Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
 
 
 
 

Курсовая работа 
 
 

На тему
«Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности» 
 

\ 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2007 год.
Бизнес план как модель инвестиционного проекта 
 

    ПЛАН: 

    Введение
    Сущность Бизнес-плана
    Национальная специфика проектного менеджмента
    Смысл инвестиций и проектный анализ
    Структура бизнес-плана и его основы
    Оценка эффективности проекта
    Заключение 

    Список используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
    В данной работе я намереваюсь рассмотреть важный инструмент внутрифирменного  планирования - бизнес-план, основываясь на его привязке к проектному анализу, а точнее к инвестиционному анализу. Современные компании, функционируя в динамично развивающейся среде, нуждаются в достоверном планировании, которое бы отражало реальную ситуацию на рынке. Поэтому, в последние годы, такая важная функция управления как планирование, все больше и больше привлекает к себе внимания менеджеров с практической стороны и научных сотрудников, в данной области, с точки зрения публикаций и исследований. Существует много источников информации, где мы можем ознакомиться с основами планирования и в частности бизнес-планирования, как одного из видов оного в зависимости от направленности и характера решаемых задач. Признаюсь, данная  курсовая работа писалась именно на основе этой информации, так как сложно сформировать знание, основываясь на собственных гипотезах.
    Во втором пункте я бы хотел бы выделить основные различия между отечественным и западным бизнес-планированием и выделить национальные особенности проектного менеждмента. В связи с  переходом нашей страны к рыночной экономике потребовалось в корни менять не только представления о функционировании экономических субъектов, но и видоизменять институциональные основы и стандарты ведения бизнеса. Кто бы мог подумать еще каких-то двадцать лет назад в России, а точнее в СССР не знали такие слова как бизнес и тем более бизнес-планирование. Можно утверждать, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Но чем больше мы функционируем в рыночной среде, тем больше убеждаемся, что данная теория недооценивает степень различия данных понятий.
    В самом общем виде бизнес-план можно разбить на два вида. Первый составляется для тех, кто может вложить деньги в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. В данном случае мы разрабатываем все с чистого листа и тщательно анализируем все плюсы и минусы на основе собранной информации, а также учитываем все, что должно быть указанно в бизнес-плане. Об этом подробнее в четвертом пункте данной работе. Второй план - для существующего предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль над деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия. А также это может быть связанно с выходом на новые рынки. Это не просто символ бюрократической системы управления, но и определенная проверка знаний и понимания менеджерами среды бизнеса, а также положения предприятия на рынке.
    Все вышесказанное больше относит бизнес-план к функции планирования, но мне необходимо рассмотреть его с точки зрения инвестиционного проектирования. То есть, как бизнес-план становится отправной или исходной точкой для построения инвестиционного проекта. Очевидно, что инвестиционный проект является более широким понятием и требует более детального подхода. Его сложность заключается в комплексности последнего, хотя иногда трудно провести границу между бизнес-планом и инвестиционным проектом. Поэтому необходимо рассмотреть не только бизнес-план как модель инвестиционного проекта, но и определиться что такое проект и проектный анализ. Это фундамент, на котором будут строиться базовые знания о бизнес-планирование, а затем уже познание тонкостей этого нелегкого дела.
    В заключении я хочу освятить основные показатели эффективности проектов принятые в процессе накопления многолетнего опыта. Не смотря на использование общепринятых в мировой практике критериев, расчет их  отечественными специалистами зачастую проводится по разным алгоритмам  с использованием различной структуры денежных потоков. Наша цель рассмотреть типовые задачи, а также определить в каких ситуациях тот или иной показатель будет максимально отражать реальность данного ИП. Это самая важная часть ИП, так как требует не только теоретических знаний, но и практических навыков с применением математического аппарата. Необходимо собрать статистическую информацию об исследуемом рынке, чтобы оценить основные тенденции развития, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Оценка эффективности ИП - это самая важная часть бизнес-плана и всего проекта в целом, к которой необходимо подходить с особой тщательностью и осторожностью. Лучше поставить крест на проекте пока он изложен на бумаге, а не когда потрачены деньги, время и силы. Поэтому чтобы минимизировать риск от тех или иных инвестиционных программ с течением времени  планирование переродилось в бизнес-планирование, а затем, чем дальше, тем в более сложные формы трансформируется эта сложная функция управления. 
 
 
 
 

    1. Сущность Бизнес-плана
    Зачем предприятию нужно планировать свою деятельность? В каких случаях планирование является обязательным, когда - желательным, а когда - побочным элементом ведения бизнеса? Ответ на данные вопросы далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Объясняется это, прежде всего тем, что многие участники экономической деятельности имеют негативный опыт социалистического планирования, приводившего к чрезмерной зарегулированности предприятия.
    Однако ставить знак равенства между планированием в “закрытой” экономике социализма и на открытом рынке, измерять бизнес-план аршином неконкурентной среды двадцатилетней давности преступно. Подобные неадекватные оценки необходимости финансового анализа деятельности предприятия могут иметь самые отрицательные последствия для вашего бизнеса.
    Грамотный руководитель, оценивая необходимость новаций в своей компании, задается вопросом: какие новые возможности возникают у его фирмы и какой эффект эти возможности могут дать. Этот вопрос представляется интересным рассмотреть и с другой точки зрения: а что теряет компания, отказываясь от бизнес-планирования. Итак:
Что вы можете, имея бизнес-план
Ваш бизнес-план для вас
    Для чего нужен бизнес-план на действующем предприятии? Объяснить это упрощенно можно, проведя следующую аналогию: отношение менеджера и его предприятия сродни отношениям врача и пациента. Медицинский работник по результатам внешнего осмотра и необходимых анализов ставит диагноз и назначает лечение, если оно необходимо. Точно так же грамотный финансист, экономист, управляющий - а в случае малого бизнеса эта троица зачастую объединена в лице руководителя - должен постоянно контролировать структуру своего предприятия в широком смысле этого слова, от фазы подготовки производства до момента сбыта продукции и поступления выручки на счет. Целью данной работы должны быть:
    знание “слабых мест” бизнеса - тех основных параметров предприятия, выход которых за пределы критических значений угрожают “здоровью и жизни больного”, то есть успеху вашего бизнеса;
    своевременное обнаружение “очагов заболевания” - отклонений действительных финансовых показателей от запланированных на указанный период времени;
    верная “постановка диагноза” - выявления тех параметров предприятия, изменение которых привело к ухудшению финансовых показателей, и нахождение причин, вызвавших указанные изменения;
    определение “курса лечения” - комплекса мероприятий, позволяющих исправить создавшееся положение;
    оценка эффекта от проведения запланированных мероприятий и их корректировка.
    Способы определения состояния здоровья пациента могут быть весьма различными. Но несомненно, что прослушивание грудной клетки стетоскопом и ощупывание живота больного не могут заменить комплексного обследования на компьютерном томографе. Точно так же детальный анализ финансового состояния предприятия немыслим в настоящее время без применения средств вычислительной техники, проще говоря, компьютера.
Ваш бизнес-план для инвестора
    Мировой опыт однозначно показывает, что любые желаемые изменения в уже функционирующем бизнесе, как и создание любого нового бизнеса, начинается с формулирования идеи. Претворение этой идеи в жизнь, как правило, требует денежных вложений. Тем мостом, который соединяет идейный потенциал и энергию бизнесмена с финансовыми возможностями инвестора, выступает бизнес-план инвестиционного проекта.
    В нашей стране сложилось так, что инвестиционное планирование, хотя бы отчасти соответствующее западным стандартам, появилось гораздо раньше, чем аналогичное текущее планирование деятельности предприятия. Это объясняется тем, что иностранный капитал на каком-то этапе не обладал возможностями по эффективному управлению действующими предприятиями, и вложения осуществлялись в основном во вновь создающиеся производства, малый, средний бизнес и венчурные проекты.
    Инвестиционное планирование, особенно реализация инвестиционного проекта на действующем предприятии, на мой взгляд, является наиболее общим видом бизнес-планирования, и зачастую включает в себя все возможные вариации схем производства, сбыта и финансирования. Естественно, что составление бизнес-плана в этом случае требует особо тщательной проработки всех возникающих вариантов, комплексного анализа маркетинговой ситуации, чувствительности проекта по основным параметрам, последствий управленческих решений. Еще более существенным является то, что “судьей” вашей работы становитесь не вы сами, но сторонний инвестор, а это, как правило, профессионал высокого класса, от мнения которого впрямую зависит движение капитала, а значит и перспективы развития вашего бизнеса.
    Грамотный бизнес-план во всех случаях полезен для предприятия. Неграмотно составленный или содержащий ошибки бизнес-план может принести компании прямые или косвенные убытки. Естественно, в подобных условиях некоторые руководители, из боязни совершить ошибку, и вовсе откажутся от введения бизнес-планирования на своем предприятии. Это, в сущности, право любого субъекта хозяйственной деятельности - не планировать. Надо только представлять, какова цена этого отказа.
    Чего вы не можете, не имея бизнес-плана
    Основное, чего вы лишаетесь, отказываясь от бизнес-планирования - возможность принимать управленческие решения, основываясь на реальном положении дел в вашем бизнесе. Профессиональный менеджер осуществляет свою деятельность, базируясь на постоянном анализе текущей финансовой ситуации, прогнозируя как перспективы развития рынка в целом и компании в частности, так и последствия принимаемых им решений. В отсутствие бизнес-плана модель чудесным образом трансформируется: руководитель должен на основании неясно чего предпринимать действия, приводящие к заранее неизвестным результатам. Таким образом, отказ от планирования неминуемо влечет за собой отказ от грамотного управления.
    Наряду с оперативным руководством, другим рычагом воздействия на развитие компании является финансовый менеджмент. И здесь ситуация получается схожей: капитал, являющийся живительной силой бизнеса, при отсутствии должных навыков обращения с ним становится неуправляемым оружием, которое может обернуться против вас. Отказ от планирования финансовых потоков естественным образом приведет к тому, что ваша компания будет попеременно то страдать от жажды (нехватки средств), то тонуть (захлебываясь денежным потоком).
    Не занимаясь бизнес-планированием, вы лишаете себя возможности на равных обсуждать с инвестором перспективность вложений в предлагаемые вами проекты. “Идея” в чистом виде для инвестора не является привлекательным объектом вложений. Она, подобно необработанному драгоценному камню, должна впоследствии быть “огранена” таким образом, чтобы все ее достоинства и недостатки были видны “на просвет”. Разумеется, если вы сами не обладаете для этого достаточной квалификацией, можно нанять “огранщика алмазов” - специалиста со стороны. Однако работа хороших мастеров всегда стоила недешево, и здесь уже вам решать, что выгоднее, научиться самому и поставить это знание себе на службу, либо одолжить его у других.
    И последнее. Предположим, ваш бизнес, ваше любимое детище, несмотря на все ваши усилия, потерпел неудачу. Вопрос “от чего умер больной” в данном случае не является праздным. Исследовав симптомы, вы просто обязаны дать на него ответ, во имя жизни ваших будущих начинаний. Бизнес-план поможет вам в главном - даст возможность учиться на собственных ошибках.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Национальная специфика проектного менеджмента
    Специфика российского бизнес-планирования и бизнеса в целом заключается в его состоянии на данный  момент времени. Так получилось, что капитализм, со всеми вытекающими последствиями, ворвался в историю России совсем недавно. Развитие капиталистических отношений в XVII-XVIII не будем учитывать, потому что при всей сложности перехода к этим «отношениям» в итоге все было разрушено революцией 1917ого года. Что означало приход социалистического строя с закрытой экономикой и Госпланом. Никто не говорит, что это есть отрицательное явление во всем. Конечно, кто-то может ссылаться на историческую обусловленность того или иного режима, но в самый критический момент, когда был подписан  акт о развале СССР, у политиков не хватило ни сил, ни ума, ни мужества, чтобы скомбинировать Госплан с рыночными механизмами, как это успешно продемонстрировал Китай. Поэтому бизнес-планирование, как инструмент повышения эффективности бизнеса, только начинает внедряться в отечественную экономику.
    Специфика становления рыночных механизмов и бизнес отношений это не единственная причина возникновения собственного пути развития бизнес-планирования. Во многом на специфику проектного анализа повлиял российский менталитет, который формирует отношения внутри организации, дисциплину и т.д.
    Россия - государство с признанным во всем мире высоким интеллектуальным потенциалом. В советское время лучшие "мозги" страны были сосредоточены в сфере науки, в многочисленных научно-исследовательских институтах и научно-производственных объединениях, сегодня же специалисты с хорошим техническим образованием чаще всего заняты в сфере прикладных проектных разработок для конкретного заказчика. С учетом наметившегося экономического подъема в промышленности потребность в инженерах и разработчиках растет, и организация работы таких технических специалистов в компаниях сегодня во многом отличается от модели, существовавшей в прошлом. Бизнес-проект всегда ориентирован на конкретный результат и конкретные сроки, инвесторы нечасто вкладывают средства в исследования с открытой датой и неизвестными итоговыми показателями. В таких условиях эффективность работы команды специалистов, участвующих в проекте, становится важнейшим условием его успешной реализации. На Западе изучением управления работой такой команды занимается проектный менеджмент, все больше приобретающий популярность и у нас в стране.
    Первая ассоциация, возникающая при упоминании западных методик управления персоналом компании, это жесткая дисциплина и формализация рабочих процессов - те, кто имеет опыт работы в больших западных компаниях, могут только подтвердить, что там царят куда более строгие порядки, чем на советских режимных предприятиях времен развитого социализма. Западные менеджеры, в свою очередь, считают россиян недисциплинированными работниками. Действительно, для повышения эффективности многих рабочих процессов желательно, чтобы вся деятельность предприятия была отлажена до автоматизма, это позволяет свести к минимуму потери времени и ресурсов. А значит, необходим четкий контроль и дисциплина, а также неукоснительное соблюдение инструкций со стороны персонала. И россиян часто обвиняют в том, что они не могут вписаться в подобную систему - не любят лишних формальностей и постоянного контроля.
    Однако в любом проекте, связанном с решением нетипичной задачи, мы имеем дело с квалифицированными специалистами, которых уже нельзя рассматривать в качестве простых "винтиков". Проектная деятельность требует иных подходов. И проектный менеджмент говорит как раз о специфических методах работы с такими кадрами, гораздо более разнообразных, нежели стандартная вертикаль "начальник-подчиненный". И, как выясняется, здесь некоторые особенности российского менталитета становятся несомненными плюсами.
    Понятие "проект" в его широком понимании отнюдь не ново. Любое дело, имеющее начало, завершение и определенный план действий, может быть названо проектом - вся жизнь человека состоит из реализации больших и маленьких "проектов". Во многом то, как человек решает свои жизненные задачи, определяет и стиль его работы в качестве сотрудника того или иного предприятия.
    Как ни странно, исторически россияне склонны именно к проектной деятельности. Континентальный климат с долгой и суровой зимой всегда диктовал крестьянам особые условия: период напряжения всех сил во время посева и жатвы, а после - долгое ожидание следующей весны в режиме экономии ресурсов. Именно этим и определяется предрасположенность к работе в волнообразном ритме "напряжение - отдых". Недаром у нас существуют поговорки: "Сделал дело - гуляй смело", "Хорошо поработали - хорошо отдохнем". Российская ментальность всегда предпочтет монотонной, не отнимающей сил деятельности перспективу выложиться на все сто в работе и после заслуженно отдохнуть. Как написано в одном руководстве по работе с русскими коллегами для западных бизнесменов, "особенности климата повлияли на манеру русских работать как бы "квантами", рывками, интенсивный, лихорадочный, но недлительный труд должен смениться паузой для релаксации. Равномерный неторопливый труд им скучен".
    Другой важной особенностью можно считать четкое разделение между работой "на себя" и "на хозяина". Некоторые видят причину этого разделения в многовековой практике крепостного права, когда крестьяне трудились на помещика. Сюда можно добавить и советскую систему работы на более абстрактного могущественного хозяина - государство. И в том и в другом случае задачей работника часто было сэкономить свои силы, потому что никакого вознаграждения за усердие все равно не получишь. Сегодня работа "на чужого дядю" тоже часто воспринимается как хотя и оплачиваемый, но не вызывающий энтузиазма труд. Когда работа - нелюбимая повинность, результаты которой совершенно безразличны, больше всего хочется любым способом от нее уклониться. Недаром в некоторых компаниях сотрудникам лимитирован доступ в Интернет - ведь именно туда от надоевшей рутины "сбегают" сотрудники, формально оставаясь на рабочем месте. Зайдите в любой Интернет-чат или ICQ - сколько "скучающих" в рабочее время людей проводят время именно там, пока не видит начальник!
     Но если дело воспринимается как свое, если за него "болит душа", то здесь россияне всегда удивляли иностранцев способностью работать сверх всяких норм и графиков. Можно привести массу примеров того, как в нашей стране люди трудятся практически без всякого материального вознаграждения - это ученые и учителя, врачи и военные. Из этого можно сделать важный вывод: если человек заинтересован в своей работе, он будет показывать гораздо лучший результат. Недаром даже в западных методиках мотивации персонала признается, что денежное поощрение - далеко не единственный эффективный способ добиться от работника максимального качества работы. Многие российские компании с этим полностью согласны, говорят о вовлеченности сотрудников в общее дело, добровольном принятии корпоративных целей. Слова о своей заинтересованности не только в деньгах стали хорошим тоном на собеседованиях при приеме на работу, более того, если соискатель не выразит особого энтузиазма по отношению к общим целям бизнеса компании, а просто готов предложить свои услуги за определенную плату, скорее всего его не возьмут.
    Однако заинтересованность квалифицированного специалиста в том или ином проекте сводится вовсе не к таким декларациям - для него имеет значение смысл и важность проекта, возможность проявить в нем себя как профессионала, получив таким образом признание и уважение. То есть лучшей является ситуация совпадения целей - личных и корпоративных, или, если смотреть более широко, социальных. Так, хороший специалист в области информационных технологий, участвуя в компьютеризации какого-либо учреждения или разрабатывая новый программный продукт, в случае успеха чувствует удовлетворенность как профессионал, при этом понимает, что это общий успех его компании и всего коллектива, и к тому же гордится участием в техническом прогрессе общества как таковом. Таким образом, для российских специалистов важно видеть цели проекта, в котором они принимают участие, и разделять их.
    Для успешной проектной работы необходимо, чтобы в коллективе была атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки. Для этого рекомендуется исключать подход "начальник-подчиненный" и директивное решение организационных вопросов. В обсуждениях тактических и оперативных планов должна принимать участие вся команда проекта, даже рядовые участники. Эти рекомендации также основаны на анализе некоторых национальных особенностей характера - для российских специалистов характерно стремление к свободе и независимости. Здесь мы тоже видим исторические корни. В государстве с традициями сильной внешней власти, а часто и откровенной тиранией, не могла культивироваться "внешняя свобода" - те самые западные демократические ценности в виде независимых политических институтов, свободы слова и т. д., но зато у наиболее образованной и культурной прослойки развилось обостренное чувство свободы внутренней. Прибавим сюда часто отмечаемое неуважительное отношение к закону - но ведь слишком часто видели, что закон несправедлив. "Закон что дышло" всегда было печальной российской реальностью. Таким образом, россияне привыкли к двойной жизни - при внешней лояльности руководителю и формальным правилам они, тем не менее, остаются при своем мнении. Жалобы на идиота начальника, окружающих его подхалимов и рассуждения о том, что все надо было бы делать совсем по-другому, - вечная тема российских приватных разговоров. В одном из пособий по проектному менеджменту руководителей предупреждают, что российские технические специалисты, например, способны поступить по-своему, даже если это противоречит прямой инструкции - именно потому, что в большей степени полагаются на свой опыт. 
Можно сделать вывод, что жесткий контроль и давление на специалистов ни к чему хорошему не приводят. Гораздо эффективнее создать условия, в которых сотрудник будет чувствовать свою значимость и уважение к себе как к личности, а не ощущать себя только "человеко-единицей".

    Неформальное общение - неотъемлемая часть работы любого российского коллектива (в уже упоминавшемся руководстве для западных бизнесменов им предлагается в качестве обязательной детали офиса организовать "уголок", где сотрудники могли бы пить чай и собираться в перерывах). Пытаться запретить такие вольности можно (так, в одной из известных западных компаний, работающих в России, существует практика штрафов за "неделовые" разговоры на рабочем месте), но та прослойка специалистов-профессионалов, о которой мы говорим, крайне негативно относится к подобному "закручиванию гаек". Большинство из них подобные действия однозначно расценят как унижающие их достоинство. При этом, позволив себе лишние минуты за дружеской беседой в "курилке", они тем не менее без всяких сверхурочных могут на гораздо большее время задержаться на работе, при этом скорее добровольно или по просьбе, а не по приказу начальника.
    С другой стороны, нельзя не упомянуть и о тех культурных особенностях, которые могут отрицательно повлиять на проектную работу. Россияне часто ищут причины удач и неприятностей во внешних обстоятельствах, склонны во всем винить плохих начальников и бюрократов. При том, что порой наши специалисты способны выполнить в краткие сроки неимоверный объем работ, - "раскачать" их бывает непросто. Увлеченность и энтузиазм в своей работе способны обернуться невниманием ко всей "производственной цепочке" - тем, кто продолжает работу на следующем этапе. Это касается и сроков выполнения задания - пунктуальность многих действительно талантливых специалистов оставляет желать лучшего. Ситуация "немного отстаем от графика" часто заканчивается изнурительным авралом с ночевками на работе, когда отступать действительно уже некуда и вместо нормальной работы все вынуждены насмерть биться с обстоятельствами на пределе возможностей. Создавать трудности, чтобы потом мужественно их преодолевать, - одна из самых вредных российских привычек.
    Тем не менее, с учетом российских культурных особенностей можно выстроить проектную команду с высокой производительностью. И подобно тому, как хороший архитектор использует ландшафт местности, встраивая его в свой проект с пользой для дела, а не предлагает осушать реки и "срывать" горы, руководителю проекта нужно не бороться с "загадками русской души", перевоспитывая сотрудников, а грамотно использовать эти особенности в интересах общего дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Смысл инвестиций и проектный анализ 
    Чтобы понимать предназначение бизнес-плана для организации,  определим смысл инвестиций в проектном анализе. В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют, таким образом, структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.
    Если из общего объема инвестиций, или “Валовых инвестиций”(В), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные “Чистые инвестиции” (Ч) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций:
    а) Ч < 0, или А > В, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;
    б) Ч = 0, или В = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;
    в) Ч > 0, или В > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций.
    Под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
    Виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
    По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
    прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции;
    косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
    Процесс инвестирования принято реализовывать с помощью разработки и последующего выполнения инвестиционного проекта.
    В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.
    Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
    Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.
    Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.
    1.Формулировка проекта (иногда используется термин “идентификация”). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.
    2.Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.
    3.Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.
    4.Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
    5.Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Структура бизнес-плана и его основы
    Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
    Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
    Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.
    Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.
    Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.
    Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.
    В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В. М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.
    Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.
    Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
    Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.
    В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
    В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.
    В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.