Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа состояние государственного кредита и государственного долга на данный момент.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                               СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КРЕДИТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ…………………………..5
1.1. Сущность и функции  государственного  кредита………………………………………..5
1.2. Формы государственного кредита………………………………………………………...10
1.3. Значение государственного  кредита для экономики…………………………………...12
лава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ…………………………………………………………………………………………..14
2.1. Государство в  роли кредитора,  и влияние на  экономику страны……………………14
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……22
3.1. Проблемы государственного  долга России………………………………………………22
3.2. Пути решения проблем государственного долга России……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..29
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33                    
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам. 
  Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

    Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
    Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
    Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
    Цель  данной работы: проанализировать состояние  государственного кредита и государственного долга на данный момент.
    Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо:
      раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом;
      определить функций государственного кредита;
      определить формы государственного долга;
      анализ государственного долга на данный момент времени;
      анализ проблем и пути их решения.
   Объект  исследования: анализ государственного долга Российской Федерации. 
 

         Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ  

      Сущность  и функции государственного кредита.
 
     Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности.
     Государственные кредит предоставляется населением страны своему правительству путем  покупки государственных облигаций внутреннего займа.
     Взятые  в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
     Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.
     Таким образом, кредитным ресурсом в области  государственного кредита могут  служить средства населения, юридических  лиц, заемные средства других государств.[6]
     При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
     Тем не менее в любом случае - и  при бюджетном дефиците, и при  сбалансированном бюджете - заемные  средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.   
     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части  национального богатства. В сферу  госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. [7]
     Формирование  дополнительных финансовых ресурсов государства  за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают  финансовые связи, обусловленные возвратностью  и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.
     Целесообразность  использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
     Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. 
     Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.[13]
     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.
     Государственный долг – это совокупность дефицитов  государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
     Погашение государственного долга может потребовать увеличения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Поэтому существует естественный предел для бюджетного дефицита и для государственного долга в каждой стране. Страны ЕС определяют его в 60% от ВВП. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно расходовать таким образом, чтобы улучшалась экономическая ситуация в стране, росли производство и доходы.
     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
    кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
    государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
    договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
    переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
    соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
     Текущий государственный долг составляют расходы  по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства  и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
     Государственный долг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность  функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.
     Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы  не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашений облигаций  займов.[13]
     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может  быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
    ревизия бюджета субъекта РФ;
    передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
    иные меры.
     В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты РФ и  муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
          В определении размеров государственного  долга существуют различные подходы.  Наиболее реалистичным считается  определение доли государственного  долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП.[13]
          Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять  процентные платежи, возникающие  как результат государственного  долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.
          Общая сумма обязательств государства  по выпущенным и непогашенным  государственным займам, полученным  кредитам и процентам по ним,  выданным государством гарантиям  представляет собой государственный  долг. 

      Формы государственного кредита.
 
     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
     Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ  – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
    целевые займы и вклады;
    государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
    государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
    казначейские обязательства;
    государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
    ГКО;
    ОФЗ-ПК и т.д.
         Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:
    рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
    нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).
     Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
    на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг);
    начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
    начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. [13]
     Классификация видов государственного внешнего долга  РФ – это группировка государственных  внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:
    кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
    кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
    кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
 
      Значение  государственного кредита для экономики.
 
     Государственный долг является составной частью  экономической  системы, оказывая  прямое  и  косвенное  воздействие  на  такие  ее   элементы,   как государственный  бюджет,  денежно-кредитная  и  валютная  системы,   уровень инфляции. Поэтому  возможности  его  эффективного  использования  во  многом определяются общим уровнем развития экономики государства.
     Между государственным   долгом, бюджетным  дефицитом и эмиссией дополнительного  количества  денег  не  существует   автоматической   связи. Правительство  может   в   течение   длительного   времени   иметь   дефицит государственного  бюджета.  Если  бюджетный  дефицит  достаточно   мал,  то  величина  государственного  долга относительно  объема  ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита  бюджета.  Если  в экономике страны существует устойчивый рост  долгов,  то  государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда,  когда дефицит становится настолько велик, что рост  государственного  долга  будет значительно опережать рост доходов, в экономике  возможен  определенный ряд проблем.
     Во-первых, выплата  процентов  по  государственному  долгу  увеличивает неравенство  в  доходах,  поскольку   значительная   часть   государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.
       Во-вторых, повышение ставок налогов  (как средство выплаты
государственного  внутреннего  долга  или  его  уменьшения) может подорвать
действие  экономических стимулов развития  производства, снизить интерес  к
вложению  средств в инновации, а также  усилить социальную  напряженность  в обществе и подорвать экономический  рост.
     В-третьих, выплаты  процентов  или  основной  суммы  долга  иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж.
     В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя  своего долга  на  плечи  будущих  поколений,  то  есть  оставить  будущим  поколения меньшие  по  размерам  основные  производственные  фонды.  Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет  страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность  населения  страны в завтрашнем дне.
     Положительное значение государственного кредита для экономики состоит, помимо прочего, в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования некоторых современных потребностей. Это оправдано в том случае, когда речь идет о создании долговременных сооружений, перспективных образовательных центров, важных путей сообщения и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются на выплату заработной платы или пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем. 
 
 
 
 

Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАСТВЕННОГО КРЕДИТА  ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 

      Государство в роли кредитора, и влияние на экономику страны.
 
     В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.
     К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %.
     Затем, в 94-97 годах задолженность росла  меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).
По официальным  данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний  долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.[18]
     С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России (в 2000 году, благодаря списанию части задолженности бывшего СССР, долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.). По оценкам МинФина к концу 2002 года внешний долг страны сократится до $130 млрд. (вместе с резервами на изменение процентных ставок и валютных курсов сумма внешнего долга составит $142 млрд.)
     Начиная с 2001 г. наметились различные тенденции в политике государства на рынке внутреннего и внешнего долга. Так, если объем внутреннего долга в течение последних двух - трех лет постепенно возрастал, несмотря на наличие устойчивого профицита федерального бюджета, то объем заимствований на внешнем рынке, напротив, плавно снижался (табл. 1).[18]
Таблица 1
Динамика  внешнего и внутреннего  долга РФ в 1999 - 2004 гг.[22] 

  1999 2000 2001 2002 2003 2004
Внутренний  долг РФ (млрд руб.) 529.83 531.81 511.06 654.7 663.67 756.82
Внешний долг РФ (млрд  долл.)
157,5 143,4 130,1 123,5 119,7 112,9
 
     
     Рис. 1. Динамика внешнего и внутреннего  долга РФ
     При этом в 2004 году на фоне крайне благоприятной  конъюнктуры сырьевых рынков в Правительстве  РФ поднимался вопрос относительно возможности  досрочного погашения обязательств перед Парижским клубом кредиторов. В случае достижения договоренности по данному вопросу объем внешнего долга РФ может еще более снизиться. Конъюнктура внутреннего и внешнего долга в течение 2004 г. определялась влиянием различных факторов, которые будут проанализированы ниже.
     В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний  долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США.
Результатом проведения в последнее десятилетие "странной" государственной политики в области управления внешним  долгом явилось образование так называемого "кризисного" периода для российской экономики.
     В период с 2002 г. по 2008 г. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно $14 - $18 млрд. При этом основная часть  выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям, - $8-10 млрд. ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать. [18]
     В ближайшие 6 лет России предстоит  выплатить более $100 млрд. В результате будет погашено примерно 40% суммы основного долга, т.е. $50 млрд., примерно такую же сумму составят платежи по обслуживанию внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характеризуют в действительности те невыгодные для России условия, на которых эти кредиты предоставлялись - до 15% годовых в валюте. Сегодня кредиты предоставляются России под 9-10% годовых в валюте, для других стран Большой Восьмерки ставки кредитования составляют 3-5%.  
     "Кризисный"  период усугубляется еще и  тем, что в нем присутствуют  так называемые "пики" платежей, приходящиеся на 2003, 2005, 2008 годы.
На 2003 год  приходится первый и при этом самый  крупный пик платежей по внешнему долгу. Выплаты в 2003 году, составили  более $17.5 млрд. Это примерно 32% от расходов федерального бюджета, в других сравнениях это - 7% годового ВВП России, - 25% национальных сбережений.[21]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.