На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Содержание 

 

Введение

     Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опустошения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
     Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в  распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических  функций, содержания государственного аппарата.
     Цель  курсовой работы – изучить государственный  бюджет как инструмент государственного регулирования и его особенности  в России.
     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
     - изучить государственный бюджет, его структуру и основные макроэкономические функции
     - ознакомиться с профицитом и  дефицитом бюджета, мультипликатором  сбалансированного бюджета 
     - выявить балансирование бюджета  и его особенности в России.
 

1.  Государственный  бюджет, его структура  и основные макроэкономические функции

     Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего  его в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
     Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
     Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.
     Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».
     В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен  как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.
     По  экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
     Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с  федеральным устройством имеет  федеральный (государственный) бюджет составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел) – в зависимости от административного разделения. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. Это годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.
     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
     Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
     Вторая  – контрольная функция позволяет  узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
     Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
     В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений  в структуре бюджетного механизма  выделяют три звена:
     - механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
     - механизм расходования бюджетных средств;
     - механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
     В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном  механизме выделяют следующие блоки:
     - бюджетное планирование;
     - бюджетное прогнозирование;
     - бюджетный контроль и т.д.
     На  бюджетный механизм оказывает влияние  бюджетной устройства страны.
     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
     При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.   Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
     В современных условиях наибольшим приоритетом  пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
     Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
     В процессе бюджетного планирования устанавливается  рациональное соотношение между  централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
 

2.  Профицит и   дефицит бюджета.  Мультипликатор сбалансированного  бюджета

     Если  экономика находится в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства сбережений S и инвестиций I: I=S. В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S + T = I + G, поскольку к сбережениям домашних хозяйств S прибавляются доходы государства, состоящие в основном из налогов T, а к частным инвестициям добавляются государственные расходы G.
     Преобразовав  последнее уравнение, получим S – I = G – T. Согласно данной формуле разница  между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, то есть дефициту государственного бюджета, если текущие расходы, или профициту, когда текущие доходы государства превышают его расходы.
     Профицит  бюджета может возникнуть следующим  образом:
     - если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полеченные в процессе исполнения бюджета,
     - превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или
     - сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;
     - если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
     - если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
     - если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны
     Превышение  сбережений над инвестициями идет на покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.
     Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует  деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают  в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.
     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому  неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
     Следует различать структурный и циклический  дефицит государственного бюджета. Данное разграничение основано на различии его структурной и циклической  частей. Размеры структурной части бюджета определяются действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит от колебаний деловой активности.
     К причинам бюджетного дефицита можно  отнести:
     - спад общественного производства;
     - рост предельных издержек общественного производства;
     - массовый выпуск «пустых» денег;
     - излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
     - возросшие затраты на финансирование ВПК;
     - оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.
     Воздействие бюджетного дефицита на уровень экономической  активности определяется способами  его финансирования, в числе которых  основными являются:
     - выпуск новых денег (монетизация);
     - выпуск займов;
     - рост налоговых поступлений.
     Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких, как кредиты Центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.
     Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению не однократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях - во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итого все это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.
     Наиболее  надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные  займы, которые подразделяются на краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Они  осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций.
     «Эффект вытеснения» имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведет к снижению процентных ставок. Таким образом, в целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожиданий экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т.д.
     Финансирование  дефицита государственного бюджета  путем увеличения налоговых поступлений  предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения. Это соответствует эффекту Лаффера.
     При выборе направления бюджетно-налоговой  политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.
     В коротком периоде снижение налоговых  ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.
     Государство имеет несколько источников средств  для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
     - печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;
     - неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;
     - внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.
     - внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению.
     Таким образом, нельзя утверждать точно относительно таких финансовых явлений, как дефицит  и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительно или, наоборот, отрицательное само по себе. Возникновение дефицита и профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического, так и неэкономического характера.
     Если  государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный  объем производства возрастает. В том числе говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
     Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, т.е. о сохранении равенства ?T = ?G, где под символом ?T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ?G – все изменения расходов бюджета.
     Если, например, государственные расходы возросли на ?G, то равновесный объем производства возрастает на величину
     ?Y = ?G * 1 / 1- b (1- t) + m’, где t- предельная налоговая  ставка, ?Y- прирост дохода, m’- предельная склонность к импортированию.
     Если  правительство одновременно повысит автономные налоги на ?Ta = ?G, то равновесный объем выпуска снизится на величину:
     ?Y = -?Ta * b / 1 – b (1-t) + m’ ,
     Где Ta – автономные налоги, независящие  от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и  т.д. ).
     Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:
     ?Y = ?G * ( 1 / 1 – b * (1-t) + m’ – b / 1 – b * (1-t) + m’ ,
     ?Ta < 1
     Т.е. ?Y < ?G = ?Ta.
     Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных  расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величину дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов).
 

3.  Балансирование госбюджета и его особенности в России

     Стремление  к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня  одна из главных задач.
     При этом следует учитывать, что способы  решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.
     Бюджетная политика основывается на трёх теоретических  концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.
     1. Бюджет, балансируемый ежегодно.
     До  недавнего времени ежегодно балансируемый  бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое  развитие национальной экономики. Однако такое состояние бюджета исключает  или в значительной степени уменьшает  возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет ещё большее сокращение совокупного спроса.
     Рассмотрим  другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может  стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении номинальных  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.
     2. Бюджет, балансируемый на циклической  основе.
     Суть  в том, чтобы сумму бюджетных  дефицитов уровнять с суммой бюджетных  профицитов, полученных при подъёме.
     Проблема  в том, что спады и подъёмы  в экономическом цикле могут  быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъёма. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
     3. Функциональный подход балансирования  бюджета. 
     Суть  в том, что дефицит и профицит бюджета это только один из макропоказателей, поэтому считается, что если другие макропоказатели в норме, то обращать внимание на дефицит и профицит не нужно. Здоровая экономика сама со временем вернёт бюджет к балансу.
     При разработке прогноза первой бюджетной  трехлетки (2008-2010 гг.) расчеты темпов роста объема ВВП оставляли желать лучшего - достаточно сравнить предполагаемый объем ВВП в смежных бюджетных трехлетках. Удивляет качество прогнозных оценок (табл.1), где объем ВВП на один и тот же 2009 г. выражен величинами 39,48 и 51,17 трлн. руб. Различаются они в 1,31 раза. Соответственно на 2010 г. в том и другом проектах объемы ВВП различаются в 1,31 раза (44,8 и 59,1 трлн. руб). Предполагаемые уровни цен на нефть совершенно не согласуются с реалиями глубины кризиса, хотя на момент внесения в палаты Федерального собрания проекта закона о бюджете темп их снижения обозначился довольно четко. Поэтому прогноз следовало корректировать. Аналогично расходы федерального бюджета на один и тот же 2009 г. в бюджетных расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. различаются в 1,22 раза, а на 2010 г. - в 1,29 раза.
     Все это ставит под вопрос целесообразность такого бюджетного прогнозирования  и основанного на показателях  прогноза трехлетнего планирования. В трехлетних расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. бюджетный профицит на один и  тот же 2009 г. представлен величинами 59,3 и 1902,4 млрд. руб. Различаются они в 32,07 раза! На 2010 г. подобные величины составляют 36,3 и 1413,4 млрд. руб. и различаются уже в 38,93 раза. Однако и они на самом деле будут совсем иными, поскольку бюджетные расчеты базировались на нереалистических прогнозных оценках динамики мировых цен на нефть и газ.  

     Таблица 1
     Показатели  федерального бюджета в бюджетных  трехлетках на 2008-2010 и 2009-2011 гг.
Бюджетная трехлетка 2008-2010 гг. 2008 г.  2009 г.  2010 г. 
Объем ВВп, млрд. руб. 34870,0 39480,0 44480
% 100,0 113,2 127,5
Доходы  федерального бюджета, млрд. руб. 6673,2 7421,2 8035,0
% к  ВВП 19,3 18,79 18,06
Расходы федерального бюджета, млрд. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.