Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Психология отклоняющегося поведения

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 7: Психология отклоняющегося поведения   

1. Девиантное поведение
2. Агрессивное поведение
  3. Аутоагрессивное поведение 

   Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Основой оценки девиантного поведения человека - является анализ его взаимодействий с реальностью. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм (правовые нормы, нравственные нормы, эстетические нормы).
     В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов.
    делинквентное
    аддиктивное
    патохарактерологическое
    психопатологическое
    на базе гиперспособностей
     Девиантным  поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.
     При этом критерии обусловливаются нормами  следования правовым указаниям и  регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно-этическим предписаниям (т.н. общечеловеческим ценностям), этикету.
     I. Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние (разновидностью преступного (криминального) поведения человека).
     Отличия делинквентного от криминального поведения  коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.  Правонарушения делятся:
    на преступления (совершение противоправного действия)
    проступки (не представляет существенной общественной опасности).
     К.К.Платонов выделил следующие  типы личности преступников:
      1) определяется соответствующими  взглядами и привычками, внутренней  тягой к повторным преступлениям; 
     2) определяется неустойчивостью внутреннего  мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
      3) определяется высоким уровнем  правосознания, но пассивным отношением  к другим нарушителям правовых  норм;
     4) определяется не только высоким  уровнем правосознания, но и  активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм;
     5) определяется возможностью только  случайного преступления.
     В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей  и пятой групп.
     Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.
     II. Аддиктивное поведение — это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, ТАДонских).
     Основным  мотивом личностей, склонных к аддиктивным  формам поведения, является активное изменение  неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».
     Выделяются  следующие психологические особенности  лиц адиктивными формами поведения (B.Segal):
     1.   Сниженная переносимость трудностей повседневной наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций
     2.   Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
     3.   Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
     4.   Стремление говорить неправду.
     5.   Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
     6.   Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
     7.   Стереотипность, повторяемость поведения.
     8.   Зависимость.
     9.   Тревожность.
     Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов.
     В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.
   У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (ВА.Петровский), характеризующийся побуждением в риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
По мнению E.Bern, у человека существует шесть  видов голода:
•    голод по сенсорной стимуляции
•    голод по признанию
•   голод по контакту и физическому поглаживанию
•    сексуальный голод
•    структурный голод, или голод по структурированию времени
•    голод по инцидентам
     В рамках аддиктивного типа поведения  каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями.
     Таким образом, основным в поведение аддиктивной  личности является стремление к уходу  от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.
     Уход  от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией N.Peseschkian, существует четыре вида «бегства» от реальности:
     «бегство  в тело», происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование.
       «бегство в работу», характеризуется дисгармоничным фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком.
     «бегство  в контакты или  одиночество» при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума.
       «бегство в фантазии» склонность к размышлениями, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность. В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. 

       III. Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания.
     К ним относятся: 1. Расстройства личности (психопатии) и явные, и выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека.
     - при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения.
    с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка.
       2. Невротические развития личности — патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврозогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.
     3. Поведение в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий. Человек, например, может отказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдавать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.  

     IV. Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.
     Пациент может проявлять отклоняющееся  поведение в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать  с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые и понятные поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.
     V. Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение.
       (Аутодеструктивное) поведение - система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности.
     Агрессия  направляется на себя (аугоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.
     Аутодеструкция  проявляется в виде суицидального  поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций.
     VI. Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К.К.Платонов).
     Выходящими  за рамки обычного, нормального рассматривают  человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности (проявления одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека).
     Отклонение  в сторону одаренности в одной  области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.
     Если  при делинквентном поведение наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при аддиктивном — уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями игнорирование реальности. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).
     Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет  следующие клинические формы:
    агрессия
    аутоагрессия (суицидальное поведение)
    злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.)
    нарушения пищевого поведения (переедание, голодание)
    аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии)
    сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм религиозный, спортивный, музыкальный и пр.)
    сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний — клептомания, дромомания и др.)
    характерологические и патохарактерологйческие реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.)
    коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.)
    безнравственное и аморальное поведение
    неэстетичное поведение
    Каждая  их клинических форм может быть обусловлена  любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или  иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.
2.Агрессивное поведение
      Агрессивное поведение адресованное другому человеку, группе лиц или собственной личности поведение, характеризующееся инициативностью и целенаправленностью. Целью агрессии является причинение вреда, нанесение ущерба, а специфическим способом достижения цели — применение силы или угроза ее применения.
     Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо.
       Существуют следующие виды агрессивных действий (Басе, Дарки):
     1) физическая агрессия (нападение);
     2) косвенная агрессия (злобные сплетни,  шутки, взрывы ярости, проявляющиеся  в крике, топании ногами и  т.д.);
     3) склонность к раздражению (готовность  к появлению негативных чувств  при малейшем возбуждении);
     4) негативизм (оппозиционная манера  поведения от пассивного сопротивления  до активной борьбы);
      5) обида (зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные сведения);
     6) подозрительность в диапазоне  от недоверия и осторожности  до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
      7) вербальная агрессия (выражение  негативных чувств как через  форму — ссора, крик, визг, так  и через содержание словесных  ответов — угроза, проклятия,  ругань).
      К признакам, квалифицирующим то или  иное действие как агрессивное, относятся следующие основные черты:
      1) наличие субъект-субъектного или  субъект-объектного взаимодействия; вне процесса общения агрессии  не существует, и в этом смысле  она рассматривается как патологическая  форма межличностного взаимодействия;
      2) наличие признака инициативы  и направленности действий против  конкретного человека или объекта;
      3) наличие цели или результата  действий, заключающейся в причинении  вреда, нанесении ущерба;
      4) использование в качестве способа  достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.
      Агрессивное поведение описывается  тремя группами факторов:
      -субъектными (внутриличностными, характеризующими психическую деятельность агрессора, такими, например, как инициатива, мотивирующая агрессию эмоция гнева, относительно низкий уровень эмпатии),
      - объектными (характеризующими степень изменения или разрушения объекта)
      - социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс.
      Как правило, в исследованиях, посвященных  проблеме агрессивного поведения, выделяются три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические.
    Биологические факторы: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также инфекций, интоксикаций.
    Социальные факторы: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и другие.
      Психологические факторы: выраженность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева.
     Одну  из центральных ролей в организации  агрессивного поведения играют характеристики мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.
      Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная — угрозы, оскорбления, критика).
      Если  для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение физической агрессии (у  детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в агрессию вербальную.
        К наиболее социализированным  формам вербальной агрессии относятся  ирония, юмор, сатира. Агрессивное поведение  бывает также гневным, мотивированным эмоцией гнева, и инструментальным, когда в рамках более общей деятельности агрессивное действие выступает в качестве инструмента, используемого для достижения какой-либо другой цели. Примерами инструментальной агрессии могут быть шантаж, взятие заложников.
      Агрессия  подразделяется в ряде исследований на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и открытую, которая, в свою очередь, делится на прямую (непосредственно выражаемую адресованную лицу, спровоцировавшему агрессию), косвенную (когда вред причиняется, не открыто, а косвенным путем — анонимные письма или сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком) и перемещенную (со сменой объекта агрессии: вместо того, чтобы ударить обидчика, можно пнуть кресло, кошку, собаку, ребенка, хлопнуть дверью). Косвенная и перемещенная агрессия, как правило, наблюдается в тех случаях, когда лицо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено высоким социальным статусом, властью или физической силой.
      Аммон различает три  вида агрессии:
      конструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом),
      деструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным результатом),
      дефицитарную (связанную с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и вследствие этого с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений). Дефицитарная форма агрессии считается характерной для пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями.
      По  направлению агрессия подразделяется на экстрапунитивную (внешнеобвинительную, или гетероагрессию) и интрапунитивную, или аутоагрессию.
      К аутоагрессивным действиям относятся:
        самокалечение,
        самопорезы — физическая аутоагрессия,
        самокритика,
        самообвинения — вербальная аутоагрессия.
      Наиболее  жестким, брутальным видом физической аутоагрессии является суицид. 

3. Аутоагрессивное поведение
     Аутоагрессивное поведение в отличие от агрессивного направлено на причинения вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносного воздействие на близкое окружение).
     Доминирующим  видом аутоагрессии является физическая агрессия, в виде вербального самоуничижающего и самообвиняющего поведения, проявляющегося в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании себя бранными словами, сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным» существом.
     Аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоврежденин (парасуицидальном поведении). Их различия заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности ее достижения.
     Под суицидальным поведением понимается намеренное стремление человека к смерти. Оно может быть обусловлено формированием внутриличностного конфликта под воздействием внешних ситуационных факторов или в связи с появлением психопатологических расстройств, вызывающих стремление к лишению себя жизни без реального воздействия внешних ситуационных факторов.
     Суицидальное  поведение — это проявление суицидальной активности, т.е наличие суицидальных мыслей и намерений, их высказывание, угрозы осуществления и попытки самоубийства.
        Существуют различные точки зрения на причины суицидного поведения:
      - самоубийства рассматриваются как одно из выражений социального неблагополучия и отражают психологическое напряжение в обществе;
     - самоубийства связываются с болезненным состоянием людей,  их совершающих.
      1.  Известный специалист по суицидному поведению   Дюркгейм  /1878/ в свое время выделил три различных типа суицидального поведения в зависимости от особенностей контактов индивидуума с его социальной средой обитания:
    «Аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями, наиболее часто встречается у психически здоровых людей как реакция личности на непреодолимые жизненные трудности и фрустрирующие события.
   Данный вид поведения следует рассматривать как способ психологического реагирования, избранный человеком в зависимости от ценности и значимости происшедшего события.
     Аномический тип суицидального поведения  возможен и в случаях, когда жизнь  ставит перед человеком мировоззренческую  или нравственную проблему выбора того или иного поступка, которую он не в силах разрешить, выбирая уход из жизни. Человек может быть поставлен в условия выбора совершения аморального поступка или действия, которое ему претит в силу эстетических приоритетов, и лишения себя жизни. Решение данной проблемы зависит от личностных качеств индивида, ситуации, а также его психического состояния в конкретный период времени.
      2) «Альтруистическое», совершаемое ради блага других людей. Альтруистический, тип суицидального поведения также вытекает из личностной структуры индивида, когда благо людей, общества и государства ставится им выше собственного блага и даже жизни.
      Данный  тип встречается у людей, ориентированных  на высокие идеи, живущих общественными  интересами и не рассматривающих  собственную жизнь в отрыве от окружающих людей и общества.
      Альтруистические  суициды совершаются как психически здоровыми, осознающими реальный смысл  происходящего, так и психически больными лицами, находящимися, к примеру, в состоянии религиозного иступления или уходящими из жизни по бредовым мотивам «всеобщего блага».
       3) «Эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых обществом человеку.
     Эгоистический тип суицидального поведения возникает как ответ на завышенные требования со стороны окружающих, предъявляемые к поведению индивида. Таким человеком, реалистичные нормативы и принуждение выбора соответствующего типа поведения начинает восприниматься как о угроза самостоятельности. Он принимает решение о расставании с жизнью по причине неуместности его существования в условиях давления и контроля со стороны как близких, так и общества в целом.
     Суицидальное  поведение является в данном случае не реакцией на критическое положение, а позицией по отношению к окружающему миру. Нередко оно встречается у лиц с патологией характера (акцентуациями и расстройствами личности), чувствующих одиночество, отчужденность, непонимание и свою невостребованность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.