На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование инвестиций в Украине

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Гос регулирование  инвестиций в Украине 
 

Роль государства  в инвестиционной деятельности  

Важная роль в организации инвестиционной деятельности принадлежит государству.
Государственная инвестиционная политика - комплекс правовых, административных и экономических доходов государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.
Анализ мировой  практики инвестиционных процессов  дает возможность выделить два типа государственной инвестиционной политики: пассивную и активную. Пассивная  государственная инвестиционная политика состоит в том, что государство применяет методы преимущественно правового и экономического характера, ограничивая непосредственное административное вмешательство в инвестиционные процессы к минимуму. В случае активной государственной инвестиционной политики государство широко применяет все виды методов и часто само становится инвестором.
В Украине инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов  и других нормативных актов, в  частности законы Украины "Об инвестиционной деятельности" (1991 г.), "Об иностранных инвестициях" (1992 г.), "О ценных бумагах и фондовой бирже" (1991 г.) Декрет Кабинета Министров Украины "О режиме иностранного инвестирования" (1993 г.) и др.
Целью государственной  инвестиционной политики является создание конкурентной среды, реализация программ структурной перестройки экономики Украины, направление инвестиций в приоритетные области и программы.  

Комплексный подход к государственному регулированию  инвестиционной деятельности
Инвестиции служат основой перестройки сектора материального производства, а потому государство должно применять весь комплекс экономических, правовых и административных средств для преодоления отрицательной тенденции сокращения объемов инвестиции и повышение инвестиционной активности. Все методы государственного регулирования инвестиционной деятельности взаимосвязаны, а потому применение их не может быть произвольным. Каждая модель государственной инвестиционной политики является определенным объединением мероприятий и соответствующих государственных институтов, которые разрабатывают, реализуют эти мероприятия. Соответствие организационных форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности зависит от состояния развития рыночных отношений, структуры экономики и конкретной экономической ситуации. Недостаточный учет взаимовлияния разных мероприятий инвестиционной политики может существенно ограничить их эффективность.
Определение приоритетных сфер и объектов инвестирования
Главным вопросом государственной инвестиционной политики есть определение приоритетных сфер и объектов инвестирования, которые должны отвечать как долгодействующим национальным интересам государства, так и тим неотложной задачей, которые вытекают из современного состояния и структуры экономики Украины.
В государственной  программе привлечения иностранного капитала определены основные приоритетные сферы инвестиционной деятельности: агропромышленный комплекс (высокопроизводительные агротехнологии, модернизация предприятий  перерабатывающей и пищевой промышленности, производство тары, сельскохозяйственное машиностроение, мини-цеха фермерских хозяйств, химические средства защиты растений); медицинская и микробиологическая промышленность; легкая промышленность; лесопромышленный комплекс; машиностроение (телерадиоаппаратура, электробытовые приборы, пассажирский транспорт, трудные грузовые самолеты, медтехника, верстать с программным управлением); металлургический комплекс (порошковая металлургия, производство белой жести, алюминиевого письма и труб); развитие топливно-энергетического комплекса и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; транспортная инфраструктура; связь; химическая и нефтехимическая промышленность; социальная инфраструктура; преодоление следствий Чернобыльской катастрофы.
По мнению многих украинских экономистов приведенный  перечень есть необоснованным, слишком  детализированной, разветвленным, сложным  для практической реализации. Именно поэтому инвестиционная политика, которая  проводилась в государстве, до сих  пор не дала положительных результатов относительно трансформации структуры экономики Украины.
Налоговое регулирование  инвестиционной деятельности обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением  соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот.
Бюджетное и  денежно-кредитное регулирование  инвестиционной деятельности.
Теоретической подпочвой налогового регулирования  постоянная известная в экономической  литературе бюджетная концепция  американского ученого А. Леффера, который еще в середине 1970-х г. доказал, что налоговые поступления являются одновременно продуктом и налоговой ставки, и налоговой базы (суммы прибыли). С увеличением налоговой ставки соответственно сокращается ее база. Если предприниматели заинтересованы в чистом (после уплаты налогов) доходе, то введение налога будет препятствовать производству налогоблагающих товаров. Вызванное, таким образом уменьшение производства может свести на нет любой предвиденный прирост бюджетных поступлений. На этом основании был сделан общий вывод: оживление деловой, прежде всего инвестиционной активности, можно достичь радикальным облегчением налогового бремени, - точнее оптимальным налогообложением.
Опыт развитых стран относительно стимулирования инвестиционной деятельности свидетельствует, что на нее положительно влияет дифференцированный подход к предоставлению целевых налоговых скидок или определенных льгот.
К методам налогового стимулирования инвестиционных процессов  прежде всего относится льготное налогообложение прибыли. Методы налогового регулирования инвестиционных процессов можно поделить на четырех группы:
1) внедрение  дифференцированных ставок налогообложения; 
2) увольнение  от уплаты налога на определенный  срок;
3) уменьшение  базы налогообложение; 
4) устранение  двойного налогообложения.
Система налогообложения  должна иметь инвестиционную направленность, которая достигается применением  в налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в  зависимости от размера полученной прибыли (дохода) и уровень использования  прибыли на инвестиционно-производственные цели. Это дает возможность активизировать инвестиционную деятельность в приоритетных направлениях. Кроме этого, возможное применение снижающихся коэффициентов в зависимости от прироста (сравнительно с предшествующим налоговым периодом) части прибыли, которая используется на производственное развитие.
Эффективным методом  налогового регулирования инвестиционной деятельности есть внедрение механизма  избежание двойного налогообложения  прибыли и дивидендов акционерных  обществ. Налогообложение дивидендов на уровне акционеров целесообразно осуществлять по более низкой ставке, чем налогообложение других доходов, которые увеличивают активность инвесторов относительно вкладывания средств в акции предприятий.
Уменьшение базы налогообложение предусматривает исключение из состава прибыли и дохода, который подлежит налогообложению, тех ее частей, которые направляются при инвестировании. Такое уменьшение целесообразно проводить после осуществления операций вкладывания средств в сферы и объекты инвестирования, которые признанные приоритетными.
Инвестиционные  льготы можно предоставлять лишь на непродолжительный срок, связанный  с выходом предприятия на проектную  мощность, поскольку постоянные льготы приводят к значительным структурным  деформациям в экономике, снижают конкуренцию.
Бюджетное и  денежно-кредитное регулирование  инвестиционной деятельности
Бюджетные методы регулирования для Украины имеют  особое значение, поскольку рынок  инвестиционных ресурсов недостаточно сформирован, существует гипертрофированная структура экономики, чрезмерная дифференциация технического уровня производств, высокий уровень монополизации, не замкнутость на внутреннем рынок производственных циклов, банки почти не осуществляют долгосрочного кредитования, а собственных инвестиционных средств предприятиям недостает.
Для увеличения бюджетного инвестирования необходимо реформировать структуру бюджетных  расходов, уменьшая при этом затраты  дотационного характера и соответственно увеличивая финансирования инвестиционно-инновационных программ. С этой целью в текущий бюджет страны целесообразно ввести отдельной статьей бюджет развития, основной задачей которого является финансирование государственных инвестиционных проектов. Источником пополнения бюджета развития могут быть кредиты международных организаций, кредиты Нацбанка, выплати по ранее предоставленным займам, поступление от выпуска в обращение долгосрочных инвестиционных облигаций с доходом, который гарантируется залогом конкретного имущества, которое находится в государственной собственности.
Расширение бюджетного инвестирования может сопровождаться реформированием системы оплаты работы, увеличением части заработной платы в затраты на производство продукции. Это возможно только при  реализации инновационных проектов, внедрение которых повысит производительность работы и станет основанием для возрастания оплаты работы. Увеличение заработной платы дает возможность отказаться от многих социальных программ и субсидий, сократив расходы бюджета с одновременным высвобождением дополнительных средств на потребности структурной перестройки.
Важным фактором активизации инвестиционных процессов  является денежно-кредитная государственная  политика. Такая политика влияет на инвестиционные условия, регулируя  денежное обращение и работу банковской системы, которая создает свободные денежные средства. Национальный банк в зависимости от состояния экономики осуществляет кредитную экспансию или кредитную рестрикцию. Кредитная экспансия проводится в период экономического спада для стимулирования экономического развития. Подорожание кредитных ресурсов принуждает инвесторов вкладывать средства в наиболее эффективные, прибыльные проекты.
На протяжении последних лет Национальный банк Украины проводил очень непоследовательную политику изменения учетной ставки. Так, на протяжении 1997-1998 гг. она изменялась восемь раз и колебалась от 15% в конце 1997 г. до 82% в конце 1998 г. Слишком широкий диапазон колебаний учетной ставки НБУ привел к резкому уменьшению удельного веса долгосрочных кредитов и свертыванию инвестиций в сферу материального производства. В 1998 г. реальные инвестиции снизились по сравнению с предшествующим годом на 6,9%, причем снизились инвестиции в объекты производственного назначения.
Государство через  Национальный банк проводит операции на фондовом рынке, то есть осуществляет эмиссию, продажу, куплю государственных ценных бумаг. Устанавливая выгодные для покупателя условия (цена или дивиденды) относительно своих ценных бумаг, государство стимулирует куплю их юридическими и физическими лицами, уменьшая количество свободных денег, которые могут быть использованы для кредитования инвестиций через банковскую систему.
В сравнении  с рынком ценных бумаг банковская система в финансовом и организационном  плане более готова к активному  включению в инвестиционные процессы. Однако и до сих пор преобладает мотивация к краткосрочному кредитованию и расчетно-кассового обслуживанию клиентов. Сеть специализированных инвестиционных банков, как это имеет место в промышленно развитых странах, так и не создана. Необходимо стимулировать процесс создания таких банков, предлагая выгодные экономические нормативы их деятельности, ориентируясь на долгосрочных инвестиционных кредитах. Банковская система имеет уже незаурядный капитал, пригодный для инвестиций. Необходимо разработать механизм стимулирования перераспределения банковских активов в сторону долгосрочного инвестирования. Активизировать участие коммерческих банков в инвестиционном процессе можно переходом на сменные процентные ставки, созданием промышленно-финансовых групп, льготным налогообложением доходов банков от долгосрочных кредитов.  
 
 
 
 
 
 

Регулирование инвестиционной деятельности проведением  гибкой амортизационной политики
Амортизационная политика является одним из главных  рычагов, которые дают возможность государству на макроуровне влиять на инвестиционную сферу. В промышленно развитых странах среди источников инвестиционных ресурсов средства амортизационного фонда, которые являются частью собственных средств предприятий, наиболее весомые.
Анализируя процессы воспроизводства основных фондов в Украине большинство экономистов соглашается с тем, что существующая амортизационная политика не оказывает содействие, а наоборот, противодействует накоплению инвестиционных ресурсов. Многоразовые задержки индексации основных фондов, применение заниженных индексов и коэффициентов привели к тому, что размеры амортизационных отчислений предприятий в несколько десятков раз меньше сумм, реально необходимых для воспроизведения основных фондов. За последние десять лет амортизационные фонды украинских предприятий практически полностью утратили свое значение как источник собственных средств для финансирования инвестиций.
Законом Украины "О налогооблогаемой прибыли предприятий" от 22 мая 1997г. для всех субъектов  предпринимательской деятельности установлен режим ускоренной амортизации, которая специализируется на внедрении повышенных, но постоянных на весь период, норм амортизационных начислений и расчет износа, исходя из остаточной стоимости групп основных фондов. В экономической литературе такой метод называется "методом остатка, который уменьшается". Больший объем сформированных средств амортизационного фонда могли бы быть направлены на новое инвестирование. К сожалению, общую положительную направленность ускоренной амортизации существенно ограничил Закон начисления амортизации и принятый в 1998 г. о порядке отчислений части амортизационных средств в бюджет. Так, вследствие обязательного отчисления 10% амортизации в бюджет, в Украине была фактически прекращена работа 200 тысяч предприятий, а бюджет недополучил 3,5 млрд. грн.
С целью активизации  инвестиционных процессов целесообразно:
проводить индексацию основных фондов соответственно темпам роста цен с периодичностью не меньший чем один раз в год;
отказаться от применения понизительных коэффициентов  по нормам амортизации; прекратить практику изъятия амортизационных отчислений в бюджет;
разрешить предприятиям самостоятельно выбирать методы амортизации  и свободно переходить из ускоренных методов на равномерные;
ввести систему  контроля целевого использования амортизационных  фондов на целевое инвестирование в  производство.  

Регулирование фондового рынка
Правовую основу регулирования фондового рынка  составляют законы Украины: "О ценных бумагах и фондовой бирже" (1991 г.), "О хозяйственных обществах" (1995 г.) "О банках и банковской деятельности" (1991 г.), "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" (1996 г.). Указ Президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" (1994 г.) и др.
В рыночной экономике  фондовый рынок - инструмент реализации регулятивной функции закона спроса и предложения. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного переливания капиталов в наиболее эффективные области хозяйства. Фондовый рынок - сегмент как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую область, внутренне фирменное кредитование и т.п.. При условиях развитого рыночного отношения фондовый рынок функционирует в виде рынка ценных бумаг.
В процессе регулирования  фондового рынка государство  может применить прямые и косвенные методы влияния на инвестиционную активность.
К методам прямого  влияния относится:
1. Эмиссия государственных  ценных бумаг (облигаций внутреннего  государственного займа и др.). Государство - один из основных  эмитентов ценных бумаг и таким способом оно влияет на установление котировки на фондовом рынке.
2. Продажа пакетов  акций приватизированных предприятий.  Государство определяет перечень  пакетов акций, которые будут  предложены на продажу в первую  очередь, и устанавливает их  начальную рыночную - стоимость. Именно так государство способно влиять на предложение ценных бумаг на фондовом рынке.
3. Создание системы  защиты инвесторов от потерь  привлечением к этой сфере  государственных страховых компаний  и компаний со смешанной формой  собственности.
4. Предотвращение  монополизации фондового рынка.  Государство, проводя антимонопольную  политику, устанавливает ограничение  на владение пакетами акций,  проводит регистрацию, лицензирование  и аттестацию финансовых посредников,  создает условия для добросовестной конкуренции на фондовом рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 Перераспределительный  механизм фондового рынка 
движение капиталов  движние ценных бумаг и выплат
по ним 
Государство может  осуществлять и косвенное регулирование  фондового рынка через налоговую политику, регулирование денежной массы и объемов кредитов, установление учетной ставки и резервной нормы, регулирование операций с иностранными валютами, экспортно-импортных операций, операций с иностранными ценными бумагами.
Экспертиза инвестиционных проектов
Важной стороной государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с украинским законодательством обязательной государственной  экспертизе подлежат государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетного и внебюджетного средства. Инвестиции, которые осуществляются за счет других источников финансирования, подлежат государственной экспертизе по вопросам соблюдения экологических, санитарно-гигиенических требований, пожарной безопасности, прочности и необходимой долговечности домов и сооружений, а также архитектурных требований.
Особые требования относятся к экспертизе инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, если инвесторы претендуют на получение определенных налоговых, таможенных и других льгот. Такие инвестиционные проекты должны относиться к приоритетным сферам экономики, оказывать содействие созданию новых рабочих мест на предприятиях, предусматривать внедрение современных или перспективных и экологически безопасных видов технологий, оказывать содействие снижению энергозатрат на единицу продукции, ориентироваться на наиболее рациональное использование сырьевой базы Украины, быть конкурентоспособными на международных рынках.
Обеспечение защиты инвестиций
Повышение инвестиционной активности в стране непосредственно  связанное с гарантиями, которые  предоставляет государство субъектам  инвестиционной деятельности, и защитой  инвестиций. В Законе Украины "Об инвестиционной деятельности" указано, что государство гарантирует стабильность условий инвестиционной деятельности и соблюдения прав и законных интересов ее субъектов. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы и реквизированы, к ним не могут быть примененные аналогичные по результатам мероприятия. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в инвестиционную деятельность, ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирование, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Если инвесторы и участники инвестиционной деятельности понесли ущерб вследствие нарушения их прав, то эти убытки должны быть в полном объеме возмещенные органами, которые это совершили.
Защита инвестиций осуществляется государственными органами в разных формах. Прежде всего государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам, в том числе и иностранным, обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который включает применения мероприятий дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, вывоза иностранными инвесторами вложенных ценностей и прибылей, полученных от инвестиционной деятельности, ликвидации инвестиций.
Для защиты инвестиций Законом предусмотрено, что они  могут, а иногда и обязательно  страховаться. Страховые компании играют значительную роль в инвестиционном процессе, обеспечивая предпринимателям защиту от инвестиционных рисков. Страховые  соглашения являются также необходимым условием для получения кредитов для инвестирования. С целью страхования инвестиционных рисков в Украине создана система страховых и перестраховых компаний, которая обслуживает отечественных и иностранных инвесторов.  

Привлечение иностранных инвестиций и регулирования условий осуществления инвестиций заграницу государства
Привлечение иностранного капитала для инвестирования экономики  страны осуществляется по трем основными  формами:
-прямое инвестирование  через создание как предприятий с иностранным капиталом, так и общих предприятий;
-продажа иностранным  инвесторам ценных бумаг; 
-получение кредитов, займов и гарантий международных  финансовых учреждений, стран, государственных  учреждений, банков и т.п..
Деятельность  иностранных инвесторов в Украине регулируется почти 70 законодательными и нормативными актами. Главными среди них - Законы Украины "О защите иностранных инвестиций" (1991 г.), "Об иностранных инвестициях" (1992 г.), "О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине" (1994 г.), "О режиме иностранного инвестирования" (1996 г.), "О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине" (1994 г.), рядом положений других законов. Иностранному инвестору довольно тяжело разобраться во множестве этих законодательных актов и нормативных положений, которые часто противоречат друг другу и испытают постоянные изменения и дополнений, которые ухудшают условия деятельности иностранных инвесторов. Так, через многочисленные "приостановлении" и прямой отмене отдельных положений законодательная деятельность государства относительно иностранного инвестирования только дискредитировала себя в глазах потенциальных инвесторов.
Иностранные инвесторы  проявляют к Украине большой  интерес, о чем свидетельствует стойкая тенденция к увеличению иностранных инвестиций. Положительные изменения происходят и в их структуре. Так, до 1997 г. большинство иностранных инвестиций приходилось на нематериальную сферу, и прежде всего на торговлю и коммерческую деятельность (до 34% прямых инвестиций). В 1997 г. часть иностранных инвестиций в материальную сферу выросла с 40,1% до 53,9%, а на первое место по объему вышла пищевая промышленность (19,2%), что можно положительной тенденцией (табл. 1).
Тем не менее, объемы иностранного инвестирования далеко не отвечают потребностям Украины, так к примеру в Польшу за одни и те же года было вложено 20,7 млрд долларов США.
Таблица 1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ  

1995  

1996  

1997  

1998  
 
 

Валовые инвестиции, млн. грн  

14640  

18453  

20073  

21 501  
 

Прямые иностранные  инвестиции, млн доларов США  

413,5  

541,2  

759,2  

992,4  
 

Средний официальный  курс гривни к долара США, грн.  

1,473  

1,830  

1.862  

2,756  
 

Удельный вес  иностранных инвестиций, %  

4,2  

-5,4  

7,0  

12,7  
 
 

Кроме того, прямые иностранные инвестиции в Украине  имеют некоторые отрицательные  особенности. Они не создают национального  капитала, прибыль, полученную от иностранного инвестирования, преимущественно вывозится. Так, в 1997 г. с полученного иностранными инвесторами прибыли в сумме 58,7 млн долларов США было реинвестировано лишь 5 млн. долларов США.
Активизация привлечения  иностранных инвестиций в производственную сферу требует определенного  льготного режима налогообложения. Например, налог на прибыль производственных предприятий с иностранными инвестициями в странах Восточной Европы колеблется от 6 до 12%, тогда как в США он составляет близко 40%. Исходя из условий конкуренции на мировом рынке капиталов, Украина не может устанавливать более высокие ставки налогообложения прибыли от иностранных инвестиций, чем те, что существуют в других странах Восточной Европы. Эффективными средствами также является внедрение инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул, быстрое списание капитала через ускоренную амортизацию, временное создание льготных условий для реализации продукции, выработанной на предприятиях с иностранными инвестициями.
Важной сферой государственного регулирования инвестиционной деятельности является определение  условий осуществления инвестиций за границу страны. Соответственно действующим нормативным актам установлены такие условия предоставления индивидуальных лицензий на осуществление резидентами инвестиций за границу страны:
-резиденты могут  осуществлять инвестиции за границу Украины, принимая участие в предприятиях, которые создаются совместно с иностранными юридическими или физическими лицами; приобретение недвижимого и движимого имущества, других имущественных прав и прав интеллектуальной собственности; приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг иностранных государств, фирм, банков и др.;
-инвестиции  за границу страны резиденты  осуществляют исключительно за  счет собственных средств, зарезервированных  и отображенных с этой целью  на счетах бухгалтерского баланса.  Запрещается для этого использовать одолженные средства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.