На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Коллективные трудовые споры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию 

Марийский государственный технический университет 

                                         Кафедра управления и права 
 
 
 

          
Реферат по предмету трудовое право
на  тему:
  «Коллективные трудовые споры» 

                                        
                                  Выполнила:
                                                                                                             студентка гр. НН-32
                                                                                              Мотовилова О.А.
                                                                                                            
                                                                                                                                                             
                                                                   Проверила:   
                                                                                                Филиппова М.Т.
                                                                                             
 

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола
2008г.
 

      Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………..3  

1.Понятие коллективных  трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров…………………………………………………..5
2. Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией…………………………………………………………………………..7 3.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника..................................................................................................................9
4. Рассмотрение  коллективного трудового спора  в трудовом арбитраже…….12
5. Забастовка  как способ разрешения коллективного  трудового спора……….15
6. Объявление  и проведение забастовки…………………………………………20
7. Правовое положение  работников в период проведения забастовки………...25 

     Заключение……………………………………………………………………...27
     Список  использованной литературы…………………………………………..28 
 

 

      Введение
     В условиях социально-экономических  преобразований в Российской Федерации  участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового  законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников. Слабо отработана и система социального партнерства, взаимоотношений работников, работодателей и государства в лице их соответствующих органов, осложняемая недостаточным развитием правовой базы, значительно отстающей от общественных потребностей, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на уровень жизни населения. Исследование теоретического аспекта этой проблемы чрезвычайно актуально, так как применение законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров продолжает вызывать растущее неудовлетворение у всех субъектов данных правоотношений и заинтересованных лиц.
     В ст. 37 Конституции РФ признается право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
        Практика последних лет показала, что база для конфликтов (в том числе и коллективных) все-таки есть. Более того, на переходном этапе появились новые основания для таких конфликтов. Так, массовым явлениям стало несоблюдение сроков выплаты заработной платы (что в свою очередь объясняется взаимными неплатежами хозяйствующих субъектов, задержкой выплат из бюджета и т.д.). Нередко работники отправляются в принудительные отпуска без сохранения заработной платы или с частичной оплатой. Фактически в данном случае речь идет о проявлении скрытой безработицы. Работодатели же зачастую используют этот способ для подталкивания работников к уходу с предприятия «по собственному желанию», освобождаясь от выплат предусмотренных компенсаций. Все это приводит к возникновению коллективных трудовых споров. Таким образом, причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической области, охватывающей коллективные интересы работников по установлению и изменению условий труда, включая заработную плату, а также заключение, изменение или выполнение коллективных договоров, соглашений.
     В настоящее время накоплен значительный национальный и зарубежный опыт разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по разрешению коллективных трудовых споров организаций различных форм собственности. Вместе с тем, имеются и малоисследованные вопросы по данной проблематике, в числе которых находится проблема соединения теоретических разработок с современной практикой разрешения коллективных трудовых споров в практической нормотворческой деятельности.
     Целью моей работы является рассмотрение трудовых споров и их регулирование законодательством. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
      что же такое коллективный трудовой спор и какова его причина;
      рассмотрение трудовых споров примирительными комиссиями;
      участники споров;
      причина и последствия забастовок, как  способа разрешения конфликта.
 
 
 
 
 
1. Понятие коллективных  трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров
     Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Статья 398 ТК определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Таким образом, коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных как по субъектному составу, так и по предмету спора.
     Коллективные  трудовые споры возникают либо в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного трудового договора, либо в результате принятия локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо в результате выдвижения работниками требований, касающихся условий труда.
     Правом  выдвижения таких требований обладают работники и их представители. Представителями могут выступать органы профсоюзов или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.
     Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции). Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
     Работодатель  обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания   препятствовать его (ее) проведению.
     Требования  работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по труду и занятости при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
     Работодатель  обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении он сообщает представительному органу работников организации в письменной форме в речение трех рабочих дней со дня получения требования.
     Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения требований.
     В ходе реализации всех этих процедур коллективный трудовой спор как таковой еще отсутствует. Моментом его начала может стать:
      день сообщения решения работодателя (его представителя) об
отклонении всех или части требований работников (их представителей);
      несообщение работодателем (его представителем) своего решения
по требованиям  работников в течение трех дней.
     С момента начала спора стороны  могут приступить к примирительным процедурам — рассмотрению спора примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже. Причем ни одна из сторон спора не вправе уклоняться от участия в них. 

2. Рассмотрение коллективного  трудового спора  примирительной комиссией
     Первым  обязательным этапом разрешения коллективного  трудового спора является его рассмотрение в примирительной комиссии — временно действующем органе по рассмотрению коллективного трудового спора.
     Примирительная  комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора на равноправной основе из представителей работников и работодателя. В зависимости от масштаба спора и сложности выдвигаемых требований в состав комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее численного состава оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
     Формирование  примирительной комиссии возможно в  организации, на уровне отрасли, субъекта Федерации и т.д.
     Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) pработодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются coответствующими  актами  (приказом, распоряжением,  постановлением представителей работодателей и представителей работников.
     Работодатель  должен создать необходимые условия  для работы примирительной комиссии: выделить помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление,    ocвещение, средства связи и оргтехника); информационное обеспечение необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований; гарантии членам комиссии не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации. Члены комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются oт основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.
     Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия и разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году.
     Члены примирительной комиссии имеют право:
      запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу спора;
      в период рассмотрения спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;
      предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
      подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
     Члены примирительной комиссии обязаны сохранить  государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
     Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.
     Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время. В ходе рассмотрения спора стороны предоставляют членам комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения спора.
     Решение примирительной комиссии принимается  по соглашению сторон, оформляется протоколом, который подписывается представителями сторон и членами комиссии. В протоколе, имеющем для сторон спора обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.
     Если  при рассмотрении коллективного  трудового спора в примирительной комиссии соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания комиссии и представителей сторон, в котором отражаются дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).
3. Рассмотрение коллективного  трудового спора  с участием посредника
     После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут (но не обязаны) в течение трех рабочих дней пригласить посредника — третье, незаинтересованное лицо. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
     При необходимости стороны коллективного  трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника, однако рекомендации Службы для сторон не обязательны. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно  составляет  списки  лиц,   предлагаемых  к  привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Как правило, в число посредников  включаются лица, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области социально-трудовых отношений, социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых  отношений. Это могут быть работники органов по труду, ученые, общественные деятели.
     Соглашение  сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.
     Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому  к рассмотрению коллективного трудового  спора в качестве посредника, может  осуществляться по соглашению сторон.
     Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении таких споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
     Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяет он сам по соглашению со сторонами (ст. 403 ТК).
            Посредник имеет право:
      запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся спора;
      в процессе рассмотрения спора по необходимости проводить совместные и раздельные заведения представителей сторон;
      предлагать возможные варианты разрешения спора;
      подписывать решения, принятые сторонами при его участии.
     Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
     Посредник должен рассмотреть спор в течение  семи календарных дней с момента его приглашения или назначения. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.
     Согласованное решение представителей сторон и  посредника   'оформляется протоколом совместного заседания представителей
     сторон  коллективного трудового спора  и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.
     Если  соглашение достигнуто лишь по некоторым  вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.
4. Рассмотрение коллективного  трудового спора  в трудовом арбитраже
     Если  в течение трех рабочих дней стороны  коллективного трудового спора  не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
     Трудовой  арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создастся в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Он состоит из трех арбитров, рекомендованных Службой по урегулированию коллективных трудовых споров или предложенных самими сторонами. 15 состав трудового арбитража не должны входить представители спорящих сторон.
     Служба  по урегулированию коллективных трудовых споров в цепях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.
     Трудовой  арбитраж также создается в случаях:
    уклонения одной из сторон спора от участия в создании или
    работе  примирительной комиссии;
    рассмотрения спора между работниками и работодателями
организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;
    недостижения согласия при рассмотрении спора
посредником недостижения согласия при рассмотрении спора примиритель ной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры, выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже
     Трудовой  арбитраж создается сторонами коллективного  трудового спора и Службой  по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создании примирительной комиссии или участия в ее работе, представите и и работников могут обратиться в Службу по вопросам формировании трудового арбитража.
     Создание  трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы по урегулированию коллективные трудовых споров.
     Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по согласованию сторон спора.
     Конкретные  лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении таких споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
     Коллективный  трудовой спор рассматривается в  трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
     Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Так, трудовые арбитры имеют право:
    запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу спора;
    заслушивать объяснения и обращения сторон спора;
    приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого спора;
    требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
    предлагать возможные варианты разрешения спора;
    информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора.
     Трудовые  арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
     Процедура рассмотрения коллективного трудового  спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.
     Трудовой  арбитраж рассматривает обращения  сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
     Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
     Соглашение, достигнутое сторонами коллективного  трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон спора обязательную силу. В соответствии со ст. 5.33 КоАП невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда.
     Контроль  за исполнением соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
     Трудовой  кодекс устанавливает особенности разрешения коллективных трудовых споров в случаях, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает Федеральную служба по труду и занятости.
    5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
     Особым  способом разрешения коллективного  трудового спора является забастовка. Право на забастовку признано Конституции РФ (ч. 4 ст. 37).
     В современной практике международного регулирования труда сложилось понимание забастовки как действия, имеющего цель добиться от работодателя (объединения работодателей) изменено условий труда или сохранения этих условий в неизмененном вил (если инициатором их изменения выступает работодатель). Забастовка рассматривается как часть коллективного трудового спора, в ходе которой стороны спора продолжают его урегулирование в условия проведения работниками акции силового давления на работодатель в допустимых законом формах.
     Рекомендация  МОТ № 92 призывает воздерживаться от забастовок в течение всего  времени ведения переговоров  о примирении или рассмотрения конфликта органом, разрешающим трудовой конфликт (в примирительной комиссии, трудовом арбитраже, посредником), поскольку в таком случае забастовка оказывается средством давления на этот орган.
     Легальное определение забастовки дано в ТК. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК).
     Следует иметь в виду, что не всякое прекращение  исполнения работниками своих трудовых обязанностей является забастовкой, поскольку прекращение работы вне рамок разрешения коллективного спора может использоваться работниками и в порядке самозащиты своих прав. Так, при рассмотрении дел о признании забастовок незаконными в связи с невыплатой (задержкой выплаты) заработной платы Верховный Суд РФ отметил, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их груда, является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, в связи, с чем не может быть признано незаконным. Требование выполнять работу без соответствующей оплаты — принуждение к труду, а это запрещено Конвенцией МОТ № 95 (действует на территории России с 24 сентября 1952 г.), ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 КЗоТ РФ (в настоящее время ст. 4 ТК).
     В соответствии с законом забастовки подразделяются на два лица: основные и предупредительные.
     Предупредительная забастовка — это временное однократное прекращение работы не более чем на час. Цель организации такой забастовки — продемонстрировать серьезность намерений работников в отстаивании своей позиции в трудовом споре вплоть до проведения основной забастовки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.