На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система и фискальная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Финансовая  система и ее структура …………………………….…………….5
     1.1 Понятие финансовой системы государства ………………………….5
     1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность  и экономические функции налогов …………….………………..10
     2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
     2.2 Основные экономические функции  налогов ……………………….11
3 Дефицит  государственного бюджета и фискальная политика государства ……………………………………………………………...……….16
     3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
     3.2 Фискальная политика государства ………………………………….23
Заключение……………………………………………….………………………32
Список  использованной литературы…………………….……………………..34
 

      Введение 
 

     Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.
     Отношения, возникающие по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они  лежат в основе существующей финансовой системы.
     Главными  элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.
     Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер экономических связей образует особую подсистему в денежных отношениях.
     Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы возможны, если предварительно собраны налоги. В свою очередь, разумное направление государственных расходов способно стимулировать производство и обеспечивать последующий рост налоговых поступлений.
     Цель  работы – рассмотреть финансовую систему и фискальную политику государства.
     Данная цель предполагает решение следующих задач:
    Рассмотрение финансовой политики государства;
    Изучение финансовой системы и ее структуры;
    Отражение сущности и экономических функций налогов;
    Освещение понятия дефицита государственного бюджета и его причин;
    Рассмотрение фискальная политика государства.
 

      1 Финансовая система и ее структура 

     1.1 Понятие финансовой  системы государства 
 

     Денежный  оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственной деятельности. Это область финансовых отношений, или финансов, которые в рамках денежных отношений охватывают процесс формирования и использования денежных ресурсов, т.е. денежных фондов. Такие фонды образуются у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.
     Отношения, возникающие по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.
     Государственные финансы - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство в качестве источников пополнения казны помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей. [5, с. 402]
     Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер экономических связей образует особую подсистему в денежных отношениях. За ее пределами происходит иное, двустороннее движение денег и товара: товар продавца обменивается на деньги покупателя.
     Обмен эквивалентами (товара на деньги) предполагает юридическое равенство сторон, что позволяет каждому участнику сделки действовать добровольно, согласно своему экономическому интересу. При безвозмездном характере отношений юридическое равенство отсутствует. Один из участников обладает преимуществом присваивать часть дохода, созданного вовсе не им. Такое одностороннее движение дохода в виде платежа становится возможным, если экономические субъекты подчинены воле государства. 
 

     1.2 Структура финансовой  системы 
 

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.
     Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориентирующихся на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государства, правительства которых стабилизируют экономику на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета.
     Доходная  часть государственного бюджета  формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет приходятся на подоходный налог с населения (до 80%).
     Средства  государственного бюджета используются в рыночной экономике для создания наилучших условий для ее функционирования. Это охрана института частной собственности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств по поддержанию высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.
     После Второй мировой войны в бюджетных  отношениях усилилась новая тенденция. Процесс собираемости денежных доходов стал рычагом регулирования хозяйственных пропорций общества. Предприятия, реализующие особо важные общественные интересы, стимулировались налоговыми льготами, субсидиями, предоставлением условий ускоренной амортизации. Государственный бюджет приспосабливался к циклической динамике рыночного хозяйства. Формирование его доходов и государственные расходы начали использоваться для стимулирования частного сектора в стадии депрессии, и, наоборот, для него создавались более жесткие условия при подъеме. [17, с. 255]
     Вторым  по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе в России, есть одно финансовое звено - бюджеты членов Федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние включают местные налоги, местные субсидии, специальные фонды.
     Доходы  местных бюджетов формируются, как  правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Собираются также иные налоги, административные сборы и плата за лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, с тем чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.
     Особое  финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали использоваться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования средствами в своих целях.
     Сущность  и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.
     Контрольная функция проявляется лишь в процессах  использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
     Мобилизационная функция обеспечивает поступление  средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредоточиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
     Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого таким образом национального дохода во многом определяется выбором правительством модели развития рыночного хозяйства. Она выше в странах, придерживающихся кейнсианской доктрины развития при взятом курсе на создание социально-ориентированной экономики. В странах, опирающихся на монетарные программы, перераспределительным отношениям отводится более скромная роль, ибо главным считается содействие развитию рыночных сил, а не их корректировка. [13, с. 362]
     Выбор наилучшей для страны финансовой политики как совокупности мероприятий  по использованию финансов для решения  задач, стоящих перед обществом, существенно влияет на экономический рост. Такой выбор определяется господствующими в данный период концепциями, формирующими направление хозяйственного развития страны в случае, если взятая на вооружение экономическая политика отвечает потребностям экономики. 
 

 

     
     2 Сущность и экономические функции налогов 

     2.1 Экономическая сущность  налогов 
 

     Государство призвано обеспечивать стабилизацию экономики, создавая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, часть которых берется из собственных источников, например из доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает также часть доходов коммерческих предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.
     Цели  общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом имеющихся противоречий между интересами государства и налогоплательщиков. Развитие рыночной экономики, возрастание экономической роли государства, наблюдаемое после Великой депрессии, меняло концептуальные подходы к налогообложению, что объяснялось стремлением усилить роль налогов как регуляторов экономических процессов. 
 

 

      2.2 Основные экономические функции налогов 
 

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и регулирующую.
     Фискальная  функция связана с созданием  и функционированием государственных денежных фондов.
     Регулирующая  функция предполагает использование  налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляется при:
      реализации антициклических программ;
      корректировке направлений экономического роста;
      стимулировании отдельных производителей;
      обеспечении социальной справедливости через перераспределение доходов.
     В развитых странах, реализующих модель социальноориентированной экономики, налоги активно используются как источник поддержания определенного уровня жизни тех слоев населения, которые не в состоянии обеспечить его самостоятельно. Такое направление экономического развития предполагает большую роль перераспределительных отношений, и как следствие - высокий удельный вес налогов в созданном национальном продукте. Данное положение особенно четко отражается в кейнсианских программах регулирования. Как считают представители монетарной школы в экономической теории, подобное видение роли налогов как экономического регулятора ошибочно. Оно ведет к ослаблению стимулов к труду и предпринимательской деятельности из-за высоких налогов, тормозит экономический рост, препятствует формированию эффективного рынка. Монетаристы полагают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода с помощью налоговой системы и по возможности полагаться на достаточность рыночных механизмов. Разное видение направлений налоговой политики у названных экономических школ выражено в предлагаемых ими антициклических программах.
      Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, составляющих определенную долю валового внутреннего продукта. Она определяется многими условиями. Среди них следует выделить три наиболее существенных: величину полученных доходов, традиции, сложившиеся в стране, фазу промышленного цикла.
     Чем выше доходы, тем больше доля налоговых  отчислений. Развитие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения. [22, с. 315]
     В истории XX в. четко прослеживается тенденция  роста налоговых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20%. В настоящее время в наиболее развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15 - 28 тыс. долл. тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. В России данный уровень выше, в то время как в странах с уровнем развития, близким к российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.
     Существенное  воздействие на уровень налогового бремени оказывают традиции. Он выше в странах с социальноориентированной экономикой типа шведской и составляет около 50% ВВП, в странах, развивающихся по монетарным принципам, - около 30%. Значит, более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность в обществе. Поскольку бизнес перекладывает налоги на покупателя, включая их в отпускные цены, то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
     Увеличение  ставки налогообложения ведет к  увеличению доходов бюджета. Однако увеличивать налоговое бремя можно лишь до определенных пределов, так как потом начинает снижаться база налогообложения. Это обнаружил А. Лаффер на основе анализа статистических данных за длительный период. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера (рис. 1).
     Рис. 1 

     
                                            База налогообложения 

     Согласно кривой Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит нераспределенную прибыль предприятий, возможность инвестиций и, следовательно, возможность расширения производства и получения больших доходов. В будущем периоде сумма налоговых поступлений также сократится. Кроме того, увеличение налогового бремени ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов, что сокращает налоговые поступления в казну.
     Россия  сегодня по налоговым поступлениям явно находится в позиции, превышающей  точку М. В результате запланированная  величина налоговых поступлений, превышающая 50% ВВП, оказалась нереальной. Физически государство не смогло получить и 30 - 35% ВВП, что повлекло за собой задержки в выплатах заработной платы работникам бюджетных организаций, усилилась напряженность в связи с ростом неплатежей предприятий друг другу.
     Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для  бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым - инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно содействовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. [17, с. 422]
     Однако  не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу дать эффект роста валового национального  продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно когда появляется спрос на основной капитал. Такой спрос варьирует в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
     Налоговая система, сложившаяся в России в  период государственного социализма, еще не адаптировалась к новым условиям. Сохранился старый подход к налогам как к исключительно фискальному инструменту для мобилизации средств на государственные нужды. Функция налогов как регулятора экономических процессов рыночной экономики используется явно недостаточно. Постепенно этот недостаток необходимо устранить.
     Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям.
     1. Уменьшение налогового бремени.
     2. Изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов, имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей. Резкий переход на преимущественное  налогообложение  физических лиц невозможен,  поскольку невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют выплачивать такие налоги.
     3. Сокращение налоговых льгот. 
 

 

      3 Дефицит государственного  бюджета и фискальная  политика государства 

     3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины 
 

     Когда расходы государственного бюджета  превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.
     Каков же процесс образования бюджетного дефицита? Он возможен, когда государство расходует деньги, рассчитывая компенсировать такие расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах вопреки надеждам правительства, то в стране образуются бюджетный дефицит и государственный долг.
     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в сбалансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
     При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей. [7, с. 199]
     Сокращение  расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так 
как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных   программ   провоцирует   социальную   напряженность   и   ведет   к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

     Увеличение  налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению 
инвестиций и потребления.  Последнее также снижает возможности роста 
ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

     Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:
      обращения государства за кредитом к национальным банкам;
      превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
      выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.
     Рассмотрим  последствия такого способа покрытия бюджетного дефицита. Обращение к  банковским структурам за кредитом существенно  меняет состояние денежного рынка, ведет к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.
     При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.
     Формой  внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита, а, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.
     Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют много общего. Подобный долг изымает свободные денежные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вливаний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ресурсов. Этому способствует и политика дешевых денег Центрального банка, цель которой - снижение учетной ставки процента.
     Постоянное  использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности такого хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
     Именно  с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика. [18, с. 357]
     Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения  бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу, это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
     Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счет печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.
     Помимо  экономических последствий государственный  долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, уплачиваемых населением. Доходы последнего уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.
     Можно ли считать данный факт достаточно серьезным, чтобы перестать прибегать  к средствам населения для  покрытия бюджетного дефицита? Если деньги населения используются эффективно и они способны задействовать инвестиции, то это повлечет увеличение совокупного спроса, а вместе с ним - рост жизненного уровня и занятости. В данном случае доходы богатых также будут приумножаться быстрее, чем у остального населения, но сложившуюся ситуацию можно расценивать как более благоприятную.
     Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних  трудностей на новое правительство. Здесь видятся два выхода из тяжелой  экономической ситуации: или добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.
     Жизнь страны, обремененной внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии  и умелого использования кредитных  средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.
     Управление  государственным долгом включает следующие  меры:
      эффективное использование средств заимствования;
      поиск средств для выплаты долга;
      нейтрализация негативных последствий государственного долга.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.