На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость населения, понятие и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
      Введение                                                                                                      3.      
ГЛАВА 1. Правовая характеристика понятия трудовая занятость                 5.
         Занятость и трудоустройство                                                                     5.
1.2    Государственная политика в сфере занятости                                        15.
ГЛАВА 2. Виды и формы занятости                                                                 20.
ГЛАВА 3. Система органов занятости                                                             25.
3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения                                                                                           25.
3.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения                                                                                         30.
Заключение                                                                                                         36.                                                                                          
Список  использованной литературы                                                                38.                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в  мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем.
     Проблема  обеспечения занятости населения  в период перехода к рыночной организации  экономики является исключительно  актуальной и требует научной  разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.
     На  сегодняшний  день можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Поэтому тема курсовой работы, на мой взгляд, является актуальной.
     Целью данной курсовой работы  является исследование правовой характеристики понятия трудовой занятости и ее  системы органов.
В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
-рассмотреть понятие трудовой занятости и государственную политику в сфере занятости;
- проанализировать  виды и формы занятости;
- рассмотреть систему органов трудовой занятости и выявить актуальные проблемы ее деятельности.
     Вышеуказанные задачи исследования определяют структуру  работы.
При написании  работы использовались тексты нормативных  актов РФ, научные комментарии  законодательства, учебная литература, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Правовая характеристика понятия трудовая занятость 

1.1. Занятость и трудоустройство
     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. [2, ст. 1]
     Занятыми  считаются граждане:
     работающие  по трудовому договору, а также  имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
     зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей;
     занятые в подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;
     выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, а также являющиеся членами  производственных кооперативов, артелей;
     избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
     проходящие  военную и иные виды службы (альтернативную и правоохранительную);
     проходящие  очный курс обучения в образовательных  учреждениях;
     временно  отсутствующие на рабочем месте по различным причинам;
     являющиеся  учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.). [2, ст.2]
     Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.
     К незанятым гражданам относятся:
     несовершеннолетние  нетрудоспособные граждане;
       пенсионеры;
     трудоспособные граждане. [2, с. 32]
     Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших  обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.
     Определение правового статуса безработных  означает установление круга лиц, относящихся  к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.
     В соответствии со ст. 3 Закона о занятости  безработными признаются граждане, которые:
а) трудоспособны;
б) не имеют  работы и заработка;
в) зарегистрированы в учреждениях службы занятости  в целях поиска подходящей работы;
г) ищут работу;
д) готовы приступить к ней.
     Эти пять признаков формируют понятие "безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным  признание гражданина безработным.
     Трудоспособность  граждан определяется их возрастом  и состоянием здоровья. С точки  зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона).
     Для принятия решения о признании  инвалида безработным он должен, наряду с прочими документами, представить  индивидуальную программу реабилитации, руководствуясь которой учреждения службы занятости будут подыскивать  ему работу.
     Отсутствие  работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых. [9, c. 33]
     Регистрация в учреждениях службы занятости  осуществляется на основании Порядка  регистрации безработных граждан  в следующей последовательности:
       первичная регистрация безработных граждан;
       регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
       регистрация граждан в качестве безработных;
       перерегистрация безработных граждан.
     Первичная регистрация осуществляется без  предъявления гражданами каких-либо документов в целях учета общей численности безработных для получения необходимой информации о потребностях в работе.
     Для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или иные документы  о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости. [7, c.15]
     Если  на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц. При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.
     Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с регистрационного учета производится в случаях:
 признания гражданина занятым;
 неявки в сроки, установленные учреждениями службы занятости, для предложения подходящей работы либо для перерегистрации;
переезда  в другую местность;
установления злоупотреблений со стороны граждан;
осуждения к наказанию в виде лишения  свободы;
назначения  пенсии по старости или за выслугу  лет. [9, c.34]
     Граждане, претендующие на получение статуса  безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.
     Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе. Это  означает, что в момент регистрации  не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она будет ему найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.
     Гражданин, признанный безработным, приобретает  специфические права и обязанности, позволяющие ему реализовать тот особый интерес, который связан с потребностью изменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности можно разделить на две группы - те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для определенных категорий безработных.[7, c.17]
     Основным  общим для всех безработных правом является право на получение помощи государства в поиске работы и  трудоустройстве. Для оказания безработным  такой помощи учреждения службы занятости  формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся:
 право на получение бесплатной информации от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости);
 право на бесплатную профессиональную ориентацию (п. 2 ст. 9 Закона о занятости);
 право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 9);
 право на содействие в организации собственного дела;
 право на обжалование решений, действий и бездействия учреждений службы занятости и их должностных лиц в вышестоящее учреждение занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о занятости);
 право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению учреждений службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6 Закона о занятости);
 право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 12 Закона о занятости, постановление Правительства РФ от 21.10.2005 г. N 633);
 право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);
 право на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);
 право на повторное обращение в учреждение службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости);
 право на приглашение в учреждения службы занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости (п. 10 Порядка регистрации безработных граждан).
     Наряду  с правами законодательство устанавливает  и ряд общих обязанностей безработных, которые, как правило, касаются определенных процедурных моментов. К их числу относятся:
обязанность представить ряд документов при  регистрации в качестве безработных (п. 14 Порядка регистрации безработных  граждан, далее - Порядка);
 обязанность являться на перерегистрацию в сроки, установленные учреждением службы занятости (п. 19 Порядка);
 обязанность предъявить необходимые документы при прохождении перерегистрации (п. 20 Порядка);
 обязанность активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждение службы занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы, в том числе о поступлении на работу временного характера (п. 21 Порядка);
 обязанность известить учреждение службы занятости о поступлении на работу;
 обязанность являться на переговоры с работодателем по направлению учреждения службы занятости.
     Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение  трудовой занятости населения. О  трудоустройстве можно говорить в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. Во втором случае следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем преимущественно в форме заключения трудового договора.
     Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. В этом случае трудоустройство происходит без участия посредников. В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации. Государственным органом является федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы. Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами, при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей осуществляется на основании лицензии.[8, c.14]
     Указанные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной основе.
     Процесс трудоустройства проходит две стадии.
     Первая  стадия - это обращение гражданина в учреждение службы занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом.
Содержание  возникшего правоотношения зависит  от того, является ли обратившийся за содействием  в поиске работы гражданин занятым или нет. В последнем случае учреждения службы занятости обязаны предложить не только имеющиеся варианты трудоустройства, но и при невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице и т.д.
Этот  этап может быть прекращен по инициативе гражданина в любое время, вместе с тем учреждения службы занятости, как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель первой стадии достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на работу или на профессиональное обучение. [8, c. 15]
     При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:
 профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;
 условиям последнего места работы, за исключением оплачиваемых общественных работ (размеру заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);
 состоянию здоровья гражданина;
  транспортной доступности рабочего места.
     Оплачиваемая  работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:
 впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
 уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
 прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
 стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
 отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
 состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
 обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.
     Подходящей  не может считаться работа, если:
 она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
 условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
 предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
     Данное  положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых  превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.
     Вторая  стадия трудоустройства - это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению учреждения службы занятости). Следует иметь в виду, что направление учреждения службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный учреждением службы занятости гражданин реально обратился в ту организацию, куда он был направлен. При таком обращении возникает правоотношение между гражданином и работодателем, которое регламентируется нормами трудового законодательства. [2, ст.4]
     Правовая  организация трудоустройства с  участием государственной службы занятости  характеризуется особенностями, присущими  для трудоустройства отдельных  категорий граждан. Последние объединены понятием "граждане, испытывающие трудности в поиске работы". Их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает:
 инвалидов;
 лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
 лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);
 беженцев и вынужденных переселенцев;
 граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
 одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
 граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
 граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
     Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства. [7, c. 19] 

1.2. Государственная  политика в сфере  занятости 

     Одной из характерных черт российского  рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.
     Помимо  безработицы российский рынок труда  характеризуется также такими негативными  моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении  трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики  и ряд других. [8, c. 25]
     Указанные явления позволяют оценить способность  российского рынка труда к  саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в  использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в  этой сфере государством меры могут  быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).
     В современных условиях государство  ограничивает свои обязательства оказанием  содействия в реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно  соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации".
     Государственная политика в области содействия занятости  определена ст. 5 Закона и направлена на:
развитие  трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение  массовой и сокращении длительной (более  одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
координация деятельности в области занятости  населения с деятельностью по другим направлениям экономической  и социальной политики;
международное сотрудничество в решении проблем  занятости.
     Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости. [8, c. 26]
     В действующей Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым  на государство возлагается обязанность  проведения такой политики на рынке  труда, которая позволила бы реализовать  это абсолютное субъективное право личности.
Политика  занятости может иметь пассивный  и активный характер. Содержанием  пассивной политики является система  мероприятий по вовлечению в сферу  занятости лиц, потерявших работу и  желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.
     В целях проведения единой государственной  политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. [8, c.27]
     Министерство  здравоохранения и социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом.
Управления  совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ. [8, c.27]
     Основными задачами Управления являются:
разработка  территориальной программы содействия занятости населения и организация работы по ее реализации центрами занятости населения;
определение основных направлений развития и  совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте РФ;
организация работы государственных учреждений службы занятости населения в  субъекте РФ;
организация работы по обеспечению государственных  гарантий и компенсаций безработным  гражданам.
Регулирование отношений в сфере занятости осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права. [8, c.28]
     Основным  является Закон РФ от 19.04.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации". Данный закон определяет направления государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.
Кроме закона действуют:
     Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 с изм. и доп.;
Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 14.07.1997 г. N 875 с изм. и доп. и  другие. 
 
 

Список  цитируемых источников
     1.  Федеральный  Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 М., 2010
     2. Рынок труда и занятость населения  К.Г. Кязимов. – М.: Перспектива, 2005г.
     3. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения. М.,2008. 

     4. Трудовое право. (Учебное пособие) Шиян В.И. М.,2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды и формы  занятости 

     Виды  занятости дают характеристику распределению  активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько  видов занятости. [11, c.112]
     Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:
Профессионально – квалификационный признак:
- стаж  работы;
- уровень  образования;
- степень  автоматизации труда. 
Характер  деятельности:
- личное  подсобное хозяйство;
- индивидуальная  трудовая деятельность;
- работа  на заводах и фабриках и  общественных организациях;
- служба  в армии;
- работа  за границей.
Тип класса и социальный слой:
- предприниматели;
- рабочие;
- управленческий  персонал;
- инженерно-технические  работники и служащие. [11, c.112]
Вид собственности.
Территориальный признак.
Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).
Половозрастной  признак.
Форма организации труда. [11, c.112]
     Каждый  из выше перечисленных признаков  видов занятости реализуется  с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.
Виды  занятых граждан по общероссийскому  классификатору информации о населении:
1. Работающий на постоянной работе
2. Работающий на временной работе
3. Работающий на сезонной работе
4. Работающий по срочному трудовому договору
5. Неработающий
6. Безработный
7. Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости [11, c.113]
     Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного  рабочего дня), неполную и надомную занятость.
     Признак стабильности влияет на постоянную и  временную занятость 
     Полная  занятость – это состояние  на рынке труда, когда полностью  удовлетворяется потребность граждан  в труде.
     Неполная  занятость определяется как занятость  в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.
     Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
     Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства. [11, c.113]
     Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.
Неполная  занятость характеризуется как  занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким 
     Проблемы  частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления
     Растет  конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов  частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и  те кто, наоборот, поддерживают частичную  занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой. [8, c, 20]
     Во  многих странах стимулирование частичной  занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых
     Наиболее  острой проблемой для российского  рынка труда остается неэффективная  занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы). [8, c, 22]
     Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.
     Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.
     Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
     Сезонная  занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.
     Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом). [11, c.113] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  цитируемых источников главы 2
     1. Федеральный  Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 М., 2010
     2. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения. М.,2008.
     3. Трудовое право России. (Учебник) Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. М., 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Система органов  занятости
3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
     В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.  [12, c.96]
     Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
     Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. [12, c.97]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.