На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    1 Введение………………………………………………………………………5
    1 Теоретико  – методологические основы социальной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями………………………………………………11
    1.1 Характеристика  понятий «инвалидность» и «реабилитация  инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11
    1.2 Изучение  форм  реабилитации детей с  ограниченными возможностями21
    1.3 Теоретическая  модель организации форм  реабилитации  детей с ограниченными возможностями………………………………………………27
    2 Организационно-технологический  аспект социально-психологической  реабилитации детей с ограниченными  возможностями (на примере детского  санаторно-оздоровительного образовательного  Центра «Лазурный»)……..31
    2.1 Анализ социально-психологической  работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31
    2.2 Система  социально-психологических методов  реабилитации детей с ограниченными  возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36
    2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41
     ПриложениеА…………………………………………………………………..43
    Приложение  Б…………………………………………………………………..44
    Приложение  В…………………………………………………………………..46
    Список использованных источников…………………………………………48 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
    Актуальность  темы. В последние десятилетия ХХ века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным ВОЗ только 20 %, рождающихся в каждой популяции детей, условно являются здоровыми, остальные находятся или в маргинальной группе, т.е. по своему психофизиологическому состоянию занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, или больны. [2] По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учёте инвалиды составляют менее 6% населения, в то время как в США - почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определённые социальные льготы и привилегии.
    Данные всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. [5]
    Актуальность  проблемы исследования социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями можно рассмотреть в следующих аспектах:
    В социально-психологическом. Существует необходимость разработки методик, направленных на разрешение некоторых социально-психологических проблем детей-инвалидов: стигматизация ребенка, его изоляция, напряженное эмоциональное и психическое состояние.
    В медицинском. В первую очередь проблема реабилитации детей-инвалидов носит медицинский характер, так как данный термин подразумевает трудности со здоровьем, ограничение жизнедеятельности. В данном контексте семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с трудностями получения необходимого медицинского оснащения (инвалидные коляски, протезы, санаторно-курортное лечение и др.).
    В педагогическом. В настоящее время семьи, имеющие ребенка-инвалида оказываются почти исключенными из процесса воспитания, а ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с жесткостью и безвариантностью форм получения образования.
    Проблема исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Социально-педагогический реабилитационный процесс  для детей-инвалидов в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов. [10]
    Степень научной разработанности  проблемы. Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. В работах петербургских ученых И.И. Мамайчук, Л.М Шипипыной. Л,В, Федорова, а также Е.Р, Смирновой реабилитация инвалидов рассмотрена как основа для реальной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество. Социально-психологические, педагогические и медицинские аспекты реабилитации и интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Эльштейн. Отечественные исследователи больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным практикам жизнедеятельности инвалидов. В советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Л. Г. Камсюк, Т.С. Алферова, О. А. Потехина), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С Андреева, Д. И. Лаврова). Серьезные успехи советскими специалистами были достигнуты в области коррекционной педагогики в приложении к детям с инвалидностью, которая развивалась еще до введения в 1980 году самого понятия «ребенок-инвалид» (Л. С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; А.Р. Лурия; Е.М. Мастюкова; А.Г. Литвак; Н.Н. Малофеев и др.).
    Объект  исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
    Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
    Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
    Задачи:
    Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
    Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
    Составить теоретическую модель организации форм  реабилитации детей с ограниченными возможностями;
    Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
    Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
    Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической  реабилитации детей с ограниченными возможностями.
    Методы:
    - теоретические  (теоретический анализ и обобщение  научной литературы по проблеме; выработка исходных теоретических  положений развития эффективной системы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в современных условиях);
    - организационные  (изучение опыта работы оздоровительного Центра «Лазурный»);
    - эмпирические (анализ реабилитационного процесса в оздоровительном Центре «Лазурный»; разработка более полной системы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в оздоровительном Центре «Лазурный»; выработка практических рекомендаций).
    Научная новизна исследования: в дипломной работе предложена теоретическая модель с возможным дальнейшим ее совершенствованием, обоснована целесообразность создания новой системы социально-психологической реабилитации в оздоровительном Центре «Лазурный», а также разработаны система и условий организации оказания помощи детям-инвалидам в оздоровительном Центре «Лазурный» в соответствии с предложенными в теоретической главе формами реабилитационного процесса, что будет обеспечивать более широкий охват образовательными, коррекционными, профилактическими, консультационными услугами детей, родителей, педагогов учреждения.
    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результативно использованы базовые методы исследования сущности основных понятий, раскрыты индивидуальные и групповые формы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, изложены теоретическая модель оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, описаны условия функционирования реабилитационного процесса оздоровительного Центра «Лазурный»;
    Практическая  значимость исследования состоит в применение теоретических положений специальной педагогики и психологии в организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, в анализе  реабилитационной деятельности в оздоровительном Центре «Лазурный», в выработке практических рекомендаций социальным педагогам для организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями;
    Положения, выносимые на защиту:
    Проанализировав исследования проблем реабилитации детей с ограниченными возможностями отечественных ученых, можно сделать вывод, что в настоящее время существует проблема в нехватки методов данного процесса, либо в недостаточности использования компонентов системы реабилитации детей-инвалидов.
    На основании изучения понятий «инвалидность» и «реабилитации инвалидов», а также выявления форм реабилитации детей с ограниченными возможностями разработана теоретическая модель, компонентами которой являются: характер образования, адекватный глубине недостатка ребенка,  наличие соответствующих методов и приемов обучения с учетом индивидуального характера нарушения; как можно более раннее коррекционно-педагогическое обеспечение потребностей индивида в развитии с использованием потенциала семьи; наличие в структуре личности устойчивых мотивов взаимодействия с широким социумом, в том числе и с нормально функционирующей социальной средой.
    Проанализировав опыт оздоровительного Центра «Лазурный» можно придти к выводу, что система социально-психологических методов данного Центра не достаточно эффективна в силу того, что в ней отсутствует некоторые компоненты, которые привели бы к наилучшему результату данного процесса. На основании этого была разработана наиболее полная система и выработаны практические рекомендации социальным педагогам.
    Апробация: выработанная система реабилитационных мероприятий детей-инвалидов используется социальными педагогами в оздоровительном Центре «Лазурный», так как в центре отсутствует полный комплекс методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями, что является критерием недостаточной эффективности данного процесса.
    Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения; двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа; практических рекомендаций, заключения и трех приложений.  
     
     
     
     
     
     

    1 Теоретико – методологические основы социально-психологической реабилитации инвалидов.
    1.1 Характеристика понятия  «инвалидность» и  «реабилитация инвалидов»: сущность содержания  понятия «инвалидность»  и «реабилитация  инвалидов». 

    Термин «инвалид»  восходит к латинскому корню (valid –«действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».[5,] Организация Объединённых Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах  инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его или её физических или умственных возможностей».
    В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. Инвалидность определяется как «ограничения в возможностях», обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нём стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
     Инвалид  - лицо,  которое имеет нарушение  здоровья  со  стойким   расстройством   функций  организма,  обусловленное   заболеваниями,   последствиями   травм  или  дефектами,  приводящее  к   ограничению   жизнедеятельности   и   вызывающее  необходимость  его  социальной   защиты.[3]
     Ограничение  жизнедеятельности  -  полная  или частичная утрата   лицом  способности или возможности   осуществлять  самообслуживание,   самостоятельно     передвигаться,    ориентироваться,    общаться,   контролировать свое поведение,  обучаться  и  заниматься  трудовой   деятельностью.
     В зависимости  от  степени  расстройства  функций  организма  и   ограничения   жизнедеятельности   лицам,   признанным  инвалидами,   устанавливается группа инвалидности,  а лицам в возрасте до 18 лет   устанавливается категория "ребенок - инвалид".  (В ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ).
     Признание  лица   инвалидом   осуществляется    Государственной   службой  медико  -  социальной  экспертизы.   Порядок  и   условия   признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской   Федерации.
    Интегративным  документом, охватывающим все стороны  жизнедеятельности инвалидов, являются  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утверждённые ООН в 1994 г.
    Идеология правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что  инвалиды являются членами общества и имеют  право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20. Первое правило-углубление понимания проблем - предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Второе правило – медицинское обслуживание -  предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. Специальное правило посвящено занятости – государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои  права, особенно в области занятости. В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают  принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин. В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных  координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.
    Государства несут ответственность за обеспечение  должной подготовки на всех уровнях  персонала, который участвует в  разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.
    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в  качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:
    · любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической  структуры или функции;
    · ограниченность или отсутствие (из-за указанных  выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
    · затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).[12]
    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан  медико-социальная экспертиза устанавливает  причину и группу инвалидности, степень  утраты  трудоспособности граждан, определяет виды, объём и сроки  проведения их реабилитации и меры  социальной защиты, даёт рекомендации по трудовому устройству граждан.
    Постановлением  Правительства РФ от 16 января 1995 г. №59  утверждена Федеральная комплексная  программа «Социальная поддержка  инвалидов», состоящая из следующих  федеральных целевых программ:
    ·  медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
    · научное  обеспечение и информатизация проблем  инвалидности и инвалидов;
    ·  формирование доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности;
    · разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий;
    · разработка и производство технических средств  реабилитации для обеспечения инвалидов.[29]
    Кроме того, были изданы указы Президента РФ, направленные на государственную поддержку инвалидов, в том числе Указы Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (1992 г.), «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (1992 г.), «О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов»,  постановление Правительства Российской Федерации №1151 от 25 ноября 1995 г., которым утверждён федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.[28]
    В настоящее  время  в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причём колебания  по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учёте инвалиды составляют менее 6% населения, в то время как в США - почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определённые социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жёсткими рамками. Несмотря на всё более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причём практически по всем типам обществ и всем  социальным категориям  населения.  В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы:
     а) наследственно  обусловленные формы;
    б) связанные  с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребёнка;
    в) приобретённые  в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших  за собой стойкое расстройство здоровья.
    Существуют  формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья. Немаловажны  также факторы медицинской и педагогической запущенности, под воздействием которых, например, ребёнок, объективно способный обучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или дома-интерната, оказывается, удалён из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, дальнейшему развитию и самообеспечению. Значительная часть, как детских, так и взрослых патологий вызвана недостаточным или некачественным развитием медицинских услуг.
    Интенсивное развитие техники, транспортных  технологий и урбанистических процессов, не сопровождающееся гуманизацией технических воздействий, приводит к росту техногенного травматизма, что также ведёт к росту инвалидности. Как ни парадоксально, сами успехи  науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленного развития происходит значительный рост продолжительности жизни, и заболевания пожилого возраста становятся неизбежным спутником значительной части населения. На рост инвалидности могут оказывать влияние также ситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с долговременными  тенденциями социально-демографических процессов. Обострение социально-экономического кризиса в стране в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов,  обусловливающих причины инвалидности. Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности – это ведёт к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведёт к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых. Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит впрямую  влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической,  педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие  навыков здорового образа жизни, неудовлетворительные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая корреляция между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидности. В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом  массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.
    Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов  выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Кроме того, общая негативная  характеристика процессов воспроизводства населения, депопуляционные процессы, снижение рождаемости предъявляют высокие требования к социальным и трудовым ресурсам будущего. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причём не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
    В  1982 г. Организацией Объединённых Наций была принята  Всемирная программа действий в  отношении инвалидов, которая предусматривала  такие направления, как:
    · раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
    · медицинское обслуживание;
    · консультирование и оказание помощи в социальной области;
    · подготовка к самостоятельному индивидуальному  уходу, независимому образу жизни;
    · обеспечение  вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
    ·  специальные  услуги в области образования;
    · услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая  профессиональную ориентацию, профессионально-техническую  подготовку, трудоустройство).
    На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН Стандартных правил обеспечения  равных возможностей для инвалидов: «Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности… Необходимо изменить общество, с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества».[21]
    Реабилитация  инвалидов  -  система  и  процесс   полного   или      частичного   восстановления   способностей  инвалидов к бытовой,      общественной   и   профессиональной   деятельности.   Реабилитация      инвалидов направлена  на  устранение  или возможно  более полную      компенсацию ограничений жизнедеятельности,  вызванных нарушением      здоровья  со  стойким  расстройством  функций  организма,  в целях      социальной  адаптации  инвалидов,  достижения   ими   материальной      независимости и их интеграции в общество.
    Основные направления  реабилитации инвалидов включают в  себя:
              - восстановительные медицинские   мероприятия,  реконструктивную      хирургию,  протезирование  и  ортезирование,   санаторно-курортное      лечение;
              - профессиональную ориентацию,    обучение    и     образование,      содействие в трудоустройстве,  производственную адаптацию;
              -  социально-средовую,                  социально-педагогическую,      социально-психологическую    и    социокультурную    реабилитацию,      социально-бытовую  адаптацию;
              -  физкультурно-оздоровительные  мероприятия, спорт.
              Реализация основных   направлений    реабилитации    инвалидов      предусматривает   использование   инвалидами  технических  и   иных      средств   реабилитации,   создание   необходимых    условий    для      беспрепятственного   доступа   инвалидов  к  объектам  инженерной,      транспортной,  социальной инфраструктур и  пользования  средствами      транспорта,  связи  и информации,  а также обеспечение инвалидов и      членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
    Таким образом, социальная реабилитация как  восстановление способности  к социальному  функционированию  по общему правилу  возможна лишь в том  случае и в той  степени, в которой  индивид обладал  такой способностью до инвалидности. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно.
    1.2 Изучение форм социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. 

          Социальная  работа с детьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов имеет несколько форм: социально-средовая, образовательная (творческая), социокультурная и коммуникативная.
    Понимание  социальной реабилитации   прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня».
    Постепенно  происходит переход от чисто медицинского подхода к социально-психологической  модели, а в рамках такой модели реабилитации рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных  способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗ  даёт следующую развёрнутую трактовку: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы  должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации».
    Социально-психологическая  реабилитация детей-инвалидов на практике может применяться в двух формах: индивидуальной или групповой. В  первом случае специалист работает с  ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой детей, которые в реабилитационном процессе взаимодействуют не только с ним, но и друг с другом.
     Индивидуальная  реабилитация используется, когда  проблемы ребенка-инвалида индивидуального, а не межличностного характера, когда ребенок категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и ребенка необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем. Индивидуальная реабилитация необходима, когда у ребенка специалист находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, страхи, проблемы. Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Одна из основных психологических проблем людей с ОВ - это проблема маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек - к “ миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной реабилитации ребенка с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на ранке труда и занятости.
     Иногда бывает так, что по характеру проблемы ребенку требуется групповая реабилитация, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пути его реабилитации можно использовать индивидуальную работу и постепенно, по мере его готовности, подводить ребенка-инвалида к осознанию необходимости включения в групповую работу. Противопоказаниями к групповой реабилитационной работе могут стать сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, его трудный характер, характер инвалидности и другие. При сильно действующих групповых реабилитационных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или срыв. В силу второй из названных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. Наконец, он может или не понимать, что от него требуется, или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия. Иногда ребенок хочет - и это ему действительно необходимо - работать в группе, но фактически внутренне сопротивляется этому. Тогда специалист должен постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.
    Групповая реабилитация имеет несколько разновидностей, основные из которых — тренинговые группы, гештальтгруппы, психодрама и группы творческой реабилитации.
    Главное назначение тренинговых групп заключается в том, чтобы участники лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей. В этих группах ставятся и решаются психологические задачи: улучшения межличностных отношений, выработки и закрепления коммуникативных умений и навыков, открытости, искренности и доверия людям; снятие психологических барьеров в сфере общения. Группы встреч создаются для того, чтобы помочь людям самостоятельно справиться со своими социально-психологическими проблемами. В таких группах с помощью специальных приемов порождается и поддерживается атмосфера межличностного доверия,  безусловно добрые отношения к каждому человеку независимо от его индивидуальных особенностей, персональной безопасности каждого. Участники групп встреч вместе проходят ряд этапов мёжличностного взаимодействия, во время которого они психологически раскрываются друг перед другом, выясняют отношения, преодолевает трудности в установлении межличностных контактов, строят доверительные отношения, изучают себя и свои конфликты.
    Название “гештальтгруппы” происходит от немецкого слова “гештальт”, которое обозначает некоторую целостность, структуру, определяющую восприятие человеком  окружающего мира и его взаимоотношения с людьми. Работа в гештальтгруппе позволяет ребенку лучше приспособиться к реальной жизни, глубже понять себя, свои отношения с другими. Специалист в такой группе обычно работает только с одним из ее членов, который в данный момент находится в центре внимания его и остальных участников группы. Они наблюдают за его работой и за поведением клиента, сопереживают ему, на его примере учатся анализировать и решать собственные проблемы.
    Психодрама  представляет собой драматизированное  воспроизведение в виде жизненно правдивых, импровизированных спектаклей, проигрывание затруднительных ситуаций. В них они и остальные участники группы берут на себя и исполняют естественные жизненные роли, стараясь в ходе драматической импровизации лучше разобраться в сути возникшей проблемы, понять свое поведение и поступки других участников. Работа группы-психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими дети-инвалиды тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблем.
    Группы творческой реабилитации в качестве приемов нормализации психической жизни детей-инвалидов используют различные виды творчества: рисование, лепку, изготовление поделок. Несмотря на двигательные или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал как юных, так и взрослых инвалидов может быть довольно значительным (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, которые иногда  несут в себе настоящую талантливость). Создание возможностей для реабилитации в этой области представляет собой дополнительный канал реабилитационной деятельности для детей-инвалидов. Образовательная реабилитация инвалидов – сложный комплекс, который включает в себя процессы получения детьми-инвалидами необходимого общего образования, при необходимости – различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов. Педагогическая реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребёнок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование. Важнейшая цель этой деятельности, её психологическая составляющая – выработка у ребёнка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В её рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
    Индивидуальная  и групповая социально-психологическая реабилитация имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство индивидуальной реабилитации — то, что она по своему результату более глубокая, чем групповая. В ней все внимание специалиста направлено только на одного человека. Но эта форма реабилитации малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе. При групповой реабилитации работают сразу со значительным числом детей, и она лучше помогает решать проблемы именно межкоммуникативного характера. Но в групповой реабилитации индивидуальные воздействия на каждого ребенка бывают недостаточно глубокими.
    1.3 Теоретическая модель  организации процессов реабилитации детей с задержкой психического здоровья. 

    Теоретическая модель организации процессов социально-психологической  реабилитации детей с ограниченными  возможностями включает в себя следующие  блоки:
    I - диагностический,
    II - физкультурно-оздоровительный,
    III - воспитательно-образовательный,
    IV - коррекционно-развивающий,
    V - социально-педагогический.
    Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются  с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и коммуникативное, эстетическое развитие.
    Разрабатывая  модель реабилитационной работы с детьми-инвалидами, следует ориентироваться на следующие направления:
    1. Комплексное  исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
    2. Развитие  познавательной активности, обеспечение  устойчивой положительной мотивации  в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и  навыков с учетом возрастных  и индивидуально-типологических  возможностей.
    3. Психологическая  работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
    3.1. Формирование  психологического базиса для  развития высших психических  функций:
    - обеспечение  полноценного физического развития, оздоровление организма;
    - коррекция  недостатков в двигательной сфере;
    - развитие  общей и мелкой моторики;
    - формирование  чувства ритма;
    - создание  условий для полноценного межанализаторного  взаимодействия через систему  специальных игровых упражнений.
    3.2.Целенаправленное  формирование высших психических функций:
    - развитие  сенсорно-перцептивной деятельности  и формирование эталонных представлений;
    - формирование  мыслительной деятельности во  взаимосвязи с развитием речи;
    - развитие  умственных способностей через  овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
    - развитие  творческих способностей.
    4.Формирование  ведущих видов деятельности, их  мотивационных, ориентировочно-операционных  и регуляционных компонентов:
    - целенаправленное  формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
    - всестороннее  развитие предметно-практической  деятельности.
    5. Коррекция  недостатков в эмоционально-волевой  сфере:
    - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
    - преодоление  негативных качеств формирующегося  характера, предупреждение и устранение  аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
    6. Преодоление  недостатков в речевом развитии:
    - целенаправленное  формирование функций речи;
    - особое внимание  следует уделить развитию словесной  регуляции действий у детей  с задержанным психическим развитием,  формированию и развитию связной  речи;
    - создание  условий для овладения ребенком  всеми компонентами языковой системы;
    - одной из  важнейших задач является формирование  навыков письма и чтения.
    7.Формирование  коммуникативной деятельности:
    - обеспечение  эмоциональных и “деловых” контактов  со взрослыми и сверстниками;
    - формирование  механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
    Главной особенностью реабилитационной работы является комплексный  подход к формированию тех или  иных навыков у детей, который  предполагает:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.