На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие превенции и ее виды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………..3

     § 1. Предупредительная деятельность: понятие, виды и этапы.….4

     § 2. Общее и специальное предупреждение преступности……….9

 
Заключение………………………………………………………………….18
Список  литературы…………………………………………….…………...19
 


     Введение
     Какова  же даже не задача, а сверхзадача  борьбы с преступностью? Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную  победу над ней? Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества.
     Ф. Таненбаум в 1943 году писал: "Преступность вечна так же, как и общество... Чем сложнее оно становится, тем труднее в нем индивиду и тем более частыми являются его срывы"1.
     Дж. Флорита считал, что преступность, как и грех, – нормальное явление в обществе, ненормальны придуманные людьми санкции и законы. Американский ученый В. Фоке полагал, что "преступность – побочный продукт цивилизации" и соответственно может расти с развитием цивилизации2.
       Время иллюзий прошло, и ни  один серьезный криминолог, пожалуй,  положительно не ответит на  этот вопрос. Ясно одно: человечество  не помнит себя без преступлений  и преступности. Другое дело – уровень преступности и масштабы ее противостояния обществу. Вся история человечества доказала, что ослабление борьбы с преступностью, а тем более ее отсутствие, ведет к безудержному росту преступности и криминализации общества.
      Цель данной работы — рассмотреть понятие превенция и ее виды.

     Указанная цель предполагает решение следующих  задач: во-первых, необходимо рассмотреть  сущность понятия предупредительная деятельность, ее виды и этапы; во-вторых, дать полную характеристику общему и специальному предупреждению преступности.

     Структура данной работы, в соответствии с  целью и задачами, состоит из введения, основной части, представленной двумя  параграфами, заключения и списка использованной литературы.

     § 1. Предупредительная деятельность: понятие, виды и этапы

     Предупреждение  преступности буквально означает предохранение3 людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия.
     В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный  комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
     В юридической литературе часто говорится  о системе предупреждения преступности4. Однако, прежняя система практически разрушена, а новой, соответствующей реалиям, еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте – в значительной мере дело будущего.
     Вместе  с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям.
     По  признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или  общее) и специальное предупреждение преступности.
     В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).
     При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность.
     Точно так же не ради борьбы с преступностью  осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между  добром и злом, законопослушным и  противоправным поведением.
     В отличие от общих, специальные предупредительные  меры осуществляются целенаправленно  в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных  факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье  поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или  административный надзор за определенными  категориями лиц, освобожденных  из мест лишения свободы, и т. д.5
     В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:
     1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;
     2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;
     3) индивидуальные.
     Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам).
     Предупреждение  преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.
     Индивидуальные  меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.6
     По  содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми  и иными.
     Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение  работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).
     Примером  политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.
     К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.
     В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно  указать на его программно-целевое  планирование или координацию субъектов  предупредительной деятельности.
     Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов  высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.
     Типичный  пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности – применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст. 116, 119, 218, 222, 224, 240 УК РФ).7
     Необходимо  отметить, что перечень мер предупреждения преступности, выделенных по рассматриваемому критерию, не может иметь исчерпывающего характера – настолько сложно и многообразно оно по своему содержанию.
     Наряду  с перечисленными можно, например, назвать  предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного  характера. Известная специфика  содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями  субъектов, объектов предупредительного воздействия и другими признаками.
     Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение.
     Профилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других детерминант преступлений.
     Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых  или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в  преступном поведении: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем "разведку", начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т. д. Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором – предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.
     Наконец, пресечение – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).
     Цель  во всех случаях одна – не допустить совершения преступления либо его повторения.
     С учетом специфики рассмотренных  стадий должны решаться многие вопросы  организации, стратегии и тактики  предупреждения преступности: от специализации  профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов, содержания и методики их обучения до выбора в каждом конкретном случае оптимальных, адекватных ситуации форм, средств, приемов предупредительного (т. е. профилактического, предотвращающего, пресекающего) воздействия.8
     Внутри  системы специально-криминологического предупреждения преступлений отчетливо  просматриваются различия между  мерами неперсонифицированного характера, направленными на устранение криминогенных  факторов, и индивидуализированными мерами, адресованными конкретным лицам. В связи с этим совершенно обоснованной представляется дифференциация специально-криминологического предупреждения преступлений на общее  и индивидуальное.

     § 2. Общее и специальное предупреждение преступности

     Общее предупреждение - это деятельность, направленная на выявление и устранение объективных внешних причин, порождающих  преступления, и условий, способствующих их совершению.
     Оно реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.
       Необходимо также отметить связь  понятия общего предупреждения  преступлений с понятием общей  превенции, которое сформировалось  в рамках уголовного права  и означает сдерживающее воздействие  уголовно-правовых норм на сознание  и поведение людей за счет  содержащейся в них информации  о возможности ответственности  и наказания за совершение  преступлений. Однако понятие общей  превенции уже понятия общего предупреждения, поскольку первая представляет собой лишь отдельный элемент механизма предупреждения преступлений в целом.
     Специфика современного периода такова, что в различных сферах социальной жизни более заметны кризисы, диспропорции, другие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общего предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях.
     Из  этого, конечно, не следует, что общесоциальное предупреждение преступности стало  невозможным, бессмысленным или  бесполезным. Скорее наоборот: признание  того, что преступность является уже  прямой и очень серьезной угрозой  национальной безопасности, актуализирует  значение и роль данного вида предупредительной  деятельности.
     В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни  общества. В нынешней российской действительности появляются дополнительные (в принципе не новые, но основательно забытые) возможности противостояния преступности на общесоциальном уровне, например, связанные с позитивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.
     Сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность; всеохватывающий и  разносторонний характер, комплексность  и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам  общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения – упреждающего противостояния преступности.9
     Так, целенаправленные усилия сотрудников  правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации  в каникулярное время досуга трудных  подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно-воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения (т. е. на это выделяются необходимые средства, проводится продуманная социальная политика по охране интересов и улучшению положения детей и т. д.). Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.
     Общее предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики – это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.
     В сфере политической – это становление и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.
     В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное  значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального  расслоения общества; поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий  для социализации личности, преодоление  ее социального отчуждения; ограничение  негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.
     Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а  безнравственность интенсивно продуцирует  ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные  люди руководствуются идеями добра  и справедливости, живут по законам  нравственности, то они могут успешно  противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, социальных бедствий, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера.10
     Общее предупреждение действует и в правовой сфере. Это, например, совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера, (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль.
     Таким образом, меры общего предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общего предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.
     Основная ударная сила общего предупреждения направлена на причины, условия, иные детерминанты преступности, во всем их многообразии, включая "причины причин".
     Издержки, теневые стороны крупномасштабных общесоциальных мер проявляются  в одних случаях как возможность (абстрактная или реальная), в  других – как состоявшаяся наличность, факт социального бытия или общественного сознания. Здесь очень важно не упустить время: чем раньше начнется предупредительное воздействие на криминогенные факторы, тем больше у него шансов на успех.
     Следует подчеркнуть особую роль и значимость своеобразного криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям  служит прежде всего криминологическая  экспертиза, которая представляет собой  изучение, анализ, оценку ее предмета – экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели.
     Чаще  всего понятие "криминологическая  экспертиза" употребляется применительно  к законотворческой работе. В действительности наряду с законопроектами криминологической  экспертизе могут подвергаться проекты  концепций, федеральных и региональных целевых программ, различного рода основных положений, основных направлений  и других документов. Предпочтительнее проводить экспертизу на стадии разработки и обсуждения проектов, когда в  них легче внести необходимые  с криминологических позиций  коррективы, изменения и дополнения. Однако возможна экспертиза уже состоявшихся (принятых, утвержденных) решений. Нельзя отрицать возможности и целесообразности экспертизы криминальной ситуации в  целом, а также отдельных ее параметров.
     Если  в процессе проведения криминологической  экспертизы появится необходимость  участия не только криминологов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято решение о междисциплинарной или комплексной экспертизе.
     По  результатам экспертного исследования составляется заключение, представляющее собой научно обоснованные криминологические  рекомендации и предложения, реализация которых призвана способствовать предупреждению преступности. В частности, эксперты могут рекомендовать развить, дополнить, конкретизировать позитивные стороны  планируемых или уже проводимых мероприятий с целью усиления их антикриминогенного потенциала или, наоборот, снять, устранить какие-то положения, которые могут открывать  простор для действия криминогенных  факторов и тем самым способствовать совершению преступлений.
     Назначение  и проведение криминологических  экспертиз должны иметь правовую основу, законодательное закрепление.11
     Наряду  с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общее предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство и алкоголизм, проституция, наркотизм и др.
     Специальное предупреждение преступности, в отличие  от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность  для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант  преступности – его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.
     Специально-криминологические  мероприятия должны разрабатываться  и осуществляться применительно  к различным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, различным социальным группам, отраслям хозяйства, ибо они характеризуются  особенностями процессов детерминации12.
     Специальное предупреждение органично дополняет  и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в разрезе  отдельных его составляющих и  имеют временные границы. Они  строго целенаправлены, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно  к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства  и т. д.
     В сущности, лишь один этот признак (целенаправленность) имеет в известном смысле абсолютное значение, играет роль качественного  критерия для разграничения рассматриваемых  видов предупреждения преступности. Остальные различия между ними являются не столько сущностными, сколько  количественными. Так, общесоциальные меры, хотя и могут в принципе осуществляться на уровне особенного (применительно к отдельным отраслям хозяйства, социальным группам населения) и даже единичного (индивидуальное предупреждение), в основном своем  объеме являются всеобщими, т. е. действующими в масштабе всего общества, государства.
     Эффект  предупреждения преступности мерами экономического, социального, политического, культурно-воспитательного  характера достигается главным образом в результате общесоциального предупреждения, но аналогичные по содержанию предупредительные мероприятия могут осуществляться (по крайней мере, активно инициироваться) и в рамках специально-криминологической деятельности. Правовые меры могут входить в состав общесоциального предупреждения, но они в несравненно большей степени характерны для специально-криминологического предупреждения. Примеры подобного взаимопроникновения, своеобразного переплетения общих и специально-предупредительных мер можно было бы привести не только исходя из этих оснований (масштаб, содержание), но и других.
     Наряду  с прямыми связями между общими мерами предупреждения и специальными существует и своеобразная обратная связь: последние не только базируются на первых, не только используют предупредительный  потенциал общественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его  пути.
     Меры  специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным - основаниям. Используются и рассмотренные классификационные критерии, т. е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.), по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения осуществляется и по иным основаниям.
     В зависимости от момента применения (начала реализации) различается раннее и непосредственное предупреждение первичных и предупреждение рецидивных преступлений.
     В первом случае речь идет о выявлении  и устранении возможных и наличных неблагоприятных условий формирования личности, оздоровлении микросреды, коррекции  поведения, а также потребностей, интересов, взглядов лиц, могущих встать на преступный путь. Во втором – предупредительное воздействие оказывается на лиц, уже совершавших преступления и подвергавшихся уголовному наказанию (мерам, его заменяющим), с целью недопущения их возврата на преступный путь.
     По  степени радикальности можно  выделить специально-криминологические  меры:
       а) предупреждающие возможность  возникновения криминогенных явлений  и ситуаций;
     б) нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации;
       в) полностью устраняющие их.
     По  правовой характеристике различаются  специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими  не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор милиции  за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы).
     В свою очередь меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.
     По  механизму действия в специальном  предупреждении выделяются меры-сигналы (внесение следователем представления  об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления) и меры прямого  действия (например, совершенствование  на предприятии бухгалтерской отчетности в целях недопущения экономических  преступлений).13
     Таким образом, специальное предупреждение, за вычетом предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику, объектом которой являются причины, условия и иные детерминанты преступности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.