На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Валютные правоотношения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 20 Я. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Понятие и структура валютных правоотношений 

   Эффективное решение задач в сфере экономики  и политики на этапе перехода к  рынку, возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач, направлено установление определенного валютного режима.
   Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и  за рубежом:
    режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
    режим валютного государственного регулирования, установленный Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
    режим свободноконвертируемой валюты.
 
   Избранный тип валютного режима, определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.
   Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютными операциями считает операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. 

   Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на:
   - текущие;
   - валютные операции, связанные с движением капитала.
   Совершение  текущих валютных операций основано на:
    переводах в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
    получении и предоставлении финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
    переводах в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
    переводах неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
 
   Под валютными  операциями, связанными с движением  капитала, понимаются:
   1) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
   2) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
   3) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
   4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
   5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
   6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. 

   В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации  «О банках и банковской деятельности»  для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральном банке РФ специальные лицензии1, которые делятся на следующие виды:
   —  лицензии на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;
    —  лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте. 

   Вновь создаваемым банкам при соблюдении требований к капиталу, технических  и квалификационных требований Банка  России могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц).
   Лицензия, предусматривающая осуществление  операций со средствами в иностранной  валюте, дает право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков.
    Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
    Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение, т. е. в течение последних 6 месяцев выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, а также соответствовать следующим требованиям.
   Генеральная лицензия помимо названных операций дает право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций нерезидентов.
    Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным) и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца до представления документов в Главное управление Центрального банка РФ.
   Таким образом, все валютные операции осуществляются через уполномоченные банки, т. е. банки, имеющие специальную валютную лицензию. 

   Открытие  российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и заграничных дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России. 

   Постановление Совета Министров  «Об усилении валютного  и экспортного. контроля и о развитии валютного рынка» подчеркивает необходимость предоставить банкам право беспрепятственно ввозить и вывозить наличную иностранную валюту, приобретенную или реализуемую в соответствии с законодательством РФ, с зачислением или списанием эквивалента с их валютных счетов. 

   Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг уполномоченными банками регламентирован соответствующим Положением Центрального банка Российской Федерации  и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Так, наличная иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в Российскую Федерацию или вывезены из Российской Федерации только с соблюдением названного Положения, Таможенного кодекса РФ, включая обязательное декларирование таможенными органами РФ. 

   Положение предоставляет банкам разные права  по вывозу валютных ценностей в зависимости  от вида валютной лицензии и характера  вывозимых валютных ценностей. Уполномоченный банк, получивший генеральную лицензию, осуществляет вывоз без ограничения суммы и количества валютных ценностей и без специальных дополнительных разрешений Банка России.
   Уполномоченные  банки и другие кредитные организации, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты.
   Они могут  осуществлять ее продажу и обмен  банкам, имеющим генеральные валютные лицензии, и другим участникам внутреннего  валютного рынка Российской Федерации. Фондовые ценности в иностранной валюте указанные банки и кредитные организации вправе вывозить из РФ самостоятельно, однако они должны предварительно получить специальное разрешение Банка России. 

   Уполномоченные  банки осуществляют вывоз из страны платежных документов и долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит. 
 

   Уполномоченные  банки обязаны застраховать ввозимые и вывозимые валютные ценности от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и  хранилищем (кассой) иностранного банка. 

   Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля и их агентами. К числу  органов валютного контроля закон  относит Центральный банк Российской Федерации, о чьих полномочиях в  данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.
   Основными направлениями валютного контроля выступают:
   — определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    —  проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
   — проверка обоснованности платежей в иностранной  валюте;
    —  проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям  нерезидентов в валюте Российской  Федерации. 

   Функции по валютному и экспортному контролю исполняет Министерство финансов Российской Федерации, которое теперь контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
   К функциям валютного контроля относят:
   - контроль над полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
   - контроль над соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг;
   -  контроль  над эффективностью использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем. 

   Органом валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Росиийской Федерации является Таможенный комитет. А иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль над перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств 

   Агентами  валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством  могут осуществлять функции валютного  контроля, а также подотчетны соответствующим  органам валютного контроля. К  агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций. 

   В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля. 

   Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны  представлять органам и агентам  валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством. 

   В случае нарушения предприятиями, банковскими  и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. 

   Объекты и субъекты валютных правоотношений. 
 

   Финансовое  право, регулируя относящиеся к  его предмету общественные отношения, определяет круг учасников, или субъектов этих отношений, наделяя ет их юридическими правами и обязанностями.
   Названный Закон субъектов валютных правоотношений делит на две категории: резиденты  и нерезиденты. 

   К резидентам отнесены: 

   - физические  лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
   - юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, с местонахождением  в РФ;
   - предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
   - дипломатические  и иные официальные представительства  РФ, находящиеся за пределами  РФ;
   - филиалы  и представительства за пределами  РФ названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся. 

   К нерезидентам Закон  относит: 

   - физических  лиц, имеющих постоянное местожительство  за пределами РФ, в том числе  временно находящихся в РФ;
   - юридических  лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
   - предприятия  и организации, не являющиеся  юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением  за пределами РФ;
   - находящиеся  в РФ иностранные дипломатические  и иные официальные представительства,  а также международные организации,  их филиалы и представительства;
   - находящиеся  в РФ филиалы и представительства  нерезидентов-юридических лиц и  предприятий, не являющихся юридическими лицами. 

   Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено  разным объемом предоставленных  им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок. 

   Объекты валютных правоотношений.
   Объектами валютного правоотношения являются валютные ценности. Формирование и использование валютных фондов из любого вида ценностей, относимых к валютным, будет подпадать под установленный режим валютного регулирования и валютного контроля.              
   Для всех предметов материального мира, признаваемых в соответствии с действующим законодательством РФ, объектами валютных правоотношений имеются общие для них свойства (признаки).
   В специальной  литературе отмечалось, что валютные ценности должны выражать собой отношения стоимости; с точки зрения экономической и общественной полезности - они должны отвечать своему целевому назначению, служить средством платежа в международных расчетах или могущие быть суррогатом международных расчетных средств, то есть являться деньгами. Такой признак именуется экономическим.
   В процессе осуществления деятельности соответствующих субъектов, связанной с формированием и использованием валютных фондов, последние должны формироваться за счет ценностей, которые объективно пригодны, быть средством платежа в международных расчетах, или могущие быть суррогатом международных расчетных средств.
   Без этого  свойства невозможно говорить о валютных ценностях как таковых. Такой признак именуется физическим, и характеризует при этом предметы материального мира, обладающие определенными свойствами, благодаря которым они могут быть непосредственно использованы по своему назначению.
   Помимо  экономического и физического признаков, предметы материального мира, которые могут быть объектами валютных правоотношений, должны обладать особым правовым статусом, который находит свое закрепление в соответствующих юридических нормах. Этот признак можно назвать юридическим, так как перечень предметов, относимых к валютным ценностям, закрепляется в соответствии с установленными процедурами компетентными государственными органами в пределах предоставленных им полномочий.
    Такой перечень в идеале должен быть исчерпывающим, но в настоящее время в Российской Федерации его таковым назвать затруднительно по ряду причин. Юридический признак характеризует также закрепление особого порядка обращения таких ценностей, который выражается в особом правовом режиме валютного регулирования и валютного контроля. 

   Под объектами  валютных правоотношений понимаются: 

   - валюта  Российской Федерации;
   - ценные  бумаги в валюте Российской  Федерации;
   - иностранная  валюта;
   - валютные  ценности. 

   Понятием  «валюта Российской Федерации» охватываются: 

   - находящиеся  в обращении, а также изъятые  или изымаемые из обращения,  но подлежащие обмену рубли  в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты;
   - средства  в рублях на счетах в банках  и иных кредитных учреждениях  в Российской Федерации;
   - средства  в рублях на счетах в банках  и иных кредитных учреждениях  за пределами РФ на основании  соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства. 

   Понятие «ценные бумаги в валюте РФ» включают в себя:
    платежные документы, к которым можно отнести чеки, векселя, аккредитивы и другие;
    фондовые ценности (акции, облигации) ;
    и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.
 
   Под иностранной  валютой понимаются: 

   -  денежные  знаки в виде банкнот, казначейских  билетов, монеты, которые находятся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
   - средства  на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. 

   Понятием  «валютные ценности» охватывается: 

   -  иностранная  валюта;
   - ценные  бумаги в иностранной валюте (платежные  документы, фондовые ценности  и другие долговые обязательства);
   -  драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
   - природные  драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. 
 

   Содержание  валютных правоотношений образуют права  субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.
   Обязательной  принадлежностью любого юридического или физического лица, осуществляющего  валютные операции, является наличие  счета в иностранной валюте. Валютный счет может быть открыт только в  уполномоченном банке на территории Российской Федерации. Открытие счетов в филиалах иностранных банков, расположенных в Российской Федерации (не говоря уже о счетах за границей), допускается только с разрешения Центрального банка РФ и в установленном им порядке. Для открытия счета резиденту юридическому лицу необходимо представить в банк:
   а) заявление  на открытие счета, для юридического лица оно должно быть подписано руководителем  предприятия -- юридического лица;
   б) нотариально  заверенную копию документов о государственной регистрации юридического лица (например, в Москве -- это свидетельство, выдаваемое Московской регистрационной палатой и ее филиалами);
   в) нотариально  заверенные копии учредительных  документов (устава и документа об учреждении);
   г) справку  налоговой инспекции о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
   д) нотариально  заверенную карточку с образцами  подписей и оттиском печати предприятия.
   Все эти  документы необходимы банку для  того, чтобы он мог удостовериться, что заключает договор на расчетно-кредитное и кассовое обслуживание с организацией, которая создана в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, определить ее статус (резидент/нерезидент), а также для идентификации лиц, имеющих право распоряжаться счетом.  

   При отсутствии специального документа между банком и клиентом их отношения регулируются внутренними инструкциями банка, с которыми клиент должен быть ознакомлен под расписку во избежание в дальнейшем возможных разногласий с банком при осуществлении им валютных операций по поручению клиента. В силу того, что заключение договора на открытие и ведение валютного счета между банком и организацией носит добровольный, а не обязательный характер, обе стороны имеют право выбора. При этом клиент вправе иметь валютные счета в нескольких уполномоченных банках (в отличие от расчетного счета в рублях). При выборе клиентом банк обращает внимание на направления деятельности предприятия, объем имеющихся у него средств, количество проводимых им валютных операций и многое другое. Предприятие также заключает договор именно с тем банком, который может ему предложить наибольший объем услуг и с наивысшим качеством, что во многом зависит как от величины средств банка, так и от вида лицензии на проведение валютных операций.
   Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ, поэтому при согласовании основных условий договора стороны, прежде всего уполномоченный банк, должны руководствоваться соответствующими актами ЦБ РФ. 

   Права и обязанности резидентов при  осуществлении валютных операций 

   Права и обязанности резидентов установлены  в ст. 14 ФЗ «о валютном регулировании  и валютном контроле». Определено, что  резиденты вправе без ограничений  открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. 

   По  общему правилу, расчеты при осуществлении  валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Порядок  открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Расчеты при осуществлении валютных операций также могут производиться юридическими лицами - резидентами и через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета. 

   Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты: 

   а) с  физическими лицами - нерезидентами  в наличной валюте Российской Федерации  по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; 

   б) с  нерезидентами в наличной иностранной  валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации; 

   в) с  нерезидентами в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц; 

   г) с  находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими  лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными  подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте и валюте РФ по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.