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов [8].
     В НК РФ сказано:
                     Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [2].
     В известном смысле существование учетной политики противоречит регламентации учета: если бы порядок учета был регламентирован полно и не допускал возможности выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, учетная политика не понадобилась бы. Она нужна только тогда, когда, несмотря на нормативное регулирование правил учета, субъекты оказываются перед выбором, что учитывать, когда учитывать, каким образом учитывать. Возможность подобного выбора возникает, как правило, в следующих ситуациях:
     1. Согласно нормативной базе, на усмотрение субъекта предлагаются два или более варианта учета.
     Например, два варианта учета объектов лизинга (либо на балансе лизингополучателя, либо на балансе лизингодателя).
     2. Порядок учета какого-то объекта или какой-то хозяйственной операции (вообще или по большей части) не регламентирован. Отсутствие регламентации приводит к тому же, к чему и наличие нескольких допустимых вариантов: становится необходимым оговорить вариант, используемый субъектом. Отсутствие регламентации означает множественность вариантов: субъекты могут применять любой из изобретенных ими самостоятельно или позаимствованных из сторонних источников вариантов при условии, что эти варианты не противоречат более общим положениям учета (принципам).
     3. Порядок учета какого-то объекта или какой-то хозяйственной операции регламентирован, но при этом нормативная база противоречит самой себе. Действия бухгалтера при обнаружении в законодательстве противоречий нигде, естественно, не оговорены, но бухгалтеру следует помнить об учетной политике [13, с.16].
     4. Существуют расхождения между правилами бухгалтерского и налогового учета. Такие расхождения не приводят к учетной политике автоматически, но «провоцируют» ее появление – с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ они стали глубоки как никогда. Теперь даже имеются независимые друг от друга определения бухгалтерского и налогового учета.
     Согласно  п.1 ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском  учете»:
                      Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [3].
     Согласно  ст.313 НК РФ:
                     Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом [2].
     Если  правила бухгалтерского и налогового учета в чем-либо расходятся, то акцентирование внимания на подобных расхождениях становится обязательным даже в том случае, если и нормативная база бухгалтерского учета, и налоговое законодательством довольно определенны и убедительны.
     Назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких именно правил сформирована отчетность организации. Фактически учетная политика представляет собой текстовые пояснения к отчетности, служащие для уточнения применяемых организацией  способов учета и уплаты налогов.
     Наибольшее  влияние на формирование понятия  и регламентацию учетной политики оказали и продолжают оказывать  следующие документы:
     - Положение о бухгалтерском учете;
     - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
     - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
     - глава 25 «Налог на прибыль»  НК РФ.
     Первым  документом было введено и закреплено понятие бухгалтерской учетной политики; вторым документом закрепление установлено на законодательном уровне; третьим документов учетная политика была детализирована; четвертым документом введено понятие «налоговая учетная политика».
     Разумеется, перечисленными пунктами количество документов, регламентирующих учетную политику, не ограничивается – упоминания об учетной политике содержатся во множестве других нормативных документов и разъяснений.
 

    СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ
 
     Круг  субъектов, составляющих учетную политику, совпадает с кругом субъектов  учета. Действительно, если учетная  политика характеризует совокупность способов учета, применяемых субъектом, следовательно каждый субъект учета вынужден заниматься учетной политикой.
     Под субъектом учета понимается юридическое лицо в целом. Согласно п.9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:
                   Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения [8].
     Аналогичное правило действует в отношении налоговой учетной политики – согласно п.12 ст.167 НК РФ:
                  Учетная политика для целей налогообложения, принятия организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации [2].
     Порядок формирования учетной политики разными субъектами учета (например, занимающимися различными видами деятельности или имеющими разные организационно-правовые формы) может регламентироваться разными нормативными актами, поэтому, несмотря на то, что учетную политику разрабатывают практически все субъекты учета, требования к ней могут быть неодинаковыми.
     В качестве субъектов учета выступают, как правило, юридические лица, однако от их имени принуждены действовать  занимающие определенные посты работники, т.е. обыкновенные люди. Несомненно, в  деле составления учетной политики имеются свои начальники и подчиненные – физические лица: те, кто непосредственно разрабатывает отдельные положения, и те, кто отвечает за их применение перед контролирующими органами.
     Лицом, официально отвечающим за формирование учетной политики, является в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» главный бухгалтер, но учетная политика должна быть при этом утверждена руководителем организации. В пункте 2 ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» специально подчеркивается, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики [3].
     Учетная политика представляет собой часть более обширной финансовой политики, и хотя бы по этой причине ее не рекомендуется запускать, в связи с чем требование ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» об утверждении учетной политики руководителем представляется крайне важным, но сначала не лишним будет назначить ответственного за разработку учетной политики, чтобы знать, с кого в случае чего спрашивать (Приложение А).
     Итак, учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
     Согласно  п.4 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском  учете»:
                     Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
     В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения  учетной политики должны вводиться  с начала финансового года [3].
     Согласно  п.12 ст.167 НК РФ:
                    Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
     Учетная политика для целей налогообложения  применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации [2].
     Важно, что распоряжение об утверждении  учетной политики должно быть составлено в письменной форме, о чем прямо  говорится в Положении по ведению  бухгалтерского учета (п.8); таким образом  под распоряжением имеется в виду письменное распоряжение руководителя. Очевидно, что это требование следует применять и при составлении учетной политики для целей налогообложения (Приложение Б).
     Однако  как быть только что образованным организациям, которые пока по понятым причинам не имеют учетной политики? Основная сложность при составлении учетной политики в начале деятельности организации заключается в следующем: с одной стороны, каждый субъект учета обязан иметь учетную политику; с другой стороны, до тех пор, пока субъект учета не зарегистрирован в качестве юридического лица, у него нет повода разработать и нет возможности утвердить учетную политику [5].
     На  этот случай ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» содержит особое указание (п.9):
                        Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица [8].
     В НК РФ формулировка немного иная, хотя сохраняет тот же смысл (п.12 ст.167):
                     Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации [2].
     Таким образом, несмотря на то, что учетная политика разрабатывается вновь созданными организациями не с первого дня их деятельности, она (как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета) считается применяемой со дня создания организации, т.е. со дня ее регистрации в качестве юридического лица.
 

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 
     В ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» приведены несколько так называемых допущений и требований, именуемых еще принципами бухгалтерского учета.
     Согласно  п.5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:
     При формировании учетной политики предполагается, что:
     - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
     - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
     - принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
     - факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) [8].
     Согласно  п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:
     Учетная политика организации должна обеспечивать:
     - полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
     - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
     - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
     - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
     - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
     - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности) [8].
     Таким образом, в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» фигурируют четыре допущения и шесть требований (Таблица 1).
     Таблица 1
     Допущения      Требования
     Имущественная обособленность      Непрерывность деятельности
     Последовательность  применения учетной политики
     Временная определенность фактов хозяйственной  деятельности
     Полнота      Своевременность
     Осмотрительность
     Приоритет содержания перед формой
     Непротиворечивость
     Рациональность
 
     Рассмотрим  каждое из допущений и требований в отдельности.
     Имущественная обособленность. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
     Принцип декларирует имущественную обособленность организации от ее участников (хозяев) и от других субъектов учета. Тому, безусловно, имеются веские юридические  предпосылки. Согласно п.1 и 2 ст. 48 ГК РФ:
                     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество [1].
     Таким образом, имущественная обособленность юридического лица вытекает из его  определения и, как правило, дублируется  в учредительных документах.
     Непрерывность деятельности. При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Данный тезис представляет собой, по мнению законодателя, принцип бухгалтерского учета под названием «непрерывность деятельности (организации)».
     Почему  именно «непрерывность деятельности», не совсем понятно, ведь организация может быть и ликвидирована, как это предусмотрено ст.61 ГК РФ, т.е. в установленном законом порядке.
     Кроме того, непрерывность деятельности организации  вступает в противоречие с некоторыми действующими бухгалтерскими пассажами, в частности с порядком списания деловой репутации. Согласно п.21 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»:
     Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет (но не более срока  деятельности организации) [10].
     Однако  если бы срок деятельности субъекта учета предполагался бесконечным, деловую репутацию следовало бы не списывать вовсе, поскольку амортизируемая сумма в этом случае стремилась бы к нулю, либо списать единовременно. Нет, не вечно действуют юридические лица, а как раз в определенном узком историческом промежутке!
     Последовательность  применения учетной политики. Предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
     Итак, однажды разработав учетную политику, впоследствии субъекты учета обязаны ее придерживаться, т.е. последовательно применять. Под последовательностью применения учетной политики понимается относительная неизменность способов ведения учета избранных субъектом.
     На  последовательность применения учетной политики указывается в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»; о том же говорится и в НК РФ, согласно ст.313 которого:
                       Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому [2].
     Почему  учетная политика, бухгалтерская  и налоговая, должна применяться последовательно, каждому бухгалтеру должно быть ясно: непоследовательность приведет к несопоставимости бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды, что нежелательно.
     Заинтересованные  пользователи должны иметь возможность  сравнивать информацию об организации  за разные периоды времени для  того, чтобы определить тенденции  в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
     Выполнение требований сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
     Обеспечение сравнимости не означает и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования  правил бухгалтерского учета и учетных  процедур. Организация не должна вести  учет какого-то факта хозяйственной  деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива [13, с.35].
     Временная определенность фактов хозяйственной  деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Если не знать, о чем идет речь, понять изложенную законодателем мысль достаточно сложно. Речь между тем не обо всех фактах хозяйственной деятельности, а только об имеющих отношение к доходам и расходам.
     Полнота. Учетная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Однако насколько это возможно?
     Законодатель, объявляя о полноте отражения  в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, имеет  в виду, что:
     - факты хозяйственной деятельности  должны регистрироваться в соответствии с правилами бухгалтерского или налогового учета;
     - случаи, когда полное отражение  фактов хозяйственной деятельности  невозможно, должны указываться  в учетной политике.
     Своевременность. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» гласит: учетная политика организации должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности.
     К сожалению, идеальная регистрация неосуществима, она ограничена в силу способа исполнения и составляет проблему «ажур» (от франц. аjour – день). Под «ажуром» понимается немедленная, обычно день в день, регистрация в информационной системе учета произошедших фактов хозяйственной деятельности.
     Факт  хозяйственной деятельности и акт  его регистрации не всегда происходят одновременно. Можно представить себе, что оприходование ценностей, поступивших от поставщика на склад организации, фиксируется в компьютерной системе немедленно. Вообразить, что все работники организации начнут вовремя передавать в бухгалтерию все до одного первичные документы, с которыми им приходится иметь дело, намного сложней.
     Согласно  п.4 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском  учете»:
                      Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания [3].
     То  есть нельзя говорить об идеальной  регистрации объектов, но возможно – об их своевременной регистрации, о чем нам и сообщает законодатель.
     Осмотрительность. Учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
     Требование  не допускать создания скрытых резервов можно рассматривать с двух сторон:
     1) как следствие большей готовности к признанию расходов, чем доходов. Непризнанный доход представляет собой, как правило, либо дебиторское обязательство (обязательство покупателя перед субъектом учета), либо кредиторское обязательство (незачтенный аванс). В последнем случае его вполне можно рассматривать как скрытый резерв.
     2) как требование не допускать  создание скрытых резервов вообще. В этом случае скрытые резервы оказываются никак не связанными с моментом признания доходов или расходов. По поводу скрытых резервов не лишне заметить, что главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ устанавливаются довольно жесткие правила их создания за счет  уменьшения налоговой базы: создавай или не создавай скрытые резервы, но налог на прибыль они уменьшают только в установленных законодательством пределах, что сводит интерес бухгалтера к созданию скрытых резервов к нулю [13, с.48].
     Можно сделать вывод, что в российском учете, особенно в налоговом, требование осмотрительности практического значения не имеет, поскольку права отечественного бухгалтера в отношении организации учета в соответствии с собственными представлениями, в том числе в отношении классификации объектов как доходов и расходов, а также в отношении создания резервов, минимальны.
     Приоритет содержания перед формой. Учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
     Законодатель  никак не может решить, что подлежит регламентации: принципы или правила. Можно основываться на принципах, а можно – на правилах, отсюда два противоположных по смыслу подхода:
     1) не устанавливать наиболее общие принципы, руководствуясь которыми каждый субъект учета будет отражать хозяйственную деятельность самостоятельно. Тогда самое главное – четко сформулировать критерии, согласно которым субъект сможет самостоятельно осуществлять учет;
     2) устанавливать для каждого факта  хозяйственной деятельности свои  правила отражения в учете.  В этом случае важно как можно полнее и достовернее описать все возможные варианты. Законодательство должно содержать полный (обязательно закрытый) перечень всех хозяйственных ситуаций, в которых может оказаться субъект учета, и предложить единственно правильный способ оформления каждой из них в учете.
     Беда  современного бухгалтерского учета  также в том, что последовательно  не исповедуется ни первый, ни второй подход. Законодатель устанавливает (само собой, на законодательном уровне) принципы учета и одновременно пытается, насколько это возможно, регламентировать (на том же законодательном и более низших уровнях) все хозяйственные действия, осуществляемые всеми субъектами учета. Это приводит к тому, что не соблюдается ни первое, ни второе:
     - принципы учета зачастую оказываются нарушенными в соответствии с частными нормативными требованиями;
     - в то же время законодательство  не охватывает весь спектр  фактов хозяйственной деятельности [14, с.112].
     Непротиворечивость. Учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
     Отметим, что при компьютерном учете данные аналитического учета всегда соответствуют данным синтетического.
     Рациональность. Учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации.
     Видимо, требование рациональности мыслилось  так: рациональное ведение бухгалтерского учета в рамках существующих правил.
 

    ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
 
      Общие требования и структура
 
     Учетная политика должна разбиваться на разделы  ввиду разнообразия затрагиваемых  в ней вопросов. Таким образом, определив способы учета, которые  необходимо отразить в учетной политике, мы можем составить перечень ее разделов.
     Прежде  всего выберем способы учета. Первые требования в составу учетной  политики (бухгалтерской) приведены  в Федеральном законе «О бухгалтерском  учете», согласно которому в учетной  политике утверждаются:
     - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;
     - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
     - порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества и обязательств;
     - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;
     - порядок контроля за хозяйственными  операциями;
     - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета [3].
     Согласно  Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н:
                   При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
     Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация [13, с.55].
     Требования  к налоговой учетной политике пока менее детализированы и определяются гл.25 «Налог на прибыль» НК РФ. 

     4.2.Методика налогового учета 

     Согласно  ст.313 НК РФ:
                     Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно [2].
     Методика  налогового учета может заключаться  в отказе от бухгалтерского учета, т.е. в фактическом слиянии бухгалтерского и налогового учета в «объединенный» учет с одним информационным массивом как исходной, так и выходной информации.
     Главным недостатком такого подхода является внесистемность. При внимательном рассмотрении нормативной базы бухгалтерского и налогового учета выясняется, что достичь единства правил бухгалтерского и налогового учета можно, но только почти, т.е. в некоторых исключительных ситуациях добиться сходства никак не получится. Это делает необходимой корректировку некоторых полученных в «объединенном» учете показателей – опять-таки возникает проблема выбора методики, при помощи которой будет осуществляться подобная корректировка.
     При избрании той или иной методики налогового учета бухгалтеру нужно ответить на ряд последовательно возникающих  вопросов:
     1) сначала необходимо решить, насколько допустимо сблизить правила бухгалтерского и налогового учета;
     2) затем следует определить, рационально  ли дублировать бухгалтерские  или налоговые данные, может быть, следует фиксировать только различия  между первыми и вторыми;
     3) наконец, нужно установить порядок и способ кодировки информации – то, что мы по большей части и называем методикой налогового учета.
     А лучше всего воспользоваться  изменениями, внесенными в ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль  организаций» в 2008 году. В пункте 22 новой редакции говорится:
                       Организация может использовать следующие способы определения величины текущего налога на прибыль:
     - на основе данных, сформированных  в бухгалтерском учете в соответствии  с пунктами 20 и 21 Положения. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;
     - на основе налоговой декларации  по налогу на прибыль. При  этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль [11].
     Второй  способ – определение величины текущего налога на прибыль на основе налоговой  декларации – это не что иное, как возвращение к традиционному способу исчисления налога на прибыль, без использования ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», разве что с указанием налоговых активов и обязательств в качестве справочных величин. 

     4.3. План счетов 

     Создание  рабочего плана счетов, включая аналитические счета (аналитику), названо в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» одной из обязательных составных частей учетной политики. Это означает, что субъект учета должен на базе типового Плана счетов сформировать и в составе учетной политики утвердить так называемый рабочий план, т.е. тот, который он намерен использовать в практической деятельности.
     Напомним, что в Инструкции по применению Плана  счетов утверждается следующее:
               План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических  счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
     Для учета специфических операций организация  может по согласованию с Министерством  финансов Российской Федерации вводить  в План счетов бухгалтерского учета  дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
     Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организаций  исходя из требований управления организаций, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может  уточнять содержание приведенных в  Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
     Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
     В Инструкции после характеристики каждого  синтетического счета дана типовая  схема корреспонденции его с  другими синтетическими счетами. В  случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией [6, с.12].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.