На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свойства и содержание методов управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 

Введение                                                                                        3 

1. Управление – наука и искусство                                              4
   1.1 Управление                                                                           7
2. Методы управления                                                                  8
   2.1 Организационные                                                                 9
   2.2 Экономические                                                                    14
   2.3Социально-психологические                                               16
        2.3.1.Социологические методы управления                      17
        2.3.2.Психологические методы управления                       20 

Заключение 

Список Литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.  

Различают экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал. 

Экономические методы управления являются способами воздействия  на персонал на основе использования  экономических законов. Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Управление – наука и искусство
Управление – древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных, и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьёзный научно-методический фундамент.
Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного  поиска новых данных о природе  и обществе с целью понять и  объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявления общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.
Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет  исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций – основанная задача любой наука, в том числе и науки управления.
Наука располагает  мощными средствами познания мира –  методом анализа, т.е. расчленения  явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом  синтеза – обобщения, составления  цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу и объединяет органическая, внутренне необходимая связь.
Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к  сожалению, опираться на дедуктивные  и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает ещё одним удивительным, таинственным инструментом -  интуицией. 

Интуиция  – результат напряженной работы человеческой мысли,спостоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке ещё предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.
Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения  обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат.
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и  обязаны принимать решения с  учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном  опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных учёных и практиков (Г. Кунц, С. О’Донннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации». И далее о роли науки в управлении: «Хотя деятельность по управлению – это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление – важнейшее из всех искусств».
Знание принципов  управления делает выбор методов  искусства управления более обоснованным и действительным. Кунц и О’Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управленческих функций  говорят: «Управление – это искусство, подобно концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учётом реальной медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (обстановки для достижения желаемого практического результата».
Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и  

принципы науки  управления , которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетике, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий.
Словом, для эффективного управления необходимо знать его  теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т.е владеть искусством управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Управление
Управление  – 1) функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;  2)  воздействие субъекта (административное, административно-авторитарное, авторитарно-организационное, экономическое или социально-психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели; начинается с проявления волевого акта;  выдачи организатором команды, сигнала, указания, задания, наряда и т.п. ; осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории достижения цели, завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо применением санкций в случаях неудач;  3)  социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития, воздействие управляющей подсистемы предприятия на его управляемую подсистему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы управления 

Методы  управления – способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъекта), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Мет оды управления отвечают на вопрос: как, каким образом реализуется управленческое воздействие. Они носят альтернативный характер. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так , выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определённых условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы  формального и неформального воздействия. Их соотношения отражает характерные черты стиля управления. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие.
По этому признаку выделяют методы управления: организационные (организационно  – распорядительные, административные); экономические, социально-психологические, правового регулирования, методы управления используются комплексно, так как неразрывны и ограничены отношения, на которых они базируются. Преимущественное  применение тех или иных групп методов управления зависит от многих факторов внутренней и внешней среды; от уровня централизации и децентрализации управления , от соотношения управлении и самоуправления. От сюда возникает задача выбора методов управления для достижения определенной цели. Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учёт их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования тех или иных групп методов управления. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания системы объективных законов, прежде всего – экономических, организационных, социальных, психологических, биологических и других. Именно в методах управления находит выражение практическое использование этих законов. 

2.1 Организационные методы управления
Методы управления: организационные базируются на организационных законах и на организационных отношениях между людьми. В этой группе методов управления выделяют: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы управления организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это – распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений, что достигается структурированием , регламентирование, нормированием и инструктированием в отдельности и их сочетанием. Методы управления распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтённые моменты организации и выводить систему на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Особую разновидность методов управления организационных составляют административные, которые связаны с властной природой государственного управления, и методов управления правового управления, применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.
Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность  и взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
На предприятии, где  имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов  управления, и высокая трудовая и  исполнительская дисциплина, значительно  снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией. [1,238]
Распорядительные  воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.
Указания  и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.
Инструктирование  и координация  работы - это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.
Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.
Дисциплинарная  ответственность  и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий. [1, 129]
За проступки в  сфере трудовых правоотношений могут  также применяться наказания, которые  по своему статусу не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания или уволен.
Материальная  ответственность  и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.
Административная  ответственность  и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.
Административные  методы управления являются мощным рычагом  достижения поставленных целей в  случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Экономические методы управления
Методы управления  экономические предназначены для воздействия на экономические отношения соответствующие потребности. Экономические средства воздействия включают: систему материального стимулирования, налогообложения, страхования, распределении прибыли, ценообразования, кредитования, дотаций, материальных санкций  и др.
Материальное стимулирование - процесс целенаправленного использования  прямого материального вознаграждения работников (заработной платы) и косвенного материального вознаграждения (социального  пакета) с целью повышения результативности труда работников.
Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Она  предусматривает уплату наибольшего  количества налогов (налог на прибыль  для юридических лиц; НДФЛ для  индивидуальных предпринимателей; НДС  и др.). Традиционная система обязательно применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну другую систему налогообложения.
Страховая система - совокупность различных страховых  компаний в их взаимосвязи со страховым  надзором, существующая в той или  иной стране в определенный исторический период.
Страховая система - государственно-правовая форма организации  страховых правоотношений.
Система распределения  и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли. Порядок распределения и использования прибыли коммерческого предприятия определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли. Действующий порядок распределения прибыли соответствует нынешнему этапу становления рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами. Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Социально-психологические методы управления
Методы управления социально-психологические предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они преимущественно базируются на неформальных факторах, интересах личности, коллектива в процессе управления. Методы управления социально-психологические  включают: а) формирование трудовых коллективов с учётом социально-психологических характеристик людей; б) установление и развитие специальных норм поведения; в) введение системы социального регулирования; г) социальное стимулирование; д) удовлетворение  культурных и социально-бытовых потребностей; е) создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата. Понятие «метод управления» неразрывно связано с категориями:  «техника»,  «технология», «подход»,  «прием».
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).[1, 288]
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов. 
 
 
 
 

2.3.1. Социологические методы
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [3, 182]. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов,.. Рассмотрим их более подробно.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях БССР (БМЗ, МАЗ, МТЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. У большинства же действующих предприятий на территории СНГ, в том числе и в Беларуси, сейчас другие задачи - сохранить хотя бы те социальные достижения и социальную инфраструктуру, которые были созданы до развала СССР.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют  необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
Личностные  качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.