На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Издержки производства и ценообразования предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 20 Я. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    I  1.1.Понятие и виды издержек производства.
Частные предприятия представляют собой  один из важнейших объектов микроэкономического  анализа. Их можно изучать с самых  разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать  с достаточно прозаической точки  зрения - как механизм для превращения  затрат труда, капитала и природных  ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные  для удовлетворения человеческих потребностей.
Главным показателем, характеризующим степень  экономической эффективности деятельности фирмы, является соотношение «затраты - выпуск».
Производство  продукции, как и любого товара, требует  затрат экономических ресурсов, которые  имеют определенные цены.
Затраты на приобретение вводимых факторов производства или экономических ресурсов, называются издержками производства.
Ресурсы,  используемые в производстве ограничены. Предприятие, определяя свою возможность   производить   товары,   старается   выбрать   наиболее   эффективную  комбинацию ресурсов, обеспечивающую наименьшую величину денежных затрат. Затраты на производственные товары называются экономическими издержками производства.
Классификацию издержек производства нужно начать с  того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов:
    явные
    неявные издержки
  Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Существуют  также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). и внутренние издержки
 
 
 
 
 

производства. 

Внешними  издержками называется плата за ресурсы  поставщикам, не принадлежащим к  собственникам фирмы.
Внутренние издержки - это издержки на собственные, неоплачиваемые ресурсы.
К ним  относятся: амортизация на восстановление основных средств, оплата труда
владельцев фирмы  и т.д.
«Общие издержки производства - это сумма всех издержек внешних и внутренних, необходимых для того,  чтобы привлечь и удерживать ресурсы в пределах, обеспечивающих экономически обоснованное функционирование фирмы». Издержки производства имеют сложную структуру, которая определяет характер и условия использования в процессе производства.
Еще один важный метод классификации издержек основывается на учете временных  горизонтов, на протяжении которых  принимаются те или иные производственные решения.
Различают постоянные и переменные издержки производства.
Постоянными называются издержки, величина которых  не изменяется в зависимости от объема производства, корректировка и регулирование  которых требует большого времени, также именно они определяют размеры  фирмы, параметры ее производственных мощностей. К ним относятся затраты  на приобретение, содержание и поддержание  земли, зданий и сооружений, оборудования. Переменные
- это издержки, величина которых зависит от объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом. 

К переменным издержкам относятся затраты  на приобретение сырья, оплату труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.
Общими издержками называется сумма постоянных и переменных издержек. Для анализа и управления состоянием фирмы большое значение имеют также средние и удельные издержки, а также предельные издержки производства. Средними и удельными издержками называются издержки на производство единицы готовой продукции. Различают средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки.

  Предельными издержками называют дополнительные издержки, связанные с производством еще  одной (дополнительной) единицы продукции. «Сумма постоянных и переменных издержек, а также величина удельных и предельных издержек составляют технологический набор издержек производства, определяемый уровнем технологии и организации производства и уравнением рыночных цен на его изготовление и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие. 
 
 

    Косвенные затраты материалов - это затраты  различных побочных, но необходимых  материалов, используемых в производственном процессе (смазочные масла, канцтовары, запчасти и др.);
    Косвенные трудовые затраты - это заработная плата, выплаченная подсобным рабочим, рабочим, занятым обслуживанием оборудования, кладовщикам, канцелярским работникам и др. Они включают также время простоев основных производственных рабочих и стоимость сверхурочных работ;
    Косвенные накладные расходы - это заработная плата руководства, коммерческих, административных работников, стоимость аренды, транспортных расходов, затраты на разработку новых изделий.
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость  изделия. Сумма всех прямых и косвенных  затрат дает себестоимость реализованной  продукции. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирование  себестоимости продукции, например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты  являются прямыми.
По  периодичности возникновения  расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) - расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции
Также существуют пропорциональные затраты, величина которых не изменяется в  связи с изменением объемов производства и непропорциональные, т. е. такие, которые  изменяются прогрессирующим или  депрессирующим образом при изменении  объемов производства. 

Этот  вид затрат непосредственно связан с изготовлением продукции и  учитывается прямым путём по её отдельным  видам. Выделяются три группы прямых затрат: 

    Прямые  затраты материалов - это затраты  тех материалов, которые действительно  составляют часть выпускаемого изделия (сырье и материалы, топливо на технологические цели);
    Прямые затраты труда - это заработная плата, выплаченная рабочему за действительно выполненную работу по обработке некоторого изделия;
    Прямые накладные расходы - это те расходы, величина которых находится в прямой   зависимости   от   количества   выпущенных   изделий   или   от   времени,
 
затраченного  на их изготовление (к ним относится  стоимость электроэнергии, необходимой  для работы машин). 

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо  на себестоимость отдельных видов  продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и  др.
      
    
 

Они необходимы для общего осуществления производственного  процесса данного вида продукции  на предприятии. Они также подразделяются на три группы:
    Косвенные затраты материалов - это затраты различных побочных, но необходимых материалов, используемых в производственном процессе (смазочные масла, канцтовары, запчасти и др.);
    Косвенные трудовые затраты - это заработная плата, выплаченная подсобным рабочим, рабочим, занятым обслуживанием оборудования, кладовщикам, канцелярским работникам и др. Они включают также время простоев основных производственных рабочих и стоимость сверхурочных работ;
    Косвенные накладные расходы - это заработная плата руководства, коммерческих, административных работников, стоимость аренды, транспортных расходов, затраты на разработку новых изделий.
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость  изделия. Сумма всех прямых и косвенных  затрат дает себестоимость реализованной  продукции. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирование  себестоимости продукции, например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты  являются прямыми.
По  периодичности возникновения  расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) - расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции
Также существуют пропорциональные затраты, величина которых не изменяется в  связи с изменением объемов производства и непропорциональные, т. е. такие, которые  изменяются прогрессирующим или  депрессирующим образом при изменении  объемов производства. 

    Г.Н. Фомин  «Основы экономической теории»
1. По  характеру участия в создании  продукции (работ, услуг) выделяют  основные и накладные расходы.
Основные  расходы непосредственно связанны с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива  и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д. Эти расходы, как  правило, являются условно - переменными: их общая величина связана с объемом  произведенной продукции и примерно пропорциональна ему.

Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, а потому их именуют условно - постоянными. К условно -постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы по управлению и обслуживанию производством - цеховые, общезаводские внепроизводственные (коммерческие), потери от брака. 
 
 

По  изменяемости в зависимости  от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ  динамики предельных издержек производства позволяет руководству предприятия  определить объем производства, приносящий наибольшую прибыль и границу  выгодного объема производства. 

Изменение предельных издержек имеет свои границы.
Предприятие интересует не прибыль на единицу  продукции, а максимум общей прибыли, которая зависит от величины издержек производства и объема реализуемой  продукции.
Из всего сказанного можно сделать выводы :
    Величина издержек производства зависит от цены ресурсов, рациональности их комбинаций и количества применяемых ресурсов. Она является функцией технологии и организации производства.
    Экономическая эффективность производства зависит от соотношения «затраты (издержки производства) - выпуск (доход фирмы)». Это соотношение определяет размер прибыли, используемой фирмой для дальнейшего развития производства.

    Уменьшение  величины издержек производства при  увеличении объема производства до определенного  предела и соответствующее изменение  величины прибыли - объективно действующий экономический закон.
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Себестоимость продукции.
Выпуск  продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики  предприятия. Поэтому каждое предприятие  или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.
Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить  его стоимостную оценку по вещественному  и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу  и количеству затрат труда, требуемых  для его изготовления.
Издержки(себестоимость) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта. В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.
    Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения  себестоимости как экономико-правовой категории.
Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также  с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения  эти затраты постоянно возмещаются  из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к  единому показателю, представляя  для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и  прогрессивной технологии; совершенствование  организации труда, производства и  управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов  ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет  опять же себестоимость, так как  она является одним из факторов формирования ассортимента.
себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для  увеличения прибыли    необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

      Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.
Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и  обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это  связано с особенностями налоговой  системы и необходимостью различать  затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции  и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и  других обязательных платежей), а методы калькулирования определяются самими предприятиями.
    В соответствии с п.1 Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661 (Положение  о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
    Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций: 

    учёт и  контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
    база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения
прибыли и рентабельности;
    экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
    определение оптимальных размеров предприятия;
    экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 

      Виды  себестоимости 

 Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты  на простое и расширенное воспроизводство  основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов  и др.
    По объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:
- цеховая себестоимость,  включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции,   амортизация   цехового   оборудования,   заработная   плата  основных 

производственных  рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые  расходы;
    производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
 
    полная  себестоимость, или  себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение на предприятии необходимо для:
 - маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
- определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
    - ценообразования;
- правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.
    Кроме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
. 
 

Таким образом, изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции  недостаточно знать лишь определение  этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость. Естественно  в рамках курсовой работы невозможно осветить все статьи затрат промышленного  предприятия, поэтому необходимо выделить наиболее основные. Этому будет посвящен соответствующий раздел курсовой работы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 

1.3. Классификация затрат по элементам.
Основным  документом, которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждённое постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими дополнениями и изменениями.
Большое значение для правильной организации  учета производственных затрат имеет  их научно обоснованная классификация. Необходимость изучения структуры  себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия (фирмы) на производство продукции различны по своей экономической природе  и величине, а следовательно и  по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в качественно  однородные совокупности /П. 1/.
1. По  видам расходов. Группировка по  видам расходов является в  экономике общепринятой и включает  в себя две классификации: по  экономическим элементам затрат  и по калькуляционным статьям  расходов. 

Группировка затрат по экономическим  элементам. Чтобы выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы влияли на общую себестоимость, необходимо разделить различные расходы на группы. Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели. В основу этой группировки кладется признак экономического содержания того или иного расхода. Затраты на сырье, топливо, на оплату труда и другие расходы в этом случае рассматриваются не просто как слагаемые себестоимости, а как возмещение затрат овеществленного и живого труда
- возмещение потребленных предметов и средств труда и самого труда.
В соответствии с вышеупомянутым Положением все  затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются в связи  с их экономическим содержанием  по следующим элементам:
    Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
    Затраты на оплату труда;
    Отчисления на социальные нужды;
    Амортизация основных фондов;
    Прочие затраты.
По этим элементам на предприятии составляется «Смета затрат на производство», которая  определяет общую сумму всех затрат предприятия на планируемый объем  производства. 
 
 
 


 
 

Рассмотрим эти  элементы более подробно. В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость:
- приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;
    покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем дополнительной обработке на данном предприятии;
    работ и услуг производственного характера, выполненными другими предприятиями или производствами того же предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
    приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.
    Стоимость материальных ресурсов формируется  исходя из цен их потребления (без  учета НДС), наценок, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых другими  предприятиями и пр.
Сумма всех указанных выше затрат, израсходованная  на выпуск продукции, уменьшается на стоимость возвратных отходов производства (возникающие в процессе превращения  исходного материала в готовую  продукцию остатки сырья и  материалов, утерявшие полностью  или частично потребительные качества исходного материала, но могущие  быть вторично использованы предприятием в качестве материала на выпуск продукции  или реализованы на сторону). В  элемент «Затраты на оплату труда» входят:
    затраты на оплату труда основного производственного  персонала предприятия, включая  премии рабочим и служащим, а также  компенсации в связи с повышением цен и индексацией доходов  в пределах норм, предусмотренных  законодательством;
    компенсации, выплачиваемые в установленных  законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком. Элемент  «Отчисления на социальные нужды» включает обязательные отчисления по установленным  законодательством нормам от сумм затрат на оплату труда (отчисления в Пенсионный фонд- 28%, в Фонд социального страхования - 5,4%, в Фонд занятости - 1,5 %, в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%, величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке и, конечно, может пересматриваться).
В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определяемая исходя из балансовой стоимости утвержденных в установленном  порядке норм.
К элементу «Прочие затраты» относятся: износ  по нематериальным активам; арендная плата; командировочные расходы; 
 
 
 

 
 

    обязательные  страховые платежи;
    проценты по кредитам банков;
 
    налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);
    отчисления во внебюджетные фонды;
    оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций, связи, вычислительных центров, вневедомственной охраны др.
    покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем дополнительной обработке на данном предприятии;
    работ и услуг производственного характера, выполненными другими предприятиями или производствами того же предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
    приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.
    Стоимость материальных ресурсов формируется  исходя из цен их потребления (без  учета НДС), наценок, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых другими  предприятиями и пр.
Сумма всех указанных выше затрат, израсходованная  на выпуск продукции, уменьшается на стоимость возвратных отходов производства (возникающие в процессе превращения  исходного материала в готовую  продукцию остатки сырья и  материалов, утерявшие полностью  или частично потребительные качества исходного материала, но могущие  быть вторично использованы предприятием в качестве материала на выпуск продукции  или реализованы на сторону). В  элемент «Затраты на
оплату  труда» входят:
    затраты на оплату труда основного производственного  персонала предприятия, включая  премии рабочим и служащим, а также  компенсации в связи с повышением цен и индексацией доходов  в пределах норм, предусмотренных  законодательством;
    компенсации, выплачиваемые в установленных  законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком. Элемент  «Отчисления на социальные нужды» включает обязательные отчисления по установленным  законодательством нормам от сумм затрат на оплату труда (отчисления в Пенсионный фонд- 28%, в Фонд социального страхования - 5,4%, в Фонд занятости - 1,5 %, в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%, величина этих нормативов устанавливается  в законодательном порядке и, конечно, может пересматриваться).
В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определяемая исходя из балансовой стоимости утвержденных в установленном  порядке норм.
К элементу «Прочие затраты» 
 

 
 

относятся: износ по нематериальным активам; арендная плата; командировочные расходы;
    обязательные страховые платежи;
    проценты по кредитам банков;
    налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);
    отчисления во внебюджетные фонды;
    оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций, связи, вычислительных центров, вневедомственной охраны др.
 
(амортизация), и затраты живого труда (расходы на оплату труда). Из прочих затрат обычно две трети относятся к материальным затратам, а остальное - к затратам живого труда.
Таким образом, поэлементный анализ себестоимости  показывает конкретные расходы на производство продукции, независимо от места их возникновения  и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства.
Этим целям  отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции. В промышленности принята следующая типовая классификация затрат по статьям калькуляции:
    сырье и материалы
    вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера)
    возвратные отходы (вычитаются из себестоимости)
    топливо и энергия на технологические цели
    заработная плата рабочих
    отчисления на социальные нужды
    расходы на подготовку и освоение производства
    потери от брака
    общепроизводственные расходы
    общехозяйственные расходы
    прочие производственные расходы
Итого:   Производственная себестоимость продукции
12. коммерческие расходы
Итого:   Полная себестоимость продукции
В состав коммерческих расходов включают: расходы  на тару и упаковку; расходы на транспортировку  продукции; комиссионные сборы и  отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с  договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту(расходы по хранению, подработке, подсортировке). 
 
 

Перечисленные статьи могут быть изменены с учетом характера и структуры производства. По данным статьям производится калькулирование  себестоимости продукции и составляются калькуляции. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения путей снижения себестоимости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Калькулирование  себестоимости продукции.
При   определение  себестоимости   отдельных   видов   продукции   (работ,  услуг)
используется  группировка затрат на единицу продукции  по статьям   калькуляции,
необходимая в  процессе ценообразования на различные  виды изделия.
В качестве типовой группировки применяется  следующая    номенклатура статей
калькуляции:
I. Прямые затраты
    сырьё и материалы;
    покупные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
    возвратные отходы (вычитаются);
    топливо и энергия на технологические цели;
    основная з/п производственных рабочих; б.дополнительная з/ п производственных рабочих;
 
    отчисление  на соц. Страхование;
    расходы на подготовку её освоения производства;
    износ инструментов и приспособлений целевого назначения П. Накладные расходы
2.. общепроизводственные расходы:
а) расходы на содержание её эксплуатацию оборудования;
б) цеховые расходы;
2. общехозяйственные расходы:
а) расходы по содержанию аппарата управления: (зарплата аппарата управления с 
отчислениями во внебюджетные фонды; командировочные расходы; почтово- 
типовые; амортизация её расходы на содержание вычислительных центров и др.)

б) общехозяйственные расходы (зарплата персонала не относящаяся к аппарату 
управления с отчислениями во внебюджетные фонды; расход на изобретательство ее 
рационализацию)

в) некоторые виды налогов и отчислений: земельный налог, налог на пользование 
автомобильных дорог).

 

III. Коммерческие  расходы: (реклама; представительские  расходы, транспортные расходы;  потери от простоев, не по вине  цехов; недостача, потери от  порчи материалов при хранении  их на общезаводских складах).
 Прямые  затраты и общепроизводственные расходы образуют цеховую себестоимость.
Цеховая себестоимость и общехозяйственные  расходы образуют производственную себестоимость.
 

      1.5. Резервы её факторы снижение себестоимости.
    Несомненно, каждый производитель должен стремиться к  сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и  прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции. Как известно, производство продукции повышенного  качества требует более высокого уровня издержек производства. Однако в конце 70-х - начале 80-х годах этот постулат был практически опровергнут  японскими машиностроительными  компаниями. Оказалось, что производящие продукцию высокого качества предприятия  имеют повышенную производительность труда и пониженные издержки производства. Передовые предприятия автомобильной  и электронной промышленности Японии по производительности труда превышают  показатели предприятий тех же отраслей в США в 2-2,5 раза. Японские фирмы  обычно тратят на 1600 долл. Меньше, чем  американские фирмы на производство малолитражного легкового автомобиля. Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что  эта разница возникает преимущественно  из-за организации производства по методу «точно вовремя».
Метод «точно вовремя» является сердцевиной  системы управления производством  японской автомобильной фирмы «Тайота». Главная цель этой системы - сокращение издержек. Система способствует росту  эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемость капитала (отношение объема продаж к общей  стоимости основного капитала). Новая  система управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф. Тейлора и конвейерной системы  Г. Форда. Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции обеспечение  высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. Главные принципы системы «точно вовремя» - автоматизация  и гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое  время и в необходимом количестве. Автоматизация означает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектных изделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персонала подразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящей время от времени спроса на продукцию, а также поощрение творчества и воплощения идей.
Применение  передовых японских методов организации  производства позволяет добиться высокой эффективности. В чем же заключены основные преимущества системы фирмы «Тайота». При работе по методу «точно вовремя» на участке, предшествующем данному процессу производства, производится Тосно заказанное данным (последующим) участком количество деталей и поставляется в конкретно обусловленные им сроки. Здесь последующий этап производства как бы вытягивает необходимое ему для определенного временного периода количество деталей предшествующего этапа. 
 

Система «Тайота» предусматривает возможность изменения  объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет  произведено в этот день комплектующих  деталей. Используется и метод «точной  настройки» производственного процесса выравнивания объема продукции путем  постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания  частоты производимых партий продукции  при неизменном размере партий.
При продолжительном  использовании одного и того же штампа, происходит сокращение  средних  издержек  производства.  Однако  в  условиях  широкого ассортимента продукции  и  минимального количества заготовок,  необходимо сократить  время замены. Издержек по переналадке  штампа. В целях автономизации  и автоматизации контроля качества продукции, станков снижаются устройствами автоматической остановки при поломке, рабочие получают право останавливать  производственную линию при обнаружении  отклонения, брака. На заводах «Тайота» практически все рабочие участвуют  в «кружках качества», ам   рабочие   имеют   возможность   предлагать   различные   пути   улучшения  роизводства, повышения качества продукции. Предложения рабочих материально  ?ощряются.
В целом, система «Тайота» нацелена на рост прибыли через сокращение издержек на излишек рабочую силу и запасы. Идет снижение как издержек производства. Так и издержек обращения, благодаря  постоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса.


    1.6 Ценообразование  на предприятии 

    Понятие цены и ценовая  политика предприятия 

Цена - денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое  покупатель платит за товар.
Основные элементы цены представлены в табл. 1.
Таблица 1
            Формирование  цен 

              Элементы  цены 

Себестоимость Прибыль Косвенные Посредническая Торговая
производства  и производителя налоги (акиз, надбавка надбавка
реализации  товаров   НДС) (издержки, (издержки,
(услуг)     прибыль и НДС посредника) прибыль и НДС  торговли)
        V
      Оптовая цена изготовителя 

          '   V"
Оптовая цена отпускная 
 

          Оптовая цена закупки 
           

              Розничная цена 
               
               

Рыночная  цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и  др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма  постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают  поведение конкурентов и цены на их продукцию. 
 


Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование  цен. Существуют прямые и косвенные  способы воздействия государства  на цены. 

Прямые (административные) способы - это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) - направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения  в области финансов, валютных и  налоговых операций, оплаты труда. 

Ценовая политика предприятия - это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание  предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий  и другие аспекты. 

Существуют три  основные цели ценовой политики:
    обеспечение выживаемости;
    максимизация прибыли;
    удержание рынка.
 
Обеспечение выживаемости (сбыта) - главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными  компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей  доли рынка и увеличения объема сбыта  используются заниженные цены. 

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные  в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В  этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно  к разным уровням цен и останавливается  на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. 

Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке  или благоприятных условий для  своей деятельности. 

На систему  ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает  большое влияние состояние денежной сферы, а именно:
    изменение покупательной способности рубля;
    курсы иностранных валют к рублю.
 
Излишний  выпуск денег в обращение снижает  их покупательную способность - они  обесцениваются. Механизм влияния изменений  валютного курса на цены многообразен. 
 

Ценовые стратегии

Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы  на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:
    дифференцированного ценообразования;
    конкурентного ценообразования;
    ассортиментного ценообразования.
Стратегии дифференцированного ценообразования  основаны на неоднородности покупателей  и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К  стратегиям дифференцированного ценообразования  относятся:
    ценовая стратегия скидки на втором рынке - основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсионеры);
    ценовая стратегия периодической скидки - базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям;
• ценовая стратегия "случайной скидки" ("случайного" снижения цен) - опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных. Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся:
    ценовая стратегия проникновения на рынок - основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства;
    используется для внедрения новых товаров на рынок;
    ценовая стратегия по "кривой освоения" - базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие покупатели;
    ценовая стратегия Сигнализирование - строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Хороший пример - успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
 
 
 
 
    ценовая географическая стратегия - используется для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления). Стратегии ассортиментного ценообразования  применимы, когда у фирмы имеется  набор аналогичных, сопряженных  или взаимозаменяемых товаров. К  стратегиям ассортиментного ценообразования  относятся:

    ценовая стратегия "набор" - применяется  в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;
    стратегия смешанных наборов - набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;
    ценовая стратегия "комплект" - основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;
 
    ценовая стратегия "выше номинала" - применяется  фирмой, когда она сталкивается с  неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов  производства;
    ценовая стратегия "имидж" - используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
 
Ценовой стратегический выбор - это выбор  стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. 
 
 

 



    Ценовая система. Виды цен 

Ценовая система - это единая, упорядоченная  совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические  отношения между различными участниками  национального и мирового рынков. Различают следующую дифференциацию цен:
    по отраслям и сферам обслуживания экономики;
    по степени участия государства в процессе ценообразования;
    по стадиям ценообразования;
    по транспортной составляющей;
    по характеру ценовой информации.
 
Дифференциация  цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета  особенностей отдельных отраслей национального  хозяйства и включает следующие  виды цен:
    оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
    закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);
    цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м~ жилой площади, 1 м~ малярных работ и т.д.);
    тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
    цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
    тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
 
Все вышеназванные  цены должны прежде всего возмещать  затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные  цены. 

Экспортные  цены - это цены, по которым производители  или внешнеторговые организации  продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. 
 
 
 
 
 

Импортные цены - это цены, по которым фирмы  закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются  на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных  пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных  цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог  на добавленную стоимость. 

Дифференциация  цен по степени участия государства  в процессеценообразования включает следующие виды цен:
    рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые,
    регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
 
Дифференциация  цен по стадиям ценообразования  отражает количественную взаимосвязь  цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к  конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей  стадии. Различают оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые  цены закупки и розничные цены (см. табл. 1). 

Дифференциация  цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это  отражается в системе франкирования  цен. "Франко" означает, до какого пункта на пути продвижения продукции  от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены (табл. 2).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Дифференциация  цен по характеру содержащейся в  них ценовой информации строится на основе учета специфики этой информации и включает аукционные, биржевые, справочные цены, цены фактических сделок и  ценовые индексы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.