На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Избирательная система современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
  Тема 4. Избирательная система современной России 

    план 

1. Введение - 3 стр
2. Понятие и виды избирательных систем.- 4 стр.
3. Общая характеристика избирательной системы Российской
    Федерации–7 стр..
4. Основные тенденции, проблемы развития избирательных институтов в
   Российской Федерации– 20 стр.
5. Заключение...................................      стр. 28
6. Практическое занятие                        стр. 29
7. Список литературы............................. стр. 31
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ
      Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства, что является  самой актуальной темой. Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий).
     Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране, но в ней есть нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закрепленные в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти и что обеспечивает демократический характер формирования органов государства и служит основой для текущего законодательного регулирования:
  - в конституциях  республик в составе Федерации:  уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов;
  - ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
  - других федеральных законах, например, ФЗ от 26 ноябри 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправлении»
   - а также законах субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
   - указах и распоряжениях Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
   Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
   Избирательная система и избирательное право  Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации - всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т. е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
  Актуальность  темы по избирательной системе  подтверждается  автором Матвейкович М.С.  в  статье  2009 года «Федеральное избирательное законодательство нуждается в кодификации» (ист.6) где оговорено, что  только за   период с 2002 года по 01 мая 2009 года   31 раз вносились изменения в ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то есть чаще 4-х раз в год. Характерна  актуальность темы и  во всей продолжающейся  реформе избирательной системы, основные направления которой касаются не только выбора преобладающей её разновидности, но и таких избирательных институтов, как избирательные комиссии, финансирование выборов, разрешение избирательных споров и др. 

  2. Понятие и виды избирательных систем
      2.1 Понятие  избирательных систем
     Понятие “избирательной системы” и “избирательного права” носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти -
-порядок избрания Президента Российской Федерации;
-порядок избрания депутатов Государственной Думы;
-порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
-порядок избрания органов местного самоуправления.
       Каждая их этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядок определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.   Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.
      Как уже говорилось, граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
   Всеобщим  является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в  выборах. Гражданин России, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2.2 Виды избирательных систем
Особенностью  России от других государств является, что в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также ст. 81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем незыблемые общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.
  В России  существуют два основных вида  избирательных систем: пропорциональная  и мажоритарная.
     2.2.1  Пропорциональная  означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).
  2.2.2 Мажоритарная система имеет одночленные избирательные округа, где побеждает простое большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.
В одночленных  округах есть преимущество, заключающееся  в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий.
В странах с  пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа и  места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.
  Пропорциональная  избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. Так на выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми партиями.  Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия формирования многопартийности.
   В Хабаровском Крае (ист.7) согласно «УСТАВу ХАБАРОВСКОГО КРАЯ» (далее-Устав) происходят выборы в Думу Хабаровского края по пропорциональной системе. Так согласно пункту № 25.2. Устава в Думу, состоящею из 36 депутатов из которых 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 18 депутатов - по единому избирательному округу, образуемому на всей территории края, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. То есть в думу депутаты избираются только от избирательных объединений, что включает политические партии

 Это основывается  на  ст. 36 ФЗ от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) "О политических партиях"(ист.8) , где указано, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

 
 
  3 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации
 
       3.1 Избирательное право включает следующие правовые источники
Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок  избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.
   Основным  законом, регулирующим эту сферу  деятельности нашего государства,  является Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года. На его базе построены все остальные законы и акты.
Закон состоит  из нескольких частей: 1) общие положения; 2) гарантии права граждан Российской Федерации на назначение референдума; 3) гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей; 4) избирательные комиссии; 5) гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; 6) статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; 7) гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; 8) финансирование выборов и референдума; 9) гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования; 10) обжалование нарушений избирательных прав; 11) заключительные и переходные положения.
     Данный закон регулирует не только сферу отношений комиссий с избирателями, но и кандидатов с комиссиями всех уровней. Также затронута финансовая часть предвыборной кампании и  общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан.
    ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 (с изм на 9 ноября 2009 г.) N 138-ФЗ устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов или на местном референдуме не принят устав муниципального образования, а также  если:
-полномочия  органов местного самоуправления  осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной  власти;
- законом субъекта  Российской Федерации не установлен  порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований,
- в нарушение  законодательства не реализуются  конституционные права граждан,  проживающих на территории муниципального  образования, избирать и быть  избранными в органы местного  самоуправления муниципального образования.
     В нашей стране законодательная, исполнительная и судебная власти раздельны, то и законы о выборах президента и парламента соответственно разные. Основным законом, регулирующим процедуру выборов Президента РФ является ФЗ №19-Ф3, принятый 10 января 2010 года. «О выборах президента Российской Федерации»
     Закон о партиях косвенно относится к теме выборов. На процедуру муниципальных выборов он не оказывает практически никакого влияния, а в парламентских выборах могут участвовать только общероссийские партии. Самовыдвижение на таких выборах исключено.
    Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федерации, в которых нет собственных законоустановлений, и др.
     Нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды)
Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав местных администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав местного самоуправления и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы советов народных депутатов местного самоуправления.
     3.2 Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. В Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 83 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
Выборы в органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями  и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе вышеупомянутого федерального закона - от 26 ноября 1996 N 138-ФЗ.
    3.3.Активное и пассивное избирательное право (ист. 1, 2)
  Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов.   Во многих субъектах Федерации введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.
Законодательство  субъектов Федерации не закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав местного самоуправления.
      Так из анализа ст. 5(п.4 - 7) « Избирательный кодекс Белгородской области от 24.03.2005 (ред. от 11.05.2010 рег. № 182 ) (ист. 8) указано, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах Белгородской областной Думы, органов местного самоуправления. Активное избирательное право гражданина, находящегося вне его места жительства во время проведения выборов депутатов Белгородской областной Думы, реализуется посредством голосования по открепительному удостоверению, при проведении выборов в органы местного самоуправления, референдума Белгородской области - посредством досрочного голосования.  
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. То есть важен сам лишь факт проживания. 
      3.4  Прямые и косвенные выборы (ист.1,2, 10).

    Выборы  в Российской Федерации являются  прямыми. Прямой избирательное  право означает, что избиратели  голосуют на выборах «за» или  «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. 
   Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.    
     Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все 
избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создастся возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой. 
       3.5 Тайное голосование. 
      Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизлиявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного  бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. 
   3.6 Свободное  голосование.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах  является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
   Гражданин Российской Федерации, проживающий  за ее пределами обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические  и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие российскому гражданину в реализации избирательных прав.
       3.7 Равные выборы (ист. 10)
     Выборы, проводимые в Российской Федерации,  являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.
   Первый  элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя; а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
   Если  на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
   Второй  элемент равного избирательного права — участие в выборах  на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные но числу населении избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.
   3.8 Порядок проведения выборов и подсчет голосов.(ист. 1, 2, 7, 10)
 Выборы в  законодательные органы субъектов  Федерации проводятся на основе  различных систем подсчета голосов.  Встречаются как мажоритарная  система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система(ист.-7). Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы.    
       Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов.      
      В Свердловской области согласно ст. 34 её Устава «Статья 34. Выборы депутатов областной Думы и Палаты Представителей» (ист. 11)
  одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти. Система избрания глав местного самоуправления населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.
      3.9   Порядок подготовки и проведения выборов.
  Эта стадия  в субъектах РФ с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это прежде всего назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.
        3.10 Регистрация (учет) избирателей, составление списков (ист.9, 10) избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
   Все избиратели подлежат регистрации (учету). Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
   Основанием  для регистрации (учета) избирателей  на территории муниципального образования  является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев — факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории.
   Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих  в пределах расположения воинской части, осуществляется командующим воинской части.
   Регистрация (учет) избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся за пределами Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
   Органы, осуществляющие регистрацию граждан  Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют необходимую информацию главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации — города федерального значения, — руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.
   Этим  органам не реже чем один раз в  месяц представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации  органы ЗАГС, не реже чем один раз  и три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах Российской Федерации, призванных (поступивших но контракту) на военную службу (уволенных с военной службы), а органы (учреждении) уголовно-исполнительной системы — о гражданах,
содержащихся  в местах лишения свободы по приговору  суда с
приняв решение  о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании  гражданина, ранее признанного судом  недееспособным, дееспособным, сообщает об этом упомянутым органам.
   Все эти  сведения, полученные на местах, не реже чем один раз в месяц передаются в избирательную комиссию субъекта Федерации для формирования и ведения регистра избирателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.