На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный статус личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
       Федеральное агентство по образованию
       Государственное учреждение высшего профессионального
       образования
       Санкт-Петербургский  государственный университет
       Технологии  и дизайна 
 
 
 
 

       Контрольная работа 1 

       По  дисциплине социология 

       На  тему: «Социальный статус личности»  
 
 
 

       Студентки  Кистерской Екатерины Сергеевны 

       Специальность 100103- «Социально-культурный сервис и туризм» 

         Курс, группа 3 курс, 3-СЗ-1 

       Шифр  зачетной книжки 0735054 
 
 
 

       Проверил  Сизова Т.Б. 
 
 
 
 
 
 

       Санкт-Петербург
       2010 
 
 
 
 
 
 
 

       ОГЛАВЛЕНИЕ 

       
    Введение._____________________________________3
    Глава 1_______________________________________4-6
    Глава 2_______________________________________7-11
    Заключение___________________________________12
    Список литературы_____________________________13

Введение.

 
     Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
     Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными  науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
     Социология  изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи  между социальными явлениями  и людьми, а следовательно, и способы  воздействия на общество.
     Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и  за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным  действовать в соответствии с  нормами или утрачивает такую способность.
     В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся  в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социальной роли и социального статуса.

Глава 1.    Социальные статусы и социальные роли личности.

Социальный  статус

Значение  термина «статус»

 
     Социальный  статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
     Существует два основных значения термина «статус»:
    Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
    Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.
     Обычно  у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно  определяет положение человека в  обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

Виды  статусов

 
     Различают следующие виды статусов.
    Приобретённый статус – это статус, который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения. Так, никто не может родиться тем же профессором – для этого нужно приобрести определённые знания, защитить диссертацию, снискать авторитет в профессиональной среде, обладать определёнными навыками социального взаимодействия и т.д.
    Предписанный статус – это статус, который человек приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание дворянина, которое, как правило, переходит по наследству. Кроме того, предписанным статусом является национальная принадлежность, происхождение, место рождения и т.д.
         

           
    Естественный  статус – это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно-социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного основания.

Сравнение приобретённого и предписанного  статуса

 
     В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают предписанные статусы и высоко ценятся родственные  связи. В демократических обществах  приобретённые статусы явно преобладают  над предписанными, а родственные  связи ценятся сравнительно невысоко.
     Границу между предписанными и приобретёнными статусами точно установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с  дарением звания дворянина в России). С  другой стороны, статус, который обычно является приобретённым, может в определённом смысле передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда сын прокурора вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору). Как правило, приобретённый статус может не только приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписанный статус человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных трансформациях государственного строя).
         Общество  само устанавливает механизмы распределения  статусов. Разграничение предписанных и приобретённых статусов указывает не столько на типы статусов, сколько на способы их распределения, один из которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают приобретённые и предписанные статусы и в каком соотношении они находятся, является важным показателем, характеризующим структуру общества, его тип.
         Как соотношение предписанных и приобретённых  статусов личности может быть рассмотрена  социальная структура (одна из основных категорий социологического анализа  общества).

Противоречивость статуса

 
     Если  человек обладает статусами, которые  трудно согласовать между собой, говорят о противоречивости статуса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:
      доход;
      образование;
      профессиональный престиж;
      этническая принадлежность.

Глава 2. Социальная роль.

Понятие социальной роли

 
     Социальная  роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.
     Роль  не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).
     Социальные  роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала  наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Социальные  роли и социальные институты

 
     Общество нуждается в том, чтобы определённые потребности были удовлетворены. Однако удовлетворение этих потребностей происходит не само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определённые обязанности были возложены на определённых людей и чтобы люди выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей, которые и представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей.
     Распределение социальных ролей нередко связано  с объективными несоциальными признаками. Например, ребёнок в рамках семьи  выступает как объект заботы в  силу своего возраста и ограниченных возможностей; родители могут выполнять соответствующие функции по отношению к ребёнку благодаря тому, что они являются более самостоятельными людьми.
     В то же время распределение ролей  определяется и собственно социальными факторами. Так, ребёнок перестаёт быть ребёнком при достижении определённого возраста, а точнее, когда он научился заботиться о себе и отвечать за свои поступки. С точки зрения общества, полноценным его членом  человек становится, лишь получив соответствующее образование. А потому он вынужден учиться на протяжении длительного времени и в течение учёбы находиться на иждивении у родителей. Следовательно, позиция человека в социальной структуре зависит не только от объективных факторов: она мотивирована внутренними нормами, регулирующими жизнь общества.
     Можно указать и другие типичные роли, составляющие социальный институт: продавец, учитель, бизнесмен и т.п.

Характеристика  социальной роли

 
     Социальная  роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:
      способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения целей;
      формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
      приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретёнными. Например, мальчики и девочки в детстве обычно играют в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более свободным;
      масштаб связей: социальная роль личности связана с другими ролями; однако одни роли предполагают взаимодействие со множеством лиц (например, роль учителя), тогда как другие – с их ограниченным числом (например, роль отца);
      эмоции: так, одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья, священник), тогда как другие – экспрессивности (актёр, певец, агитатор, рекламный агент);
      мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения работы может быть как интерес, так и материальная заинтересованность, могут также иметься и оба мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

Ролевое поведение и ролевые ожидания

 
     Социальная  роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.
     В то же время ролевые ожидания допускают  некоторые колебания в ролевом  поведении: главное, чтобы они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы. Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписываются культурой, что создаёт некоторую свободу (или иллюзию свободы) для индивида.

Виды  ролей

 
     Рассмотрим  виды ролей.
    Роли могут различаться с точки зрения своей жесткости. Эта характеристика указывает на то, насколько широк или узок диапазон ролевого поведения. Это можно проиллюстрировать как в статическом, так и в динамическом плане. С точки зрения статики, например, представителю творческой профессии позволяется гораздо больше, чем священнику, а человеку, занимающему высокое социальное положение, - больше, чем тому, кто находится на более низком уровне социальной системы.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.