На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность налога на добавленную стоимость

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Налог на добавленную стоимость (НДС) самый  сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему  РФ. Его традиционно относят к  категории косвенных налогов, которые  в виде своеобразных надбавок взимаются  через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
     Налог на добавленную стоимость – налог, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории РФ, НДС введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается вычетом из суммы  налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком товаров и налогом уплаченным поставщикам за приобретенный товар, сырьё, материалы, работы, услуги. Таким образом, если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придётся, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п.1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В этом существенное отличие НДС от недавно отмененного в России налога с продаж и широко распространенного в 60-е годы в странах – членах ЕС, т. н. налога на продажу. Налогом с продаж облагается вся поступившая выручка, а НДС за редким исключением, только добавленная стоимость (наценка).
         Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделанналоговый вычет (покупателем). Причём два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18%.
     Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов  России. Учитывая сущность налога на добавленную  стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежем, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.
     Актуальность  темы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание. Изучению этого налога и посвящена курсовая работа.
     Предметом исследования является система бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом по НДС. Целью курсовой работы является изучение организации учета расчетов с бюджетом по НДС.
     Задачами  курсовой работы является:
     - определение значения и сущности  НДС,
     - изучение порядка исчисления  налога,
     - изучение порядка учета НДС  полученного от покупателя и  предъявленного поставщиками,
     - изучение НДС с авансов,
 

      Глава 1. Необходимость организации налогового учета НДС.
     1.1 Значение и сущность  НДС.
     Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающимся  на всей территории РФ, формирующим  федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.
     В российском законодательстве налог  на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.
     Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный  этап распространения его на последующие  стадии движения товаров. НДС в сфере  обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.
     «Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.
     Продавец  не несет никакого экономического бремени  при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую  сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета). Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его» [7,68].
     Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель. В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей. Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.
     Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством  и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей  конъюнктуру рынка, качество и потребительские  свойства товаров (работ, услуг). Предприятия  реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном видесвободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.
     Основной  функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется  главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует  13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:
     . фискальное – как было сказано,  пополнение государственной казны;
     . регулирующее, осуществляемое через  налоговый механизм;
     . стимулирующее, осуществляемое через  систему льгот и предпочтений.
     Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод о том, что сущность иназначение  НДС сводятся к следующему:
     1. стремление увеличить государственные  доходы от налогов на потребление;  НДС имеет потенциально широкую  базу обложения;
     2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).

     1.2. Порядок исчисления налога.

     Для отражения в бухгалтерском учете  хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость используются следующие счета учета:
     - счет 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям», К счету открыты субсчета: 19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" (учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования)); 19-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам"; 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" (учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров);
     - счет 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет  «Расчеты по налогу на добавленную  стоимость»;
     - счет 90 «Продажи», субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость";
     «По дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) организация отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
     По  кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», организация отражает суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей (заказчиков) за реализованную им продукцию в корреспонденции с дебетом счетов учета продаж» [9,95].
     На  субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" счета 90 «Продажи» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). Учет сумм ведется по кредиту субсчета. В конце месяца субсчет закрывается со списанием всех начисленных НДС на счет 68.
     Суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные начисленные за реализованную  продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», уменьшаются на суммы налога по приобретенным (оприходованным) ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам (подрядчикам) или при наступлении соответствующих оснований путем списания оплаченных (засчитываемых) сумм налога с кредита счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты с бюджетом».
     Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также  по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию на непроизводственные нужды, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», соответствующих субсчетов на дебет счетов учета источников их покрытия (финансирования). При этом НДС по вложениям во внеоборотные активы (счет 08) ставится к возмещению на счет 68 лишь по мере ввода внеоборотного актива в эксплуатацию.
     В случае использования товарно-материальных ценностей не только на производственные, но и на непроизводственные нужды сумма налога по ранее приобретенным и оплаченным товарно-материальным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», определяется расчетным путем исходя из количества и стоимости списываемых на производственные или непроизводственные нужды товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей на непроизводственные нужды после списания налога со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» производится восстановление соответствующих сумм налога по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции со счетами учета источников их покрытия.
     «Сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по поставленной (отгруженной) продукции, иным ценностям, в составе выручки от реализации отражается по кредиту счетов учета реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
     В случае возврата покупателем продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога на добавленную стоимость, уточняются путем внесения исправительных записей на соответствующие счета.
     При получении авансов (предварительной  оплаты) при поставке продукции и иных ценностей, а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам (оплате), отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах (оплате), отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». При отгрузке продукции на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость корректируется ранее сделанная запись (методом «красное сторно»)» [10,366].
     Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В момент принятия на учет основных средств суммы налога, подлежащие в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком возмещению, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
     При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного в соответствии с установленным порядком налога на добавленную стоимость в течение строительства отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По мере ввода объекта расходы, связанные с его строительством (с учетом ранее начисленных сумм налога на добавленную стоимость), списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» отражается первоначальная стоимость объекта с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленного по окончании строительства. В случае возникновения разницы между суммами налога, исчисленными в период строительства объекта и по мере ввода объекта в действие, разница подлежит списанию с дебета счета 90 в кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
     Налог, уплаченный при приобретении нематериальных активов, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, списывается с кредита счета 19, субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
     В случае недостачи, порчи или хищений  материальных ресурсов до момента отпуска их в производство и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в дебет счета учета недостач материальных ценностей. В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство после их оплаты суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные из бюджета, восстанавливаются по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счетов недостач материальных ценностей, использования прибыли отчетного периода.
     Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные  в бюджет, отражаются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет  «Расчеты по налогу на добавленную  стоимость» в корреспонденции с  кредитом счетов учета денежных средств.
     Если  предприятие приобретает материалы, которые будут использоваться для проведения ремонта здания непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных источников предприятия, то стоимость этих материалов на издержки производства и обращения не относится. Таблица 1.2.1
     Поэтому суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, а относятся за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом: дебет счета 10, кредит счета 60 – оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта; дебет счета 19, кредит счета 60 – НДС по закупленным материалам; дебет счета 99, кредит счета 19 – НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства). НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете 68-5 «Расчеты с бюджетом по НДС».
     Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по налогам, пени необходимо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету 68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенными счетами.
     Аналитические данные формируются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Все проводки по дебету этого субсчета делятся на два типа.
     Первый – это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Перечисления делаются в разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же, как и в кредитовом обороте. Аналитический учет ведется в разрезе этих подсубсчетов. Дополнительные аналитические данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал, информация приводится в платежном поручении. Эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.
     Второй  тип – это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т. е. учитывающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Необходимо иметь аналитические данные для заполнения формы «Расчет по налогу на добавленную стоимость». Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, работам, услугам производственного характера, нематериальным активам, основным средствам. Перечисленные аналитические данные получаются, исходя из конкретной корреспонденции счетов.
     НДС предъявляется к зачету после оплаты материалов поставщику и оприходования их на склад. Осуществляется учет НДС, приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому одна цифра номера субсчета к счету 19 отведена для оплаченных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчает контроль главному бухгалтеру, так как проводки с кредита счета 19 в дебет субсчета 68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19, имеющего признак «оплачено». Однако необходимы данные не только в разрезе оплаченных или неоплаченных оприходованных материальных ценностей, но и по группам материальных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, работы, услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные средства.
     Используемая  программа автоматизации бухгалтерского учета позволяет выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам. Учет на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» организован следующим образом. Первая цифра номера субсчета обозначает, оплачены (2) или не оплачены (1) оприходованные материальные ценности. Вторая цифра будет показывать группу материальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 10 «Материалы». 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 41 «Товары». 3. НДС по работам (услугам) производственного характера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при приобретении основных средств.
     Таким образом, счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета: 19-11 «НДС по неоплаченным, но оприходованным материалам», 19-12 «НДС по неоплаченным, но оприходованным товарам», 19-13 «НДС по работам (услугам производственного характера) принятым, но неоплаченным», 19-14 «НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам», 19-15 «НДС по приобретенным, но неоплаченным основным средствам», 19-21 «НДС по оплаченным и оприходованным материалам», 19-22 «НДС по оплаченным товарам», 19-23 «НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера», 19-24 «НДС, оплаченный по нематериальным активам», 19-25 «НДС, оплаченный при приобретении основных средств».
     Наличие таких аналитических данных позволяет, по оборотам дебета счета 68, субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС», подсубсчет «Налог» и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять «Расчет по налогу на добавленную стоимость» и делать необходимые выборки для анализа деятельности организации.
     При такой постановке учета бухгалтерия  и руководство фирмы будут  иметь всю информацию, необходимую  для анализа; упрощена подготовка данных для составления формы по расчету налога на добавленную стоимость, приложения к балансу при составлении квартальной отчетности; легче контролировать правильность предъявления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что способствует уменьшению штрафных санкций при проведении налоговых проверок.
     Схему определения суммы налога к уплате в бюджет можно представить следующим образом на рисунке 1.2.1. Данная схема является достаточно упрощенной, так как не учитывает возмещение НДС по введенным внеоборотным активам, возврат предоплат, поступления, не связанные с отгрузкой, однако достаточно точно отражает порядок начисления и возмещения НДС при снабженческо-сбытовой деятельности предприятия – то есть самой основной деятельности, благодаря которой предприятие получает доход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Порядок учета НДС, полученного от покупателей

2.1. Учет налога на добавленную стоимость при реализации продукции.

     В расчетных документах на реализуемую  продукцию сумма налога указывается  отдельной строкой. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную им продукцию, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Для зачета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам, требуется выделение этого налога в расчетных документах.
     К расчетным документам отнесены платежные поручения, требования-поручения, требования, а также к ним приравнены реестры чеков, реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера, банковские векселя. Сумма налога на добавленную стоимость выделяется в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), если расчеты произведены без использования платежных поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков, аккредитивов и приходных кассовых ордеров.
     При бартерных поставках и при расчетах с использованием векселей составляются счета-фактуры. При расчетах путем зачета взаимных требований к актам о зачете прикладываются счета-фактуры. Так же копии счетов-фактур вместе с подписанным актом сверки должны прикладываться к договорам об уступке или переводе долга.
     В накладных указывается количество товаров, разрешенных к отпуску, то есть максимально допустимое значение (лимит). Фактически может быть отпущено меньшее количество товара или товар другой модификации и качества, удовлетворяющих покупателя. И крупные предприятия на основании накладных, содержащих такие показатели, как наименование покупателя, наименование товара, сорт, учетная цена и учетная сумма отпущенного товара, составляют счета-фактуры или расчетные документы (платежные требования, требования-поручения), включающие всю информацию, отвечающую потребностям как покупателей, так и налоговых органов.
     Если  после отпуска товаров заставлять покупателей дооформлять накладные  в финансово-сбытовом отделе или бухгалтерии поставщика, это приведет к простоям транспорта и нерациональному использованию рабочего времени. Поэтому если в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога на добавленную стоимость выделена, необязательно выделять ее в накладной или в акте, так как в этом случае зачет взаимных требований, расчеты при бартерных поставках и с применением векселей производятся на основании счетов-фактур или платежных требований, а сами накладные и акты являются лишь документом, подтверждающим отпуск (передачу) товара (работ) или оказание услуг.
     Поставщик товаров (работ, услуг) обязан выделить фактическую сумму налога в счете-фактуре. Требования к заполнению счетов-фактур установлены в Налоговом кодексе. А сама форма утверждена Постановлением Правительства РФ N 914 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2001 г. N 189). С 1 января 2001 года налогоплательщиков избавили от необходимости заранее нумеровать все бланки счетов-фактур в порядке возрастания номеров, начиная с последнего присвоенного номера. Кроме того, не нужно теперь вести достоверный количественный и номерной учет всех незаполненных бланков.
     Сейчас  на многих предприятиях разработан и  включен во внутреннее положение  о документообороте порядок контроля за нумерацией, хранением и составлением счетов-фактур. При этом утверждено распоряжение о назначении должностных лиц, которые обязаны подписывать счета-фактуры, выдаваемые организацией. Все это произведено в соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ.
     Сама  счет-фактура должна быть составлена на русском языке в двух экземплярах. В случае если счет-фактура составлена на иных языках, то она должен иметь построчный перевод на русский язык.
     Первый  экземпляр счета-фактуры выдается покупателю. А второй остается в  распоряжении продавца, который затем регистрирует его в журнале учета выставленных счетов-фактур. На фирме их все же нумеруют их в возрастающем порядке, но в соответствии с видом деятельности, по которому произведена отгрузка, что установлено предприятием самостоятельно. Это делает внутренний контроль и документооборот более легким и удобным.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ, счета-фактуры нужно составлять в течение пяти дней со дня отгрузки продукции. До вступления в силу второй части НК РФ счет-фактуру необходимо было не только составить, но и в течение десяти дней передать покупателю. Главное здесь то, что счет-фактура выставляется только при реализации товаров (работ, услуг). А реализация, согласно статье 39 НК РФ, - это передача права собственности на товар от одного лица к другому. Если налоговый период заканчивается раньше пятидневного срока, который установлен для составления счета-фактуры, то зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж нужно в любом случае. И делают это в том налоговом периоде, в котором возникает налоговая база по НДС.
     Счет-фактура  на предприятии в соответствии с  законодательством составляется не только при реализации товаров, но и  при получении:
     - авансовых или иных платежей, в счет предстоящих поставок  товаров, выполнения работ или  оказания услуг;
     - средств за реализованные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо как-то иначе связанных с оплатой реализованных товаров;
     - средств в виде процента или  дисконта по полученным в счет  оплаты за реализованные товары облигациям и векселям, процента по товарному кредиту. При этом НДС облагается сумма лишь в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые рассчитывают процент;
     - при передаче на территории  РФ товаров для собственных  нужд, расходы на которые не  принимаются к вычету при исчислении  налога на доходы организаций;
     - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.
     В этих случаях в графе 1 бухгалтерия указывает назначение полученных средств и дает соответствующую ссылку на договор.
     В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура в обязательном порядке  должна быть подписана руководителем  и главным бухгалтером организации. Это могут сделать и другие должностные лица, если они, конечно, в соответствии с приказом, имеют на это право. Счета-фактуры подписывают генеральный директор, главный бухгалтер, заместитель генерального директора по финансовой работе, заместитель генерального директора по коммерции, заместитель главного бухгалтера. В соответствии с законодательством не допускаются подписи должностных лиц, воспроизведенные факсимильно или другими способами.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ, фирмы ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Вести такие журналы необходимо в соответствии с Постановлением N 914. Согласно этому Постановлению, полученные и выставленные счета-фактуры следует хранить раздельно в журналах учета счетов-фактур.
     В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" счета-фактуры хранятся в журналах учета не менее пяти лет с даты их составления (получения). При этом журналы должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы.
     Такой журнал бухгалтер заполняет выдавая счет-фактуру покупателю. А если это невозможно - то сразу после. При этом записи ведутся в хронологическом порядке. Причем в бухгалтерии в журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур хранятся их вторые экземпляры. Кроме журналов регистрации счетов-фактур предприятие ведет книгу продаж.  

     2.2. НДС при возврате  товаров: исчисление  и бухгалтерский  учет.
     В бухгалтерской практике существуют проблемы, которые не имеют однозначной  трактовки. Повод для разночтений  нередко дают нормы законодательства. При отсутствии ясно выраженной позиции официальных ведомств бухгалтеру порой приходится принимать решения на свой страх и риск. Одна из таких сложных и спорных ситуаций – исчисление и учет НДС при возврате товаров. Покупатели нередко возвращают продавцам полученные от них товары. При этом у бухгалтера возникает много проблем: нужно оформить первичные документы на возврат товаров, отразить данную операцию в бухучете, правильно исчислить налог.
       Случаи, когда покупатель имеет право отказаться от товаров, переданных ему по договору продавцом, перечислены в главе 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ. Возврат товаров по причинам, не перечисленным в Гражданском кодексе, следует расценивать как обычную реализацию. На практике такие операции нередко именуются обратной реализацией: бывший покупатель становится продавцом ранее полученного товара, а бывший продавец – покупателем этих ценностей.
     Независимо  от того, как квалифицируется операция – возвратом товаров или обратной реализацией, покупатель должен оформить в адрес продавца накладную на отгрузку полученных от него товаров. Об этом говорится в п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5 (далее – Методические рекомендации Роскомторга). На товарной накладной целесообразно сделать пометку «Возврат товаров». Это поможет бухгалтерам обеих организаций отделить данную операцию от обычных поставок.
     Если  покупатель при приемке груза  обнаружил брак, выявил некомплектность  товаров, несоответствие их ассортимента и качества условиям договора, он обязательно  должен составить акт, который будет служить юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляет комиссия, в которую входят представители покупателя и поставщика. При отсутствии представителей поставщика покупатель может составить акт в одностороннем порядке (п. 2.1.7 Методических рекомендаций Роскомторга). Акт можно составить по формам № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
     Когда покупатель возвращает продавцу товары в режиме обратной реализации (то есть по причинам, не предусмотренным в Гражданском кодексе РФ) и у покупателя нет никаких требований к продавцу, акт претензий не оформляется.
     Нужно ли продавцу вносить исправления  в накладную, которая выписана при  первоначальной отгрузке товаров покупателю? Нет, ни в коем случае. Нормативные акты по бухгалтерскому учету не предусматривают возможности корректировать первичные учетные документы, которые правильно составлены на момент совершения операции. Исправления в первичные документы (кроме кассовых и банковских) вносятся, только если в момент их составления допущены ошибки. Коррективы вносятся по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти первичные документы, и заверяются их подписями с указанием даты внесения поправок. Об этом говорится в п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверж-денного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
     Оформление счетов-фактур при возврате товаров строится на иных принципах, нежели составление первичных учетных документов. Запрет вносить исправления в «первичку» не касается счетов-фактур, потому что они не относятся к первичным документам.
     Чтобы избежать споров с налоговиками по поводу оформления счетов-фактур в целях исчисления НДС при возврате товаров, нужно руководствоваться письмом Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/29 (далее – письмо № 03-07-15/29). Оно доведено до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков сопроводительным письмом ФНС России от 23.03.2007 № ММ-6-03/233@.
     Порядок оформления счетов-фактур зависит от того, приняты покупателем на учет возвращаемые товары или нет. Кроме  того, нужно учитывать, является ли покупатель плательщиком НДС.
     Ситуация 1. Покупатель, являющийся налогоплательщиком НДС, возвращает продавцу товары после того, как принял их к учету. Факт принятия товаров к бухгалтерскому учету означает, что право собственности на них перешло к покупателю. Исходя из этого Минфин России полагает, что покупатель обязан выставить продавцу счет-фактуру от своего имени в том же порядке, что и при отгрузке реализуемого товара. Об этом говорится в п. 16 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее – постановление № 914). Выписанный счет-фактуру покупатель регистрирует в книге продаж.
     Продавец, уплативший в бюджет сумму НДС, начисленную при первоначальной отгрузке товаров, получив от покупателя счет-фактуру на партию возвращенных товаров, имеет право принять к вычету указанную в нем сумму налога. Порядок принятия НДС к вычету в этом случае определен в п. 5 ст. 171 НК РФ. В нем говорится, что при возврате товаров или отказе от товаров (работ, услуг) к вычету принимаются суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Налоговый вычет продавец может произвести лишь после того, как в учете будут отражены корректировки в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата (п. 4 ст. 172 НК РФ). При осуществлении налогового вычета в данном случае продавец регистрирует в книге покупок счет-фактуру, полученный от покупателя при возврате товаров.
     Из  формулировки п. 5 ст. 171 НК РФ следует, что  вычет НДС при возврате товаров  возможен, только если продавец уплатил  в бюджет сумму НДС, начисленную  при первоначальной поставке возвращаемого товара. А если возврат товаров осуществлен в том же налоговом периоде, в котором произошла первоначальная отгрузка? Тогда существует риск, что при проверке налоговики потребуют, чтобы продавец сначала фактически перечислил в бюджет сумму НДС, начисленную при реализации товаров. И лишь после этого (то есть в следующем налоговом периоде) у него появится право на применение налогового вычета в части возвращенных товаров.
     Отражение корректировок в учете – это  внесение продавцом корректировочных записей в данные бухгалтерского учета. Такие записи осуществляются путем сторнирования (подробнее об этом чуть позже). Отражение в бухгалтерском учете таких корректировок – обязательное условие для применения продавцом налогового вычета НДС по возвращенным товарам. И не важно, рассчитался продавец со своим покупателем за возвращенные товары или нет. Продавец имеет право применить налоговый вычет при выполнении требований п. 4 ст. 172 Налогового кодекса о внесении корректировок в данные бухгалтерского учета, даже если он еще не вернул покупателю деньги или не передал ему другие товары взамен возвращенных. Но это не распространяется на случаи возврата товаров в розничной торговле розничному продавцу. Как правило, в рознице при отгрузке товаров сразу же производится расчет с покупателем, а при принятии к учету розничным продавцом возвращенных товаров – возврат денежных средств покупателю.
     Ситуация 2. Покупатель – плательщик НДС возвращает продавцу товары, не приняв их к учету. По мнению Минфина России, в этом случае продавец должен внести исправления в счет-фактуру, выставленный при первоначальной отгрузке товаров. Исправления в документ вносятся в порядке, указанном в п. 29 постановления № 914. Все корректировки в счете-фактуре датируются, а также заверяются подписью руководителя и печатью организации.
     Исправления продавец вносит на дату принятия к  учету товаров, возвращенных покупателем. В счете-фактуре продавец корректирует количество и стоимость отгруженных  товаров. Кроме того, в письме № 03-07-15/29 Минфин России рекомендует дополнительно указывать в исправленном счете-фактуре количество и стоимость возвращенных товаров, а также сумму НДС. Это нужно для того, чтобы продавец смог отразить в книге покупок сумму налогового вычета в соответствии с нормами п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ. Напоминаем, что одно из обязательных условий применения налогового вычета при возврате товаров – внесение соответствующих корректировок в данные бухучета. Величина налогового вычета равна сумме НДС, относящейся к стоимости возвращенных товаров.
     Покупатель, получив от продавца исправленный счет-фактуру, регистрирует его в книге покупок. В результате он получает право на налоговый вычет НДС по товарам, которые не были возвращены продавцу.
     А если покупатель вернул продавцу все товары? Тогда продавец во всех графах табличной части счета-фактуры вместо изначальных показателей ставит нули, а также записывает в отдельной строке количество и стоимость возвращенных товаров и сумму НДС. Значит, в книге покупок продавец зарегистрирует данный счет-фактуру в полном объеме. Покупателю не нужно ничего записывать в книге покупок. Ведь сделка признается полностью несостоявшейся, и у него не возникает права на применение налогового вычета.
     Ситуация 3. Возврат товаров покупателями, которые не являются плательщиками НДС. Здесь есть особенности. Такие покупатели не имеют права выставлять счета-фактуры. Поэтому продавец после возврата товаров названными покупателями вносит исправления в собственный счет-фактуру, выписанный при первичной отгрузке, и регистрирует его в части возвращенных товаров в книге покупок. При этом не имеет значения, успел покупатель – неплательщик НДС принять к учету возвращенные товары или нет.
     Ситуация 4. Товар возвращается розничному продавцу. Ему не придется корректировать счет-фактуру (этот документ при розничных продажах не оформляется). Продавец при принятии на учет возвращенных товаров зарегистрирует в книге покупок реквизиты расходно-кассового ордера, выписанного при возврате покупателю денежных средств за возвращенные товары. Но такую запись в книге покупок можно сделать только при наличии документов, подтверждающих прием и принятие к учету возвращенных товаров, и после внесения необходимых корректировок в данные бухучета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.