На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Международная торговля. Субъекты мировой экономики

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ТОРГОВЛЯ
    Сущность, виды и основные тенденции развития мировой торговли.
    Типы внешнеторговой политики государств.
    Инструменты регулирования международной торговли товарами.
    Теории международной торговли.
 
    1. Сущность, виды и  основные тенденции развития мировой торговли
     Мировая торговля товарами - перемещение товаров  за пределы таможенной границы страны.
    Виды  международной торговли: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.
    Экспорт - это вывоз товаров за таможенную границу государства.
    Импорт - это ввоз товаров за границы таможенной границы.
     Реэкспорт - это вывоз за таможенную границу товаров, прежде импортированных и не переработанных в стране.
     Реимпорт позволяет приобрести за границей раньше экспортированные и не переработанные там товары, в частности, возврат бракованной продукции.
    Внешнеторговый  оборот - это сумма указанных четырех составляющих.
     Внешнеторговое  сальдо - это разность между суммой экспорта и реэкспорта, с одной стороны, и суммой импорта и реимпорта, с другой стороны.
     Особенностями международной торговли по сравнению с национальной являются:
      более жесткий характер конкурентной борьбы на мировом рынке по сравнению с рынком внутренним. Причиной этого является участие в конкуренции большого числа фирм, опирающихся на помощь своих государств;
      усложненная структура внешнего рынка, как правило, сегментированного и имеющего многочисленные национальные различия;
      различия в ценообразовании. Установление цен на мировом рынке сильно отличается от ценообразования на внутреннем рынке;
      высокая степень концентрации мирового рынка, где доминирующей структурой выступает олигополия.
     У небольших государств степень включения  в мировую торговлю обычно выше. Крупные государства могут обходиться внутренними ресурсами, вследствие чего степень их включения в мировую торговлю заметно ниже: в США, КНР, РФ экспортные квоты (экспорт/ВВП) не превышают обычно 20%.
    Основные  тенденции развития международной торговли:
      опережающий рост объемов внешней торговли по сравнению с темпами роста общественного производства;
      рост международного торгового оборота;
      изменение соотношения продукции добывающей и перерабатывающей отраслей в пользу готовой продукции;
      рост удельного веса продукции машиностроения в мировой торговле;
      повышение доли наукоемкой продукции;
      сокращение доли экспорта энергоносителей и сырья;
      глобализация внешней торговли;
      регионализация внешней торговли.
 
    2. Определяют два  типа внешнеэкономической  политики:
          политика свободной торговли, или фритредерство;
          протекционизм.
      1-й  тип связан с минимальным вмешательством государства. Таможенные органы при этом выполняют регистрационные функции. Такая политика присущая развитым странам. Национальные предприниматели способные поддерживать международную конкуренцию.
     Протекционизм - это политика государственной защиты национального рынка от иностранной конкуренции путем стимулирования национального производства и экспорта, а также сдерживания импорта.
    Определим главные формы протекционизма:
    селективный, т.е направленный против отдельных стран или товаров;
    согласованный, или договорный, т.е такой, что используется двумя или большим количеством стран против конкретных государств;
    скрытый, то есть с использованием неэкономичных форм предоставления преимуществ собственным экономическим агентам;
    отраслевой.
     Из  курса истории экономических учений вы знаете, что политика протекционизма была впервые обоснована в роботах представителей меркантилизма, а фритредерство - в роботах экономистов-классиков.
Позитивные  и негативные последствия протекционизма и свободной торговли
     При проведении свободной торговой политики государство воздерживается от непосредственного вмешательства во внешнюю торговлю, позволяя ей развиваться под влиянием рынка. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты экономики своей страны от иностранной конкуренции с использованием разнообразных методов регулирования.
     Для национальных экономик либерализация  внешнеэкономических отношений, высокая степень открытости характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, наоборот, в периоды экономического спада, как правило, больше прислушиваются к сторонникам протекционизма. Среди аргументов в пользу протекционизма: необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции со стороны более дешевой рабочей силы, необходимость диверсификации и ослабление зависимости от поставок из одного источника, защита отраслей, связанных с национальной обороной, необходимость принимать ответные меры, если партнеры возводят барьеры по торговле.
     Дискуссия между приверженцами свободной торговли и протекционизма продолжается не одно столетие. Сторонники свободной торговли указывают на то, что введение тарифа порождает чистые потери в производстве и потреблении страны, вводящей тариф. Для небольших стран чистые потери могут доходить до 10% национального дохода. Однако имеются и другие виды потерь. Это издержки, связанные с замедлением экономического роста, сокращением уровня занятости, замедлением внедрения инноваций.
     Несмотря  на убедительные аргументы сторонников  фритредерства, тарифное регулирование имеет немало приверженцев в деловых и политических кругах. Набор аргументов в защиту тарифа также многообразен и охватывает не только сферу экономики, но и политику, социологию и др. надстроечные образования. При этом упор делается на те, которые выражают особенности развития данной страны. 

Аргументы «за» и «против» введения тарифа
    увеличение объема отечественного производства и занятости. Тариф призван защитить от иностранной конкуренции национального производителя.
      Критика этого положения сторонниками фритредерства. Во-первых, наличие абсолютного преимущества не является единственно необходимым условием открытия отрасли. При низком уровне заработной платы в развивающихся странах, как правило, возникает сравнительное преимущество, которое делает международную торговлю взаимовыгодной. Во-вторых, внутреннее производство не возрастает на сумму сокращения импорта, т.к. импорт уменьшается вследствие снижения потребления. В-третьих, не принимаются во внимание альтернативные методы увеличения объема производства и занятости – экспансионистская фискальная и монетарная политика. Фискальная и монетарная экспансия часто приводят к инфляции. По сравнению с этими мерами введение тарифа более инфляционно, т.к. первый эффект введения тарифа проявляется в росте цен.
    ослабление или преодоление проблемы дефицита платежного баланса за счет введения тарифа или квот, сокращающих импорт.
      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Часто причины дефицита баланса бывают связаны не с внешней торговлей, а с динамикой валютного курса.
    защита отечественных производителей от иностранных конкурентов, использующих дешевый труд при производстве аналогичных товаров.
      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Действительно, уровень оплаты труда в различных странах неодинаков. Однако в данном случае важна не почасовая ставка заработной платы, а издержки на оплату труда на единицу продукции. Учет производительности труда может дать совершенно противоположные результаты. Дешевый труд обычно менее производителен. Следовательно, в расчете на единицу продукции его потребуется больше, чем более дорогого труда отечественных рабочих.
    защита молодых отраслей. Дополнительные накопления, получаемые отраслью в период введения тарифа, используются для закупки более прогрессивного оборудования, совершенствования организации производства, повышения квалификации работников. Последствия рационализации производства проявляются в снижении издержек и цен, что превращает отрасль во вполне конкурентоспособную. Необходимость в тарифе отпадает.
      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. После введения тарифа отрасль может утратить стимулы к совершенствованию и так и не стать конкурентоспособной.
    пополнение государственного бюджета. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой часто из-за низкой финансовой дисциплины и слабости центрального правительства невозможно обеспечить поступления в бюджет. Поэтому и обращаются к тарифу, уклониться от уплаты которого сложно.
    защита отраслей, производящих стратегически важные для обороны страны виды продукции, или продукции, составляющей предмет национальной гордости и престижа
      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Подобные аргументы обычно выдвигаются группировками, лоббирующими интересы неконкурентоспособных отраслей или отраслей, производящих продукцию в заключительных фазах жизненного цикла. Кроме того, введение тарифа ведет к снижению потребления.
      Общий вывод: введение тарифа экономически оправдано в крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение о введении тарифной защиты должно быть тщательно проверено на основе эмпирической информации на предмет поиска альтернативных методов достижения поставленной цели. 

     Тарифное  регулирование не является единственно  возможным способом влияния на внешнюю торговлю. Существуют и другие методы регулирования, в частности нетарифное регулирование внешней торговли.
     К нетарифным методам регулирования относят разнообразные (от 800 до 2000 видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения ВЭД. В настоящее время более половины объема мировой торговли является объектом нетарифных ограничений. Большинство нетарифных ограничений не регулируется международными соглашениями, а значит, их введение является прерогативой правительств отдельных стран. Нетарифные барьеры обычно не приводят к немедленному повышению цены. 

     3. Методы и инструменты  внешнеторгового  регулирования  можно классифицировать по определенными критериями:
    1) по характеру вмешательства:
    прямые, или административные;
    косвенные, или экономические;
    2) по уровню вмешательства:
    микроэкономические, то есть на уровне отдельного хозяйственного субъекта (текст устава, полномочия подразделений, в частности, зарубежных и т.д.);
    макроэкономические, то есть со стороны государственных органов и негосударственных общенациональных институтов (профсоюзов, торгово-промышленных палат и т.д.);
    мегаекономические или наднациональные, то есть со стороны международных организаций или органов интеграционных группировок;
    3) по количеству сторон регулирования:
    односторонние, или автономные;
    двусторонние;
    многосторонние, или конференционные;
    4) по официальности методов:
      официальные, или правовые;
      неофициальные, то есть обычаи, джентльменские соглашения и др.;
    5) по характеру инструментов:
    тарифные;
    нетарифные.
     Тарифные  средства связаны с прямым повышением цены благодаря использованию таможенных тарифов.
     Нетарифные  средства прямо не повышают цены, но есть мероприятиями скрытого протекционизма. Существуют многочисленные методы нетарифного  регулирования как административного, так и финансового характера. Их можно сгруппировать таким образом:
    Запрет экспорта или импорта.
    Количественные ограничения, в частности:
    1) Квотирование - определение лимита объема поставок в стоимостном или физическом выражении на период времени (квартал, год и прочее) в таких формах:
    глобальная квота без указания конкретной страны-партнера;
    групповая квота для отдельных товаров для некоторых конкретных стран;
    индивидуальная квота при указании одной страны-партнера;
    антидемпинговая, компенсационная и специальная квоты (проведением антидемпинговых расследований занимается Межведомственная комиссия по международной торговле);
    2) Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз или вывоз продукции с такими видами лицензий:
    генеральная с разрешением экспортно-импортных операций по данному товару или в данные страны без ограничения количества соглашений;
    открытая – на определенный объем товара в течение определенного периода времени без ограничения числа поставок;
    разовая (индивидуальная) для одного соглашения на период осуществления последнего;
    автоматическая, которая предоставляется немедленно после получения заявления от экспортера или импортера.
     Механизм распределения лицензий разнообразен с такими главными формами:
    аукцион;
    система явных преференций с учетом прошлых итогов ВЭД;
    распределение на внеценовой основе по итогам экспертных оценок.
    3) Так называемые "добровольные" ограничения экспорта, когда экспортер уменьшает поставки в связи с опасностью более отрицательных барьеров.
    3. Скрытый протекционизм, в частности:
1) государственные закупки как гарантирование реализации национальных товаров с одновременным уменьшением рыночной ниши импортной продукции;
    требования обязательного использования местных компонентов и факторов (сырье, рабочая сила, транспортные средства и прочее);
    технические барьеры с требованиями представления сертификатов качества, экологической безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических ветеринарных и фитосанитарных норм, правил техники безопасности и прочее;
    антидемпинговые мероприятия с преследованием поставщиков иностранной продукции по заниженным ценам;
    налоги и сборы (кроме пошлины) на ввоз или вывоз продукции (пограничный налог за факт пересечения границы; экологические, фитосанитарные и прочее сборы; таможенные сборы за оформление документов (в Украине - 0,2 % от таможенной стоимости)).
4. Финансовые мероприятия поддержки национальных экспортеров, в частности:
1) субсидии национальным экспортерам в таких формах:
    прямые, (запрещены ВТО);
    косвенные, через предоставление налоговых льгот, преимуществ при страховании и прочее;
    внутренние, наиболее скрытые и дискриминационные для импортеров при бюджетном финансировании национальных производителей, которые конкурируют на местном рынке с иностранными поставщиками;
 
     льготное  экспортное кредитование национальных поставщиков и так называемое связанное кредитование импортеров (т.е. при обязательстве закупки товаров только у фирм данной страны).
    обязательный импортный депозит - предварительный залог, который импортер должен внести в собственный банк перед закупкой иностранного товара.
 
     Таможенная пошлина – обязательный взнос, который собирается таможенными государственными органами при импорте, экспорте или транзите, который способствует повышению стартовой цены.
    Таможенная  пошлина выполняет три основных функции:
    фискальную как статья доходов государственного бюджета;
    протекционистскую (защитную) для защиты национальных производителей и сдерживания импорта;
    балансирующую для недопущения нежелательного экспорта товаров, если внутренние цены ниже мировых.
 
     Таможенный  тариф = таможенная пошлина + таможенный сбор 

     Классифицируем  таможенную пошлину по определенным критериям:
    По сложности установления:
    простые (одноколонные) с неизменной ставкой для товаров независимо от страны происхождения;
    сложные (многоколонные) с установлением двух и больше ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения.
2. По объекту начисления:
    экспортные;
    импортные;
    транзитные.
3. По методу начисления:
    адвалорные с процентным начислением к таможенной стоимости;
    специфические с абсолютным денежным начислением к таможенной стоимости;
    комбинированные (смешанные) с объединением адвалорного и специфического методов (например, 10% от таможенной стоимости, но не больше 100 грн. за единицу веса).
4. По характеру действия:
    сезонные;
    антидемпинговые при импорте товаров по ценам, которые ниже внутренних цен страны-экспортера;
    компенсационные при установлении факта получения субсидий в стране экспортера, который ведет к снижению цен, при недопущении нежелательного экспорта из собственной страны);
    специальные – если доказано, что дешевый импорт «убивает» отечественного производителя.
5. По происхождению:
    автономные, которые устанавливаются в одностороннем порядке;
    конвенционные с установлением по договору или договоренности с другой страной.
6. По размеру:
    максимальные для товаров из стран, с которой отсутствуют договоренности;
    минимальные;
    преференциальные для товаров из стран, с которыми действует режим наибольшего благоприятствования.
7. По типам ставок:
    постоянные без перемен на протяжении установленного периода;
    переменные с нестабильным уровнем, который корректируется в зависимости от динамики мировых цен, уровня субсидий и других обстоятельств.
8. По средствам начисления:
    номинальные или указанные в тарифе;
    эффективные или реальные с учетом таможенной пошлины, которая была наложена на импортные промежуточные компоненты (узлы, сырье и др.)

    Ключевые принципы использования регулирующих инструментов:
    соответствие нормам международного права;
    транспарентность, то есть прозрачность;
    нотификация, то есть своевременность информирования иностранного партнера об изменениях.
 
    4. Теории международной торговли
    Меркантилизм  (Т.Мен, А.Монкретьен, У.Стаффорд)
     Меркантилизм - первая теоретическая попытка осмыслить  проблемы внешней торговли (XV - XVIII вв.). Меркантилисты отождествляли богатство нации с запасами благородных металлов - золота и серебра. Большое количество золота означало наряду с широкими возможностями для захвата новых колоний, большее количество денег в обращении, что стимулировало развитие производства и занятости (В неявном виде предполагалось, что экономика функционирует в состоянии неполной занятости.). Исходя из этого, по мнению меркантилистов, правительство, должно было предпринимать активные действия по расширению экспорта и ограничению импорта. Поскольку запасы золота и серебра в мире ограничены, все страны не могут иметь активное торговое сальдо, поэтому рост благосостояния в отдельной стране возможен лишь за счет его снижения в другой стране. Следовательно, меркантилисты проповедовали активный экономический национализм, формой выражения которого стала система ограничений и запретов во внешней торговле:
      запрет или ограничение ввоза готовой продукции, разрешение беспошлинного импорта сырья, которое не добывается внутри страны, что позволит аккумулировать запасы золота и поддерживать низкие экспортные цены на готовую продукцию;
      запрет торговли колоний с третьими странами, запрет колониям продавать готовые товары (тем самым колонии превращались в поставщиков сырья). Продавать готовые товары колонии могли только в метрополии.
      Несмотря  на то, что учение меркантилистов выглядит наивно, в нем кроются корни влиятельнейшего идеологического направления международных отношений - протекционизма.
     Меркантилисты сделали серьезный вклад в  развитие теории международной торговли, подчеркнув ее значимость для экономического роста. Они разработали одну из возможных моделей развития мировой торговли, впервые описали платежный баланс.
     Ограниченность  теории меркантилистов заключается  в том, что она не учитывала, что развитие стран происходит не за счет передела уже существующего богатства, но и за счет его наращивания.
    Теория  абсолютных преимуществ
     Отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда. Наиболее благоприятные условия для этого создает экономика свободной конкуренции, где "невидимая рука" конкуренции согласовывает действия множества производителей так, что каждый, стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом.
     Обосновывая политику государственного невмешательства  в экономику и  свободной конкуренции, А.Смит выступал за свободу торговли. Он предполагал, что каждая из стран производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем за рубежом. То есть в производстве и обмене этих товаров страна буде располагать абсолютными преимуществами. Именно такие товары должны быть объектом внешней торговли. Продавая за рубежом излишки конкурентоспособной продукции, страна увеличивает национальное производство и занятость, ее доход растет.
     Теория  абсолютных преимуществ не является универсальной. Ее ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на вопросы: что будет, если страна не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару, согласятся ли другие страны торговать с ней и т.п. На эти вопросы ответил Д. Рикардо, предложив теорию сравнительных преимуществ. 

    Теория  сравнительных преимуществ
     Важность  внешней торговли и ее необходимость может быть осознана и безотносительно экономической теории. Но торговля между странами выгодна и тогда, когда страны производят одинаковый ассортимент товаров и, более того, когда одна страна все эти товары производит с меньшими издержками, чем другая, т.е. обладает во всех отраслях абсолютно большей эффективностью. Д. Рикардо показал, что и в этом случае торговля может быть эффективной.
    Значение  теории сравнительных  преимуществ
     Важнейшее достижение теории относительных преимуществ  состоит в развенчании тезиса о том, выигрыш в торговле возможен только за счет нанесения ущерба другой стране.
     Теория сравнительных преимуществ позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундаменте. Ряд широко распространенных заблуждений связан с непониманием основных положений теории. Например, одно из них состоит в том, что страна должна защищать слабые отрасли от иностранной конкуренции. С этой позиции открывать отрасль можно лишь тогда, когда будет достигнуто абсолютное преимущество. Но его наличие не является ни необходимым, не достаточным условием торговли. А относительное преимущество зависит не только от соотношения производительности, но и от соотношения количества труда, затраченного на производство, что проявляется в соотношении заработной платы. Если страна в производстве товара, по которому она не обладает абсолютным преимуществом, платит более низкую заработную плату, чем та, которую получают работники страны-партнера, то у первой страны появляется относительное преимущество, что делает торговлю эффективной.
     Начиная с 70-х гг. активно эксплуатируется  тезис о неэквивалентном характере торговли развитых и развивающихся стран. По мнению развивающихся стран, торговля является неэквивалентной, если стране требуется затратить больше труда для производства экспортных товаров, чем тратится на производство товаров, которые они получают взамен. Ошибка заключается в том, что затраты труда на производство экспортного товара сравниваются с затратами труда на производство импортных товаров в развитых странах. На самом деле надо сравнивать затраты с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы его пришлось производить в развивающейся стране.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.