На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налично-денежное обращение в Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

      Курсовая работа: 38 с., 7 рис., 24 источника.
     ДЕНЕЖНАЯ  СИСТЕМА, НАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК, БАНКИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭМИССИЯ.
     Объектом  исследования является Республика Беларусь.
     Предметом  исследования является налично-денежное обращение.
     Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного  обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
    изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
    проанализировать налично-денежное обращение в  Республики Беларусь;
    разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота  в Республике Беларусь.
     Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие  как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки  данных.
     При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и адекватно  отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.   
 
 
 
 
 
 
 

     ______________________________
                                                                                      (подпись студента)
THE ABSTRACT 

      Course work: 38 with., 7 pic., 24 sources.
     MONETARY SYSTEM, CASH TURN, THE CASH REFERENCE, MONETARY WEIGHT, THE MONETARY MARKET, BANKS, REGULATION, ISSUE.
     Object of research is cash-monetary circulation.
     The purpose of course work is studying of theoretical and practical aspects of formation and cash-monetary circulation functioning to Byelorussia. According to an object in view in work following problems are put:
    To study essence of formation and functioning of a cash-monetary turn;
    To analyse cash-monetary circulation to Byelorussia;
    To develop offers on perfection of formation and development of a cash-monetary turn in Byelorussia.
     For a writing of course work methods of scientific research, such as the dialectic, system analysis, synthesis and a historical method, the comparative analysis, graphic and groupings of data have been used.
     At a work writing manuals, is standard-legal documents, monographers and articles on an investigated problem were used.
     The author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and adequately reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary both other sources theoretical and methodological positions and concepts are accompanied by references to their authors.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           ______________________ 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….....5
    Теоретические основы организации налично-денежного обращения………..6
      Характеристика налично-денежного обращения………………………………..6
      Структура и принципы построения налично-денежного обращения…………8
      Регулирование денежного обращения Национальным банком……………….11
        Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения……………14
        Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния…………………………………………………………………………….....16
      Денежные агрегаты. Законы денежного обращения…………………………….18
    Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………21
      Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...….21
      Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь…....23
    Критерии совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………..37
Библиографический список…………………………………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Деньги—это  неотъемлемая часть финансовой системы каждой страны. Они служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех, за исключением самых начальных экономических систем.
     Одной из приоритетных задач Национального  Банка является рациональная организация  денежного обращения, как в управлении потоками наличных денег, так и безналичной его форме.
     В условиях, когда организация наличного  денежного обращения исходит  из необходимости своевременного и  полного обеспечения платежного оборота денежными знаками различных  номиналов при недопущении возможных негативных предпосылок, связанных с противоречием интересов кредитных организаций по максимизации доходов и минимизации расходов на их достижение, первостепенное значение приобретает анализ и, в определенной мере, контроль движения выпускаемых в обращение наличных денег.
     Для этого требуется ведение мониторинга  наличных денежных потоков в целом  по стране и её регионам, по источникам поступлений наличных денег в  кассы банков и направлениям их выдач, скорости возврата наличных денег в кассы банков, их движения внутри банковской системы, между организациями и банками. Необходимо также систематическое проведение анализа наличной денежной массы, находящейся в обращении, ее динамики и распределения между населением, хозяйствующими субъектами и банковской системой.
     Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного  обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
    изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
    проанализировать налично-денежное обращение в  Республики Беларусь;
     -   разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота  в Республике Беларусь.
     В этой работе будет рассмотрена сущность денег, их экономическое значение и  факторы, определяющие их количество. Будет сделан анализ организации  налично-денежного обращения в  Республике Беларусь, рассмотрено его правовое обеспечение. 

ГЛАВА 1

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЗЦИИ  НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

      Характеристика  налично-денежного  обращения
 
     В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
     Денежный  оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями  и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени. Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах как с рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег [4, c. 154].
     Денежное  обращение — достаточно сложная конструкция, соединяющая как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах: во-первых, отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы; во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров. В решении этой задачи исключительное значение имеет правильное определение количества денег в обращении; в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию. Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию. Недостаток денежной массы не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаимозачеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы; в-четвертых, хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для выплаты заработной платы, финансирования оборотных средств. Этот недостаток можно считать относительным, поскольку значительная часть денег циркулирует в теневой экономике, уходит от налогообложения и вывозится за рубеж, оседая на счетах оффшорных компаний.
     Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Национального банка Республики Беларусь. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс наличные деньги направляются в операционные кассы банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т. д.).
     Население также использует наличные деньги для  взаиморасчетов, но большая их часть  расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.
     Денежное  обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов [9, c. 126].
     Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
     Налично-денежное обращение - это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами [13, c. 182].
     Таким образом, налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.  Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

     1.2 Структура и принципы построения налично-денежного обращения

 
     Денежная система на современном этапе включает две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.
     Структура наличного денежного оборота  предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота:
     1)   между системой центрального (Национального) банка и системой банков;
     2)   между банками, между банками и их клиентами;
     3)   между организациями, между организациями и населением;
     4)   между отдельными гражданами [20, c. 159].
     Четыре  укрупненных денежных потока позволяют  проследить уровень и этапы организации  наличного денежного оборота.
     Первый поток фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций (прежде всего организаций торговли и организаций, оказывающих услуги населению).
     Второй  поток охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Часть наличных денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть денег выдается клиентам: либо в кассы организаций, либо непосредственно населению. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.
     Третий  поток реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).
     Четвертый поток появляется при использовании  наличных денег, к да платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуют никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.
     В современных условиях данный поток  денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен. [12, с. 118]
     Рассмотрим  принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа:
     - Принцип централизованного управления  денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.
     - Принцип прогнозного планирования  денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.
     - Принцип устойчивости и эластичности  денежного оборота. Этот принцип  заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
     - Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате  проведения банками кредитных операций.
     - Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
     - Принцип неподчиненности Национального  банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Национального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства Национального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.
     - Принцип предоставления правительству  денежных средств только в  порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что Национальный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству.
     - Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что Национальный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
     - Принцип надзора и контроля  за денежным оборотом. Государство  через банковскую, финансовую систему,  налоговые органы должно обеспечивать  постоянный контроль как за  всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.
     - Принцип функционирования исключительно  национальной валюты на территории  страны. Законодательство страны  предусматривает платежи за товары  и услуги внутри страны производить  исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки [17, c. 154].

     1.3  Регулирование денежного обращения Национальным банком

 
     Национальный  банк воздействует на денежное обращение  через рынок с помощью рыночного  механизма. Объектом воздействия служат: объем предложения денег в наличной и безналичной формах,   объем спроса,   цена кредита.
     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается Национальному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль Национального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования Национальным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование Национальным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов Национальным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.
     Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной  политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер  [18 с. 211].
     Национальный  банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке,  рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.
     Для регулирования ликвидности банковской системы Банк Беларуси активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия  этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
     С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций [5 с. 120].
     Важным  инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Национальный банк  может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк  старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.
     Как правило, при продаже государственных  ценных бумаг Национальный банк  устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.
     Операции  на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности  банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка Беларуси исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Национальный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения[10 с. 162].
     Выпуск  государственных ценных бумаг отвлекает  огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг
     В целях изъятия излишней ликвидности  банковской системы Национальный банк активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Национальному банку оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
     Следующим инструментом, при помощи которого Национальный банк  Беларуси регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка Беларуси, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Национальный банк  предоставляет кредиты банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Национальный банк  предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Национальный банк. Уменьшение ее делает для банков займы резервных фондов дешевыми. Банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. 

     1.3.1 Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения 

     Наличными деньгами являются банкноты Национального банка Республики Беларусь. Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег меньше безналичного оборота, значение его довольно велико.
     Деньги  считаются выпущенными в обращение, если они находятся в оборотной кассе, и изъятыми из обращения, если они находятся в резервных фондах.
     Выпуск  денег в обращение представляет собой сложный процесс, охватывающий различные стороны деятельности Центрального банка. Он складывается из следующих этапов:
     -составление  прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;
     -организация  резервных фондов денежной наличности;
     -выпуск  денег в обращении;
     -изготовление  денег и защита их от фальсификации;
     -транспортировка  денежной наличности в регионы.
     В работе рассмотрены лишь некоторые из указанных направлений.
     Выпуск  наличных денег происходит ежедневно  на территории конкретного государства  в пределах сумм, изымаемых из обращения.
     Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка. Эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, означает следующее:
     -определение  эмиссионного результата, как по  отдельным регионам, так и в  целом по стране;
     -правильное  документарное оформление всех  эмиссионных операций.
     Эмиссия наличных денег осуществляется центральным  банком в целях удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения  в дополнительных средствах обращения  и платежа. Когда на депозитных счетах коммерческих банков увеличивается объем безналичных денежных средств вследствие экономического роста, развития инфляции или мультипликации депозитов, соответственно вырастает и потребность их клиентов в наличных деньгах.
     Коммерческие банки выдают наличность клиентам из своих операционных касс, в которых находится определенный объем банкнот, равный в каждый момент времени разнице между поступлениями наличности в операционную кассу и выдачей наличных денег из нее.
     Наличность, находящаяся в операционной кассе, является для коммерческого банка активом, не приносящим дохода, поэтому банки не заинтересованы в хранении больших резервов банкнот и сдают их излишки в оборотную кассу центрального банка. Если при увеличении потребности клиентов в наличных деньгах в операционной кассе коммерческого банка нет необходимого их количества, он обращается за дополнительной суммой наличных денег в центральный банк.
       Центральный банк выдает банкноты  коммерческому банку из своей  оборотной кассы в пределах объема избыточных резервов этого банка, находящихся на счетах в центральном банке. Одновременно с выдачей наличных денег сумма выдачи списывается с корреспондентского счета коммерческого банка и перечисляется на счет центрального банка.
     Помимо  выдачи наличных денег из своей оборотной кассы центральный банк осуществляет операции и по приему наличности. Если средств, поступивших в оборотную кассу, не хватает для удовлетворения спроса на наличность коммерческих банков, центральный банк переводит необходимую сумму из своего хранилища (резервного фонда) в оборотную кассу. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия центрального банка. [5]
     Банкноты  как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения.
     Изъятие денег из обращения проводится путем  перечисления денег из оборотной  кассы в резервные фонды Национального  банка. Эта операция проводится обычно в конце рабочего дня. Изъятию из обращения подлежат в первую очередь ветхие деньги, а затем годные, но пользующиеся ограниченным спросом, например, деньги мелких номиналов.    

     1.3.2 Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния 

       Прогноз наличного денежного оборота составляется на основе прогноза  основных направлений социально-экономического развития,  а также  данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и  оценки  ожидаемых кассовых оборотов за  квартал,  предшествующий прогнозируемому.
       Квартальные  прогнозы составляются  главными  управлениями  Национального  банка Республики  Беларусь  по областям- по соответствующим областям и городу Минску, центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь - по республике  в целом.
       Главные управления Национального банка Республики Беларусь по  областям составляют прогноз наличного денежного оборота  по  областям  и  городу Минску  по  источникам  поступлений наличных  денег  в  кассы банков и направлениям  их  выдач и представляют  в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь  не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала  с приложением пояснительной записки и расчетов  прогноза  наличного денежного оборота по:
          -поступлениям торговой выручки;
          -выдачам наличных денег на  оплату труда.     
     Центральный аппарат Национального банка  Республики Беларусь  на десятый   рабочий   день  месяца,  предшествующего   прогнозируемому кварталу, доводит  главным управлениям Национального банка Республики Беларусь   по  областям  прогнозируемый  эмиссионный  результат   по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.
     Главные управления Национального банка  Республики Беларусь по  областям распределяют прогноз эмиссионного результата по месяцам по соответствующим районам и городам и производят по состоянию на 15-е и  22-е число  каждого  месяца в день поступления отчета  оценку  ожидаемого исполнения прогноза кассовых оборотов по территории и сообщают ее  в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь.
     Объектами анализа являются:
     -складывающиеся  тенденции в наличном денежном  обращении  и  его структуре   во  взаимосвязи  с развитием   экономики  области,  города
     Минска;
     - источники  поступлений  наличных  денег  в  кассы  банков, направления их  выдач из  касс  банков, анализ  отчетных  данных  о кассовых оборотах  банков  по  отдельным показателям за  предыдущие периоды -соответствующий  период  прошлого года и квартал (месяц), предшествующий анализируемому;
     -уровень   инкассации  торговой  выручки,  образующейся  в  сфере потребительского  рынка,  и  не использованные  банками  возможности мобилизации   внутренних   кассовых  ресурсов   для   удовлетворения потребностей юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах;
     -территориальное  размещение выпуска наличных  денег в обращение и
     изъятие  денег  из  обращения,  причины  роста  эмиссии  (сокращение изъятия) наличных денег;
     -влияние  изменений в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;
      -результаты контроля за работой  банков по организации  наличного  денежного обращения;
     -результаты   разовых  (тематических)  обследований   (изучений) юридических  лиц, предпринимателей, частных нотариусов (при  наличии таких сведений).
       При   анализе  состояния   наличного  денежного  обращения  используются:
     -постановление  Совета директоров Национального  банка  Республики Беларусь  от 26 июня 2007 г. № 192;
     -информационно-аналитические материалы  территориальных  органов Министерства  статистики и анализа Республики Беларусь о  социально-экономическом развитии соответствующей области, города Минска;
     -государственная  статистическая отчетность;
     -оперативный  (фактический) баланс денежных доходов  и  расходов населения;
     -информация  о состоянии инкассации торговой  выручки по областям, городу Минску.
     Результаты  анализа состояния наличного  денежного обращения используются  главными управлениями Национального  банка  Республики Беларусь  по  областям  для разработки и осуществления  совместно  с банками  практических мер по улучшению организации оборота  наличных денег,  сокращению эмиссии наличных денег в городах и  районах.  При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам  вносятся  на рассмотрение исполнительных и распорядительных органов.
     Ежеквартально до 13-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом,   главные  управления  Национального   банка   Республики Беларусь   по   областям   представляют   в   центральный    аппарат Национального  банка  Республики  Беларусь  информацию  о  состоянии наличного денежного обращения, статистические материалы, предложения по предотвращению и разрешению проблемных ситуаций в сфере наличного денежного обращения. [24]

       1.4  Денежные агрегаты. Законы денежного обращения

 
     В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги. Безналичные деньги в отличие от наличных, по существу, не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны.
     Таким образом, деньги образованы несколькими  составляющими, так называемыми  денежными агрегатами.
     Денежные  агрегаты – один из показателей, используемых для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы. Денежные агрегаты (М0, М1, М2, М3, М4) различаются по степени приближения к массе денег в обращении.
     М0 – включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты. Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности, дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно монеты чеканятся из дешевых металлов.
     М1 – состоит из агрегата М0 и средств  на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для  платежей в безналичной форме, через  трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для  расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения либо чеки и аккредитивы.
     М2 – сдержит агрегат М1, срочные  и сберегательные депозиты в банках, а также краткосрочные государственные  ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты.
     М3 – содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных  учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том  числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями.
     М4 – равен агрегату М3 плюс различные  формы депозитов в кредитных  учреждениях [23, c. 156].
     Между агрегатами необходимо равновесие, в  противном случае происходит нарушение  денежного обращения. Равновесие наступает  при М2 > M1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.
     На  денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
     Количество  денег для обращения и платежа  определяется следующими условиями:
     - общим объемом обращающихся товаров  и услуг (зависимость прямая);
     - уровнем товарных цен и тарифов  на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
      - степенью развития безналичных  расчетов (связь обратная);
      - скоростью обращения денег, в  том числе кредитных денег  (связь обратная).
     Другой  фактор, влияющий на денежную массу, - скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функции обращения и платежа. Скорость обращения денег можно выразить следующей формулой: 

     V = NP/M,                                                                       (1.1) 

     где  V – скорость обращения денег;
     NP – национальный продукт (в  индексированных ценах);
     М – денежная масса.
     Показатель V определяет число оборотов денежной массы за год. Анализ М и V позволяет установить зависимость между чисто денежными показателями и уровнями доходов, занятости, инвестиций и цен. [20, c. 143]
     На  скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое  развитие производства, темпы его  роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура  платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах.
     Таким образом, наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот — это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей. Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени.

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Характеристика и  особенности налично-денежного  обращения в Республике  Беларусь

 
     Налично-денежная система Республики Беларусь  является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси).
     Денежная  система Республики Беларусь функционирует  в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [20, с. 136]
     Основное  влияние на денежно-кредитную сферу  оказывают операции Национального  банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств — так называемых кассовых разрывов. Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.
     Другой  уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных  банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:
    аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
    обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
    кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;
    учет векселей и операции с ними;
    хранение финансовых и материальных ценностей;
    доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
     Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является  белорусский  рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица –  белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
     Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
     Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Беларуси, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального банка Беларуси. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).
     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. НБ, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования  действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Национальный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

           2.2  Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 
     Структура рублевой денежной массы характеризуется  некоторым улучшением (рисунок 2.1). Удельный вес срочных и условных депозитов за 2008 г.  вырос на 3,3 процентного пункта (до 46,9%), доля наличных денег в обороте сократилась на 0,5 процентного пункта (до 20,2%). Продолжался рост коэффициента монетизации экономики, его значения на начало 2009 г. составили: по широкой денежной массе — 20,4%, по рублевой денежной массе — 13,7%.
     В начале 2009 г. сохранялась тенденция  опережающего роста депозитов в  иностранной валюте по сравнению  с ростом рублевых депозитов. В результате доля рублевой денежной массы в структуре  широкой денежной массы за 2008 г.  снизилась на 1,7 процентного пункта и на начало 2009 г. составила 65,7%, при увеличении на 1,7 процентного пункта доли депозитов в иностранной валюте соответственно[1, c. 14].
     Если  на 1 января 2009 года в среднем на одного жителя республики приходилось 1 103,0 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 513 долл. США, то на 1 апреля эта сумма составляла 1 204,8 тыс. руб. (в эквиваленте это составляет около 562 долл. США).
     Дополнительный  прирост рублевой денежной массы обусловлен в основном приобретением Национальным банком у банков и субъектов хозяйствования иностранной валюты. Фактически второй источник эмиссии (покупка валюты) был больше, чем первый.
     Для исследования фактора наличия излишних денег  в совокупной массе денежных средств (М3) проведен анализ динамики изменения  денежной массы и  роста расходов бюджета  за период с 2005 по первое полугодие 2008 года.
     Денежный  агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 июля 2008 года составил 1857,1 млрд.бел.руб., уменьшившись за январь на 7,3% после роста за декабрь на 12,2%. При этом за январь его доля в структуре широкой денежной массы уменьшилась до 30,6% с 32,6% на 1 июля 2008 года.
     Рублевая  денежная масса в национальном определении (новый денежный агрегат — М2, ранее — М2), которая кроме агрегата М1 включает объем срочных рублевых депозитов и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, сократилась за январь на 4,1% после роста за декабрь и составила на 1 июля 2008 года 3270,5 млрд.бел.руб. Денежный агрегат М2 (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) на 1 февраля составил 3112,5 млрд.бел.руб.
     За  январь доля рублевой денежной массы  в широкой денежной массе сократилась до 51,3% с 55,5% на начало 2008 года. Размер депозитов в иностранной валюте в структуре широкой денежной массы составил на 1 июля $1,291 млрд. (эквивалент 2782,8 млрд.бел.руб.), увеличившись за январь на 2,9%. При этом доля этого показателя в структуре широкой денежной массы выросла до 45,8% на 1 июля с 44% на начало года.
     Масса денег в обращении М0 имеет  тенденцию к уменьшению, очевидно, в связи с переводом населения на безналичные формы расчетов при покупках. 
Денежно-кредитная политика за анализируемый период носила адаптивный характер, наблюдался бум банковского кредита, отчасти поддерживавшегося внешним банковским заимствованием [3 ,c.11].

     В Республике Беларусь  умеренная  инфляция на уровне 8-10% пока скорее всего  будет сохраняться благодаря системным и политическим факторам. Однако лучше хороший экономический рост на фоне умеренной инфляции, чем проблемы с ликвидностью и низкие темпы роста. Следует сохранять адекватный прирост денежной массы, удерживая его в зоне оптимальности, бороться с локальным дефицитом финансовых ресурсов в банковской системе. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.