На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление прибылью предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


министерство образования и науки российской федерации
федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ  в г. УФЕ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему: «Управление прибылью предприятия» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка
финансово-кредитного факультета
специализации «Финансовый менеджмент»
5 курса
№ личного  дела: 05ФФБ 01420
Гусар Анна Викторовна 

Проверил
Фомина  Е.А. 

 
 
Уфа
2010
 


Содержание 

 
1 ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 4 
1.1 Сущность и виды прибыли 4 
1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия 11 
1.3 Планирование прибыли предприятия 12 
1.4 Налогообложение прибыли предприятия 14 
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 19 
2.1 Управление формированием операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объемы реализации и прибыли» 19 
2.2 Управление формированием прибыли на основе операционного левериджа 26 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
 

     Введение
     Тема  курсовой работы является потому особенно актуальной, что затрагивает ключевую экономическую категорию – прибыль  предприятия. Прибыль является одной  из главных задач деятельности большинства  предприятий. Предприятие же занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.  
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

     Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной  цели, т.е. это экономическая единица, которая: 
самостоятельно принимает решения; реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; 
стремится к получению дохода и реализации других целей.

     Предприятие — это коммерческая организация, т.е. организация, нацеленная на получение  прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли.
     Каждое  предприятие в условиях рынка  должно соблюдать принцип получения  прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность). Иначе предприятие не сможет не только развиваться, но под угрозу будет поставлено само его существование. 
Цель курсовой работы – изучить процесс управления прибылью предприятия. 
Задачами курсовой работы являются:

     - Изучение сущности, состава, методов получения и планирования прибыли предприятия.
     - Изучение методов управления прибылью предприятия.
 

     
     1. Сущность и виды прибыли, Факторы, влияющие на ее величину
     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия и является его основной целью. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию. Остановимся на двух основных подходах к определению прибыли.
     Выделяют  бухгалтерскую и экономическую  прибыль.
     Бухгалтерская прибыль — это результат реализации товаров и услуг. Она определяется в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и указывается в отчете о прибылях и убытках как положительная разница между доходами, определяемыми как приращение совокупной стоимости активов организации, приводящее к увеличению собственного капитала, и расходами предприятия, определяемыми как снижение совокупной стоимости активов, приводящее к уменьшению собственного капитала, признаваемыми в отчетном периоде.
     Бухгалтерская прибыль как конечный финансовый результат выявляется за отчетный период на основании бухгалтерского учета  всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Так  как понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно, то на практике чаще всего используется понятие бухгалтерской прибыли, позволяющее более обоснованно и реалистично определить прибыль предприятия.
     Но, тем не менее, показатель бухгалтерской  прибыли имеет ряд недостатков, основными из которых являются следующие:
    допущения различных подходов, используемые предприятиями при определении доходов и расходов, приводят к несопоставимости показателей прибыли;
    влияние инфляции не позволяет сравнивать показатели прибыли, определенные за разные отчетные периоды;
    бухгалтерская прибыль не отражает изменение капитала организации за отчетный период.
     Стремление  к оценке эффективности использования  капитала компании привело к активному  использованию, особенно в зарубежной практике, показателя экономической прибыли.
     Экономическая прибыль — результат «работы» капитала, она характеризует прирост экономической стоимости предприятия. Она может быть определена как разность между рентабельностью инвестированного капитала и произведением средневзвешенной стоимости капитала на величину инвестированного капитала.
     Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской  прибыли тем, что при ее расчете  учитывается стоимость не только уплаты процентов по заемным средствам, как при расчете бухгалтерской  прибыли, но и использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей.  
     Именно  экономическая прибыль является критерием эффективности использования ресурсов, так как ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов.
     С другой стороны, количественная оценка экономической прибыли весьма условна, так как существует вероятность субъективного подхода к выбору исходной базы для расчета. Кроме того, определение экономической прибыли весьма трудоемко. Это объясняется тем, что ее расчет осуществляется в основном для компаний, чьи акции торгуются на бирже, что позволяет получить данные об изменении капитала собственников.
     Но, несмотря на различия между бухгалтерской  и экономической прибылью, их следует  использовать как взаимодополняющие  показатели. Экономическая прибыль  полезна для понимания сущности прибыли, бухгалтерская — для  понимания логики и порядка ее практического расчета.
     Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:
    служит критерием и показателем эффективности деятельности организации;
    выполняет стимулирующую функцию;
    служит источником формирования бюджетов различных уровней;
    служит источником развития предприятия и прироста акционерного капитала;
    выполняет социальную функцию.
     Прибыль организации за финансовый год характеризует  его финансовые результаты, которые  отражаются системой взаимосвязанных  отчетных показателей. Основные показатели финансовых результатов и механизм их  формирования отражены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности. На рис. 1 отражено формирование финансового результата путем вычитания из доходов организации ее расходов, что находит свое отражение в виде определенного показателя прибыли. Отправным моментом при расчете прибыли является выручка от продажи. В настоящее время в «Отчете о прибылях и убытках» выделяют следующие виды прибыли.   

        
     Рис. 1. Механизм формирования финансовых результатов деятельности предприятия
     Остановимся подробнее на показателях прибыли.
     Валовая прибыль определяется как разность между выручкой нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые затраты на сырье, материалы, оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Прибыль брутто характеризует эффективность собственно производства (строительства, торговли).
     Прибыль (убыток) от продаж является разностью  между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Она характеризует эффективность основной деятельности предприятия, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
     Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская  прибыль) складывается из прибыли от продаж и суммы прочих доходов (процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных и внереализационных доходов) за вычетом соответствующих расходов (процентов к уплате, прочих операционных и внереализационных расходов). Она характеризует финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.  
     Прибыль (убыток) до налогообложения является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности организации.  
     Чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем корректировки прибыли (убытка) до налогообложения на величину отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль. Нераспределенная чистая прибыль является конечным финансовым результатом организации, определенным за отчетный период, уменьшенным на величину налогов и обязательств, уплачиваемых в соответствии с законодательством за счет прибыли. Показатель чистой прибыли, отражаемый в отчете о прибылях и убытках, соответствует показателю «нераспределенная прибыль», отражаемому в бухгалтерском балансе, но без учета всего времени работы предприятия.
     Выделение тех или иных видов прибыли  осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение  к предприятию. В деятельности предприятия заинтересованы различные группы лиц, которые можно сгруппировать следующим образом:
    собственники предприятия;
    работники предприятия, представленные управленческим персоналом;
    государство в лице налоговых органов;
 
     
    прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты, поставщики, покупатели, банки).
     Так, для собственников основным показателем  является чистая прибыль. Для физических и юридических лиц, ссужающих  деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль). С позиции интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (прибыль до налогообложения).
     Получая чистую прибыль, организация решает задачи ее распределения и использования. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, регламентируется ее учредительными документами, решением распорядительного органа или учетной политикой.
     Так, предприятия могут создавать  фонды накопления, потребления, социальной сферы, резервный фонд.
     Под накоплением понимается направление  прибыли на развитие предприятия, которое  выражается в расширении производства, финансировании новых направлений деятельности. Прибыль, направляемая на накопление, увеличивает стоимость имущества организации.
     При потреблении использование прибыли  не предусматривает в дальнейшем получения предприятием доходов  от вложений финансовых ресурсов. Другими  словами, увеличение стоимости имущества предприятия не происходит. К потреблению относятся выплата дивидендов, финансирование расходов на содержание непроизводственной сферы. Если прибыль не используется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и тем самым увеличивает размер собственного капитала организации. Наличие нераспределенной прибыли отчасти свидетельствует о финансовой устойчивости организации и наличии источников для ее последующего развития.
     Особую  роль в обеспечении финансовой безопасности акционерных обществ играет создание резервного фонда. Он используется предприятиями для резервирования средств по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.  
     Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение собственности акционеров, характеризует готовность предприятия  к риску, без которого невозможна предпринимательская деятельность.
     Если  же на предприятии фонды не создаются, то распределение чистой прибыли осуществляется на основе составления смет расходов, включая расходы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.
     К расходам, связанным с развитием  производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов; затраты на совершенствование технологии и организации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением и новым строительством; проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Кроме этого накопленная прибыль может использоваться предприятием на приобретение различных финансовых активов, в качестве вкладов в уставные капиталы других организаций.
     Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения, проведению оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т. п.
     К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение производственных заданий, выплата премий, расходы на оказание материальной помощи работникам, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, надбавки к пенсиям, компенсации работникам стоимости питания и др.
     Для анализа использования чистой прибыли  организации могут быть использованы следующие показатели.
     Коэффициент капитализации чистой прибыли Кк, который показывает долю чистой прибыли, используемую на резервирование и накопление в общей сумме чистой прибыли:  
     Кк = Сумма резервного фонда и фонда накопления / Сумма чистой прибыли.                                                                                                         (1) 
     Коэффициент потребления Кп, который показывает долю чистой прибыли, используемую на потребление в общей сумме чистой прибыли: 
     Кп = Сумма фонда потребления / Сумма чистой прибыли.            (2)
     Темп  роста собственного капитала Тск, который показывает долю чистой прибыли, используемую на резервирование и накопление в стоимости собственного капитала предприятия:  
     Тск = Сумма резервного фонда и фонда накопления / Стоимость собственного капитала.                                                                                 (3)
                

2. Методы планирования  прибыли

 
      Основными методами планирования прибыли являются:
        метод прямого счета;
        аналитический метод;
        метод совмещенного расчета.
      Метод прямого счета
      Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
      П = (О ? Ц) - (О ? С),            (4)
где О  — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;
   Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
   С — полная себестоимость единицы  продукции.
      Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
      Птп = Цтп - Стп,                           (5)
    где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
   Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
      Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
      Прп = Врп - Срп,         (6)
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
   Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
      Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде  определяется по формуле:
      Прп = Пон + Птп - Пок,          (7)
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
   Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
   Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
      Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
      Разновидностью  метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
      Аналитический метод
      Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
   1)    определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
   2)    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
   3)    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
      После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
      Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
      Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого  счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
      Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и  пр.) определяется, как  правило, на основе опыта  прошлых лет.
      После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
      Метод совмещенного расчета
      В этом случае применяются элементы первого  и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
      Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
      Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
      Основные  группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.
      Основные  группы показателей рентабельности
Показатели  рентабельности Формулы расчета Назначение
Рентабельность  отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете  на единицу продукции / Себестоимость  единицы Продукции ? 100%  
Прибыль в расчете  на товарный выпуск / Себестоимость  товарной продукции ? 100%  

Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных  средств ? 100%
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены
Рентабельность  реализации (продаж) Прибыль от продажи  продукции / Выручка от реализации ? 100%  
Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) ? 100%
Показывает, какой  процент прибыли получает предприятие  с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой  продукции
Рентабельность  активов (капитала)  
Рентабельность  текущих активов  

Рентабельность  чистых активов
 
Прибыль / Совокупные активы ? 100%     
 
 
Прибыль / Текущие  активы ? 100%      
 
 
 

Прибыль / Чистые активы ? 100% 
Эти комплексные  показатели характеризуют отдачу, которая  приходится на рубль соответствующих активов. Отражает эффективность  вложенных в предприятие денежных средств
Рентабельность  собственного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал ? 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль  собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств
      Наиболее  часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
      В аналитической работе также часто  полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и  анализируют рентабельность использования  последних.
      В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.
      В зарубежной практике в качестве числителя  чаще всего используют показатели прибыли  до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
      В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
      стоимость активов по балансу;
      стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
      действующие активы;
      оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
 
 

     

     3. Управление формированием  операционной прибыли  на основе системы  «Взаимосвязь издержек, объемы реализации  и прибыли

 
     Основу  формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.