На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стабилизационный фонд

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство  по образованию РФ
     
 

     Санкт-Петербургский  государственный Горный институт им. Г.В. Плеханова
     (технический  университет) 

     
 

     Реферат 

     По  дисциплине:   Экономика   
                     (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану) 
     
     
     
     

     Тема  работы:  Стабилизационный фонд   
 

     Выполнил: студент гр. РГИ-08                           /Стрельченко В.П./
                                                  (подпись)              (Ф.И.О.) 
       

     Оценка:    
 
 
 

     Проверил: ассистент                     ______               /Винокуров С.С./
               (должность)     (подпись)             (Ф.И.О.) 
           
           
           
           
           
           
           
           

     Санкт-Петербург
     2010 год
 

     
     Содержание
      
     Введение  ……………………………………………………………………………… 3
     Глава I. Стабилизационный фонд России……………………………………………5
      Создание Стабилизационного фонда РФ, стабилизационные фонды других стран………………………………………………………………………..……5
      Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ……………………6
    Глава II. Распределение стабилизационного фонда РФ
    2.1   Распределение  средств в соответствии с законодательством ………………..9
    2.2   Предложения  по возможному использованию  средств Стабилизационного фонда  …………………………………………………………………………………..10
    Заключение  ……………………………………………………………………………..13
    Список литературы …………………………………………………………………….14
    Приложения  …………………………………………………………………………….15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 
     В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение  бюджета развития, который впервые  появился в истории российского  бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей  «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
     По  замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.
     Стабилизационный  фонд задумывался как благое начинание  государственной власти. Однако только небольшая часть россиян имеет представление об этом макроэкономическом инструменте. Власть не разъясняет населению смысл создания Стабилизационного фонда. В настоящее время все чаще возникают вопросы об использовании накоплений Стабилизационного фонда, о том стоит ли его использовать. Большая часть россиян, судя по социологическому опросу, говорит: давайте потратим Стабилизационный фонд, но при этом абсолютно не понимает, какие последствия могут наступить после бессмысленной и несбалансированной растраты. Многие политики и экономисты предлагают использовать средства накопленные в Фонде. Точек зрения существует множество.
     До  конца 2004 года разговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда вообще был теоретическим, ведь тратить  можно только средства, накопленные свыше неприкосновенного запаса в 500 миллиардов рублей. Однако вскоре в Стабилизационном фонде действительно появились излишки, и только тогда начали всерьез задумываться над тем, что с ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги для инвестиций в инфраструктуру (так как без этого невозможно удвоить ВВП), другие предложили вкладывать их в инновации и поддержать перспективные венчурные проекты.
     Некоторые также настаивают на повышении базовой  цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
     Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
     Для достижения этой цели необходимо определить:
      что такое Стабилизационный фонд;
      выяснить является ли такой фонд чисто российским изобретением или такие фонды существуют не только у нас;
      охарактеризовать подобные фонды в других странах (если они есть);
      рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;
      рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
      проанализировать какие доходы приносит вложение средств;
      показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.
     И в заключении я хочу в данной работе изложить предложения о возможных  путях использования средств  Стабилизационного фонда.
 

Глава I. Стабилизационный фонд России

1.1 Создание Стабилизационного  фонда РФ, стабилизационные  фонды других стран

 
     1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. «Цену отсечения», то есть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступают в Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2. С 1 января 2006 года цена отсечения установлена на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс1.
     Фонд  способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
     Фонды подобные российскому Стабилизационному  фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в целом совпадают. Во-первых - это снижение зависимости бюджета и экономики в целом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.). Во вторых - обеспечение равномерного распределения доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия). И в третьих - снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах). Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального использования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная и эффективная политика в области бюджетных расходов.
     Различия  между существующими фондами  обычно находятся в деталях. Так, существует несколько распространенных способов формирования и использования  фондов: способ "полного сбережения", способ "постоянного потребления" и правило "средней цены".
     «Способ полного сбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемых ресурсов с переводом части средств на покрытие дефицита "несырьевого" бюджета, то есть бюджета без учета поступлений от сырьевых товаров. Обычно этот перевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда. Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в иностранные финансовые активы. Этот способ используется в Норвегии.
     «Способ постоянного потребления» заключается  в том, что ежегодно расходуется только постоянный доход от сырьевого сектора, то есть трансферт в бюджет из фонда остается постоянным по отношению к ВВП. Остальные средства сберегаются и инвестируются в иностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане.
     «Способ средней цены» предполагает, что поступления от нефти в части, не превышающей цену отсечения, направляются в бюджет, все что свыше - в Стабфонд. Подобная практика, так называемый способ "средней цены", существует в ряде подобных фондов, наиболее яркий пример - Медный стабилизационный фонд в Чили2. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

1.2 Стабилизационный  фонд как стратегический  резерв РФ

 
     Средства  Стабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства, который необходим для обеспечения бюджетных обязательств правительства в неблагоприятных экономических ситуациях. Очевидно, что в случае резкого падения цен на нефть может произойти резкое сокращение доходов государства от ее реализации, что может неблагоприятно отразится и на курсе рубля к иностранной валюте. Таким образом, с экономической точки зрения, наиболее обосновано накапливать средства Стабилизационного фонда в иностранной валюте.
     В текущих условиях использование средств Стабилизационного фонда внутри страны приведет к подрыву макроэкономической сбалансированности, ускорению роста внутреннего спроса, превышающего рост предложения, либо перераспределению средств фонда в пользу спекулятивного сегмента национального финансового рынка. Это усилит и без того нарастающее инфляционное давление и значительно повысит темпы укрепления рубля, а также усилит зависимость национального финансового рынка от мировой конъюнктуры цен на нефть.
     Направление средств Стабилизационного фонда на приобретение ценных бумаг российских эмитентов является крайне опасным, поскольку масштабное изъятие в случае неблагоприятной конъюнктуры средств фонда из обращающихся на национальном фондовом рынке финансовых инструментов приведет к дестабилизации последнего. С другой стороны, возможные кризисные явления на российском рынке ценных бумаг могут вызвать падение стоимости активов Стабилизационного фонда, то есть могут подорвать его способность исполнять роль стратегического резерва государства.
     Совсем недавно Минфин России внес в правительство предложения о преобразовании Стабилизационного фонда РФ в Нефтегазовый фонд. В составе нового фонда предлагается выделить Резервный фонд и Фонд сбережений, которые будут различаться функциями, а, следовательно, и правилами управления.
     Резервный фонд должен будет обеспечивать стабильность расходов федерального бюджета и  полное выполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен  на нефть и газ.
     Фонд  сбережений будет выполнять функцию  сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте.
     Исходя  из целей Резервного фонда, управление его средствами должно осуществлять в соответствии с консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагается размещать в высоколиквидные долговые обязательства иностранных государств. Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии Резервного фонда должны соответствовать действующему порядку управления средствами Стабилизационного фонда.
     При управлении средствами Фонда сбережений, возможно, применять инвестиционную стратегию, позволяющую размещать  средства на долгосрочной основе не только в высоколиквидные государственные  ценные бумаги, но и в менее ликвидные, более доходные, но вместе с тем и более рискованные финансовые инструменты: акции, корпоративные облигации и производные финансовые инструменты.
     Кроме того, ситуация, при которой уровень  государственных инвестиций фактически зависит от текущего размера труднопрогнозируемых нефтяных доходов, является крайне опасной для бюджета страны. Предполагается, что средства Стабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства и в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры правительство Российской Федерации должно использовать их для финансирования дефицита бюджета.
     Основными задачами Стабилизационного фонда  являются поддержание макроэкономической стабильности в государстве и  сглаживание зависимости бюджетных  расходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Глава II. Распределение стабилизационного фонда Российской Федерации

2.1 Распределение средств в соответствии с законодательством

 
     В соответствии с законодательством  РФ средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
     В начале 2006 г. Счетной палатой была проведена проверка по вопросам формирования и использования Стабилизационного  фонда Российской Федерации и  по вопросам эффективности размещения средств Стабилизационного фонда.
     По  результатам проверки Счетной палаты работы Стабилизационного фонда  в 2005 г. было определено, что механизм, обеспечивающий юридическую безопасность средств Стабилизационного фонда  при их инвестировании в долговые обязательства иностранных государств не утвержден, и по этому операции по управлению средствами Стабилизационного фонда не проводились.
     В 2005 году средства Фонда превысили  уровень в 500 млрд. рублей, и их часть  была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и  покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
      93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
      430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
      123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
      30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Счетная палата РФ 24 мая 2007 г. включила в план проверок на этот год проверку расходования средств Стабилизационного фонда в 2006 г. Об этом заявил на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой зампред Счетной палаты Александр Семиколенных. По мнению Счетной палаты: средства Стабилизационного фонда расходуются нецелесообразно. "Деньги там лежат без движения, то что при этом наше государство еще и заимствует деньги - это мы не одобряем", - подчеркнул А. Семиколенных3.
     Счетная палата уже предлагала различные  варианты инвестирования средств из Стабилизационного фонда. Она считает, что деньги, накопленные государством, необходимо инвестировать.
     Стерилизуемая Стабилизационным фондом денежная масса  является одним из основных факторов сдерживания инфляции. Средства фонда  разрешено тратить на два приоритетных направления - покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату внешних долгов. Так, правительство собирается в ближайшие несколько лет погасить долг в 43 миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов. Средства, необходимые для этого, будут изыскиваться в том числе и из Стабилизационного фонда.

2.2 Предложения по возможному использованию средств Стабилизационного фонда

 
     Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет  Стабилизационный фонд. Как следовало  бы распорядиться этими деньгами? 25-26 июня 2005 г. ВЦИОМ был проведен Всероссийский опрос. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента. Данные опроса приведены в табл. 2.1. 
 

     Таблица 2.1
     Данные  Всероссийского опроса на тему: « Как  распорядиться сбережениями Стабфонда»
     Благодаря высоким  ценам на нефть российское правительство  постоянно пополняет стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться  этими деньгами?
     Вложить в реформу системы здравоохранения 213 чел
     Повысить  пенсии 184 чел
     Вложить в сельское хозяйство 178 чел
     Повысить  зарплаты бюджетникам 171 чел
     Вложить в промышленность, построить современные  предприятия 158 чел
     Вложить в реформу системы образования 125 чел
     Построить современные дороги 118 чел
     Повысить  другие социальные выплаты (инвалидам, сиротам и т. д.) 99 чел
     Погасить  досрочно внешний долг страны 92 чел
     Вложить в фундаментальную науку и  в сферу высоких технологий 86 чел
     Профинансировать  перевооружение российской армии 39 чел
     Стабилизационный  фонд трогать нельзя, это неприкосновенный запас на случай резкого падения  цен на нефть 33 чел
     Профинансировать  улучшение экологической обстановки 26 чел
     Вложить в дорогостоящие проекты, поднимающие мировой престиж страны (освоение космоса, проведение Олимпиады в России, постройку высокоскоростной магистрали Москва- Петербург и т. п.) 13 чел
     Профинансировать  модернизацию электроэнергетической  системы России 6 чел
     Другое 7 чел
     Затрудняюсь ответить 46 чел
 
     Причем  по данным того же опроса большинство  людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а не уходили  на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены в  таблице 2.2. 

     Таблица 2.2
     Данные  опроса на тему: «  Правильно ли поступает правительство?»
     Как Вы считаете, правильно  ли поступает правительство, которое  готово расходовать средства стабилизационного  фонда только на досрочное погашение  внешнего долга?
            Всего опрошенных      Сторонники  политических партий
«Единая Россия» КПРФ ЛДПР «Родина»
     Да      23%      29%      18% 22% 22%
     Нет      61%      57%      72% 62% 69%
     Затрудняюсь ответить      16%      14%      11% 16% 9%
 
     При этом не зависимо от политических пристрастий, уровня доходов, уровня образования  подавляющее число опрошенных считает, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда, то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги наших компаний, что показывают данные приведенные в таблице 2.3
     Таблица 2.3
     Данные  опроса на тему: «Как и где хранить  средства Стабфонда»
     Как Вы считаете, где и как правительство должно хранить средства Стабилизационного фонда
       Всего опрошенных      Оценка  своего материального положения
Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень  плохое
     В России – в рублях, в отечественных  банках, в ценных бумагах российских предприятий, компаний      76%      70%      78% 74%
     За  рубежом - в иностранной валюте, в  зарубежных банках, в ценных бумагах  зарубежных предприятий, компаний      9%      17%      9% 7%
     Затрудняюсь ответить      15%      12%      13% 19%

Заключение

     В экономических ВУЗах учат будущих  экономистов зарабатывать деньги, вкладывать заработанные деньги и преумножать их, просчитывать возможные финансовые риски,  просчитывать вероятные потери и пытаться их исключить либо свести их к минимуму. Но, к сожалению, наши министры ответственные за экономическое состояние страны научились только копить деньги, складывая их мертвым грузом. Такой вывод мне позволяет сделать анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда.
     Если  деньги аккумулированные в Стабилизационном фонде нельзя пустить в оборот, из-за опасения роста инфляции, зачем покупать деньги других стран? Не лучше ли хранить резервы в золоте или других драгметаллах, создавая золотой запас страны, который не подвержен инфляции. Именно этим путем идет Китай, который наращивает свой золотой запас. И мы можем видеть какими темпами развивается экономика Китая.
     Тут же уместно вспомнить нашу историю - экономическую политику, которую  в своё время проводил выдающийся министр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известность получила его денежная реформа 1895 — 1897 гг., в результате которой российский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира. Витте не накапливал свободные деньги в стабфондах, а расходовал их на строительство железных дорог, развитие промышленности, науки и образования. В результате за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объём промышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.
     В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно — в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.
     Сейчас  самым приоритетным, самое эффективным  направлением использования средств  Стабилизационного фонда - это  финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия  для развития страны не как сырьевого  придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.
 

Список литературы

 
     
      Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 31
      «Российская Бизнес – газета» №520 от 23 августа 2005 г.
      «Московские новости» №41 от 29 октября 2004 г.
      «Политический журнал» №15 -16 (158 – 159) от 21 мая 2007 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Приложение 1
     «Московские новости» №41 от 29 октября 2004 г.
     Судьба  госзаначки
      
Стабилизационный фонд - единственная интрига бюджета будущего года. Судьба огромной правительственной "заначки", образовавшейся за счет крайне удачной для России мировой конъюнктуры цен на нефть, продолжает волновать всех участников бюджетного процесса.  
 
От Норвегии до Аляски

      
Первым идею стабилизационного фонда  вбросил в общество в начале 2001 года экономический советник президента Андрей Илларионов. Тогда она фигурировала под названием "фонда будущих поколений". Идея эта родилась не случайно: впервые по результатам финансового года в России возник профицит бюджета - доходы превысили расходы. Произошло это благодаря тому, что на рубеже веков резко поменялась мировая конъюнктура. Цены на нефть нач
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.