На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и концепции местного самоуправления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОУ СПО  «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине
«Муниципальное  управление»
Тема: Сущность и концепции менстного самоуправления. 
 

                                                        Работу выполнила студентка:
                                                         Кайзер Светлана Ивановна
                                                         Специальность: 080504         
                                                         «Государственное и муниципальное    
                                                          управление»
                                                          Курс 2  Группа. Ж
                                                         Научный руководитель:
                                                          Колченко Оксана Владимировна  
 
 
 

Усть-Лабинск
2010г. 

Содержание
Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России ………….…………………………………………………………….5
  1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности ………………………………………………5
  1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………….9
Глава 2.Формы осуществления местного самоуправления……………….16
  2.1 Сущность местного самоуправления …………………………………16
  2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………...18   Заключение…………………………………………………………………...24
Список  используемой литературы………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
  Особую актуальность данной теме  придают следующие обстоятельства:
- необходимость  преодоления существующей политической  напряженности в обществе, возникающей  все чаще на почве противоречий  между политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
- потребность  в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост  экономического влияния регионов, и острая необходимость решения  многих региональных проблем,  и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
- острота  проблемы укрепления российской  государственности, важной частью  которой является формирование  новой законно обеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;
- отсутствие  концепции местного самоуправления  для современных российских условий,  без которой невозможна системная  работа по созданию структур  местной власти.
  Объектом исследования является: местное самоуправление.
  Предметом исследования является: сущность органов местного самоуправления.
  Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
  В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
    Обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
    Выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
    Раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
  Методами исследования являются анализирование, констатирование, а также получение данных и сведений. 
 
 
 

Глава 1. Исторические предпосылки развития местного
самоуправления  в России.
   1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности.
   Становление и развитие местного  самоуправления в России обусловливает  необходимость теоретического осмысления  данных процессов в правовом  аспекте, используя анализ исторического  прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций. Создается российская система местного самоуправления, о которой можно говорить, как о модели организации местного самоуправления. Автор данного исследования считает, что понятие реальной перспективы развития организации местного самоуправления в России возможно только через обращение к историческому и зарубежному опыту организации местного самоуправления.  В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного   самоуправления.
   Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.
 С  приходом татаро-монгол вечевая  власть была существенно подорвана  на два с лишним века. К 15 веку образовались новые формы народовластия - крестьянская община и казачье самоуправление.  Присущее славянским племенам общинное управление являло собой истинную модель местного самоуправления - имело экономическую основу и народовластие.
XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра II несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства, Екатерина II провозгласила принцип  сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений. 
   Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы  всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.1
   После Февральской революции 1917 года, Временное правительство расширило полномочия земских органов власти. Временное правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.
   Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд Советов. Ликвидация земских органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов, заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.
   В основу организации власти на местах был заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.
   Впервые годы советской власти еще сохранялось административно-территориальное деление страны на губернии, уезды, волости.
 Высшим органом местной власти являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а также городские и сельские Советы. Они являлись свободными неформальными собраниями без ясно выраженных функций. Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории: проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий.
 Прямыми были выборы в сельские и городские Советы. Эти Советы избирались непосредственно населением. Сельский Совет состоял из председателя и секретаря, и избирался жителями села, и редко, но мог назначаться волостным исполкомом. Городские же Советы формировались на производственной основе, то есть путем выборов на заводах, фабриках, либо через профсоюзы из одного депутата от одной тысячи человек населения, что составляло не менее пятидесяти и не более тысяч членов.
 В 1925 году принимается Положение "о городском Совете", по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной жизни.  
   В годы Отечественной войны продолжали функционировать местные органы власти и управления наряду с высшими и центральными властями. В этот период в них происходит структурные изменения, которые были направлены на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства.
   Вопрос о сущности местного  самоуправления теснейшим образом  связан с политико-правовой природой  этого явления. Впервые теория, объясняющая сущность местного  самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Арене) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть - местная (муниципальная, коммунальная, общинная).   Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности.
 Обе  эти теории являются разновидностями   общественной теории, которая видит  сущность самоуправления в предоставлении  местному  обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами.
   Одновременно появилась государственная  теория самоуправления, основные  положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским. А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности  данной теории в России приходится на середину 70-х годов прошлого столетия. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.
1.2. Становление  правовых основ организации  местного самоуправления в Российской Федерации.
   Россия - страна, которая отличается  многообразием географических, национальных, природных и других особенностей.  Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о городских Советах". Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.
 Полностью  самоуправление не могло вступить  в свои права к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.  С начала времен "хрущевской оттепели" местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.
 Интерес  к местному самоуправлению вновь  возник к началу 80-х годов. Важную  роль в становлении и развитии  местного самоуправления в России  сыграл Закон СССР «об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельности  как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.
   Впервые этот Закон ввел понятие  "коммунальная собственность", отнеся к ней "имущество,  передаваемое безвозмездно субъектами  СССР союзными и автономным  республикам, иным субъектам,  а также имущество, создаваемое или приобретенное местным Советом за счет принадлежащих ему средств".
6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР  "О местном самоуправлении  в РСФСР". С принятием этого  Закона в Росси начался процесс  реформирования местных органов  власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть  стала также иметь более широкие полномочия. С принятием данного Закона в российском законодательстве было проведено четкое разграничение компетенции исполнительных и представительных органов местного самоуправления.  Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.
   Основным моментом  становления  современной модели организации  местного самоуправления стало  принятие 12 декабря 1993 года новой  Конституции Российской Федерации,  которая признала необходимость  существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.
   Конституция Российской Федерации  1993 года определила концептуальные  основы построения новой системы  местного самоуправления, выделила  местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления.  Указы Президента,  разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.  С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
   В современной России осуществляемое  реформирование органов местной  власти, в большинстве, опирается  и на дореволюционный опыт. Исторический  опыт показывает, что местное самоуправление появлялось только тогда и там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти, прежде всего, для наиболее быстрого выхода из создавшегося кризиса власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправление,  учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
   Организационные формы местного  самоуправления в России основываются  на нескольких возможных сочетаниях  трех традиционно устойчивых  элементах системы местной власти  и управления: представительного  органа, исполнительного  органа и высшего должностного лица. Данные организационные формы определяются:
   1. способами вступления в должность высшего должностного лиц;
  2. распределением полномочий между различными органами  местного  самоуправления;
3. порядком  осуществления взаимодействий между  органами местного самоуправления.          
   На базе основных организационных  форм местного самоуправления  возможно построение смешанных  моделей, применительно к местным  условиям, а также определение  структуры организации местного самоуправления в условиях конкретного  муниципального образования. Выбор конкретных моделей местного самоуправления напрямую зависит от условий, в которых оно осуществляется, анализ нормативных актов, касающихся местного самоуправления, принятых на федеральном уровне, свидетельствует о том, что отправной точкой формирования российской системы местного самоуправления стал 1993 год.  Новое законодательство о местном самоуправлении начинает приобретать позитивное начало.
   На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июля 1997 года признано «активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации».
   В сентябре 1997 года был принят  Федеральный Закон "О финансовых  основах местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
   Процесс формирования системы  местного самоуправления и законодательства  о нем не завершен. Необходимо осмыслить опыт местного самоуправления, чтоб более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
   Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России.
Первый  этап - с 1990 по 1993 год.
Второй  этап - с 1993 по 1995 год.
Третий  этап - с 1995 - по настоящее время.
   Проводя анализ истории земства  и советского периода государственности  России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.
 Прежде  всего, необходимо выделить существенные  признаки, составляющие содержание  понятия "местное самоуправление".  Отечественные правоведы уделяли большое внимание проблеме местного самоуправления. Градовский А.Д. определял самоуправление как один их видов распределения власти: "самоуправление - есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства".     Лазаревский Н.И. определял самоуправление как:
    1. осуществление  правительственных прав по поручению государства;
    2. деятельность, состоящую в исполнении местных  задач государственного управления;
    3. исполнение  задач, государственного управления  самим государством. 1
   Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление  возникало, прежде всего, там, где требовалось  пробудить инициативу органов местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации. Местное самоуправление в нашей стране представляется своеобразной гарантией от возникновения тоталитарных режимов. Оно получило развитие и большую автономию в странах без опыта демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно является частью государства но при этом не входит в систему органов государственной власти.
   Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический централизм, в соответствии с которым вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно  сделать вывод о несовершенстве системы Советов.
 Восьмидесятые  годы ознаменовали собой период  возрождения общественно-территориальных форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил, основные направления деятельности  местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как органов самоуправления. С понятием данного закона были сделаны первые шаги, а пути утверждения принципиально новых начал организации управления на местах в отличие от тех, которые были ранее. Попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю систему управления, не дала положительных результатов. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой модели местного самоуправления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формы осуществления местного самоуправления. 
2.1 Сущность  местного самоуправления. 
   Традиции местного самоуправления имеют многовековую историю. Многие исследователи отмечают, что местное самоуправление по своей природе - это явление общественно-государственное.
  Местное самоуправление есть реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений и реализации общих интересов. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе.
   Слово «самоуправление» буквально значит «сам  управляю собой, своими делами», что предполагает возможность решать свои внутренние проблемы независимо от центральных органов. Несмотря на многовековую историю местного самоуправления, в обществе до сих пор не сложилось четкого понимания сущности этого явления. Как отмечает Е.С Шугрина,  понятие самоуправление, как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется различно. Впервые это понятие было использовано еще в 17 веке в Англии, откуда его в XIX веке заимствовали государствоведы Германии и России.
  Русский  государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода  юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».
 Отечественный ученый  Л.А. Велихов уже в советское время дал марксистское определение местного самоуправления: это «государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения».
В статье 3 части 1 Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой  Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
    Если использовать дословный перевод,  термин  “муниципалитет” означает «гopoд с правом самоуправления», т.е. самоуправление - это взятое на себя бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут сами решать задачи повышения уровня и качества своей жизни гораздо лучше, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами.
   Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.