На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Философии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проф. Ратников В.П.
Лекция  № 1 (05.12.07).
Тема 1. Наука как общественное явление. Предмет  философии науки.
    Многообразие форм знания.
    Основные стороны бытия в науке.
    Предмет дисциплины «Философия науки».
 
    Многообразие  форм знания.
  Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний и это познание имеет определенную структуру. Всеобщие элементы познавательного процесса:
    объект познания;
    субъект познания;
    методы познания;
    средства познания.
    Объект познания имеет разные формы: материальную, идеальную, абстрактную.
    Субъекты познания: индивиды, научные коллективы, общности, все человечество.
    Методы познания: эмпирические, теоретические, рациональные, иррациональные, индукция, дедукция.
    Средства познания: многообразие элементов познания и многообразие самого мира обусловливает многообразие средств познания – это объективный факт.
    Необходимо  выделить научное и ненаучное  познание.
    Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.
      Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).
      Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.
       Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:
1). Исторические:
а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный  характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными  положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;
б) религиозная  форма познания, основным элементом  которого является вера в сверхъестественное;
в) философская  форма познания, заключающаяся в  исследовании наиболее общих принципов  бытия, мышления;
г) художественно-образное (связано с эстетическим);
д) игровое  познание: игра, как необходимая  форма познания, основополагающая в  развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);
е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский  опыт): опирается на индивидуальный опыт.
2). Иррациональное (внерациональное) познание:
а) магия;
б) мистика;
в) колдовство;
г) эзотерическое  знание;
д) переживание, ощущения;
е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).
Вненаучное  познание характеризуется:
      недостаточной обоснованностью;
      частой недостоверностью;
      иррационализмом.
Крайние выражения вненаучного знания: антинаука  – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).
К вненаучному  знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки  зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).
Существование вненаучного знания обусловлено  многосторонностью человека, его  интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные  рамки, нормальному человеку научных  знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.
Философия – это учение (не наука), это систематизированное  учение о наиболее общих принципов  бытия. Отдельные концепции философии  близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна). 

2. Основные стороны (аспекты) бытия в науке.
1. Наука,  как познавательная деятельность. Наука всегда выступает как форма познавательной деятельности, направленная на объективное знание действительности (мира в целом, природы, общества), это получение истинных знаний о сущности законов, в ее задачи входит предвидение, предсказание событий.
2. Наука  как система истинных знаний. Наука выступает как результат познавательной деятельности.
3. Наука  как социальный институт со  своей организацией, инфраструктурой,  научными учреждениями, финансами,  эпосом науки, этическими принципами. Этические принципы, которые принимаются научным сообществом образуют эпос науки. Другими словами, институциональность науки предполагает формализацию отношений и связей внутри науки, т.е. в науке имеется определенная организация иерархия (Академия наук), регулирование отношений внутри науки на основе законодательства о науке, санкции.
Наука как социальный институт возникает  в Западной Европе в 16 – 17 вв. Именно в это время ученые и научные  сообщества приобретают определенную самостоятельность. До этого она  существовала в монастырях и т.д., не имела самостоятельности. В 16 – 17 вв. начинается становление научной практики, наука начинает действовать в интересах буржуазии, до этого наука носила созерцательный характер.
4. Наука  как особая сфера элемент культуры  в широком смысле – и материальная, и духовная культура. Существуют различные определения культуры, одно из наиболее ярких определений культуры дал К. Маркс: культура – это очеловеченная природа. Культура – это все, что создано человеком. Наука как культурный феномен имеет 2 аспекта:
1) влияние культуры и общества на науку;
2) влияние  науки на культуру и общество.
1). Всякий  этап в развитии науки обусловлен  развитием культуры и общества. Общество влияет на науку через  власть, законодательную деятельность, финансы, путем экономических  потребностей. По Энгельсу потребности производственной деятельности толкают науку в десятках университетов. Наука может развиваться, исходя из собственной логики; при этом потребности общества ускоряют развитие науки.
2). Наука  влияет на общество и культуру, поскольку наука выступает стержнем (этой) культуры, стержнем развития общества. Говоря о соотношении науки и культуры, следует иметь в виду, что это различные понятия. Культура шире науки, возникает раньше науки, на различных исторических этапах развития общества взаимодействие науки и культуры неоднозначно. В условиях первобытного общества науки как таковой не существовало; в период античности роль науки была велика; в средневековье роль науки была низкой; в Новое время роль науки в жизни общества усилилась, и продолжает играть большую роль и в современном обществе. 

3. Предмет философии науки.
Философия науки как дисциплина возникает  во второй половине ХХ в. Необходимость  данной дисциплины обусловлена ролью  науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни. Существует множество разных определений философии науки. Одно из определений дано человеком, стоящим у истоков данной дисциплины: предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте.
Часто употребляемое по смыслу понятие  формулируется следующим образом: философия науки есть аналитическая эпистемология (ранее употреблялись термины гносеология, онтология). В дословном определении это познание, но в него вкладывается смысл понятия системы. В гносеологию вкладывается смысл акта познания (элементарного познания). Эпистемология связана с культурно-историческими аспектами познания (первоначальное представление). Сегодня эпистемология представляет из себя раздел философии, изучающей проблемы природы познания, отношения знания и реальности, всеобщие предпосылки познания, условия истинности, социально-культурный контекст познания. Не следует путать эпистемологию с гносеологией.
Философия науки связана именно с эпистемологией. Не следует путать понятия эпистемологии  и парадигмы.
Парадигма говорит о внутренних, внутринаучных способах и моделях познания (например, господствующая маркситская парадигма).
Эпистема  говорит о культурных аспектах познания.
Философия – это историческое социокультурное  знание, которое включает в себя следующие вопросы:
1) изучение  общих принципов динамики развития науки;
2) изучение  научных методов исследований;
3) изучение  того, как возможно достижение  истинного знания;
4) исследование  вопроса, что такое истина;
5) изучение  критериев научного знания и  научных теорий;
6) «логика  и рост научного знания» (у Поппера есть такая работа);
7) каковы  модели развития научного знания.
3.1. Основные  подходы и этапы развития философии  науки в 20 – 21 вв.
1). 30 –  50 –е гг. Логико-эпистемологические  подходы. Представлен логическим  позитивизмом, или неопозитивизмом, основной предмет исследования которого заключается в анализе языковых форм знания (анализа языка науки). Представители: Шмидт, Карнат, Нейрат.
2). 60 –  70 –е гг. Постмодернизм. Главные  проблемы: отказ от анализа истины. Основные представители: французы  Лиотар, Бодрийяр, Делез, Рорти (критики постмодернистов?).
Философия науки – это часть (определенная отрасль) философии (стоит в ряду с философией религии, права и  т.д.). Философия вообще – не наука (философия религии, идеализм, абсолютный разум Гегеля). В смысле достижения объективных истин – философия не наука. Но она имеет свои знания, язык и т.д. Философию можно назвать общественной наукой, но это не объективная истина.
Наука, ставящая своей задачей отыскание  истины пользуется абстрактным мышлением  – в этом смысле она участвует в достижении истины. Абстрактное познание – это понятия, суждения. Мышление начинается с абстракций.
Лекция  №» 2 (12.12.07).
Тема 2. Основные концепции  философии науки.
Наука зарождалась в Новое время (на основе учений Коперника, Бруно, Галилея). В этот период образуется фундаментализм – главная проблема, интересующая философию науки, для него характерен поиск методов научного познания, вопрос стоит: как должна развиваться наука и на каких фундаментах (основаниях).
Для этого  периода характерно возникновение философии науки. Первыми из философов этого времени вопрос об основаниях (фундаменте) науки поставили Ф. Бэкон («Новый Органом») и Р. Декарт («Рассуждение о методе»).
Органом – название работы Аристотеля о  методах научного познания (у Аристотеля это дедукция – от общего к частному). Но познание должно базироваться на опытах. Поэтому Ф. Бэкон в качестве исходного метода научного познания рассматривал индукцию (эмпирический метод). По Ф. Бэкону существуют препятствия, которые мешают познанию – идолы (призраки):
1). Идолы  (призраки) рода – нельзя отождествлять  природу человека с объективным  миром. Призраки рода «вскормлены  самой человеческой природой»,  являются следствием несовершенства  органов чувств, которые неизбежно  обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.
2). Призраки  пещеры – человек в познании  использует только свой личный  опыт, т.е. смотрит на мир как  бы из своей пещеры. Этот вид  заблуждений происходит не от  природы, а от воспитания и  бесед с другими. По мнению  Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.
3). Призраки  рынка – люди в процессе познания пользуются расхожими мнениями или не критически воспринимают чужие мнения. Этот вид заблуждений проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласованием слов и имен».
4). Призраки  театра – люди опираются на  авторитеты без критического  восприятия этих авторитетов  (имеется в виду период господства схоластики Средневековья, когда все было расписано). Этот вид заблуждений связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, - в будущем их будет еще больше. А потому «истина – дочь времени, а не авторитета».
Очистив разум от призраков, следует выбрать  метод познания. По мнению Ф. Бэкона нужно начинать с выделения в  вещи элементарных форм и познавать  эти формы, сопоставляя их с фактами  и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного (частного) к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, - компас корабля науки.
Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон  вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они  должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф. Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.
С появлением тезиса появляется и антитезис в  лице Р. Декарта. По мнению Р. Декарта начинать надо с разума, потому что чувства обманывают. Предпосылки науки должны быть несомненными. По Р. Декарту сам факт сомнения есть несомненный факт; сомневаюсь, следовательно, мыслю. Следовательно, мышление должно выступать в качестве научного метода.
Обе эти  противоположные точки зрения взаимосвязаны. Познание начинается с чувства, с эмпирии. Но только эмпирических фактов недостаточно. Чтобы выявить закон нужны обобщения – абстрактное мышление, сам по себе эмпирический факт не дает оснований для выявления закономерностей.
Это первый этап в развитии философии науки.
Второй  этап в развитии философии науки связан с позитивизмом – для него характерны позитивистские традиции в философии науки, отличающиеся неоднородностью.
1). Классический  позитивизм. Основные представители:  Огюст Конт, Шмидт (?), Герберт Спенсер.
О. Конт написал работу «Курс позитивной философии» в 30-е гг. 19 в., поэтому с этого периода датируется классический позитивизм (Конт – основоположник). Метод заключается в том, чтобы избавиться от таких явлений, как идеология, психология и т.д. Появляется понятие метафизики метода философии. Метафизика имеет 2 смысла: 1) метод, противоречащий диалектике (Гегель); 2) от Аристотеля – метод, берущий начало от религии. По Конту нужно избавиться от метафизики (философии в метафизическом ее аспекте), поскольку она не дает знание, способствующее истинному познанию. Специальные знания – позитивные знания. Философия должна быть позитивной наукой, ее следует избавить от метафизики, идеологии. Главным методом познания (эпистемологическим методом) должен стать эмпиризм – исследование конкретных фактов.
Таким образом, можно выделить следующие  отличительные черты позитивизма:
1). Философия  как метафизика – это не  наука.
2). Наука  содержит позитивные знания –  основана на фактах.
3). Философия  может стать наукой, если она основана на фактах.
Такова  позиция О. Конта и позитивизма  в целом. О. Конт полагал, что позитивистская философия – это самая истинная философия науки.
Второй  этап позитивизма: махизм (от фамилии одного из ведущих представителей: Мах) или эмпириокритицизм (критика опыта).
 Возникает  в 70 – 90-е гг. 19 в. в Австрии  и Швейцарии. Основные представители:  Э. Мах, Р. Авенариус. Данное направление представляет собой психологическую форму позитивизма. С точки зрения Маха, всякая научная теория состоит не в фактах и в их анализе, а в «экономном» описании явлений, поэтому основной принцип по Маху – принцип «экономии мышления». Другой принцип познания по Маху – принцип редукции (сведения) – теоретический уровень познания в любой научной концепции должен быть сведен на уровень человеческого опыта. Всякое научное понятие должно выражаться через опыт.
Второй  этап редукции состоит в том, что  сам человеческий опыт нужно свести к ощущениям (достоверным ощущениям), т.е должна действовать схема:
                                                              научные положения                              

                                                                          опыт
 

                                                                      ощущения
Другими словами, по Маху получается, что в основе научного познания лежат ощущения (психология). Для того, чтобы научная теория была научной, не нужно описывать причину, нужно описывать явления и ощущения. Причины этих ощущаемых явлений нас не должны интересовать. Если основная черта позитивистской философии – анализ науки, то на втором этапе (махизм) – анализ ощущений.
Третий  этап позитивизма: 20 в. – 40-е гг. 20 в. – неопозитивизм. Основные представители: Шлик, Нейрат, Карнар, Айер.
Главная задача философии неопозитивизма – это анализ языка науки, поэтому этот этап по другому называют аналитический позитивизм (логический позитивизм). Неопозитивизм представляет собой логико-эпистемологический подход к исследованию науки, когда объектом философии науки становится логическая структура научных теорий.
Неопозитивизм ищет опору науки и считает, что  все недостатки науки происходят из-за того, что язык науки неправильный. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык. В основе языка науки должны лежать элементарные научные предложения (протокольные (необходимые) предложения, или пропозиции). Чтобы теория была научной пропозиции должны непосредственно опираться на экспериментальные факты, которые можно проверить (верифицировать). Цель логических позитивистов заключается в том, чтобы подвергнуть все знание критическому анализу с точки зрения верификации. Верификация – это проверка истинности высказываний эмпирическим путем. Поэтому проблема верификации является главной для деваркации (разделения) знания научного и ненаучного, а именно: научное знание поддается верификации, это знание очищено от метафизики (в аристотелевском смысле), идеологии, психологии; а вненаучное знание не поддается верификации (философия в метафизическом смысле).
Основные  идеи логического позитивизма (неопозитивизма):
1) сведение  философии к анализу языка  науки;
2) утверждение  принципа верификации;
3) физикализм  – попытка сведения всех языков  науки к языку физики (это связано  с тем, что физические суждения  наиболее верифицируемые);
4) редукционизм: теоретический уровень должен быть сведен к эмпирическому и верифицирован; редукционизм – это метод познания;
5) антиисторизм;
6) исключение  познающего субъекта из научного  познания;
7) устранение  метафизики из научного познания;
8) кумулятивизм  – заключается в том, что развитие знания происходит путем плавного, постепенного (без скачков) добавления новых положений к старым знаниям;
9) конвенционализм  (от слова конвенция – соглашение), в соответствие с которым соответствие  между базисом науки (эмпирическими фактами) и теориями осуществляется на основе конвенции (соглашения); истина достигается путем соглашения (считать что-либо за истину).
Во второй половине XX века началась активная критика неопозитивистов. Она шла одновременно по нескольким линиям:
1). Критике  была подвергнута попытка элиминации (устранения) философии из науки.  Классические вопросы метафизики  оказались значимы для анализа  процесса познания (для эпистемологии). Понятие свободы, долга, моральные  отношения, этические принципы  влияют на процесс познания.
2). Как  показала практика, оказалось невозможным  в полной мере формализовать  язык науки.
3). В  структуре научных теорий оказались  метафизические высказывания, которые  не поддаются верификации, а  также общие высказывания, которые  не поддаются верификации (высказывания о прошлом, о будущем, общие законы, например, закон всемирного тяготения). Таким образом, редукционизм подвергнут критике.
С этим связан четвертый этап позитивизма – постпозитивизм (вторая половина XX века). Главная проблема – проблема истинности (существует ли истина). Впервые эта проблема была поднята английским республиканским философом К. Поппером. Этот этап связан с работой К. Поппера «Логика научного открытия» (1959). К. Поппер начинает с критики редукционизма. Редукционизм связан с эмпирическими фактами. Но эти факты могут не только подтвердить, но и опровергнуть теорию, сфальсифицировать ее. Поэтому истинность любой теории в принципе не доказуема, так как могут появиться другие факты, которые могут опровергнуть ее. Поэтому главная задача философии науки не достижение истины, а проблема деваркации научного знания от ненаучного, а главным методом этой деваркации является принцип фальсифицируемости теории. Именно фальсификация делает теорию научной. Те теории, которые в принципе не фальсифицируемы (не опровержимы) являются ненаучными (например, теологические теории, утверждение «коммунизм – светлое будущее всего человечества»). Любое научное знание, по мнению Поппера, не истина, а носит гипотетический (правдоподобный) характер. Тысячи фактов, подтверждающих научную теорию, менее ценные, чем один факт, опровергающий ее. Фальсификация заставляет двигаться науку вперед (об этом говорилось также в «Критике чистого разума» И. Канта).
К. Поппер обосновал концепцию логики и  роста научного знания (есть работа «Логика и рост научного знания»). Логика и рост знания, по мнению Поппера, заключается в выдвижении смелых гипотез и в их фальсификации (опровержении), в результате чего решаются научные проблемы.
К Попперу  можно предъявить некоторые претензии, которые заключаются в следующем:
1). Отрицание  истины (в отношении какой-либо  научной теории, прим. корр.) как таковой не совсем правильно. Например, физика Ньютона показала свое бессилие в микромире, но в макромире она продолжает действовать. Истина относительна и она остается, но в тех условиях, для которых была создана та или иная теория.
2). По  Попперу, фальсификация является  отличительной чертой научной  теории, но есть теории, которые  фальсифицируемы, но научными  их назвать сложно (политические, идеологические теории в принципе фальсифицируемы, но научными они не являются по определению). Поэтому одна фальсификация не является единственным условием деваркации научного знания от ненаучного.
3). Принцип  фальсификации может быть применим  и к самой теории Поппера. Противоречие заключается в том, что если теории фальсифицируема, то она уже не может являться научной, но если она не фальсифицируема, то она также, по Попперу, является ненаучной.
 Следующий  представитель постпозитивизма  – Т. Кун (родился в 1922 г.). В лице Куна постпозитивизм главной проблемой философии науки делает следующие вопросы:
1). Каким  образом развивается научное  знание.
2). Как  возникают научные теории.
3). Как  эта теория добивается признания  в обществе.
Одна  из основных работ Т. Куна – «Структура научных революций».
Т. Кун  решительным образом отказывается от кумулятивизма в развитии науки. Т. Кун впервые предложил отказаться от образа науки, которая развивается 1) постепенно и 2) по законам логики.
Т. Кун  рассуждает следующим образом. Наука делается прежде всего научным сообществом. А каждое научное сообщество имеет свои специфические черты. Научное сообщество – это люди, признающие одну общую парадигму. Парадигма – это система убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций (часто под научной традицией подразумевается стиль мышления научного сообщества; собственную методологию научного сообщества).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.