На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие формы государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая  работа по Теории государства  и права на тему: Понятие формы  государства
План работы
1. Введение
2. Форма  государства
3. Форма  правления
3.1 Монархия
3.2 Республика
4. Форма  государственного устройства
4.1 Унитарное  государство
4.2 Сложное  государство
5. Политический  режим
5.1 Демократический  режим
5.2 Антидемократический  (тоталитарный) режим
5.3 Авторитарный  режим
6. Заключение
7. Список  использованной литературы
1. Введение
Форма государства  находится в тесной зависимости  от конкретно-исторических условий  его возникновения и развития. Сущность, исторический тип государства  оказывают на нее решающее влияние. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства, особенно в период его возникновения, во многом зависит от соотношения политических сил в стране. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели компромиссу между буржуазией и феодалами. Следствием этого компромисса стала конституционная монархия. Конституция была требованием молодой буржуазии, а монархия — уступкой феодалам.
Четкое соотношение  между типом и формой государства  отсутствует. В пределах государства  одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти,  государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы  государства любого исторического  периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
2. Форма государства
Форма государства - внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержание государства, которые определяются характером взаимоотношений между  основными структурами системы  государства – между высшими  органами государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальными подразделениями государства. Правовое положение высших органов государственной власти и отношения между ними определяют форму правления (монархия, республика). Отношения государства, как целого с его составными частями (административно - территориальными единицами, автономными образованиями, субъектами федерации) определяет форму государственного устройства. Форма государства закрепляется Конституцией и иными законами государства, однако она может подвергаться фактическим изменениям в результате изменений политического режима.[1]
Серьезное влияние на форму государства  оказывает национальный состав, территориальные  размеры страны, культурный уровень  народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные  условия проживания и другие факторы. Небольшие по территории государства  обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения предъявляет к  государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада  и привести к гибельным гражданским  войнам». Каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая  ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование  и подражание нелепо, опасно и может  стать гибельным». Эти слова известного русского юриста и философа И. А. Ильина подтверждаются событиями в Югославии, сложной ситуацией в бывших республиках  СССР, межнациональными распрями.
Специфика формы государства определяется также характером взаимоотношений  государства и его органов  с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями).
Понятие формы  государства охватывает:
-            организацию верховной государственной  власти, источники ее образования  и принципы взаимоотношений высших  органов власти между собой  и населением 
-            территориальную организацию государственной  власти, соотношение государства  как целого с его составными  частями 
-            методы и способы осуществления  государственной власти.
Таким образом, форма государства - сложное общественное явление, совокупность систем организации  государственной власти, которая  включает в себя три взаимосвязанных  элемента: форму правления, форму  государственного устройства и форму  государственного режима.
Государственные формы в различных странах  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Форма существующих, особенно современных, государств, вместе с тем, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
3. Форма правления
Форма правления  – структура и правовое положение  высших органов государственной  власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный  порядок взаимоотношений между  ними. Главным определяющим признаком  формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный в монархических государствах).[2]
Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между  ними и порядок их образование.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
-            как создаются высшие органы  государства и каково их  строение;
-            как строятся взаимоотношения  между высшими и другими   государственными органами;
-            как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;
-            в какой мере организация высших  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.
По указанным  признакам формы государственного правления подразделяются на:
-            монархические (единоличные, наследственные);
-            республиканские (коллегиальные,  выборные).
В конечном счете, характер формы правления  зависит от типа общества. Монархия представляется естественной формой правления  в обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной  власти. Там, где форма правления  не сопряжена с иерархической  системой феодальной собственности  на землю и ее верховным собственником  в лице самого монарха, она принимает  вид деспотии (например, государства  восточных деспотий, основанных на азиатском способе производства). Республиканская форма правления  характерна для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами-собственниками.
Л. И. Спиридонов выделяет форму правления тоталитарного  государства, как отдельный вид  формы правления: «Поскольку особенности  устройства верховной власти тоталитарного  государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти  признаки дают основание для выделения  третьего вида формы правления - формы  правления тоталитарного государства».[3] Однако, далее он говорит: «Форма правления  тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики»[4]. Представляется более правильным отнести, все же, такие государства к нетрадиционным формам республиканского правления.
3.1 Монархия
Монархия  – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха; власть монарха передается в порядке  престолонаследования.[5]
Основными признаками классической монархической  формы управления являются:
-            существование единоличного носителя  верховной власти - монарха, пользующегося,  как правило, своей властью  пожизненно (фараона, царя, короля, императора, шаха, эмира, великого князя);
-            наследственный порядок преемственности  верховной власти, регулируемый  обычаем или законом о престолонаследовании;
-            представительство государства  монархом по своему праву, не  производному от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное  происхождение монарха, благодаря  чему царь становится помазанником  Божьим и тому подобное);
-            деятельность монарха не ограничена  определенным сроком, монарх исполняет  свои обязанности пожизненно;
-            монарх не избирается народом; 
-            может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота.
-            юридическая безответственность  монарха, как главы государства. 
Являясь отличием монархии от всех других форм правления, эти признаки в  своей идеальной  совокупности встречаются довольно редко. Например, из ста девяти царствовавших  императоров Византии, семьдесят  четыре были убиты, во всех семидесяти четырех случаях престол переходил  к цареубийце по праву захвата, а  не по наследству. Патриарх Полуевкт при коронации императора Цхимисхия провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Назначали и смещали императоров и римские легионеры.
История государственности  по преимуществу была историей монархии. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодализме она стала  основной формой государственного устройства, а в буржуазном обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
В настоящее  время в мире насчитывается несколько  десятков монархий.
В Европе: Бельгия; Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии); Голландия; Дания; Испания; Люксембург; Норвегия; Швеция; микрогосударства – Андорра; Ватикан; Лихтенштейн; Монако.
В Азии: Бахрейн; Бруней; Бутан; Катар; Кувейт; Малайзия; Непал; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Саудовская Аравия; Таиланд; Япония.
В Африке: Лесото; Марокко; Свазиленд.
Ряд монархий находится в Океании (Тонга, Фиджи, иные островные государства)
Монархиями  являются также: Австралия; Канада; Новая  Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.
Монархия  может быть:
-            неограниченной (абсолютной);
-            ограниченной(конституционной).
Разновидностью  ограниченной монархии являются:
-            дуалистическая;
-            парламентарная.
Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью, верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  только ему.
По формуле  Петровского Воинского устава, государь — «самовластный монарх, который  никому на свете о своих делах  ответу дать не должен». В Своде законов, введенном в действие в 1835 году, идея самодержавной власти была сформулирована так: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть  сам Бог повелевает».
Основным  признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха.
Возникновение абсолютизма связано с начинающимся процессом разложения феодализма и  старых феодальных сословий и зарождением  буржуазных отношений. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся  юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата, ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений.
Власть в  центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы и  получает юридическое закрепление. Тем не менее оно по-прежнему имеет принудительную направленность.
Абсолютная  монархия играла в течение известного времени положительную роль в  мировом историческом процессе. Но довольно быстро она уступила место  более прогрессивным формам государственности.
В настоящее  время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
Ограниченная  монархия представляет собой такую  форму правления, при которой  власть монарха рассредоточена между  монархом и другим органом или  органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Монарх же изменить конституцию не в праве.
Как форма  правления, ограниченная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества. Формально она до настоящего времени не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и другие).
Ограниченная  монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Дуалистическая  монархия – промежуточный, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской.
При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Власть монарха  ограничена, но незначительно. Можно  выделить следующие признаки дуалистической монархии:
-            наличие, наряду с монархом, иных  высших органов государственной  власти – парламента и правительства; 
-            назначение членов парламента  либо одной из его палат  монархом;
-            назначение членов правительства  монархом и ответственность правительства  лично перед монархом;
-            монарх выполняет функции реального  главы государства. 
Правительство в дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава в  парламенте и не ответственно перед  ним. Монарх при этом выражает преимущественно  интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.
Дуалистические  монархии были распространены в конце XIX – начале XX веков в период буржуазно-демократических  революций. В это время монархи  уже не могли удержать форму правления  в виде абсолютной монархии, а буржуазия  еще недостаточно окрепла, чтобы  взять власть в свои руки.
Примерами дуалистической монархии сегодня являются Кувейт и Непал. До 1990 года эти государства  являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (война  Кувейта против Ирака совместно  с международными силами в 1991 году, народное восстание в Непале в 1990 году) в них начались демократические  реформы. На сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных монархий к дуалистическим.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
-            наряду с монархом имеются  высшие органы государственной  власти – парламент, правительство; 
-            парламент избирается народом; 
-            правительство формирует партия, получившая большинство голосов  на выборах в парламент;  

-            правительство несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.  

-            Имеет место разделение властей;  

-            монарх принимает участие в  политической жизни, однако его  властные функции минимальны  и носят церемониальных характер  – принятие отставки правительства,  представление государства за  рубежом, вручение государственных  наград и так далее;  

-            в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует;  

-            законодательные акты принимаются  парламентом и  формально подписываются  монархом;  

В настоящее  время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция. К таким монархиям  относится также и Япония.  

Нетрадиционные  монархии являются особой разновидностью монархий. Это Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.  

Объединенные  Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий – Эмиратов (Шарджи, Дубай и другие). Во главе Эмиратов стоят эмиры, каждый из которых по очереди становится верховным эмиров ОАЭ.
      Малайзия  состоит из монархий и республик. Главы монархий избирают из своего числа общегосударственного монарха  сроком на 9 лет.
      В историческом разрезе монархии подразделяются на восточнодеспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и тому подобное).[6]
      Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
 
3.2 Республика
      Республика[7] – форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются  общенациональными представительными  учреждениями.[8]
      Это такая форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателями.
      Общими  признаками республиканской  формы правления  являются:
-            выборность на определенный срок  главы государства и  других  верховных органов государственной  власти;  

-            осуществление государственной  власти не по своему велению,  а по поручению народа;  

-            юридическая ответственность главы  государства в  случаях, предусмотренных  законом; 
-            обязательность решений верховной  государственной власти.
      Республиканская форма правления зародилась в  рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в  демократической Афинской республике, все государственные органы которой, в том числе высшие (важнейшим  из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих  государствах была аристократическая  республика, где в формировании и  работе выборных органов верховной  государственной власти принимала  участие военно-земельная знать.
      В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, имевших  право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали  органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
      По  мере развития общественной жизни республиканская  форма видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.
Основными видами республик являются:
-            парламентская; 
-            президентская; 
-            смешанная (парламентско-президентсякая).
      Парламентская республика – одна из современных  форм государственного правления, при  которой верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.
      В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к партиям, располагающим большинством голосов в парламенте. За свою деятельность правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. У власти оно остается до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае получения  вотума недоверия, правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.
      Главным видом парламентского контроля над  исполнительной властью в подобных республиках является назначение парламентом  главы государства. Глава государства, как правило, избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Не будучи лидером партии, победившей на выборах, он лишен возможности  направлять правительственную деятельность. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  различается. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
      Глава государства в парламентарной республике обнародует законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и так далее.
      Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Обычно, это лидер партии, победившей на выборах. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство правомочно осуществлять управление государством, лишь когда оно пользуется доверием парламента.
      Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешнеполитические вопросы, в том числе и оборонные.
      Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, реально обеспечивающую демократизм  общественной жизни, свободу личности, создающую справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.
      К парламентарным республикам можно  отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
      Президентская республика - также одна из современных  форм государственного правления, которая  наряду с парламентаризмом соединяет  в руках президента полномочия главы  государства и главы правительства.
Наиболее  характерные черты президентской  республики:
-            президент избирается народом  или коллегией выборщиков и  независим от парламента;  

-            президент возглавляет правительство; 
-            правительство ответственно перед  президентом, а не перед парламентом; 
-            полномочия главы государства  намного шире, чем в парламентарной  республике;
-            президент играет ключевую роль  в осуществлении власти в стране;
-            президент, выполняя функции главы  исполнительной власти, одновременно  является арбитром между ветвями  власти, символом единства нации. 
      Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Конституцией США, в основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны через  коллегию выборщиков путем косвенных  выборов. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Конгрессе (парламенте). Правительство формируется победившим на выборах президентом, как правило, из лиц принадлежащих к его партии.
      Президент наделен и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, имеет право вето на законы, имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
      В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть. Наравне с ней по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек  и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
      Смешанная (парламентско-президентская) республика – такая республика, где существует баланс полномочий между президентом  и парламентом.
Основные  признаки смешанной республики:
-            в стране имеются одновременно  «сильный» президент и «сильный»  парламент; 
-            президент издерается всенародным голосованием, но главой правительства не является;
-            наряду с президентом предусмотрена  должность главы правительства,  также наделенного широкими полномочиями;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.