На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Научное познание и его особенности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 20 Я. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Научное познание и  его особенности 

Оглавление  
 

   

Введение. *  

Научное познание и  его особенности. *  

Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального  познания. *  

Методы научного познания. *  

Понятие метода и  методологии. Классификация методов  научного познания. *  

Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического  метода и их применение в научном  познании. *  

Общенаучные методы эмпирического познания. *  

Общенаучные методы теоретического познания. *  

Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом  уровнях познания. *  

Список литературы *  
 
 

Введение.  

Современная наука  развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных  знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой  возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который  даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному  обществу, повсеместному внедрению  информационных технологий, появления  “новой экономики”, для которой  не действуют законы классической экономической  теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную  для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.  

Все это убедительно  доказывает, что основная форма человеческого  познания – наука в наши дни  становиться все более и более  значимой и существенной частью реальности.  

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и  императивов познания. Именно правильно  выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать  глубинную связь явлений, вскрывать  их сущность, открывать законы и  закономерности. Количество методов, которые  разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет  свои специфические методы и предмет  исследования.  

Вместе с тем  все эти методы находятся в  диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной  из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у  любого ученого. Ведь именно философия  как наука “о наиболее общих закономерностях  бытия и развития мира” занимается изучением тенденций и путей  развития научного познания, его структуры  и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В добавок  ко всему философия наделяет ученого  тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области  научного познания.  

Научное познание и  его особенности.  

Познание — это  специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. “Познание – это, обусловленный  прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и  развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.”  

Человек постигает  окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно  выделить два основных. Первый (генетически  исходный) — материально-технический  — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения  субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь  процесс познания и получаемые в  нем знания в ходе исторического  развития практики и самого познания все более дифференцируется и  воплощается в различных своих  формах.  

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.  

Не будем останавливаться  на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с  этим целесообразно рассмотреть  особенности лишь последнего.  

Основными особенностями  научного познания являются:  

1. Основная задача  научного знания — обнаружение  объективных законов действительности  — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления  и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. “Сущность  научного познания заключается  в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно  находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на  этой основе осуществляет предвидение  различных явлений и событий”. Научное познание стремиться  вскрыть необходимые, объективные  связи, которые фиксируются в  качестве объективных законов.  Если этого нет, то нет и  науки, ибо само понятие научности  предполагает открытие законов,  углубление в сущность изучаемых  явлений.  

2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного  познания — объективность, устранение  по возможности субъективистских  моментов во многих случаях  для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: “То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть”. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.  

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, быть  “руководством к действию” по  изменению окружающей действительности  и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания  может быть выражен формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать”—  не только в настоящем, но  и в будущем. Весь прогресс  научного знания связан с возрастанием  силы и диапазона научного  предвидения. Именно предвидение  дает возможность контролировать  процессы и управлять ими. Научное  знание открывает возможность  не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. “ Ориентация науки на изучение  объектов, которые могут быть  включены в деятельность (либо  актуально, либо потенциально, как  возможные объекты ее будущего  освоения), и их исследование как  подчиняющихся объективным законам  функционирования и развития  составляет одну из важнейших  особенностей научного познания. Эта особенность отличает его  от других форм познавательной  деятельности человека”.  

Существенной особенностью современной науки является то, что  она стала такой силой, которая  предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука  не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия  в ведущих областях знания привели  к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья  и материалов, проникновение в  микромир и в космос. В итоге  сложились предпосылки для гигантского  развития производительных сил общества.  

4. Научное познание  в гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов  и других идеальных форм, закрепленных  в языке — естественном или  — что более характерно —  искусственном (математическая символика,  химические формулы и т.п.). Научное  знание не просто фиксирует  свои элементы, но непрерывно  воспроизводит их на своей  собственной основе, формирует их  в соответствии со своими нормами  и принципами. В развитии научного  познания чередуются революционные  периоды, так называемые научные  революции, которые приводят к  смене теорий и принципов, и  эволюционные, спокойные периоды,  на протяжении которых знания  углубляются и детализируются. Процесс  непрерывного самообновления наукой  своего концептуального арсенала  — важный показатель научности.  

5. В процессе научного  познания применяются такие специфические  материальные средства как приборы,  инструменты, другое так называемое  “научное оборудование”, зачастую  очень сложное и дорогостоящее  (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и  т. д.). Кроме того, для науки  в большей мере, чем для других  форм познания характерно использование  для исследования своих объектов  и самой себя таких идеальных  (духовных) средств и методов,  как современная логика, математические  методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный  и другие общенаучные приемы  и методы (см. об этом ниже).  

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность,  обоснованность полученных результатов,  достоверность выводов. Вместе  с тем здесь немало гипотез,  догадок, предположений, вероятностных  суждений и т. п. Вот почему  тут важнейшее значение имеет  логико-методологическая подготовка  исследователей, их философская  культура, постоянное совершенствование  своего мышления, умение правильно  применять его законы и принципы.  

В современной методологии  выделяют различные уровни критериев  научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность  знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода  от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные  критерии могут иметь место (в  разной мере), но там они не являются определяющими.  
 

Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального  познания.  

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку  данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в  ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений  людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.  

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между  собой и являются двумя основными  сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов  чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую  поставляют ему органы чувств. Поскольку  чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном  смысле говорить о них как о  ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет  свою специфику и существует в  своих формах.  

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного  получения информации с помощью  органов чувств, которые прямо  связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может  осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности  органов чувств человека. Основными  формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.  

Ощущения возникают  в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего  мира на его органы чувств. Каждый орган  чувств представляет собой сложный  нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников  и соответствующего отдела мозга, который  управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это  не только глаз, но и нервы, ведущие  от него в мозг, и соответствующий  отдел в центральной нервной  системе.  

Ощущения — психические  процессы, происходящие в мозгу при  возбуждении нервных центров, управляющих  рецепторами. “Ощущения – это  отражение отдельных свойств, качеств  предметов объективного мира, непосредственно  воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление”. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов, об их цвете, о яркости  световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать  температуру окружающей среды, воздействие  различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о  химических примесях в окружающей среде  и о составе принимаемой пищи.  

“Первая посылка  теории познания,— писал В. И. Ленин,—  несомненно, состоит в том, что  единственный источник наших знаний — ощущения”. Ощущение может рассматриваться  как простейший и исходный элемент  чувственного познания и человеческого  сознания вообще.  

Биологические и  психо-физиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения  того или иного органа чувств. В  частности, установлено, что с точки  зрения “информационной способности” на первом месте у человека стоят  зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.  

Возможности органов  чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных) диапазонах физико-химических воздействий. Так, орган  зрения может отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного  спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого  интервала находятся в одну сторону  ультрафиолетовые и рентгеновские  лучи, а в Другую — инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринимает. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств.  
 

Из фактов, свидетельствующих  об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности  познать окружающий мир. Сомнения в  способности человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются  неожиданным образом, ибо сами эти  сомнения оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том  числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости  соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).  

Но главное, человек  может познавать объекты и  явления, недоступные для его  органов чувств, благодаря способности  к практическому взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную  связь, которая существует между  явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами  и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют  в камере Вильсона, и т. д.). Понимание  этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем  сознании) от ощущаемого к неощущаемому.  

В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь  догадывается о существовании явлений  невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть  законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась  одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов  ненаблюдаемых явлений н аблюдаемые эффекты, исследователь тем самым  доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем обратное их превращения  в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования  невоспринимаемых нашими органами чувств области электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.  

Поэтому имеющихся  у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. “У человека как раз столько чувств, - писал  Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его  целостности, в его совокупности.”  Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы  окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными  возможностями. Так, у человека отсутствует  специальный орган чувств, дающий возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным компенсировать отсутствие такого органа специальным  прибором (дозиметром), предупреждающим  о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не просто набором, “ассортиментом” органов чувств и их биологическим совершенством, но и степенью развитости общественной практики.  

При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Органы чувств – единственные “ворота”, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить  даже к психическому недомоганию.  

Для первой формы  чувственного познания (ощущений) характерен анализ окружающего: органы чувств как  бы выбирают из бесчисленного множества  факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в  себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей  форме чувственного познания — в  восприятии.  

Восприятие —  это целостный чувственный образ  предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого  предмета. В основе восприятия лежат  сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных  органов чувств, в восприятии сливаются  в единое целое, образуя чувственный  образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит  его запах; а если мы попробуем  его на вкус, то узнаем кислое оно  или сладкое. В восприятии уже  проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она  будет “выпячена” в восприятии.  

Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к  созданию все новых и новых  вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя  сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил  Ф. Энгельс, орел видит значительно  дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно  больше, чем глаз орла.  

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при  непосредственном контакте человека с  предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает  без непосредственного воздействия  предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет  на нас воздействовал, мы можем вызвать  его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое  время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ  предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который  существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с  тем многокрасочным образом, который  мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ  обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще  большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.  

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в  научном познании. Здесь представления  могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся  в действительности, исследователь  представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами  чувственного восприятия людей.  

Представление является большим шагом вперед по сравнению  с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже  в представлениях о конкретных, единичных  предметах. Но в еще большей степени  это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении  не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и  о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом  представлении о конкретном, единичном  объекте.  

Представление принадлежит  еще к первой (чувственной) ступени  познания, ибо имеет чувственно-наглядный  характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным “мостиком”, ведущим  от чувственного познания к рациональному.  

В заключение отметим, что роль чувственного отражения  действи-тельности в обеспечении  всего человеческого познания весьма значительна:  

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно  связывает человека с внешним  предметным миром;  

— без органов  чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;  

— потеря части органов  чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах  чувств, способностью индивида концентрировать  свое внимание, свою волю и т.п.);  

— рациональное базируется на анализе того материала, который  дают нам органы чувств;  

—регулирование  предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;  

— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать  объекты, чтобы развивать научное  знание.  

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения  во внутреннюю сущность вещей, средством  познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются  только с помощью мыслительной деятельности человека.  

Именно “мышление  осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к  этому, а рождает нечто новое  — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв  постепенности. Он имеет свое объективное  основание в “раздвоении” объекта  на внутреннее и внешнее, сущность и  проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений  отражаются прежде всего с помощью  живого созерцания, а сущность, общее  в них постигается с помощью  мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется  пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания органов  чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той  мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.”  

Формами рационального  познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие  формы мышления, которые лежат  в основе всего неисчислимого  богатства знаний, которое накопило человечество.  

Исходной формой рационального познания является понятие. “Понятия - это воплощенные в  словах продукты социально-исторического  процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и  явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о  способах действия с данными группами предметов и явлений”. Понятие  в своем логическом содержании воспроизводит  диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут  фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и  случайные, качественные и количественные и т. п. Возникновение понятий  — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого  мышления. Объективная возможность  возникновения и существования  понятий в нашем мышлении заключается  в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.  

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними. Такие  понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, холодное и  горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как  движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают взаимодействие предметов  и человека с другими телами и  процессами природы.  

Особенно интенсивно возникновение новых понятий  происходит в сфере науки в  связи со стремительным углублением  и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных  понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее  стройную систему, именуемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат  физики, например, входят такие понятия, как “энергия”, “масса”, “заряд”  и др. К понятийному аппарату химии  относятся понятия “элемент”, “реакция”, “валентность” и др.  

По степени общности понятия могут быть разными —  менее общими, более общими, предельно  общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют  частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории  такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).  

В современной науке  все большую роль играют общенаучные  понятия, которые возникают в  точках соприкосновения (так сказать  “на стыке”) различных наук. Зачастую это возникает при решении  каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении  такого рода научных проблем существенно  ускоряется именно благодаря использованию  общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий  играет характерное для нашего времени  взаимодействие естественных, технических  и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.  

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму  мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется  тем, что “всеобщее, особенное и  единичное непосредственно в  понятии не расчленены и даны как  нечто целое. Их расчленение и  соотношение дается в суждении”.  

Объективной основой  суждения служат связи и отношения  между предметами. Необходимость  суждений (как и понятий) коренится  в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди  других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.  

Связи и отношения  между предметами мысли носят  самый разнообразный характер. Они  могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и  группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких  реальных связей и отношений находит  свое отражение в многообразии суждений.  

“Суждение — это  та форма мышления, посредством которой  раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между  предметами (т. е. указывается на наличие  или отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь относительно законченной  мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о  предмете мысли называется субъектом  и обозначается латинской буквой S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие  о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное  знание, а предикат несет о нем  новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом  и отдельным его свойством  делает возможным суждение: “железо (S) электропроводно (P)”.  

Субъектно-предикатная  форма суждения связана с его  основной познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом  разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих  суждений.  

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке  выражаются словами “это”, именами  собственными и т. д.  

Частные суждения - это  такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой  части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как “некоторые”, “часть”, “не все” и др  

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо  всем классе) предметов. Причем то, что  утверждается или отрицается в общем  суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами “все”, “всякий”, “каждый”, “любой” (в утвердительных суждениях) или “ни один”, “никто”, “никакой” и др. (в отрицательных суждениях).  

В общих суждениях  выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между  ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в  научном познании определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают  в результате обобщения множества  единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных  и частных суждений. Даже единичные  суждения об отдельных предметах  или явлениях (каких-то фактах, возникших  в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.  

Будучи формой существования  и выражения понятия, отдельное  суж-дение, однако, не может полностью  выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении  наиболее отчетливо проявляется  способность мышления к опосредованному  рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к  данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся  знаний.  

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а  следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение  и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и  опосредованные.  

Непосредственные  знания — это те, которые получены человеком с помощью органов  чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.  

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют  опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и  служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством  которой из известного знания выводится  новое знание.  

Подобно суждениям  умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения  различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки —  это исходное (и при этом уже  известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение —  это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее  их следствием. Наконец, связь между  посылками и умозаключением есть необходимое отношение между  ними, делающее возможным переход  от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического  следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних  знаний из других. В зависимости  от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных  типа умозаключений: индуктивное и  дедуктивное.  

Умозаключение широко используется в повседневном и в  научном познании. В науке они  используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать  уже нельзя. Именно на основе умозаключений  формируются знания о возникновении  Солнечной системы и образовании  Земли, о происхождении жизни  на нашей планете, о возникновении  и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются  не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще  нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время  и прокладывающих путь в будущее.  

Вместе с понятиями  и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в  постижении причин и условий возникновения  какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его  развития и т. д.  

   

Методы научного познания.  

Понятие метода и  методологии. Классификация методов  научного познания.  

Понятие метод (от греческого слова “методос” — путь к  чему-либо) означает совокупность приемов  и операций практического и теоретического освоения действительности.  

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для  решения тех или иных задач, и  умение применять это знание на практике.  

“Таким образом, метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют  субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и  время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода —  регулирование познавательной и  иных форм деятельности”.  

Учение о методе начало развиваться еще в науке  Нового времени. Ее представители считали  правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал  метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ  этого же периода Р. Декарт изложил  свое понимание метода следующим  образом: “Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые  правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает  истинного познания всего, что ему  доступно”.  

Существует целая  область знания, которая специально занимается изучением методов и  которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение  о методах” (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: “методос”  — метод и “логос” — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии  является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик  методов познания.  

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.  

Всеобщих методов  в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал  все больше и больше вытесняться  из естествознания диалектическим методом.  

Вторую группу методов  познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых  различных областях науки, т. е. имеют  весьма широкий, междисциплинарный  спектр применения.  

Классификация общенаучных  методов тесно связана с понятием уровней научного познания.  

Различают два уровня научного познания: эмпирический и  теоретический.. “Это различие имеет  своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера  достигаемых научных результатов”. Одни общенаучные методы применяются  только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и  на теоретическом уровнях.  

Эмпирический уровень  научного познания характеризуется  непосредственным исследованием реально  существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в  науке заключается в том, что  только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием  человека с изучаемыми природными или  социальными объектами. Здесь преобладает  живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют, но имеют подчиненное  значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны  своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в  виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме  того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения  научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.  

Теоретический уровень  научного познания характеризуется  преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического  взаимодействия с объектами обуславливает  ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться  только опосредованно, в мысленном  эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень  важным) аспектом познавательного процесса.  

На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического  знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций “высшего порядка” — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Однако “на теоретическом  уровне мы не найдем фиксации или сокращенной  сводки эмпирических данных; теоретическое  мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает  не из эмпирии, но как бы рядом с  ней, а точнее, над ней и в  связи с ней”.  

Теоретический уровень - более высокая ступень в научном  познании. “Теоретический уровень  познания направлен на формирование теоретических законов, которые  отвечают требованиям всеобщности  и необходимости, т.е. действуют везде  и всегда”. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.  

Выделяя в научном  исследовании указанные два различных  уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический  уровни познания взаимосвязаны между  собой. Эмпирический уровень выступает  в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в  процессе теоретического осмысления научных  фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое  мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том  числе схемы, графики и т. п.), с  которыми имеет дело эмпирический уровень  исследования.  

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может  существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую  конструкцию, которая определяет направление  этого исследования, обуславливает  и обосновывает применяемые при  этом методы.  

Согласно К. Попперу, является абсурдной вера в то, что  мы можем начать научное исследование с “чистых наблюдений”, не имея “чего-то похожего на теорию”. Поэтому  некоторая концептуальная точка  зрения совершенно необходима. Наивные  же попытки обойтись без нее могут, по его мнению, только привести к  самообману и к некритическому использованию  какой-то неосознанной точки зрения.  

Эмпирический и  теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и  подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более  сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и  конкретизируя на базе эмпирии новое  собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств и  т. п.  

К третьей группе методов научного познания относятся  методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки  или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частвонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические  методы исследования.  

При этом частнонаучные  методы, как правило, содержат в различных  сочетаниях те или иные общенаучные  методы познания. В частнонаучных  методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные  умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится  в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким  образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны  с ними, включают в себя специфическое  применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них.  

Еще одну группу методов  научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых  в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки  или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые  имеют свой специфический предмет  и свои своеобразные методы исследования.  

К последней, пятой  группе относятся методы междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью  ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат  сочетания элементов различных  уровней методологии), нацеленных главным  образом па стыки научных дисциплин.  

Таким образом, в  научном познании функционирует  сложная, динамичная, целостная, субординированная  система многообразных методов  разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются  с учетом конкретных условий.  

К сказанному остается добавить, что любой метод сам  по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно  еще умение правильно применять  научный метод в процессе познания. Если воспользоваться образным сравнением академика П. Л. Капицы, то научный  метод “как бы является скрипкой Страдивариуса, самой совершенной из скрипок, но чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без  этого она будет также фальшивить, как и обычная скрипка”.  

   

Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического  метода и их применение в научном  познании.  

Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о  наиболее общих законах развития природы, общества и познания, при  котором различные явления рассматриваются  в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в  процессе изменения, развития. По своей  внутренней структуре диалектика как  метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики – именно в наличии  противоречий развития, в движении к этим противоречиям. Рассмотрим вкратце  основные диалектические принципы.  

Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный  подход в познании.  

Одно из важных требований диалектического метода состоит  в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению  и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его  свойств, связей, отношений. Современные  исследования во многих областях науки  все больше требуют учета возрастающего  числа фактических данных, параметров, связей, и т. п. Эту задачу становится все труднее решать без привлечения  информационной мощи новейшей компьютерной техники.  

Окружающий нас  мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет  как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и  все они постоянно взаимодействуют  друг с другом. Из положения о  всеобщей связи и взаимозависимости  всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики - всесторонность рассмотрения. Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае, если исследована  вся совокупность ее внутренних и  внешних сторон, связей, отношений  к т. д. Чтобы действительно познать  предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его  стороны, все связи и “опосредствовання” в их системе, с вычленением главной, решающей стороны.  

Принцип всесторонности в современном научном исследовании реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Последний  позволяет учесть множественность  свойств, сторон, отношений и т. п. изучаемых предметов, явлений. Данный подход лежит в основе комплексных, междисциплинарных исследований, позволяющих  “свести во едино” многосторонние исследования, объединить полученные разными методами результаты. Именно этот подход привел к идее создания научных коллективов, состоящих  из специалистов различного профиля  и реализующих требование комплексности  при решении тех или иных проблем.  

“Современные комплексные  научно-технические дисциплины и  исследования, являются реальностью  современной науки. Однако они не укладываются в традиционные организационные  формы и методологические стандарты. Именно в сфере этих исследований и дисциплин осуществляется сейчас практическое “внутреннее” взаимодействие общественных, естественных и технических  наук... Такие исследования (к которым, например, относятся исследования в  области искусственного интеллекта) требуют особой организационной  поддержки и поиска новых организационных  форм науки Однако, к сожалению, их развитие затрудняется именно в силу их нетрадиционности, отсутствия в  массовом (а иногда и профессиональном) сознании четкого представления  об их месте в системе современной  науки и техники”.  

Ныне комплексность (как один из важных аспектов диалектической методологии) является составным элементом  современного глобального мышления. Основанные на нем поиски решения глобальных проблем современности требуют научно обоснованного (и политически взвешенного) комплексного подхода.  

Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.  

Проблема учета  связей исследуемой вещи с другими  вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами  материального мира, породила в свое время немало трудностей в научном  познании. Преодолеть эти трудности  помог начавшийся в XIX в. переход  от метафизики к диалектике, “...рассматривающей  вещи не в их изолированности, а в  их взаимной связи”.  

Прогресс научного познания уже в XIX в., а тем более  в XX столетии показал, что любой ученый — в какой бы области знания он ни работал — неизбежно потерпит неудачу в исследовании, если будет  рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае ока- жется  невозможным понять и изучить  материальный объект в его целостности, как систему.  

Система — это  всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния  которой обусловлены не только составом, строением и т. п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.  

Для изучения объекта  как системы требуется и особый, системный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению  к своим элементам (т. е. что она  — как целостность — обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).  

При этом следует  иметь в виду, что “... хотя свойства системы в целом не могут быть сведены к свойствам элементов, они могут быть объяснены в  своем происхождении, в своем  внутреннем механизме, в способах своего функционирования на основе учета свойств  элементов системы и характера  их взаимосвязи и взаимообусловленности. В этом заключена методологическая суть системного подхода. В противном  случае — если бы между свойствами элементов и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и свойствами целого, с другой стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла в  рассмотрении системы именно как  системы, то есть как совокупности элементов  с определенными свойствами. Тогда  пришлось бы систему рассматривать  просто как вещь, обладающую свойствами безотносительно к свойствам  элементов и структуре системы”.  

“Принцип системности  требует разграничения внешней  и внутренней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, обнаружения  многоразличных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходимого и т. п. Этот принцип  направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также  необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами процессами. Принцип системности  требует от субъекта ставить в  центр познания представление о  целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца  исследования, как бы оно ни распадалось  на отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы или моменты; на всем пути познания представление о целостности  будет изменяться, обогащаться, но оно  всегда должно быть системным, целостным  представлением об объекте”.  

Принцип системности  нацелен на всестороннее познание предмета, как он существует в тот или  иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его сущности, интегративной  основы, а также разнообразие его  аспектов, проявлений сущности при  ее взаимодействии с другими материальными  системами. Здесь предполагается, что  данный предмет отграничивается  от своего прошлого, от предыдущих своих  состояний; делается это для более  направленного познания его актуального  состояния. Отвлечение от истории в  этом случае — законный прием познания.  

Распространение системного подхода в науке было связано  с усложнением объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической  методологии к диалектической. Симптомы исчерпания познавательного потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на сведение сложного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии  обнаружился уже совершенно отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал соприкасаться  с предметами, взаимодействующими с  другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки) отрывать от породивших их причин.  

   

Принцип детерминизма.  

Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это философское  учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений материального и духовного  мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой  одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает  другое явление (следствие). Еще в  трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение  о том, что при изучении природы  надо искать действующие причины  и что “истинное знание есть знание посредством причин” (Ф. Бэкон).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.