На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация финансового планирования на предприятии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

      Актуальность  темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом  от командной модели экономики, при  которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
    увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
    высокая нестабильность внешних условий и факторов;
    новый стиль руководства персоналом;
    усиление центробежных сил в экономической организации;
Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
    неопределенность внешней  (рыночной) среды;
    возможность слияния или поглощения другой фирмой;
    возможность монопольного установления цены реализации продукции;
    контрактные отношения;
     В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
     Цель  данной ВКР – рассмотреть процесс  разработки финансового плана и  доказать необходимость финансового  планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
    Объектом  исследования является состояние финансового планирования на реально действующем предприятии «ПСБ – филиал ОАО «Тулаоблгаз», планирующее свою деятельность на 2004 год. 
   Предмет исследования – производственно-экономические отношения ПСБ с предприятиями, организациями и прочими пользователями газового хозяйства.
   В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
      1.  Рассмотреть сущность и содержание  финансового планирования;
      2.  Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
      3. Проанализировать финансовое состояние  ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»;
    4.  Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»
      5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.
   Методология финансового планирования построена  на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления  финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.  
 
 

    Глава 1. Сущность, методы и  виды финансового  планирования на предприятии 

    1.1. Сущность финансового  планирования на  предприятии  

    Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.
    Финансовое  планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. [27, с. 264]
    Финансовое  планирование является важным элементом  корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [10, с. 69].
    Основные  задачи финансового  планирования:
    обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
    соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;
    гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет [21, с. 461];
    выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
    контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия. [17, с. 234]
    Цель  финансового планирования состоит  в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. [13, с. 201]
    Руководство любого предприятия независимо от его  вида и величины обязано знать, какие  задания в области экономической  деятельности оно может запланировать  на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. [4, с. 59]
    По  мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. [25, с. 27]

Краткосрочное и долгосрочное планирование

 
    Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы. [7, с. 356]
    В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют  дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). [6, с. 25]

Организация планирования

 
    Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [5, с. 48]
    Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей. [18, с. 273]
    В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). [15, с. 168]
      По методу  break-down работа по  составлению бюджетов начинается  “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [12, с. 213]
    Методы break-down и build-up представляют две противоположные  тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [15, с. 169]
    Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
    На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [29, с. 236]
    Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
    Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [14, с. 278]
    Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
    На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
    На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
    Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [29, с. 237].
    Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
    Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
    Методы  планирования финансовых показателей рассмотрим более подробно в разделе 1.2 «Методы планирования финансовых показателей».    
 

    1.2 Методы планирования  финансовых показателей 

    В условиях планово-директивной экономики  целью составления финансового  плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли  в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п. [8, с. 462].
    Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли [9, с. 248].
    Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование [29, с. 234].  

    Нормативный метод 

    Сущность  нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. [29, с. 235]. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
      федеральные нормативы;
      республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
      местные нормативы;
      отраслевые нормативы;
      нормативы хозяйствующего субъекта [8, с. 463].
    Федеральные нормативы являются едиными для  всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
    Отраслевые  нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [36, с. 235].
    Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно  хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. [26, с. 96] 

    Расчётно-аналитический  метод 

    Сущность  расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.2.1).
    Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п. [27, с. 266] 

    Отчётные данные за предплановый период      Экспертная  оценка динамики отчётных данных Экспертная  оценка перспектив развития   Расчёт планового  показателя
 
    Рис. 1.2.1. Схема расчётно-аналитического метода планирования [8, с. 464]. 

    Балансовый  метод 

    Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. [27, с. 266]
    Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид (1.2.1):
                               Он  + П = Р + Ок,                    [8, с. 465]
    где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
           П – поступление средств в  фонд, руб.;
           Р – расходование средств фонда,  руб.; 
              О
к – остаток средств на конец планового периода, руб. 
 
 

    Метод оптимизации плановых решений 

    Сущность  метода оптимизации плановых решений  заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
      минимум приведённых затрат;
      максимум приведённой прибыли;
      минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
      минимум текущих затрат;
      минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
      максимум дохода на рубль вложенного капитала;
      максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
      максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). [27, с. 267]
    Например, в качестве критерия выбора принимается  минимум приведённых затрат, которые  представляют собой сумму текущих  затрат и капиталовложений, приведённых  к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле (1.2.2):
    И + Ен * К = min,                               [8, с. 466]
    где И – текущие затраты, руб.;
    К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;
    Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
    В настоящее время нормативный  коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует  нормативному сроку окупаемости 6,6 года.
    Экономико-математическое моделирование
    Сущность  экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. [Балабанов, с. 466]
      Модель может строиться по  функциональной или корреляционной  связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
    Y = f(x),                  (1.2.3)       [8, с. 466]
    где Y – показатель;
           х – факторы. 
    Алгоритм  разработки планового показателя может  быть представлен в виде следующей  схемы (рис. 1.2.2). 

    Отчётные данные за пред-плановый период 
        
      Построение  экономико-математи-ческих моделей  планового показателя Прогнозирование   показателя на основе экономико-математической модели и разра-ботка различных вариантов  плано-вого показателя    Экспертная оценка перспектив развития   Принятие планового решения, выбор одного варианта планового показателя
 
    Рис. 1.2.2. Процесс разработки планового  показателя с применением экономико-математической модели [8, с. 467].
    В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами. [26, с. 99] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Виды финансовых  планов и их  роль в управлении  предприятием 

    Финансовое  планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное. 

 Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта 

    В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны  государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
    Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от  реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться  прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [35, с. 32 ]
    Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [24, с. 83]
    Слабость  распространения стратегического  планирования в российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:
      Объективные факторы:
      высокая нестабильность внешней среды;
      низкий  уровень общей финансовой культуры фирм;
      высокая зависимость от государственного бюджета.
      Субъективные факторы:
      дефицит времени, приоритеты текущих дел;
      мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;
      недостаточная квалификация управляющих и служащих;
      отсутствие методической базы;
      негативное отношение к планированию;
      теоретический подход к планированию со стороны плановиков [30, с.52].
    Представляется, что коренное изменение ситуации возможно при переориентации руководящего звена с пассивного подхода к управлению на активный (целевое управление), для чего необходимы изменение управленческого менталитета и повышение финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб российских компаний.
    Примерно  на половине предприятий России система  планирования неэффективна. Неэффективной  можно считать такую систему, в которой отклонение фактических  результатов от запланированных  регулярно превышает 20 - 30% [10,с.53]. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.
    Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
      распределение ресурсов;
      адаптация к внешней среде;
      внутренняя координация;
      организационное стратегическое предвидение. [29, с. 239]
    Процесс распределения ресурсов включает в  себя распределение ограниченных организационных  ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический  опыт.
    Адаптация к внешней среде охватывает все  действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с её окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
    Внутренняя  координация включает координацию  стратегической деятельности для отображения  сильных и слабых сторон организации  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций. Обеспечение  эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности. [12, с. 115 ]
    Осознание организационных стратегий предусматривает  осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте даёт возможность организации правильно скорректировать своё стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. Стратегическое планирование является процессом и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рисунке 1.3.1.  

Миссия организации
Цели организации
Оценка и  анализ внешней среды
Обследование сильных и слабых сторон организации
 
Контроль  организации и оценка стратегии     
Реализация  стратегии
Выбор стратегии
Анализ стратегических альтернатив
    
Тактика
    
Политика
    
Правила
    
Процедуры
 
    Рис. 1.3.1. Процесс стратегического планирования [30, с. 53] 

    Стратегическое  планирование может поднять новые  проблемы организации. Некоторые из них включают:
         В число потенциальных преимуществ,  которые дает разработка  стратегического  плана, входят:
        Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:
    В условиях политической и экономической  нестабильности, а также высоких темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть перестроена. [15, с. 315]
        Основной целевой функцией планирования  становится обеспечение долгосрочной  конкурентоспособности, которая  обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция – информационно-ориентирующая. Ключевая задача заключается в не столько в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны, соответствовали их интересам, а с другой стороны, способствовали достижению основных результатов плана. [30, с. 54]
      Для составления обоснованной  программы развития предприятие  должно постоянно заниматься  сбором и анализом огромного  объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах в целях прогнозирования будущих проблем и возможностей. Это обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.
    В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы стратегического планирования становится механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легкоприспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств. [15, с. 317]
    Для обеспечения устойчивой работы предприятия  должна быть создана система гибкого адаптивного трехуровневого планирования (СГАТП) (рис. 1.3.2):
    Тактические бюджеты содержат те мероприятия, которые  должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета. Именно при помощи тактических бюджетов происходит  координация текущей деятельности таким образом, чтобы  в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом бюджете целей за счет более интенсивной работы в другом периоде. 

  
Бюджет  на 1-й год   Бюджет на 2-й  год  
Бюджет на 3-й год

Бюджет  на 1-й кв.   Бюджет на 2-й  кв.   Бюджет на 3-й  кв.   Бюджет на 4-й  кв.
 
     

Рис. 1.3.2 Система гибкого адаптивного  трёхуровневого планирования [30, с. 55]
    Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже в полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным  в зависимости от изменений внешней  и внутренней среды предприятия  и не может быть обеспечена посредством соответствующих тактических бюджетов. В этой ситуации изменению подлежат годовые бюджеты, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач развития предприятия.
    Стратегические  цели развития предприятия могут  быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки. [5, с. 127]
      Ядром СГАТП является финансово-экономическая  модель, в рамках которой на  уровне ключевых показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов, то есть планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения намеченного общего результата. В структуре СГАТП бюджеты становятся связующим звеном между стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством, и оперативным управлением, реализуемым преимущественно на нижнем уровне. СГАТП, ориентированная на достижение целей компании, - это инструмент управления, который дает возможность изменять ее деятельность.
    Для повышения эффективности управления предприятием на основе СГАТП, цели развития должны стать вполне конкретными  и осязаемыми, то есть материализованными в конкретных контрольных показателях, находящихся в компетенции конкретных менеджеров и исполнителей.
    Отношение конечного требуемого объема денежных ресурсов к валюте баланса на начало реализации стратегии можно назвать индексом динамики финансового развития хозяйствующего субъекта (И дфр), который характеризует долю требуемого прироста в общем объеме имеющихся активов.
    Для расчета И дфр следует использовать следующую формулу (1.3.1):
                                    Требуемый объем финансовых ресурсов
            И дфр = 1+ ————————————————                [8, с.56]         
                                            Валюта баланса 

    Индекс  динамики финансового развития способствует определению реалистичности поставленной задачи. Для выявления перспективы  достижении цели, его можно сравнивать с динамикой развития предприятия  прошлых периодов, прогнозом развития отрасли, промышленности, региона, изменения макроэкономических показателей и т.д. Чем выше индекс динамики финансового развития предприятия, тем больше рисков может встретиться на пути реализации проекта.
    Незначительный  индекс динамики финансового развития может со временем сделать предприятие неконкурентоспособным из-за несоответствия темпов развития изменениям внешней среды.
    СГАТП, основанная на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и  в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием. И ее применение эффективно во многих областях управления:
 
    Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности [28, с. 244]. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.
    Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. [18, с. 342]
    Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду. [21, с. 462]
    Текущие финансовые планы предпринимательской  фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:
    Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся в соответствии с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребления, резервный фонд). [33, с. 645]
    Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и  в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.  
    В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого  вида вложений или отчислений и источника  финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану. В ней по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финансирования, то есть финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формирования фондов денежных средств. [21, с. 462] 

    Оперативное  финансовое планирование 

    В целях контроля за поступлением фактической  выручки на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это  связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [29, с. 251]
    Оперативный план необходим для обеспечения  финансового успеха предприятия. Поэтому  при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.
    Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности  в краткосрочном кредите. [32, с.179]
    В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет  выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие  мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.
    Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках  предприятия.
    Кроме платёжного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план –  план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. [ 21, с. 463]
    Заключительным  этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.
    Завершая  аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [29, с. 256]
    В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
     Рассмотрев  цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты  практики составления финансовых планов, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью  внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ финансового  планирования на предприятии 

2.1. Характеристика ПСБ  – филиала ОАО «Тулаоблгаз» 

    Проектно-сметное  бюро (ПСБ) является филиалом акционерной  компании «Тулаоблгаз» и не является юридическим лицом. Основано в мае 1978 года. Численность работающих – 25 человек, в том числе специалистов – 24 человека.  

      

Главный бухгалтер   Начальник производственного  отдела   Главный инженер  проекта
    
      

Экономист-инженер   Группа проектирования № 1   Группа проектирования № 2   Инженер-сметчик
 
    Рис. 2.1.1 Структурная схема управления ПСБ 

    Предметом деятельности, основными целями и  задачами ПСБ являются:
 
 
   2.2 Анализ финансового  состояния ПСБ. 

    Финансовое состояние характеризируется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
      Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
    Финансовое  состояние характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
          Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – к увеличению активов  предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
    Финансово устойчивым является такой хозяйствующий  субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
   Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация и использование  оборотных средств. В процессе анализа финансового состояния большое внимание уделяется составу и размещению активов предприятия. Анализ состава и размещения активов фирмы проводится по следующей форме: 
 

   Таблица 2.2.1

Анализ  состава и размещения активов ПСБ (Приложение 1)

 
 
№ п/п
Активы 2002 г. 2003 г. Изменение
руб. % руб. % руб. %
А 1 2 3 4 5 6 7
1 Нематериальные  активы - - - - - -
2 Основные средства 162755 11,6 201315 25,4 38560 13,8
3 Прочие внеоборотные активы - - 12553 1,6 12553 1,6
4 Оборотные средства, в т.ч.:
1235990 88,4 578777 73 -657213 -15,4
  а) запасы 18617 1,3 28358 3,6 9741 2,3
  б) дебиторская задолженность (в теч. 12 месяцев после отчётной даты) 582580 41,7 217457 27,4 -365123 -14,3
  в) денежные средства 634793 45,4 332962 42 -301831 -3,4
5 Расчеты с учредителями - - - - - -
ИТОГО: 1398745 100 792645 100 -606100  
    В таблице 2.2.1 постатейно записаны сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. На основании  этих данных можно проследить за изменениями в составе и структуре активов предприятия, откуда следует, что к 2003 году сумма основных средств увеличилась на 38560 руб.(13,8%). Общая сумма оборотных активов в 2003 году по сравнению с 2002 годом уменьшилась на 657213 руб. (15,4%) за счет значительного снижения в них суммы дебиторской задолженности – на 365123 руб. (14,3%) и денежных средств – на 301831 руб. (3,4%).
    С помощью табличного процессора Excel и Мастера диаграмм, представим данные таблицы 2.2.1 в графическом виде.

    Из  данных таблицы видно, что активы предприятия уменьшились за отчётный год на 606100 руб. Средства в активах распределились следующим образом: основные средства – 201315 руб. или 25,4%; прочие внеоборотные активы – 12553 руб. или 1,6%; оборотные средства – 578777 руб. или 73%.

   Изменилось органическое строение капитала: в 2002 году отношение оборотного капитала к основному составляло 7,6, а в 2003 году – 2,9. Это свидетельствует о замедлении темпов его оборачиваемости, а это может быть свидетелем того, что вложенные в предприятие ресурсы используются неэффективно.
     Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов (реально существующих собственного имущества и финансовых вложений по их действительной стоимости). Реальными активами не являются нематериальные активы, износ основных фондов и материалов, использование прибыли, заемные средства.
      Темп  прироста реальных активов характеризует  интенсивность наращивания имущества  и определяется по формуле: 

      А = ((Ос1 + Обс1)/(Ос0 + Обс0) – 1) * 100% , (2.2.1) 

где  А – темп прироста реальных активов, %,
      Ос – основные средства и вложения без учета износа, торговой наценки, нематериальных  активов, использованной прибыли,
      Обс – оборотные средства
Имеем:
А = ((201315 + 578777) / (162755 + 1235990) – 1) * 100% = -44,2%
   Таким образом, интенсивность прироста реальных активов за год снизилась на 44,2 %, что свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия.
   Следующим моментом анализа является изучение динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
   Таблица 2.2.2

Анализ  динамики и структуры  источников финансовых ресурсов (данные для анализа - приложение - бух баланс)

 
Виды  источников фин.  ресурсов
2002 г. 2003 г. Изменение
руб. % руб. % руб. %
А 1 2 3 4 5 6 7
1 . Собственные средства
1.1. Добавочный  капитал 34724 2,5 34724 4,4 - 1,9
1.2. Нераспределенная  прибыль - - - - - -
ИТОГО: 34724 2,5 34724 4,4 0 1,9
2. Заемные средства
2.1. Долгосрочные  займы - - - - - -
 
 
ИТОГО: - - - - - -
3. Привлеченные средства
3.1. Кредиторская  задолженность 1364021 97,5 757921 95,6 -606100 -1,9
3.2 Доходы будущих  периодов - - - - - -
ИТОГО: 1364021 97,5 757921 95,6 -606100 -1,9
ВСЕГО: 1398745 100 792645 100 -606100 -
 
   Из  табл. 2.2.2. видно, что сумма всех источников финансовых ресурсов предприятия уменьшилась на 606100 руб., в том числе собственные средства не изменились, привлеченные средства уменьшились на 606100 руб., или на 1,9% (в основном за счет уменьшения задолженности кредиторам на 595514 руб.). За отчетный год изменился состав источников средств: доля собственных средств увеличилась на 1,9 процентных пункта; привлеченных средств уменьшилась на 1,9 процентных пункта. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия.
   Используя табличный процессор Excel и Мастера диаграмм, представим данные таблицы 2.2.2 в графическом виде.
   Дадим характеристику динамики текущих расчётных  отношений с дебиторами и кредиторами (используем данные приложения к бухгалтерскому балансу).
   Таблица 2.2.3
   Динамика  состояния текущих расчётных отношений с дебиторами и кредиторами по данным годовой отчётности (Приложение 10) 

Показатель Остатки по балансу, руб Удельный  вес в составе всей задолженности, %
на  на- чало  года
на ко-нец года изме-нения на на-чало года на ко-нец года изме-нения
1 2 3 4 5 6 7
Дебиторская задолженность – всего, в том  числе: 582580 217457 -365123 100 100 -
покупатели  и заказчики - 83028 +83028 - 38,2 38,2
Кредиторская  задолженность – всего, в том  числе:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.