На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ.
Тема: Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании. 

     Оглавление 

    Введение………………………………………………………………………………..3
    Концепция модернизации образования………………………………………………4
    Вопросы компьютеризации учебного процесса в   общеобразовательных школах……………………………………………………………………………….…. 5
    Градация среди предметников………………………………………………………...7
    Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе………………………………………………………..…..9
    Основные функциональные компоненты информационной образовательной
     среды школы……………………………………………………………………….……..11
Вывод …………………………………………………………….…………………………...13
Используемая  литература……………………………….………………….………………..15 
 

 


Введение.
«Впервые  в истории человечества поколения  вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей».
Развитие Internet все больше приближает нас к  тому состоянию, которое Билл Гейтс  определил как «информация на кончиках пальцев» - получение практически  любой информации в любое время  производится нажатием на клавишу.
Решать проблемы современного развития общества должны люди, которые  соответствующим образом подготовлены -  владеют новейшими методами управления, современными информационными и телекоммуникационными технологиями; люди, способные оперативно и оптимально работать в условиях информационного общества.
Цель  информатизации в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, подготовки специалистов до уровня, соответствующего современным  требованиям постиндустриального  информационного общества.
Поэтому образование перестало быть средством  усвоения готовых общепринятых знаний, а стало способом информационного  обмена личности с окружающим миром.
Наш выпускник  будет жить и работать в современном  информационном обществе. Поэтому информатизация образования должна основываться на комплексной, системной технологии программно-технических и учебно-методических систем, обеспечивающих непрерывное компьютерное образование, формирование информационной культуры. 

 


     Концепция модернизации образования.
   Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность  образования, эффективность образования.
Механизмы модернизации требуют нового типа педагогического  мышления, новых способов действительности. Это новый класс задач, встающих перед педагогической практикой. Для их решения необходима практикоориентированная методология, дающая в руки учителю средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа,  оценки и самооценки педагогических инноваций, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов собственной образовательной деятельности. Сегодняшнее время – это пора осознания процессов, происходящих в школе. Если раньше интересовал сам процесс обновления, то теперь педагогическую общественность больше интересуют результаты.
     Концепция модернизации выдвинула перед образовательными учреждениями новые цели. Этот документ развивает основные принципы образовательной  политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
     Другими словами, главными результатами образовательного процесса являются положительные изменения  в развитии личности. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
Качественное  образование - это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить его жизнетворчеству.
Качество  образования как основной результат  учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента:
·        обученность  учащегося,  выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии;
·        воспитанность, предполагающая овладение  богатствами культуры, которые накоплены  человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;
·        развитие всех сторон личности, высокий  уровень её функциональных возможностей;
·  здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.
Качество образования зависит от того, насколько учтены разнообразные факторы и условия деятельности общеобразовательного учреждения – как внутренние, так и внешние (политические, экономические, социальные, культурные и др.) по отношению к образовательному учреждению и системе образования в целом. 

Вопросы компьютеризации  учебного процесса в  общеобразовательных  школах. 

Как известно, компьютеризация школ является одним  из главных направлений модернизации образования. Между тем, уже проведенная  в этом направлении работа выявила ряд существенных проблем.
Зная  положение дел, связанных с компьютеризацией школ, можно сформулировать проблемы компьютеризации школ следующим  образом:
     1. Отсутствует единая концепция  компьютеризации учебного процесса, то есть отсутствует идеология, позволяющая включить компьютер в учебный процесс.
     2. Имеющиеся в школах компьютеры  используются в основном на  уроках информатики и очень  редко при изучении других  предметов, то есть КПД использования  компьютеров крайне низок.
     3. Имеющиеся многочисленные обучающие, контролирующие и прочие программы, иногда очень высокого качества, или совсем не используются учителями, или используются крайне редко и во внеурочное время, так как совершенно несовместимы с учебной программой.
     4. Виртуальные учебники и учебные пособия в основном являются переводами печатных учебников и непригодны для самостоятельного изучения учениками незнакомого учебного материала, то есть требуют присутствия рядом с учеником учителя, который переводил бы этом материал ученику, как и на обычном уроке.
     Прежде  всего, отметим, что классно-урочная  система, которая является основой  всей нашей системы образования, и компьютеризация учебного процесса, по нашему мнению, плохо совместимы. Классно-урочная система по определению  предназначена для изучения всеми учениками класса одного и того же учебного материала за одно и тоже время, а само название «персональный компьютер» говорит о полной индивидуализации общения ученика и компьютера. Поэтому работа ученика с компьютером всегда автоматически происходит с учетом индивидуальных особенностей ученика, что выражается хотя бы в том, что каждый ученик работает с компьютером в своем темпе. Связать это с так называемым «прохождением учебного материала», что обязан делать учитель, в рамках классно-урочной системы, как мы думаем, невозможно в принципе.   Поэтому, для того, чтобы компьютер использовался в учебном процессе на полную мощность, надо, используя все то хорошее, что есть в классно-урочной системе, постепенно модернизировать ее таким образом, чтобы каждый ученик за одно и тоже время усваивал разное количество учебного материала и по количеству и по степени трудности, в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Это будет возможно в том случае, если положим в основу работы учителя не передачу знаний ученику и контроль за этим процессом, а положим в основу учебного процесса системную самостоятельную работу учеников по овладению знаниями с помощью учителя.
Для этого  необходимы следующие условия:
     а) разноуровневые дидактические материалы, то есть система самостоятельных работ созданных по единым дидактическим принципам с учетом специфики предмета, выполняя которые в определенной последовательности, ученик усваивает учебный материал;
     б) знание учителями индивидуальных особенностей учащихся для оказания ученику своевременной помощи при возникновении у ученика трудностей при изучении нового незнакомого материала;
     в) система компьютерных тестов, созданных  на основе многочисленных печатных изданий. При этом надо предоставить учителю  возможность собирать из имеющихся вопросов теста свой набор, как на конструкторе.
     г) обучение учителей работе с готовыми тестами и созданию собственных  тестов различных модификаций и  созданию обучающих программ.
     Все предметы школьного цикла можно  условно разделить на три части. При изучении предметов первой части (например, математики, русского языка) компьютер может стать помощником учителя на каждом уроке. При изучении предметов второй части (например, физики, химии, географии, биологии) компьютер может использоваться только частично. При изучении третьей части предметов (например, физкультуры, труда) компьютер может использоваться только эпизодически.
     Техническое осуществление этой работы можно  реализовать двумя способами. Коротко  эти способы можно охарактеризовать так. Или в школе создается компьютерный центр, в котором на уроке одновременно работают ученики разных классов по разным предметам, или весь класс на уроке работает в компьютерном классе, что наблюдается в большинстве школ. При этом в настоящее время разрабатываются различные подходы к компьютеризации учебного процесса, связанные с техническим оснащением школ.
     Конечно, нужно различать компьютеризацию и информатизацию школы. Последнее более широкий по содержанию процесс, связанный с созданием новой школы информационного общества. Компьютеризация школы лишь часть этого большого и важного дела. И следовательно информатизация - это не только компьютер. Вообще в данном случае компьютер лишь техническое средство информатизации.
     Благодаря, в том числе, и государственной  программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения. 

Градация  среди предметников. 

     Представляется, что сейчас уже можно составить  некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей  работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя.
     Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.
     Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
     Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.
     Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.
     Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии. 

     Использование компьютерной техники в урочной  деятельности представлена на диаграмме: 

 
 

     Использование мультимедиа учебников  и Интернет - технологии в образовательном  процессе. 

Одна  из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:
    отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
    участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
    нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
    преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.
 
  Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:
  • знание системы услуг для получения  текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к  ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;
  • способность оценить ценность, эффективность  и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.
   Информационная  культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе. Она выполняет следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др.
   Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть. 

Основные  функциональные компоненты информационной образовательной  среды школы
Очень часто создание в школе информационной образовательной среды связывается только с созданием компьютерной сети и подключением школы к Интернету.
На самом  деле, современная информационная образовательная  среда — это новый этап в  развитии информатизации школы, которому предшествовали следующие этапы:
1. Создание  компьютерных классов в школе и использование компьютеров в однопользовательском режиме для изучения школьного курса информатики и для подготовки некоторых документов в рамках административной деятельности.
2. Создание  в школе сетевых компьютерных  классов и отдельных компьютерных рабочих мест, например в библиотеке, объединенных в локальную школьную сеть, проведение в них уроков по информатике в сетевом режиме, частичное использование отдельными педагогами на уроках компьютера в качестве устройства для тестирования учащихся и организации тренингов, создание отдельных обучающих программ по небольшому количеству изучаемых в школе дисциплин и использование их в образовательном процессе, а также автоматизация элементарных административных функций, связанных с созданием и ведением базы данных учащихся и сотрудников в виде exсel форм.
3. Оснащение  школ мультимедийным компьютерным  оборудованием и отдельными специализированными  компьютерными местами учителей  физики, химии, биологии; формирование  в школах медиацентров; начало  подключения школ к Интернету в основном через телефонные линии; целевая поставка цифровых образовательных ресурсов на компакт дисках по целому ряду школьных дисциплин; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, частичное опытное использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием на съемных носителях.
4. Подключение  школ к скоростным каналам  Интернета, регулярное использование электронной почты, массовое создание школьных сайтов, формирование отраслевых образовательных ресурсов в Интернете, распространение дистанционного обучения, организация доступа к существующим цифровым образовательным ресурсам на федеральных образовательных порталах для использования в образовательном процессе; целевая поставка в школы ряда автоматизированных систем управления для
системной автоматизации административных функций, в том числе и с использованием корпоративной электронной почты.
В настоящее время большая часть российских школ находится еще на третьем этапе развития информатизации, но многие школы уже активно осваивают электронные образовательные ресурсы и информационные технологии, характерные для четвертого этапа. По мере реализации приоритетного национального проекта «Образование» и ряда других федеральных целевых
программ  таких школ скоро будет большинство. Но говорить даже в этом случае о  создании полноценной информационной образовательной среды школы  не приходится, поскольку для ее реализации необходимо использовать не фрагментарные решения, характерные для четвертого этапа, а системные, в полной мере охватывающие весь педагогический коллектив каждой школы как узла информационной образовательной среды. Только такой подход позволит сформировать в школе реально действующую информационную образовательную среду, для которой характерны следующие системные качества:
— организация  внутришкольного и межшкольного сетевого взаимодействия всех сотрудников  школы и учащихся;
— наличие  полноценной базы данных школы, включающей не    только базы данных, необходимые для непосредственного    управления школой, но и базы данных для управления    образовательным процессом, например методических мате    риалов, цифровых образовательных ресурсов, портфолио    учащихся, материалов проектной и научно исследовательской деятельности и т. п.;
— организация  эффективного доступа к цифровым образовательным ресурсам, представленным на федеральных образовательных  порталах;
— наличие  удобных и доступных компьютерных инструментов в виде автоматизированных рабочих мест, позволяющих автоматизировать многие рутинные функции участникам образовательного процесса и активно внедрять в
учебно  воспитательный процесс школы существующие  цифровые образовательные ресурсы  и информационные    технологии;
— наличие  средств дистанционного обучения детей, не имеющих возможности посещать школу по состоянию здоровья и  имеющих ограниченные возможности;
— наличие  средств дистанционного обучения и  методической  поддержки педагогов;
— интеграция с образовательными и информационными сайтами региональных и муниципальных органов управления  образованием, организация эффективного информационного обмена между ними с целью получения новостной и
нормативно  распорядительной информации и передачи из    школы отчетной информации;
— интеграция школы в единое информационное пространство путем создания школьного электронного представительства в Интернете;
— организация сетевого взаимодействия учебно-педагогического состава школы и родителей, обеспечение родителей    персонифицированной информацией об успеваемости и    посещаемости их детей за счет интеграции базы данных    школы с базой данных школьного сайта, обеспечение доступа к школьному сайту с использованием средств мобильной связи;
— активное участие педагогов в работе сетевых профессиональных сообществ, позволяющее достойно представлять результаты своей деятельности как российскому учительству, так и международному, обмениваться опытом в
инновационной деятельности, повышать квалификацию в дистанционном режиме и т. п.
 


Вывод
Для того чтобы быть Учителем, надо быть всегда немного впереди. Надо быть способным  осваивать новые технологии, жить в новом времени.
«Каким  быть XXI веку?.. Либо он станет веком  высокой культуры, либо человечество изживет себя.… В эпоху своего бурного развития информационные технологии должны соответствовать развитию культуры».
Леви-Стросс
Основное  богатство школы – ее преподаватели. Особенно опытные учителя, проработавшие  в школе многие годы. Их бесценные  знания и опыт позволяют увлечь ученика, заинтересовать его в получении знаний предмета.
Как правило, большинство таких учителей с  компьютером на «Вы», относятся к  информационным технологиям негативно.
     Но, как показывает опыт, даже ярые противники компьютерной техники при близком  знакомстве с ее возможностями, при методической поддержке соответствующих  специалистов настолько привыкают к современным информационным технологиям, что потом не могут представить себе, как без них обходились ранее. Было бы желание преподавателя овладевать новыми знаниями.
     Мы  уже говорили о том, какими должны быть шаги информатизации деятельности школы и доступности учеников и их родителей к различной  информации.
В некоторых  общеобразовательных школах уже  внедрены электронные дневники учеников, развернуты или разворачиваются электронные библиотеки, рассматриваются к внедрению те или иные системы дистанционного обучения.
Но в  любом случае для того, чтобы процесс  информатизации школы шел планомерно и систематизировано, необходима концепция: порядок, план, график (назовите как угодно) того, как и в какой последовательности внедрять те или иные системы в действие. 

Условно можно выделить следующие этапы  информатизации учебного заведения (в  порядке проведения работ):
    Обучение учителей работе в среде информационных технологий (как с техническими средствами обучения – «hard», так и с программным обеспечением – «soft»).
    Техническое оснащение школ (компьютерные классы, подключение школы к сети Интернет, мультимедийные проекторы и overhead-проекторы, электронные интерактивные доски, планшетные компьютеры, электронные книги и т.п.).
    Создание и поддержка школьного сайта.
    Развертывание в школе электронной библиотеки.
    Параллельное внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление общеобразовательными учреждениями и систем, позволяющих вовлечь родителей в активную жизнь школы (электронные журналы, электронные школьные дневники, системы электронного общения между всеми участниками образовательного процесса и др.).
    Внедрение систем дистанционного обучения и разработка курсов дистанционного обучения отдельным дисциплинам с перспективой создания «виртуальной» школы – электронные дистанционные курсы по всем предметам для всех параллелей классов.
    Создание и внедрение в учебный процесс электронных сервисов (прикладного программного обеспечения, учебных программ, гиперучебников и т.п.).
Это не ошибка. Действительно, обучение учителей работе в среде информационных технологий является «нулевым» этапом, первым шагом на пути информатизации. Нельзя делать новое, не обучив участников процесса новым правилам. И здесь «локомотивом» должны выступить руководство школы, родители учеников, молодые учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.
    Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
    Извозчитков В.А., Тумалеева Бибилиотека директора школы, Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI» //Просвящение. -2002
    Интернет

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.