На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Цены и ценообразование, понятие цены

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2013. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1)централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения; 2)рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры представителей двух школ, придерживающихся противоположных взглядов. Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этого периода была характерна затратная теория цены, яркими сторонниками, которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Наиболее последовательными сторонником стоимостной теории является Карл Маркс с его учением об абстрактном труде, как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем:  товар имеет стоимость и цену. Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономике такой труд называется абстрактным. Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что касается цены товара, то она представляет собой денежное выражение его. 
 
 
 

                                                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие цены.
Цена  – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. Цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют, как отдельные покупки и продажи товаров потребителей, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный механизм.
Далеко  не все знают, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен. Включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Цены, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом  механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.
Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Под общим  широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических  понятий, входящих в единую синтетическую систему, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
О ценах  стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная», и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.
Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
В рамках рыночного подхода приемлемо  следующее определение:
Цена  – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.
Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством  изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.
1.1. Функции цены.
Учета и изменения затрат общественного  труда.
Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных различных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно – измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товаров, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов.
Выстоять  в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара.
Сбалансированности  спроса и предложения.
Именно  через цену осуществляется связь  производства и потребления, предложения  и спроса. По цене можно судить о  наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быт достигнуто или изменением объема производства, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширят ассортимент товаров.
Спрос выражает потребность  в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что  устанавливается обратная зависимость  между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких – либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.
Балансирующая.
Эта функция  цены выступает основным фактором регулирования  предложения товаров. По каждому  товару цена свидетельствует о необходимости  либо сокращения его выпуска (если спрос  снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они  выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.
Стимулирующая.
Она характеризуется  ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.
Распределения и перераспределения.
Эта функция  цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.
Функция цены, как  средство более рационального размещения производства.   
С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где  имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса.
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена, как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.
1.2. Виды цен.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные  виды:
1) Виды  цен в зависимости от сфер торговли.
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством  которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся  на оптовые, розничные, закупочные и тарифные.
 Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово – сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
Розничными  принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуется товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.
Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки общения в  розничной торговле и создается  прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций населения.
2) Виды  цен, различающиеся степенью и  способами регулирования.
По степени  и способу регулирования разделяются  на группы:
- жесткофиксированные  (назначаемые);
- регулируемые (изменяемые);
- договорные (контрактные);
- свободные  (рыночные);
Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменять величину такой цены в какую – либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать  и изменять государственные цены, повышать или снижать их.
Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства, государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.
Договорные  цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли – продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами.
Свободные или рыночные цены, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.
Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен.
Ряд цен  на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величина цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.
Довольно  часто вид цены предопределялся  видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводят к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.
Мировые цены представляют собой либо реально  действующие на всемирном рынке  на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организации, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.
Ну и  особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого  черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные  в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже.
1.3. Выбор метода ценообразования.
Затратный механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь  между ценой и ценообразующими  факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.
Предпринимательская деятельность, ориентированная на эффективную  работу на рынке, должна иметь определенную прибыль. Поэтому, кроме затрат на себестоимость  продукции, в предпринимательские издержки входят: нормальная предпринимательская прибыль и, соответственно, нормальная предпринимательская рентабельность предприятия и изделий, видов продукции.
В предпринимательских  издержках прибыль, и рентабельность предприятия и изделий учитывается в соответствии с принятой стратегией (и тактикой) ценообразования с тем, чтобы обеспечить предприятию ту стратегию общего развития, которую определило руководство или собрание акционеров с учетом конкурентной конъюнктуры в отрасли.
При расчете  нормальной предпринимательской прибыли  учитывается:
- затраты,  обеспечивающие нормальное расширенное  воспроизводство, т.е. капитальные  вложения в основные фонды  и прирост оборотных средств;
- затраты  на прибыли, на научно –  исследовательские, опытно – конструкторские и другие работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;
- затраты  на жилищное и другое социальное  строительство;
- текущие  затраты на социальные нужды,  финансируемые из прибыли;
- расходы  по подготовке и переподготовке  кадров, финансируемые из прибыли;
- отчисления в централизованные фонды, в том числе отчисления на содержание аппарата и в фонды концерна, ассоциации, объединения;
- выплаты  дивидендов по акциям;
- отчисления  налогов, учитываемых за счет  прибыли;
Все эти  затраты, финансируемые за счет прибыли, учитываются при определении нормальной предпринимательской прибыли в размере, сложившемся в отрасли и, следовательно, могут быть обоснованы при «уторговывании» цен.
В предпринимательских  издержках учитывается налог  на добавленную стоимость (НДС), если он прибавляется к цене, т.е. начисляется сверх цены предприятия, а также акцизы. НДС входит в издержки предприятия и должен быть отражен в его затратах, потому что предприятие вносит его сумму в бюджет, и, следовательно, она должна учитываться при калькулировании всех издержек.
Таможенные  пошлины, тарифы и сборы учитываются  в предпринимательских издержках  товаров, отпускаемых на экспорт.
Например.
Предприятие располагает суммой 10 млн. руб. Принимается  решение полностью вложить их в производство. При этом расчеты показывают, что будет произведено продукции на сумму 11 млн. руб., т.е. годовая прибыль составит 1 млн. руб., или 10% к сложенному капиталу.
Между тем, если бы предприятие вложило  эти средства на депозитный счет в  банке под 12% годовых, то оно получило бы за счет начисленных процентов 1,2 млн. руб. Значит, по итогам года прибыль предприятия по первому варианту – 1 млн. руб., а по второму – 1,2 млн. руб.
Следовательно, при расчете альтернативных (временных) издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн. руб. «упущенной выгодой».
В целом  в экономике большая часть  затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут выступать  издержки, связанные с оплатой  труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится.
Можно сделать вывод, что затратный  механизм ценообразования строится на том, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать издержки, но и получать дополнительно доход в виде прибыли.
1.4. Рыночный механизм ценообразования. Среди множества цен существует только одна, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной ценой,
а в  случае, когда она зафиксирована  в договоре, - договорной.
При любой  другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары.
Потолки цен применяют для сдерживания  инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и «черный» рынок. Все это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д. Во многих странах практикуется использования цен «пола» для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции.
Расчет  цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод также основывается на издержках. Как известно, главная  задача при установлении цен –  это обеспечение целевой прибыли, т.е. фирма стремиться установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.
Этим  методом пользуется, например, корпорация «Дженерал Моторс». Она назначает  на свои автомобили цены с таким  расчетом, чтобы получить 15-20% прибыли  на вложенный капитал.
В основе методики ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли  лежит построение графика безубыточности, на котором отражаются общие издержки и ожидаемые общие поступления  при разных уровнях объема продаж.
2. Ценовая политика предприятия.
Цена  – инструмент коммерческой политики фирмы. И потому всякое обсуждение методов  и правил ценообразования приобретает смысл только в том случае, если мы представляем, чего хочет фирма добиться, устанавливая цены на свои продукты или услуги.
Часто описание закономерностей деятельности фирмы сводится к утверждению, что основной ее целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени – квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:
1) не  в любой период деятельности фирмы, она может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому – внешние ограничения. Например, в ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке.     
 2) максимизация прибыли на самом деле является задачей производственной от цели более глобальной – максимизации ценности фирмы, т.е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночным ценам этих активов. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы даже временного совращения размеров прибыли.
Следует необходимость для любой фирмы  так построить свою систему учету  затрат, чтобы возможно было определить не только общую их сумму и средние величины, но и маржинальные затраты. Без этого решения об объемах производства и ценах могут оказаться ошибочными.
Установление  цены на товар – это процесс, состоящий  из шести этапов:
1.Постановка  задач ценообразования.
Предприятию прежде всего предстоит решить, каких  целей оно стремится достигнуть при реализации конкретного товара. Чаще всего с помощью ценовой  стратегии предприятием могут быть достигнуты следующие цели:
2.Расширение  доли рынка, на котором предприятие реализует свои товары. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке.
3.Максимизация  прибыли, повышение уровня рентабельности.
4.Поддержание  и обеспечение ликвидности (платежеспособности) предприятия.
5.Завоевание  лидерства на рынке и в определении цен – наиболее престижная задача ценообразования крупных предприятий и объединений.
6.Расширение  экспортных возможностей предприятия.  При проведении данной стратегии  предприятию необходимо учитывать  особенности ценообразования на  внешнем и внутреннем рынках.
Противоположной ценовой стратегией является пассивное  следование за лидером.
2.1. Степень влияния государства на ценообразование.
Можно выделить три степени влияния  государства на ценообразование:
1. Фиксация  цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен:
- использование  цен прейскурантов. Прейскуранты  цен на товары и услуги – это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены – к дефициту.
- фиксирование  монопольных цен. Государство  фиксирует цены предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке,  которое позволяет ему решающим  образом влиять на конкуренцию,  доступ на рынок и уровень  цен, что в итоге ограничивает свободу действия других участников рынка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.