На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система социального обслуживания граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Оглавление 

   Введение……………………………………………………ст.2
   Глава I Понятие и принципы социального обслуживания 
   1.1 сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.ст.3-6
   1.2. система социального обслуживания населения: принципы, функции,
   виды и формы деятельности…………………………………ст.6-11 
   Глава II Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения…………………………………………ст.12-15 
   2.1 учреждения социального обслуживания семьи и детей…ст.15-20
   2.2 учреждения социального обслуживания пенсионеров….ст.20-25 
   Заключение………………………………………………………ст.27
   Список литературы………………………………………………ст.28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Социальная защита завтрашнего дня - это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения и соответствия этой деятельности требованиям государственных стандартов.
   Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.
   По мнению специалистов современной России, сохраняющаяся в настоящее время проблема - это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. Это показывает актуальность выбранной темы. Итак, актуальность темы "Система социального обслуживания" обусловлена тем, что применение утвержденных государственных стандартов социального обслуживания могло бы обеспечить более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг. Также могло создать условия для развития социального обслуживания, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, добровольности, приоритетности предоставления социальных услуг и конфиденциальности.
   Цель работы -  изучить систему социального обслуживания. Для достижения цели решены следующие задачи:
    определить понятие и принципы социального обслуживания,
    описать его сущность, цели, задачи, принципы, функции, виды и формы деятельности,
    исследовать и проанализировать учреждения социального обслуживания населения.
       Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
       1. Понятие и принципы социального обслуживания
   1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
   В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
   В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».11]
   Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».22
   Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).
   В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».13
   В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания, необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
   По нашему мнению, есть необходимость обратить внимание на Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) где социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.14
   Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих, так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
   При этом принципиально важными являются следующие моменты:
   - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
   - во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку;
   - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса.
   Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением.
   Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.1
   __________________
   1 Мачюльская Е.Е, право социального обеспечения. Учебное пособие, Москва 2004 г.
   1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
   Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
   Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые негосударственными организациями и частными лицами. Клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. рис. 1). Государственные социальные службы ориентированы на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых выделяются следующие:
   а) функция социальной помощи, которая включает:
   - учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке  (семей  с    несовершеннолетними    детьми    малообеспеченных граждан и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; 
 

    Рис. 1. Система помощи клиенту
   в системе социального обслуживания 

   
   
   
     

     
 

     

     

   
     

   
   
     
 
 
 

    - профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
   - надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
   - содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
   - организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
   б) функция консультирования, которая включает:
   - консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
   - участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
   - подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
   - родительский медико-психологический всеобуч;
   в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
   - социальную медико - психологическую реабилитацию безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
   - медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
   г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
   - предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
   - распространение среди населения медико - психологических, педагогических и иных знаний;
   - изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
   д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
   - участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
   - формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.
   Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):
   - предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
   - социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
   - социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
   - предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
   - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
   - консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;
   - реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
   Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.
   Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.
   Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
   Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
   Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время
   гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
   Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
   Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
   Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
   Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания.
   Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие в организации юридических услуг;) другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).2
   Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.
   Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.  Таким образом, можно сделать вывод, что функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
1 Мачюльская Е.Е, право социального обеспечения. Учебное пособие, Москва 2004 г.
2. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения
   Для эффективной организации социального обслуживания, система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
   Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ.
   Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей (см. рис. 2).  

   Рис.2. Основные центры
   социального обслуживания
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 

   Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
   Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
   Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
   - слабая правовая база системы социального обслуживания;
   - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
   - отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
   - нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
   - низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
   - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
   Обобщая вышеизложенное, мы обращаем внимание на то, что основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
   2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей
   Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
   - расширение возможностей семьи для решения жизненных задач;
   - установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
   - содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
   - развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
   Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи с государственными, конфессиональными общественными и частными структурами (см. рис.3).
   Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.
   Рис.3. Система взаимодействия семьи
   С различными структурами
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.