На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
     Правовое  регулирование отношений несостоятельности (банкротства) характеризуется определенным правовым режимом, механизмом правового  регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования.
     Средства, используемые в рамках регулирования отношений несостоятельности, многоплановы и разнообразны, что обусловлено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой - сложностью и неоднозначностью задач, стоящих перед институтом несостоятельности (банкротства).
     Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника (гражданина либо организации) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
     Данная  тема является актуальной и значимой в настоящее время потому, как  банкротство — один из важнейших правовых институтов в странах с рыночной экономикой. Этот институт позволяет освобождать экономику от нездоровых субъектов, регулировать отношения между должником и кредиторами, а также между самими кредиторами.
     Институт  банкротства в условиях развивающейся рыночной экономики России выступает совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.
     Целью моей работы является всестороннее изучение правового регулирования несостоятельности (банкротства), участников отношений несостоятельности (банкротства), а также процедур банкротства.
     Для написания своей работы в качестве основных источников были использованы ГК РФ, АПК РФ, Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве); мною была изучена и применена литература таких авторов, как И.С.Шиткина, В.В.Гущин, Ю.О.Порошкина, Б.И.Пугинский а также научно-публичные статьи. 

1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
     Среди средств правового регулирования  отношений несостоятельности (банкротства) выделяются не только собственно правовые средства (соглашения, принципы и нормы права, ответственность, акты применения права и т.д.), но и иные средства (экономические, организационные, информационные и т.д.), приобретающие правовую форму в результате действия норм права. Так, экономическими по своему содержанию являются средства предвидения, прогнозирования, планирования несостоятельности (банкротства), однако в процессе реализации норм права они приобретают правовую форму и становятся элементами механизма правового регулирования. Правовую форму приобретают также организационные и информационные средства (опубликование сообщений о проведении собраний кредиторов, комитета кредиторов, сведений о финансовом состоянии должника и т.д.). Организационные средства опосредуют порядок введения и осуществления процедур несостоятельности (банкротства), предъявления и удовлетворения требований кредиторов, реализации соответствующих мероприятий конкурса и т.д. Их применение, как правило, основывается на императивном методе регулирования. В рамках регулирования отношений несостоятельности (банкротства) отдельно выделяют информационные средства. Их применение вызвано необходимостью доведения до сведения прежде всего участников рассматриваемых отношений, а также иных лиц информации, касающейся порядка, сроков, способов, средств реализации мероприятий на предбанкротном этапе и в рамках конкурсного процесса. Данные средства направлены на информационное обеспечение защиты прав и интересов кредиторов и должника1.
     Но, безусловно, особое место занимают правовые средства.
     Для достижения конкретных целей могут  быть использованы разнообразные правовые средства: нормативные акты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения права, юридические факты, ответственность, соглашения и др.
     В настоящее время основным нормативным  актом о банкротстве является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее «Закон»), также отношений несостоятельности (банкротства) регулируются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
     Главное место в реализации дел о несостоятельности  принадлежит Арбитражному суду РФ.
     Некоторые вопросы банкротства регулируются в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 25, 56, 65, 105).
     Существуют  и другие нормативные акты, регулирующие банкротство в нашей стране. Среди  них следует отметить Федеральный  закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. 

2. Участники отношений несостоятельности (банкротства), регулируемые правом
        Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) возникает в процессе отношений участников, основными из которых являются: должник, кредиторы и арбитражный управляющий.
2.1. Должники
     Должниками  в деле о банкротстве выступают  главным образом предприятия, иные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Ими могут быть и другие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. Не могут быть должниками в деле о банкротстве казенные предприятия, поскольку субсидиарную ответственность по их обязательствам несут государство или муниципальные образования.
     Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения2.
     Гражданин (индивидуальный предприниматель) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества3.
     Признание банкротом гражданина, являющегося  индивидуальным предпринимателем, будет означать также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
     Последствием  банкротства является и то, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя4.  
2.2. Кредиторы
     Закон различает кредиторов но денежным обязательствам и по обязательным платежам. Последние именуются уполномоченными органами.
     Среди кредиторов по денежным обязательствам выделяются конкурсные кредиторы. К конкурсным кредиторам не относятся участники корпоративного предприятия-должника и кредиторы, требования которых связаны с причинением вреда жизни и здоровью.
     Требования  кредиторов учитываются в специальном  реестре. В нем указываются размер требования, основание его возникновения и очередность удовлетворения. Реестр требований кредиторов ведется арбитражным управляющим или специализированным реестродержателем.
    2.3. Арбитражный управляющий
     Особая  роль законодателем отводится одному из непосредственных участников процедур банкротства - арбитражному управляющему. Ведь именно от него в большинстве  случаев зависит, избежит предприятие  ликвидации либо его ожидает полнейшее разорение.
     Арбитражный управляющий  - это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных установленных  указанным Законом полномочий и  являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как участников правоотношений в процедурах банкротства.
     Саморегулируемая  организация - это некоммерческая организация, созданная путем объединения  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - граждан Российской Федерации и  зарегистрированная в реестре таких самоуправляемых организаций, которая основана на членстве и имеет своей основной целью регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.
     В качестве основного требования, предъявляемого к арбитражному управляющему, Закон  определяет его личную незаинтересованность.
     Установлены такие требования к кандидатуре  арбитражного управляющего, как:
    наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    наличие высшего образования;
    наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
    наличие свидетельства о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
    наличие стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
    отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
    членство в одной из саморегулируемых организаций, которые занимаются организацией и проведением стажировки5.
     Закон, обобщив опыт, накопленный практическим судопроизводством о банкротстве различными странами, с учетом современной российской специфики, ввел более жесткие требования к кандидатуре арбитражного управляющего, одним из которых является обязательное страхование гражданской ответственности управляющего.
     Арбитражный управляющий должен иметь договор  страхования убытков, которые могут быть причинены лицам, участвующим в деле о банкротстве. Не может быть назначено арбитражным управляющим лицо, не возместившее убытков, причиненных ранее при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, а также лицо, дисквалифицированное и лишенное в соответствии с законом права занимать руководящие должности6.
     Арбитражный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей по его заявлению или отстранен арбитражным судом по решению собрания кредиторов, результатам рассмотрения жалобы на арбитражного управляющего или вследствие выявления обстоятельств, исключающих возможность быть арбитражным управляющим (например, если арбитражный управляющий является заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам). 

    3. Процедуры банкротства: виды, ключевые понятия, правое регулирование
     Производство  по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления, поданного должником, конкурсным кредитором или уполномоченным органом.
     Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня  поступления в арбитражный суд заявления о признании  должника банкротом.
     По  результатам рассмотрения дела о  банкротстве арбитражный суд  принимает один из следующих судебных актов:
    решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    решение об отказе в признании должника банкротом;
    определение о введении финансового оздоровления;
    определение о введении внешнего управления;
    определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
    определение об утверждении мирового соглашения7.
     Под процедурами банкротства понимаются определенные этапы рассмотрения дела о банкротстве. Процедуры банкротства  детально определяются в Законе. Состав этих процедур различен в зависимости от того, выступает ли должником организация (юридическое лицо) или гражданин (индивидуальный предприниматель).
     Согласно  ст. 27 Закона, если должником является организация (юридическое лицо), применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
     Если  должником выступает гражданин (индивидуальный предприниматель), то применяются следующие  процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение.
     3.1. Наблюдение
     По  результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведении анализа финансового состояния его хозяйтсва.
     Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме).
     Поэтому введение наблюдения и ограничение  полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество  и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.
     Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, если он не принимает  мер по обеспечению сохранности  имущества должника, чинит препятствия  временному управляющему в его работе. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя-должника возлагается на временного управляющего8.
     Временный управляющий действует с момента  его назначения арбитражным судом  и до введения внешнего управляющего и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.
     Не  позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения9.
     Ежемесячно  руководитель должника обязан информировать  временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
     Временный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
     Временный управляющий сам определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.
     Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
     Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в установленном законом порядке, и внесены в реестр требований кредиторов.
     В первом собрании кредиторов принимают  участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель  собственника имущества должника –  унитарного предприятия, представитель  работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных  лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным10.
     Если  иное не установлено Законом, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признание должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
3.2. Финансовое оздоровление
     Цель  этой процедуры, как и внешнего управления, состоит в восстановлении платежеспособности должника. Финансовое оздоровление вводится сроком до двух лет. Финансовое оздоровление устанавливается на основе обращаемого к первому собранию кредиторов ходатайства учредителей (участников) предприятия-должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия. К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. С ходатайством может быть представлено обеспечение выполнения этого графика.
     Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть заявлено третьими лицами. В этом случае наличие обеспечения обязательно. Обеспечение может состоять в банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительстве или предоставляться другими способами.
     На  основании решения собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, которым утверждается график погашения задолженности.
     Полномочия  органов управления предприятия-должника ограничиваются. По ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение, арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника и назначить вместо него другое лицо, предложенное уполномоченным органом этого предприятия или собственником имущества должника — унитарного предприятия11.
     Административный  управляющий контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
     План  финансового оздоровления, представленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов12.
     График  погашения задолженности утверждается арбитражным судом и должен предусматривать погашение всех требований кредиторов не позднее чем за месяц до окончания финансового оздоровления, причем требования кредиторов первой и второй очереди должны быть погашены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления13.
     Не  позднее чем за месяц до окончания  срока финансового оздоровления должник обязан представить отчет о результатах проведения этой процедуры. Отчет с заключением административного управляющего представляется собранию кредиторов.
     На  основании решения собрания кредиторов и заключения административного управляющего арбитражный суд по результатам финансового оздоровления может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если отсутствует непогашенная задолженность. Если платежеспособность предприятия-должника не восстановлена, но имеется возможность ее восстановления, то может быть принято определение о введении внешнего управления. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.
     3.3. Внешнее управление
     Под внешним управлением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия должника внешнему управляющему.
     Внешнее управление вводится арбитражным судом  на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев, который  может быть продлен не более чем  на полгода, если иное не установлено Законом.
     С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством); вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
     Внешний управляющий обязан:
    принять в введение имущество должника и провести его инвентаризацию;
    открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
    разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, вести бухгалтерский, финансовый учет и отчетность;
    заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к предприятию-должнику требованиям кредиторов;
    принимать меры по взысканию задолженности в пользу должника;
    рассматривать требования кредиторов и вести реестр их требований;
    представлять собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления14.
     План  внешнего управления включает меры по восстановлению платежеспособности предприятия должника, к которым относятся:
    перепрофилирование производства;
    закрытие нерентабельных производств;
    ликвидация дебиторской задолженности;
    продажа имущества должника;
    уступка прав требований должника;
    иные способы восстановления платежеспособности15.
     Внешний управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока внешнего управления должен предоставить собранию кредиторов отчет, по итогам рассмотрения которого собрание кредиторов принимает  одно из следующих решений:
    о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе его к расчетам с кредиторами;
    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
    об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    о заключении мирового соглашения16.
     Арбитражный суд утверждает отчет внешнего управляющего и принимает соответствующее  решение.
     Признав должника несостоятельным (банкротом), арбитражный суд принимает решение о его принудительной ликвидации и открытия конкурсного производства на срок не более шести месяцев для соразмерного удовлетворения требований кредиторов, охраны сторон от неправомерных действий одних кредиторов в ущерб другим. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
     3.4. Конкурсное производство
     Конкурсное  производство — завершающая процедура  банкротства. Оно проводится после признания должника банкротом и направлено на реализацию его имущества и удовлетворение за счет полученных средств требований кредиторов. Конкурсное производство вводится на срок до одного года и может быть продлено на шесть месяцев.
     С даты принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника)17.
     Руководитель  должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
     При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст.45 Закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
     Конкурсный  управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения  производства по делу о банкротстве.
     После завершений расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий должен представить отчет о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд для вынесения определения о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в Главный государственный реестр юридических лиц и ликвидации предприятия-должника.
     3.5. Мировое соглашение
     На  любой стадии рассмотрения арбитражным  судом дела о банкротстве должник  и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение, позволяющее должнику путем переговоров с кредитором договориться о продолжении деятельности предприятия должника. Результатом переговоров может быть договоренность об отсрочке (рассрочке) платежей, скидке с долгов.
     Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, а со стороны предприятия-должника – руководителем предприятия, временным управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательства, прекращении долга или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Мировое соглашение может содержать следующие условия:
    отсрочку или рассрочку исполнения обязательств должником;
    уступку права требования должника;
    исполнение обязательств должника третьими лицами;
    скидку с долга;
    удовлетворение требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам РФ18.
     Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается всеми  участниками. Оно может быть заключено только после погашения  задолженности по требованиями кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение выступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом.
     Односторонний отказ от исполнения вступившего  в силу соглашения не допускается.
     Утверждение арбитражным судом мирового соглашения  в ходе процедур, применяемых в  деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
     С момента утверждения мирового соглашения руководитель предприятия-должника, внешний управляющий начинают погашать задолженность перед кредиторами.
     Утверждение мирового соглашения может быть им же признано недействительным или расторгнуто. Признание мирового соглашения недействительным служит основанием для возобновления производства по делу о банкротстве должника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Институт  несостоятельности (банкротства) является актуальным для экономики любого государства. Даже при стабильной экономике  и в отсутствие кризисных ситуаций в отдельных организациях может наступить банкротство. В условиях сложившегося мирового финансового кризиса перед всеми организациями стоит основная задача - сохранить свой бизнес и не допустить наступления несостоятельности (банкротства).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.