На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теории переходной экономики. Концепции перехода Республики Беларусь к рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
“Белорусский  государственный  аграрный технический  университет” 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И УПРАВЛЕНИЯ
      Кафедра экономической теории и права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему: “Теории переходной экономики. Концепции перехода Республики Беларусь к рыночной экономике” 
 
 

Студентка 58 эи группы      Климкович Ольга Сергеевна 
 
 
 
 

Руководитель  курсовой работы:
        старший преподаватель                 Близнюк Зинаида Григорьевна  
 
 
 
 

МИНСК 2008 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………........3
    Теоретические основы переходной экономики...................................................4
      Понятие переходной экономики и ее характерные черты……………….........4
      Цели и предпосылки возникновения переходной экономики……………......7
      Теории перехода к рыночной экономике……………………………………..12
        Эволюционный путь («градуализм»)………………………………………12
        Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)………….13
    Специфика переходной экономики в Республике Беларусь…………………..15
2.1 Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики……15
2.2 Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь…......19 

Заключение………………………………………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными  механизмами регулирования.
     Тема, которую я рассматриваю в своей курсовой  работе,  на  сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики,  которая  стремится  к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад  стремилась  к коммунизму.
     Переход к рыночной экономике обусловлен рядом причин. В первую очередь это недостатки, существовавшей тогда, административно-командной  системы.
     Административно-командная  система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Целями  моей работы являются:
    Раскрыть сущность рыночной экономики, ее особенности, достоинства и недостатки;
    Рассмотреть варианты перехода к рыночной экономике;
    Определить основные причины перехода к данному виду экономики.
     Главная задача, которую я ставлю в своей  работе: попытаться рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее нашей страны, экономическое, социальное и политическое благосостояние общества.                                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы переходной экономики.
1.1 Понятие переходной экономики и ее характерные черты
     Реально проблема переходных экономик возникала  в экономической науке неоднократно. Впервые она возникла в связи  с переходом от аграрного общества к индустриальному, в дальнейшем — как трактовка перехода от капитализма к социализму. В современных условиях этот вопрос поднят в связи с вступлением постсоциалистических государств на путь рыночных преобразований. Переход от одной системы хозяйствования к другой требует глобальных преобразований во всех сферах экономики. Все это актуализирует общетеоретические и методологические изыскания в области переходных процессов экономики.
     Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы.
     Переходная  экономика в общем смысле представляет собой такое особое состояние  экономической системы, когда она  функционирует в период трансформации общества от одной сложившейся исторической системы к другой.
     Переходный  период – это период времени, в  течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика  страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы.
     Трансформационная экономика — «это особое состояние  экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторически сложившейся системы к другой. Это — межсистемное образование»[12].
     Трансформационный процесс — это процесс превращения одной экономической системы в другую. Экономические системы постоянно находятся в динамике, качественно изменяются, трансформируются (Рис.).
     
     Национальная  экономика в переходный период претерпевает существенные социально-экономические  изменения, отличающие ее как от командной, так и от рыночной экономик.
     Во-первых, переходная экономика представляет собой смесь административно-командной и современной рыночной систем. 
     Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение может быть кризисным для сложившейся экономической системы, имеющей целью собственное самосохранение. Однако оно является нормальным для трансформирующейся экономики, так как целью является переход в другую систему.
     В-третьих, переходная экономика характеризуется  смешанным составом элементов. Здесь еще остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
     В-четвертых, в переходной экономике наблюдается  качественное изменение внутрисистемных  связей и отношений. Распались и  исчезли старые планово-директивные  связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние  еще носят «переходный», неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как бартерные  расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями[18].
     Современная переходная экономика государств СНГ  и других постсоциалистических стран  представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической  системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей экономике – это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы, и формируются основы рыночной экономики. Поэтому сущность переходной экономики заключается в том, что это сочетание административно-командной и современной рыночной систем.
     Для административно-командной системы  были характерны высокая централизация  экономики, монополизм, государство  выступало главным хозяйствующим  субъектом, а развитие народного  хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм  хозяйствования.
     Преобразование  отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означают становление новых производственных отношений.
     Основная  трудность переходного периода  – это создание институтов рыночной экономики. Они в широком смысле представляют собой социально-экономические  уклады, а также правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
     Характерный признак переходной экономики –  институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка. В большинстве  стран СНГ – это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей рыночной инфраструктуры в целом.
     В свою очередь трансформационная экономика может быть нескольких типов:
    переход от одного способа производства, распределения и потребления общественного продукта к другому;
    переход от капитализма к социализму;
    переход от слаборазвитой экономики к современному индустриальному обществу;
    переход от планово-административной экономики к рыночной.
         В связи с этим выделяются особые черты трансформационных экономик:
    неустойчивость экономических процессов;
    альтернативный характер развития такой экономики, т. е. итоги развития могут быть многовариантны;
    появление и функционирование особых переходных экономических форм;
    особый характер противоречий в переходной экономике (противоречия не функционирования, а развития, противоречия различных субъектов и слоев общества);
    историчность переходной экономики.
     Переходным  процессам сопутствуют свертывание  объемов производства, финансовая нестабильность, рост безработицы, инфляция, структурные преобразования, похожие на ломку устоявшихся экономических связей. Институциональная структура экономики обычно не имеет четких горизонтальных и вертикальных связей и носит черты бывшей командно-административной системы.
     Кризис  трансформационного (переходного) периода носит  системный характер, т. е. для него характерна накладка структурного, финансового, экономического и социального кризисов.
     Циклическая безработица превращается в главную  форму безработицы переходной экономики в связи с устойчивой тенденцией к спаду системы хозяйствования. Фактически такая безработица может быть скорее названа застойной, чем циклической.
     Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно  усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, то нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.  
 

1.2 Цели и предпосылки возникновения переходной экономики
     Трансформация административно-командной экономики  в современную рыночную вызвана, по мнению абсолютного большинства  ученых, несколькими причинами:
    неэффективностью административно-командных рычагов, их негибкостью в ответ на изменения конъюнктуры;
    нарастанием диспропорций и скрытой инфляции;
    исчерпанием экстенсивных факторов экономического роста;
    крайне низкой производительностью государственных предприятий.
     Переход к рыночной экономике требует  глубоких изменений в институциональной  структуре общества, институциональной  трансформации: преобразования отношений  собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакетов рыночных законов и ограничения  роли государства, формирования новых  субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).
     Начало  переходного периода в странах  СНГ характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений  следующих факторов:
     1. глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;
     2. распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом. Их попытки самостоятельно решить свои экономические проблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительно ниже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Отсюда и правительства, и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции в рамках СНГ;
     3. деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной экономики. Она отличается преобладанием производства, потребляющие огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку (реструктуризацию) народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;
     4. характерная для переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость.
     Существенной  чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший  как результат краха командно-административной системы, он характеризуется массовым падением объемов производства, снижением  жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Кризису способствовали такие факторы, как деформация структуры народного  хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.
     Для стран СНГ этот кризис характеризуется  следующими основными чертами:
    длительный спад, последствия которого сохраняются до нашего времени. Он особенно ощутим в таких областях, как реальное потребление населения, инвестиции и др.;
    углубляющиеся структурные диспропорции;
    высокие темпы инфляции;
    значительный дефицит государственного бюджета;
    снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;
    падение курса национальной валюты;
    относительно низкий жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации доходов;
    значительные масштабы скрытой безработицы.
     Важнейшую роль в социально-экономических  преобразованиях национальной экономики  в переходный период играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле, либерализацию экономики, связанную в первую очередь с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства.
     Значимость  либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация  заставляет предприятия ориентироваться  на потребительский спрос и получение  прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению  спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности  в тех или иных товарах. Либерализация  на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
     Однако  роль либерализации не ограничивается только освобождением цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных производственных и торговых монополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты. В разных странах либерализация была осуществлена в разные сроки. В Венгрии частичные преобразования были осуществлены в 60-е гг. ХХ в., в Китае – в 70-е гг.. в Польше была проведена «мгновенная» либерализация, когда в январе 1990 г. было отпущено 90% цен, отменена монополия государства в торговле и обеспечена конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была осуществлена в Албании, бывшей Чехословакии, странах Балтии и Кыргыстане.
     В России и некоторых других странах  СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
     Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдается значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования. Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии.
     Стабилизация  включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов, она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются более мягкие методы финансового регулирования.
     Важнейшим направлением социально-экономических  преобразований в переходный период является структурная перестройка экономики, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их ориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Она включает мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройке технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий.
     Формирование  рыночной экономики требует решения  ряда других задач. К ним относятся:
    ограничение прямого вмешательства государства в экономику (государство должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике; главной его задачей является защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности функционирования народного хозяйства);
    демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров отдельных производителей;
    введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
    обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы и проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
      развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
      формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
      финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции.
       Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения возникли между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. Процесс российско-белорусской экономической интеграции начался в 1994 г. подписанием договора об объединении денежных систем Беларуси и России (договор в полном масштабе к началу XXI в. еще не был реализован). Затем были упразднены таможенные торговые пошлины, отменена плата за транзит российских грузов через территорию Беларуси. Россия получила в бесплатную аренду белорусские объекты стратегических вооруженных сил. Страны заключили соглашение о едином таможенном союзе, что позволило им в двусторонних отношениях пересмотреть или отменить отдельные налоги, различные сборы, другие ограничения. Был согласован в отношениях с третьими странами одинаковый режим внешней торговли, общие меры нетарифного регулирования и таможенные тарифы. В 1996 г. был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России.
     Вместе  с тем следует отметить, что  успехи интеграции в странах СНГ не так велики, как ожидалось. Это связано, прежде всего, с большими различиями в способах и темпах проведения реформ, их масштабах. Страны СНГ различаются и по уровню экономического развития, величине территории и численности населения. Кроме того, отдельные страны вступают в двусторонние отношения с другими странами за рамками СНГ (Азербайджан — Турция, Молдавия — Румыния).
     Основными направлениями преобразований внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
     Поэтому, прежде всего, необходимо уточнить характеристики создаваемой социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное функционирование белорусской экономики. Причем большое значение имеет ее социальная направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, встроенность в мировое хозяйство.
     Далее требуется более активное включение  регулирующих функций государства  в механизм реформирования экономики. При этом центр тяжести необходимо перенести на стимулирование деловой, в том числе инвестиционной, активности в реальном секторе экономики независимо от форм собственности и типов хозяйствования. Большего внимания требуют также социальные аспекты реформы. 
 

1.3Теории перехода к рыночной экономике
     Практика  стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует  два основных варианта трансформации  административно-командной системы  в рыночную экономику: первый (исторически  более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов; второй — «шоковая терапия».
     Различия  между указанными путями заключаются  в сроках осуществления системных  преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами  народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
     Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит  не столько от воли политического  руководства, сколько от комплекса  политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В  пользу эволюционного перехода говорит  наличие довольно развитого сельского  хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес  тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди  политической и хозяйственной элиты  слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
     Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве  случаев с необходимостью преодоления  крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися  структурными диспропорциями. 

     1.3.1  Эволюционный путь («градуализм»)
     Можно выделить следующие общие черты  эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
     1. Государство на основе долгосрочной  стратегии реформ последовательно,  шаг за шагом заменяет механизмы  административно-командной системы  рыночными отношениями. Так, в  Венгрии этот процесс происходил  с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается  с 1979 г.
     2. Начало реформы связывается с  установлением динамического равновесия  на потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и  прежде всего благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка. В Китае ограничения  на создание частных производственных  предприятий были отменены в  середине 80-х гг., что позволило  спустя пять-шесть лет полностью  насытить потребительский рынок.
     3. Рыночные отношения первоначально  охватывают сферу производства  и сбыта потребительских товаров  и лишь затем распространяются  на инвестиционные отрасли.
     4. Либерализация цен проводится  на последующих этапах реформы,  причем нередко с сохранением  государственного контроля над  ценами в отраслях с сильными  монополистическими тенденциями,  с целью избежать резкого снижения  жизненного уровня населения.
     5. Проводится жесткая финансовая  политика в целях недопущения  высокой инфляции. В Венгрии максимальный  годовой прирост розничных цен  составил 35% (1991 г.), а в Китае —  24,1% (1994 г.).
     6. Активно формируется рыночная  инфраструктура, поощряется частное  предпринимательство, главным образом  в мелком производстве и сфере  услуг.
     Импульс, данный развитию сельского хозяйства  и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего  распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению  потребительского рынка, создает благоприятный  социальный фон для дальнейшего  углубления реформ. 

     1.3.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)
     «Шоковая  терапия» - это концепция, в основе которой лежит одномоментная  либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи.
     Монетаристы исходят из того, что рынок является саморегулирующейся системой, способной  порождать рыночные институты без  участия государства. С другой стороны, государство не есть некоторый абстрактный  институт: оно возглавляется конкретными  людьми, которые заинтересованы в  сохранении своего социального статуса  и противодействует сужению их функций  в управлении экономикой.
     Нормальное  функционирование и развитие рынка  возможно лишь в условиях устойчивости финансовой и денежной систем. Монетаристы  рекомендовали быстро подавлять  инфляцию и обеспечить жесткие бюджетные  ограничения. Предприятия должны тратить  только то, что они зарабатывают, и не рассчитывать на получение денежной поддержки от государства; государство должно предпринять энергичные усилия по улучшению собираемости налогов, противодействию обороту незаконных платежных средств и утечке капиталов.
     Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования  встали страны Центральной Европы и  Балтии (за исключением Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. В соответствии с принципами «Вашингтонского консенсуса» была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.); осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике, и введен контроль за ростом заработной платы; ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года(1990-1993) увеличилась в три раза и составила 30% ВВП.
     Вслед за Польшей «шоковая терапия» была проведена и в других странах  Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Словения), а также в Литве и  Эстонии. К концу 1992г. полномасштабная либерализация в странах Центральной Европы завершилась. Сегодня эти страны можно считать странами с полномасштабной рыночной экономикой. Республики бывшего СССР – Латвия и Румыния выбрали путь медленной и постепенной либерализации, пытаясь уменьшить социальное бремя реформ. Из 12 стран, ставших на путь постепенных реформ, лишь в половине из них к 2000 г. была сформирована рыночная экономика.
     В России радикальная рыночная реформа  началась в 1992 г. Но подлинной «шоковой терапии» там не было. Отличительным  признаком радикальной реформы  является быстрая финансовая стабилизация. Но на протяжении 1992-1998 гг. бюджет России сводился с дефицитом 5-10% ВВП, а гиперинфляция  была остановлена лишь в 1996 г.
     Недостатки  стратегии радикального перехода к  рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных  диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная  деятельность в финансовом секторе  при оттоке ресурсов из реального  сектора; во-вторых, стремительный переход  к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного  дефицита и монопольного положения  производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия  радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой  падение жизненного уровня преобладающей  части населения и усиление социальной дифференциации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Специфика переходной экономики в Республике Беларусь 

     2.1 Переход к модели  социально-ориентированной рыночной  экономики 

     В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.
     Для реального осуществления выбранной модели экономического развития следует учитывать не только современные тенденции социально- экономического развития Республики, но и особенности переходного периода в Беларуси, которые проявлялись в следующем:
    была избрана эволюционная концепция перехода к рынку и социально ориентированная модель (на первых этапах не было четко выработанной концепции);
    происходило значительное свертывание национального производства (и частичное наращивание его к концу 90-х гг.); 
    проводилась политика таможенных ограничений (для защиты отечественного потребителя в условиях открытости экономики);
    был установлен контроль за стабильностью валютного курса с целью стимулирования экспорта производящих производств;
    финансовая стабилизация проходила в два этапа: на первом этапе использовались немонетарные рычаги; на втором — монетарные (операции на открытом рынке, ограничение денежной эмиссии, манипулирование нормой обязательных банковских резервов);
    структурная политика носила как прямой, так и косвенный характер.
     Прямое  воздействие заключалось в выделении  субсидий, льготном инвестиционном кредитовании, особенно жилищных программ, а косвенное воздействие — в налоговом льготировании средств предприятий на расширение производства, таможенном ограничении и др.[5]
     Весь  период трансформации экономики  Беларуси можно разделить на следующие  этапы:
    1991—1995гг.— период глубокого затяжного экономического кризиса;
    1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
    2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
     Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.
     Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению  с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4%, сельского хозяйства — 73,6%, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.[8]
     Считается, что применительно к малой  открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности  самого кризиса.[6]
     Но, попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.
     Ведущая роль в осуществлении этих направлений  принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров.
     Таким образом, второй период трансформации  экономики, за исключением сельского  хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
     Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
     В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
     Основные  задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
     В последние годы многое сделано в  решении этих задач. Однако следует  отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
     •  с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
     • слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
     •  низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
     •  отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.