На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономический кризис в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….1
1. Стратегия  восстановления мирового статуса  страны в начале XXI века……2
1.1 Кризисы  в России и в мировой экономике……………………………………2
1.2 Анализ  состояния реального сектора  экономики страны в XXI веке……….4
1.3 Ошибочные оценки прогноза развития народнохозяйственного комплекса……………………………………………………………………………7
1.4 Стратегические  просчеты аналитиков, участников  финансовых и экономических реформ…………………………………………………………….11
2. Объективные  и субъективные причины развития финансового кризиса в Европе и США  до многопрофильного в России……………………………………………15
2.1 Современная  неразвитость банковской системы………………………………15
2.2 Неэффективность  управления собственностью……………………………….19
2.3 Анализ причин  банкротств компаний…………………………………………..24
3. Менеджирование  кризиса и корректировка стратегических  программ развития России………………………………………………………………………………….28
3.1 Роль кадрового  менеджмента в реализации антикризисных  государственных мер……………………………………………………………………………………..28
3.2 Формирование комфортного налогового режима………………………………30
3.3 Создания механизма  регулирования контролирования  движения капитала…32
3.4 Анализ развернутой  программы развития России до 2020 года………………36
Заключение……………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
        Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью изучения кризисной ситуации в стране, которая привела к разбалансированию экономики и частичной управляемости народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей производства.
      Цель  – обосновать неравномерность развития экономики и отдельных ее секторов не как стечение неблагоприятных  обстоятельств, а как некую общую  закономерность, свойственную рыночной экономике.
      Новизна исследования заключается в постановке проблемы научиться управлять и прогнозировать социально-экономическое развитие с учетом того, что стране предстоит в дальнейшем иметь дело с постоянным многосторонним кризисом.
      Объектом  исследования являются стратегические планы социально-экономического развития на перспективу, разработанные в предкризисный и кризисный периоды.
      Задачи, которые предстояло решить:
      проанализировать реальное состояние экономики России;
      выявить положительные и негативные стороны стратегических программ;
      оценить глубину мирового кризиса в России;
      предложить определенный комплекс мер по выходу из кризисной ситуации;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    СТРАТЕГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОГО СТАТУСА СТРАНЫ В  НАЧАЛЕ XXI В.
        1.1 Кризисы в России  и в мировой  экономике
      К кризисным ситуациям и антикризисным реформам в России не привыкать. Последовательно их можно представить следующим образом:
      денежные реформы, финансовые потрясения (1914-1917 гг.). В этот период банк стал сам печатать деньги. Происходила выдача льготных кредитов сельским жителям. Произошел выпуск бумажных денежных знаков по 10, 15 и 20 копеек. Курс доллара – 1 руб. 94 коп.
      в 1947 г. происходит денежная реформа и восстановление полноценного советского рубля. Кредиты народному хозяйству. Курс доллара – 5 руб. 30 коп.
      в период 1990-1992 гг. рост денежной массы в 17 раз, борьба с инфляцией, создание широкой сети коммерческих банков, организация валютного рынка, купля-продажа иностранной валюты. Курс доллара около 100 руб.
      создание системы надзора за банками, а также системы валютного регулирования, прекращение выдачи прямых кредитов госбюджету и отраслям экономики. Выпуск ГКО. Второй срок укрепления курса рубля, закрытие несостоятельных банков, форсированное накопление золотовалютных резервов, кредитование предприятий (1992-1998 гг.). Курс доллара от 28 руб., 8 руб., следом 24 руб.
      открытие рынка для иностранцев – 30% госбумаг в их руках, расходование золотовалютных резервов страны, дефолт, банковский кризис, девальвация рубля (1998 г.)
      банковская реформа, экономический рост, беспрецедентное увеличение золотовалютных резервов,  принятие системы страховых банковских вкладов. Цена доллара – 28,6 руб. (период 2002-2008 гг.)
      В 90-е годы отрицательным действием  тогдашних властей в сфере  экономики явилось заимствование  на Западе 100 млрд. долл., которые затем
перешли в качестве долга России. До перестройки 1986-1991 гг. СССР не имел внешней задолженности. Занятые на Западе деньги ушли неизвестно куда, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в повышении экономического потенциала страны и росте благосостояния основной массы населения.
      Стратегический  курс, выработанный правительством на скорейшее вхождение России в  мировую экономику предопределило появление широкомасштабных социально-экономических  программ, рассчитаны на неуклонное продвижение  в мировом рейтинге государств.
      Не  учитывалось, однако, многое и прежде всего, что развитию зарубежной модели хозяйства присущи кризисные  ситуации.
      Время от времени мировую экономику  сотрясали тяжелые кризисы, которые  в советский, приписывались исключительно  капиталистическому способу производства.
      Уже в 1974-1985 годах мировую экономику  потряс первый энергетический кризис, в 1982 г. на многие развивающиеся страны обрушился долговой кризис, в 1997-1998 годах ряд стран Юго-Восточной  Азии, Южной Америки и Восточной Европы, в том числе России, оказались в центре финансового кризиса.
      Но  то были кризисы достаточной четко  выраженного профиля. В последние же несколько лет мировое сообщество вползало в необычный, многопрофильный кризис.
      В настоящий период кризис связан с финансовыми расстройствами многих стран, технико-экономической отсталостью большой части мирового сообщества, на преодоление которой уйдут многие десятилетия, крайняя неравномерность распределения доходов между богатыми и бедными внутри каждой страны и т.д.
      Глобализация  мировой экономики уже предопределила, что в дальнейшем человечеству предстоит  иметь дело с постоянным многосторонним кризисом и научиться приспосабливаться  к этой новой ситуации.
      Особенно  это необходимо учитывать в российской действительности когда внутренние кризисы рассматривались как временные трудности. 

      1.2 Анализ состояния  реального сектора  экономики страны  в XXI в.
      Почти десять лет неуклонно российская экономика имела положительные  темпы роста. В течение 2000-2007 гг. в  России рост валового внутреннего продукта (ВВП) был выше по сравнению с экономически развитыми странами и со странами с сопоставимым уровнем ВВП. В эти годы среднегодовой экономический рост в РФ около 7% значительно опережал темпы мировой экономики – 4,6% в год за последние пять лет.
      К началу 2008 года был преодолен спад производства и потребления девяностых годов. По итогам 2007 года объем ВВП  составил к уровню 1991 года 110%. При  этом коренным образом изменилась структура  экономики в пользу отраслей, ориентированных  на рыночный спрос, что, к сожалению, еще более отдалило структуру экономики от той, которая способствует понятию инновационной экономики.
      Объем ВВП (по паритету покупательной способности) к середине 2008 года превысил 2 трлн. долларов и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире.
      Таким образом, за последние годы Россия, можно сказать, восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая  свое право находиться в группе  крупнейших стран – мировых лидеров  как по динамике развития, так и  по масштабам экономики. Однако завоевание позиций одного из лидеров мирового хозяйства, их удержание зависит во многом от качественных характеристик экономического роста.
      В экономической литературе все чаще и чаще встречается понятие качественный рост. Однако четкой, общепринятой трактовки этого относительно нового понятия в экономической теории пока нет. Доминантным признаком качества экономического роста, видимо можно считать, если в структуре факторов экономического роста превалирует доля инновационной составляющей. Это единственный критерий, который пока отмечают почти все специалисты в области теории экономического развития.
      Инновационное развитие экономики предполагает в  своей основе структурные сдвиги в производстве, диверсификацию экономики  и промышленности.
      Ныне  же проекты в России в сфере  высокотехнологичных отраслей и  услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности  их продукции. Все машиностроительные производства создают около 3% ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли – 28-30% ВВП.
      В тоже время высокотехнологичного сектора  и «экономики знаний» в ВВП  должна составлять не менее 17-20% (2007 год  – 10-11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП (007 год – 1,1% ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
      Несмотря  на экономические успехи в период после 1998 г., еще не создались надежные предпосылки, обеспечивающие долговременную устойчивость темпов экономического роста, тем более высоких и качественных. Проявившиеся тенденции экономического развития России по многим критериям оказались неустойчивы, особенно в условиях кризиса (август-декабрь 2008 г.). С позиции классического определения понятия «устойчивость экономического роста», зафиксированного в документах ООН, - это развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять из нужды. Другим важным аспектом устойчивости экономического роста является увеличение производственного потенциала, включающего такие набирающие силу факторы производства как природный, человеческий и информационный.
      Несмотря  на поступательное развитие на протяжении последних лет, Россия в номинальном выражении так и не сократила отставания от индустриальных стран. Наоборот, этот разрыв даже увеличился и наиболее ярко проявился в период кризиса. Ежегодный прирост американской экономики приблизительно равен всему российскому ВВП. Поэтому относительно высокие
темпы экономического роста не должны были вводить в заблуждение и эйфорию, особенно когда они были гарантированы  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой. Несмотря на внушительный рост внутреннего рынка, перерабатывающей промышленности и сферы услуг, зависимость от экспорта ресурсов осталась большой. Например, руководители, топ-менеджеры не заметили надвигающейся опасности и предкризисных симптомов.
      Несмотря  на опережающие темпы роста обрабатывающих производств последних лет между двумя опорными секторами экономики – экспортно-сырьевым и внутренне-ориентированным – обрабатывающими производствами увеличивается качественный разрыв по уровню рентабельности, обеспеченности инвестициями, размерам заработной платы и другим параметрам, определяющим конкурентоспособность производства. Значительная часть российской экономики, где сосредоточено более половины всех занятых оказалась практически отрезанной от ресурсов развития – инновационных, трудовых, финансовых. К примеру, в экспортно-сырьевом секторе экономики России рентабельность в 6 раз выше, чем в секторе, ориентированном на внутренний рынок, средняя заработная плата выше в 2 раза, а производительность труда в 5 раз, больше возможности проводить научные исследования и инновационную деятельность.
      Соотношение темпов роста производства по видам  деятельности свидетельствует о  том, что серьезных сдвигов в  структуре производства, обеспечивающих опережающий рост обрабатывающих производств  и производств с высокой долей  добавленной стоимости не происходит. Даже в бескризисном развитии страны пока нет условий для перехода к инновационному типу экономического роста, базирующемуся на развитии экономики знаний, национальной обрабатывающей промышленности. Не обеспечивается база для ослабления чрезмерной зависимости от добычи сырья и переходу к устойчивому развитию на основе несырьевых производств. Сохраняется опасность при сложившихся обстоятельствах остаться на обочине мирового сообщества.
      1.3 Ошибочные оценки  прогноза развития  народнохозяйственного комплекса
      К 2008 году при благоприятных конъюнктурных  обстоятельствах экономическое  развитие страны приобрело стабильно-долгосрочный характер. Довольно значительные провалы  в экономике, неразвитость отдельных  отраслей, не учитывались в реальном прогнозировании социально-экономических ситуаций и в первую очередь кризисных.
      Стремление  достигнуть все быстро, теоретически и практически позволили даже оформить оптимальный вариант (прогноз) социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе. Насколько оправдались прогнозы ученых можно увидеть, если их основные задачи и показатели.
      Стратегические  задачи (оптимистический вариант) социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе  рассчитаны на 20-30 лет при оптимистическом сценарии достижения среднегодовых темпов ВВП в размере 6% и преимущественном улучшении социальных показателей благосостояния народа.
      В результате примерно к 2030 г. Россия по основному экономическому показателю – ВВП на душу населения –  сможет переместиться с 36-го на 15-20-е место и занять достойные позиции среди развитых стран мира. При этом по экономическому потенциалу, объему ВВП, размеру промышленного производства основных фондов и по объему  инвестиций Россия поднимется с 10-го места в настоящее время на 4-5-е место, опередив Бразилию, Италию, Францию, Великобританию, Германию. Впереди России будут США, Китай и Япония.
      Объем ВВП России к 2030 г. достигнет 5,5-6 трлн. долл. в нынешних ценах, т.е. составит 60% современного объема ВВП в США, в 3 раза будет больше современного объема ВВП в таких странах, как Франция, Великобритания и Италия. Объем ВВП на душу населения достигнет 40-45 тыс. долл. (что превышает современный уровень США,  Японии и Германии). 
 

      Коренным  образом изменится структура  всей нашей национальной экономики, которая перейдет от современной индустриальной фазы развития к постиндустриальному информационному обществу, к новой экономике – «экономике знаний». При этом 75-80% всего ВВП займет сектор услуг, среди которых на первое место выдвинутся интеллектуальные услуги в области образования (не менее 10% ВВП), науки (около 5% ВВП). Самый крупный и радикальный поворот будет осуществлен в области охраны здоровья населения и доля здравоохранения в ВВП достигнет 15% (нынешняя доля расходов на здравоохранение в США).
      Структура производства товаров тоже радикально изменится. Главенствующим сектором производства станут товары, реализующие информационные технологии – всевозможные компьютерные устройства, устройства восприятия и  воспроизведения информации и т.п. Сектор электронных товаров в широком смысле слова выйдет на первое место среди секторов промышленности, опередив секторы машиностроения и топливно-энергетический.
      В производстве товаров повысится  доля товаров для населения, по крайней  мере в 2-3 раза увеличится доля жилья и в инвестициях и в материальных благах населения, удвоится уровень производств автомобилей и других предметов длительного пользования.
      В промышленности резко увеличится доля товаров с высоко добавленной  стоимостью, а доля сырья и полупродуктов в 3 раза сократится. На каждую единицу сырья будет производиться по крайней мере втрое больше конечной продукции в сравнении с сегодняшним уровнем. Среди готовой продукции резко вырастет удельный вес наукоемкой продукции самых высоких технологий.
      Коренным  образом обновится материально-техническая  база национальной экономики. Средний  срок действия машин оборудования, составляющий сегодня около 20 лет, снизится менее чем до 10 лет. И это будут  машины и оборудование, реализующие  передовые технологии. Уровень инвестиций в России явится 

достаточным для того, чтобы ежегодно обновлять 10-15% активной части основных фондов.
      Не  менее чем по 10 ключевым макротехнологиям из 50 в мире Россия сможет занять ведущие  позиции в широкой кооперации с другими передовыми странами.
      Экономика России будет открытой, а Россия активным членом Всемирной торговой организации и других международных  экономических структур. Однако доля внешней торговли в валовой продукции  России, составляющая в настоящее  время в номинальном ВВП, оцениваемом по валютному курсу рубля, около 45%, вряд ли существенно вырастет. Такая страна, как Россия, свои потребности в значительной мере должна удовлетворять за счет собственного производства товаров и услуг, как это уже сегодня происходит в США, где внешнеэкономическая составляющая ВВП существенно ниже, чем в России. Но структура внешней торговли, конечно качественно изменится за счет преимущественно экспорта готовой и в первую очередь наукоемкой продукции. В то же время участие России в мировом финансовом рынке, в научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве резко вырастет.
      Массовым  станет приток иностранных инвестиций в Россию, что будет вполне закономерно. Располагая значительной территорией  и примерно 1/6 долей всех мировых  природных богатств и только 1/50 долей населения мира, можно предоставлять природные ресурсы в другие страны с помощью широкого привлечения иностранного капитала.
      Но, пожалуй, самые глубокие изменения  должны произойти в качестве жизни  населения России. Среднемесячный доход на душу населения, составляющий сегодня около 200 долл., превысит 1000 долл. при сокращении разрыва между доходами самых богатых и самых бедных до 5-6 раз.
      Минимальная заработная плата того времени может  составить около 300 долл. Как ныне в самых развитых странах мира, численность среднего класса увеличится с 15-20 до 65-70% населения. При этом средняя продолжительность жизни людей с 65 лет в настоящее время вырастет до 75-78 лет.
      Кардинально улучшится материальное благосостояние людей. Например, средняя обеспеченность жильем не просто увеличится с 20 до 45-50 кв.м. Но это будет качественно иное жилье.
      Число легковых автомобилей на 1 тыс. человек  населения увеличится с нынешних 150 примерно до 400. И это будут качественно  лучшие машины. Повышение безопасности машин при существенном улучшении дорог и регулирования движения приведет к сокращению аварий.
      Будут смягчены и процессы депопуляции  благодаря значительному сокращению смертности, прежде всего от сердечнососудистых и онкологических заболеваний, но особенно резко – от алкоголизма, употребления наркотиков. В рассматриваемый период завершатся рыночные реформы, произойдет смена поколений и жизнью будут управлять люди, воспитанные в рыночной экономике.
      В политическом, экономическом и социальном отношении общество станет неизмеримо более стабильным, где будет господствовать принцип незыблемости частной собственности, где человеческая жизнь станет самым ценным объектом общественных усилий.
      Россия  будет сильным и эффективным  государством, но сила и эффективность проявятся не в опеке над предпринимателями, не в попытках перераспределить собственность в свою пользу и вершить бизнес руками чиновников, а в надлежащем выполнении им общественных функций, ради которых оно существует. У государства должно быть достаточно сил, чтобы обеспечить безопасность членов общества, соблюдение законности сверху донизу, формирование гражданского общества, государственное регулирование ускоренного экономического развития в интересах населения страны, выполнение социальных функций, эффективную внешнюю и внутреннюю политику. 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Стратегические просчеты  аналитиков, участников  финансовых и экономических  реформ
      Благополучие  макроэкономических показателей оказалось  видимым, чем негативным породили большое  количество оптимистических прогнозов на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могли бы оправдаться при осуществлении реалистичной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства оставалась пассивной, то вполне вероятно было ожидать повторение траектории развития 1996-1998 гг.
      Так и произошло, но по наихудшему сценарию. Согласно статистическим данным к августу 2008 года в России произошел спад промышленного производства. Основные показатели хуже, чем ожидали многие.
      Индекс  промышленного производства вырос  всего на 3,8% по отношению к августу  прошлого года, тогда как всего  месяц назад аналогичный показатель составлял 7,8%. А по отношению к  июлю 2007 года темпы роста индекса находятся в минусе.
      Такое падение оказалось полной неожиданностью для тех, кто полагал, что экономика  находится в состоянии устойчивого  роста. Поэтому сразу же возникли вопросы: может ли промышленность так  стремительно реагировать на вроде  бы локальный кризис ликвидности нынешнего статуса? Может ли она реагировать на ожидаемые проблемы с кредитованием? Большая часть аналитиков пришла к выводу, что дурную службу промышленному производству сослужил импорт оборудования , который в августе вырос.
      Можно утверждать, что «наша» экономика  довольно давно находится в состоянии  стагнации и переход ее в рецессию – лишь вопрос совпадения нескольких факторов.
      Стагнация не была вызвана кризисом мировой  ликвидности, поскольку возникла за некоторое время до него. Хотя для российской экономики внешние импульсы крайне важны, нынешний кризис является цикличным и продиктован внутренней логикой развития нашего хозяйства.
      Российская  экономика нуждалась в периоде  охлаждения, а не нагнетании роста. К существенным структурным сдвигам необходимо готовиться, учитывая национальные, внутренние особенности.
      Проанализировав все факторы развития промышленности последних лет, в центре анализа  данных ИИР ГУ-ВШЭ пришли к следующим  результатам (см. график 1)
      График 1
      Экономические циклы промышленности России
        
 
 
 
 
 
 
 

      Анализ  данных, представленных в графике 1 позволили выявить важные закономерности, прежде всего экономика России развивается циклично. Начиная с 1999 года мы статистически видим волны, средняя продолжительность которых составляет 31-36 месяцев. То есть периодичность появления «площадок стагнации», которую мы видели невооруженным глазом, подтверждается. Содержательно это означает, что нашей хозяйственной деятельности присущ естественный ритм, скорее всего связанный с протяженностью наших хозяйственных планов, которые, в свою очередь, есть функция от тех ресурсов, которыми мы располагаем при осуществлении своей хозяйственной деятельности: творческих, людских, инфраструктурных, денежных и прочих. Что касается импульсов из внешней экономики, то они лишь делают динамику более выраженной – ужесточая кризисы и усиливая подъемы. 
 

      Тем не менее ставились важные приоритетные задачи, разрабатывались и оформлялись  стратегические программы и проекты. Один из таких проектов являл развитие инновационного процесса в промышленной деятельности. В качестве примера попробуем разобраться в этом проекте. Вместо положительных факторов развития инновационного процесса в реальной действительности возникали проблемы, которые трудно преодолеть.
      В современной российской экономике инвестиционно активное предприятие не может идти ни в какое сравнение с предприятием экономически развитого государства. В этих странах существует высококонкурентный рынок, который перенасыщен высококачественной продукцией, поэтому для того, чтобы выйти на него с новой продукцией требуются огромные финансовые затраты на разработку, тщательный анализ запросов потребителей, соответствие высоким экологическим требованиям и т.д.
      Одним из главных препятствующих факторов развития инноваций в России является общая отсталость конкурентной среды в экономике, обуславливающая отсутствие у субъектов экономики стимула к инновациям, в том числе к всестороннему внедрению информационных технологий, модернизации форм и методов управления, выходу на качественно новый уровень эффективности. Зачастую сегодня предприятие может получить устраивающую его долю рынка, не прибегая к дорогостоящим инновациям.
      Инновационные предприятия, которые работают на международном  уровне составляют около 5% и большинство их сконцентрировано в отраслях ВПК. По размеру данные предприятия больше чем в среднем по массиву, их производственные мощности загружены на 70%, при этом около трети составляет государственный заказ. 50% своей продукции они продают на международном рынке, что в 2,5 раза больше чем в среднем, некоторая часть таких предприятий, сумела привлечь иностранные инвестиции. Не смотря на то, что в целом у этих предприятий лучше материальное положение, однако большинство из них имеет уставшую технику и оборудование. 
 

      Имеются инновационные предприятия, работающие на уровне российского рынка. Их количество составляет около 20% от всего массива  отечественных предприятий промышленности. Товары данных предприятий востребованы российским рынком, при этом около 15% их продукции продается за рубежом. Производственные мощности этих предприятий загружены 80-85% и около четверти составляет госзаказ, производственная база далека от мировых стандартов и иностранные капитальные вложения отсутствуют.
      И основной комплекс предприятий – это неинновационные предприятия. Они составляют абсолютное большинство – 75%. Их размер меньше среднего, мощности загружены менее чем на 50% и госзаказ составляет менее одной пятой. Данные предприятия практически ничего не поставляют на внешний рынок, их материальная база устарела и они не имеют иностранных вложений.
      Ставить масштабные задачи, разрабатывать стратегические проекты в условиях стагнации  промышленного производства, расшатанной  банковской системы и финансов в  целом и учитывая мировой финансовый кризис, который перерос в многоформатный, охватив промышленность, торговлю и т.д. представляется не своевременным. Необходимы тактические мероприятия властей по стабилизации экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ  РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕ И США ДО МНОГОПРОФИЛЬНОГО В РОССИИ
2.1 Современная неразвитость  банковской системы
      Банковская  реформа последние десять лет  успешно развивалась. Правда население  страны этого не заметило.
      Предкризисная ситуация в банковской системе и на финансовых рынках уже была тревожной. В 2007 году финансовый кризис можно сказать подошел к границам в России вплотную. При этом надо иметь ввиду, что международные проблемы ликвидности в равной мере усугубляются внутренними сложностями российских банков и небанковских учреждений.
      Субстандартные  кредиты составляли 14% ипотечного рынка  США, или около 1,5 трлн. долл. А уровень  просроченности платежей по этим кредитам приблизились к 220 млрд. долл. Риски  американского ипотечного рынка  передавались по всему миру посредством механизма их распределения через обеспеченные кредитные облигации и «благодаря» резкому ухудшению ситуации в конкретных финансовых учреждениях.
      Другим  источником негативного воздействия  на глобальные финансы являются производные, в которые осуществляют инвестиции многие банки. Финансовые производные почти не отслеживались международной системой регулирования рынков капитала, что побудило лидеров Франции и Германии поставить вопрос об этом на сессии МВФ и Мирового банка.
      Доллар  удешевлялся. В США сложилась такая ситуация, что была необходима срочная помощь ипотечным банкам и их клиентам. Кредиты заемщиков с низким и средним доходами были гарантированы федеральным управлением жилищного строительства. 
      Ситуация  с нестабильностью доллара несомненно была неблагоприятна для России. Известно, что свыше 50% золотовалютных резервов России номинированы в долларах. Это касается и ресурсов Стабфонда. Долларовые риски могут привести к реальному обесцениванию резервов России.
      Разумеется, глобальные игроки на финансовых и фондовых рынках отслеживают ситуацию внимательно. Традиционно именно развивающиеся рынки, включая Россию, объявляются особо рискованными. Начинается отток капитала.
      В 2007 году Россию покидали иностранные  ресурсы в объеме 8-9 млрд. долл. в месяц. При этом нерезиденты сбрасывали акции и облигации и скупали валюту. Российские банки столкнулись с проблемой финансирования и рефинансирования со стороны иностранных финансовых институтов.
      В наших банках почти не осталось долгосрочных пассивов. И тогда (как обычно) они переориентировались на заграницу, увеличив свои долговые обязательства перед иностранцами.
      Доля  иностранных обязательств банковского  сектора к кредитам, предоставленным  нефинансовым организациям и физическим лицам, увеличилась с 26,7% 01.01.05 до 40,3% 01.01.07. На сентябрь эта доля превысила 45%. При этом на 20 крупнейших банков приходится 2/3 зарубежных заимствований.
      Любопытно то, что российские банки должны иностранцам примерно столько же денег, сколько мы размещаем за границей средств Стабфонда. При этом мы размещаем ресурсы под низкие проценты, а привлекаем деньги под высокие.
      Сумма долга российских банков на конец 2007 года была 20 млрд. долл., а всего в  течение года эта задолженность  составит порядка 50 млрд. долл. Нефинансовые организации должны погасить были 42,6 млрд. долл.
      В настоящее время ситуация ярко высветила  отсутствие долгосрочной стратегии  в банковской системе. Об этом свидетельствует  парадоксальное обстоятельство.
      Во  второй половине апреля Минфин проводил аукцион по размещению свободных остатков федеральных бюджетных средств на банковских депозитах.  С целью поддержать ликвидность отечественного финансового рынка в условиях мирового кризиса. Организаторы специально приурочили аукцион ко времени возникновения максимальной потребности в деньгах, а именно к началу массовых
выплат  НДС предприятиями-налогоплательщиками, общий объем которых оценивался в 500 млрд. руб.
      Однако  аукцион потерпел фиаско. Из 30 банков, допущенных к участию в конкурсе, бюджетными деньгами воспользовались лишь восемь банков, а при предложении в 300 млрд. руб. спрос оказался ниже в десять раз. Участники аукциона взяли в долг 23,6 млрд. руб. казенных денег по средней ставке 7,31% годовых (минимальная ставка отсечения была установлена в 7,25% годовых).
      Однако, когда финансовый кризис, который  не «предусматривался» нашими банками  пересек границу России обстановка изменилась. Все банки, а их на начало кризиса насчитывалось в стране 1008, обратились за поддержкой к правительству.
      Положение усугублялось тем, что внешний долг банков достиг критической величины, способной обрушить экономику. Так, на 1 января 2008 года внешний долг банков составлял 163 млрд. долл., то к 1 июня увеличился до 192 млрд. долл.
      Просто  банки не предвидели финансового  кризиса, или считали, что все обойдется. На отсутствие стратегических планов развития в большинстве банков довольно продолжительное время указывали российские внешнебанковские наблюдатели.
      Вслед за банковской системой «забуковали» важнейшие отрасли и компании, например, строительные сектора, металлургии, нефтегазового комплекса, торговых сетей, предприятий автопрома. Кого государство должно спасать в первую очередь?
      В целом пакет мер властей, по оценкам  различных изданий СМИ, достигает  от 3 до 5 трлн. руб. Это десятая часть ВВП страны.
      Стоимость различных мер поддержки банков и предприятий, к которым власти подключили ВЭБ, оценивается в 2,2 трлн. руб. ЦБ предоставил нам кредит на 2,5 млрд. долл. для восстановления платежеспособности «Связь-банка» и еще 2 млрд. долл. на банк «Глобэкс». Тот же ЦБ перечислит на счета ВЭБа 50 млрд. долл. для выкупа или погашения иностранным кредиторам долга российских компаний. Из Фонда национального благосостояния, накопленного бюджетом за
счет  экспорта нефти, ВЭБ получит 450 млрд. руб. для выдачи субординированного (на выгодных условиях) кредита российским банкам. Особенность такого займа в том, что взявшие его банки смогут вернуть кредит только в конце 2019 года. Иными словами, банки могут развернуться и почти без оглядки на срок строить свою многолетнюю денежную стратегию. Больше всего из суммы этого кредита (450 млрд.) получит ВТБ – 200 млрд. руб., еще 25 млрд.  руб. достанется Россельхозбанку. Их правительство и ЦБ может четче контролировать. Остальные 225 млрд. руб. пойдут другим банкам. Госбанки должны прокачать дополнительную ликвидность в надежные, соответствующие определенному рейтингу, коммерческие банки второго эшелона.
      Точное  их число сейчас не назову, но получат, конечно, не все подряд. Тем, кто способен лишь кое-как держаться на плаву, рассчитывать не на что. Внешэкономбанк предоставит сумму до 15% от капитала банка, если его акционеры, словом, субординированный кредит получат банки, сохранившие в целом здоровый баланс и доверие на рынке, не растерявшие клиентов, готовые полноценно работать с предприятиями реального сектора.
      В итоге за волонтариетскую  банковскую реформу, не учитывающей интересы народа, придется платить всей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Неэффективность  управления собственностью
      К 2008 году в стране насчитывалось только в промышленности 38% убыточных предприятий, где объем производства не рос, убытки увеличивались. Если брать предприятия, находящиеся в государственной собственности, то здесь 40% предприятий убыточны, а еще 20% имеют нулевую прибыль.
      Поэтому экономический рост в России опирался на очень узкий базис, только на прибыльную, нормально работающую часть предприятий и организаций в народном хозяйстве страны. Если рассмотреть структуру собственности в России, то получится треть собственности полностью является государственной, еще часть – частично государственной. Всего в зоне государственного сектора – около половины всей собственности. Она управлялась малоэффективно. Здесь выше доля убыточных и малорентабельных предприятий, ниже общеэкономический рост.
      Другая половина собственности в России является негосударственной, частной. Эта частная собственность делится на три части.
      Одна  из частей (примерно 25% всей собственности  в стране) является новой частной  собственностью, возникшей при переходе страны к рынку, часто на базе бывших кооперативов или нелегальных спекулятивных структур, получивших развитие в период процветания «черного» рынка в 1989-1991 гг. Часть этой собственности получила в свое время название «коммерческие структуры» в отличие от старой собственности, которая именуется обычно предприятиями и организациями. Коммерческие структуры являются нормальной рыночной собственностью – эффективной, динамично развивающейся. 11% по объему ВВП, т.е. несколько меньше половины этой новой собственности, составляет мелкий бизнес. О динамичности развития малого бизнеса говорить преждевременно из-за перегруженности его налогами, затрудненности с финансированием, отсутствия государственной поддержки.
      Остальные две части негосударственной  собственности (25% всей собственности в стране) возникли в результате ваучерной приватизации, или разгосударствления. Речь идет о предприятиях и организациях, возникших в 

советское время в условиях плановой централизованной экономики, в рамках отраслевых министерств  и ведомств.
      Примерно половина собственности из приватизированной с помощью ваучеров в силу разных причин (среди которых можно выделить такие как востребованность произведенной на этих предприятиях продукции в рыночном хозяйстве, приход к руководству энергичных руководителей из коммерческих структур, уже имеющих хоть и небольшой, но все таки рыночный опыт, хорошие производственные фонды, для добывающий предприятий – наличие высокой природной ренты) тоже стала нормальной капиталистической частной собственностью, динамично развивающейся и эффективной. Это прежде всего крупные корпорации, возникшие на базе государственной собственности, таких, как вертикально интегрированные нефтяные компании, крупные металлургические комбинаты, производящие черные и цветные металлы, отдельные химические комплексы, в частности, по производству минеральных удобрений, крупные предприятия лесопромышленного комплекса, компании в пищевой промышленности, крупные торговые сети, отдельные крупные агрофирмы и т.п. Фактически уже нет разницы между этими в основном крупными компаниями и коммерческими структурами. Именно этот обобщенный частный предпринимательский сектор, составляющий 35-40% всей собственности рос наиболее динамично, примерно от 15 до 20%.
      И наконец, последняя часть приватизированной  собственности, примерно половина ее является неэффективной. Она состоит из предприятий и организаций, работающих с убытком, во главе с неэффективными собственниками и вместе со значительной частью государственной собственности и с некоторой частью мелкого бизнеса (это до 40% всего народного хозяйства) постепенно деградирует. Это как бы отмирающие части развивающегося народно-хозяйственного организма.
      Узкий базис экономического роста, когда  только половина предприятий и организаций  демонстрирует развитие, десятая  часть топчется на месте, а
      последние 40% пятятся назад, резко ограничивало наши возможности, тянуло экономику вниз.
      Ни  о каком долговременном приросте в 7% в год в нашем народном хозяйстве  не могло быть и речи, пока сохранялся 40%-ый уровень убыточных предприятий.
      Поэтому целесообразно, было бы законным обязательным путем через рынок, при активном содействии государства продать эту убыточную собственность эффективным собственникам – российским и зарубежным. Но сделать это, возможно, не просто, поскольку руководители этих убыточных предприятий и организаций будут держаться за свои места. И региональные власти (та часть из них, которая тесно связана с этими предприятиями и организациями) тоже могут этому противиться. Но законные основания у государственных органов для такой передачи собственности, безусловно, были и есть: ведь она не дает нормальных доходов и прибыли в «черном теле» держит своих работников, не платит сполна налогов, путем бартера дезорганизует товарно-денежный оборот в хозяйстве.
      Другая  трудность состояла в том, чтобы  найти покупателя. Ведь эта собственность, как правило, давно устарела, не обновлялась, ее продукция не пользуется спросом, неконкурентоспособна, а самое главное – за этими предприятиями и организациями тянется большой шлейф долгов и государству, и банкам, и предприятиям-поставщикам, а часто и своим работникам. К тому же чтобы превратить эти отсталые предприятия и организации в эффективно работающие рыночные фирмы, нужны большие средства, которые потенциальный покупатель в большинстве случаев  потратит более эффективно, развивая свой бизнес.
      Значит, путь один – государство должно было создать такие условия, чтобы потенциальным инвесторам было экономически выгодно купить эту неэффективную пока собственность и вложить в нее средства. Немалый опыт распродажи неэффективной государственной собственности накоплен в разных странах, в том числе в развитых капиталистических странах, в ходе мер по
приватизации  собственности. Эти государства  отказывались от взимания штрафов и  пени, списывали полностью или  частично безнадежную задолженность  реструктурировали эту задолженность  на более благоприятных условиях и на более длительный срок. В ряде случаев предприятиям и организациям, которые приобретали эту собственность, давали временные льготы по налогам и таможенным пошлинам, государственные гарантии по кредитам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.