На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребление и сбережение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание------------------------------------------------------------------------------2
      Введение----------------------------------------------------------------------------------3
1 .  Изучение  потребления-----------------------------------------------------------------5
1.1 Характеристика  потребления --------------------------------------------------------7
1.2 Потребление  и уровень жизни-------------------------------------------------------7
1.3 Функция потребления-----------------------------------------------------------------9
2.   Средняя  и предельная склонность к  потреблению и сбережению----------14
2.1 Понятие средней  склонности к потреблению и  сбережению----------------14
2.2 Понятие предельной  склонности к потреблению и  сбережению-----------16
2.3 Прогнозирование  поведения потребителей--------------------------------------17
3.   Структура  потребления--------------------------------------------------------------21
3.1  Кривые  Энгеля -----------------------------------------------------------------------21
3.2   Потребление  и сбережения--------------------------------------------------------25
       Заключение----------------------------------------------------------------------------28
       Список использованной литературы---------------------------------------------29 
 
 
 
 

                              
 ВВЕДЕНИЕ
    Потребление является заключительной  стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного  продукта для удовлетворения  определенных потребностей. Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег. Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют: - промежуточное потребление отражено в счете производства СНС (Система национальных счетов - балансовый метод комплексной взаимосвязанной характеристики экономических процессов и их результатов на основе системы макроэкономических показателей, объединённых в таблицы описывает наиболее важные аспекты экономического развития) представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. - Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей  людей. Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно. Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках курсовой работы, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.
                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

                                      1.  Изучение потребления 
     Изучение потребления обобщение  информации, характеризующей потребление  населения, представляет собой  сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся: данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления; данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота; баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения; статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:
1) конечное  потребление домашних хозяйств (резидентов  и нерезидентов) на экономической  территории страны, охватывающее: расходы  на покупку потребительских товаров  (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей), расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей), конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда и  потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ)
2) покупку  потребительских товаров и услуг  домашними хозяйствами- резидентами  за границей;3) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами- нерезидентами на экономической территории страны. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2--3.Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг. Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение. 

                              1.1 Характеристика потребления
    Потребление - последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе и следует в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления:
1) Потребление  для воспроизведения новых благ, т. е. Потребление различного  рода капиталов, которые уничтожаются  в процессе производства, но ценность  которых восстанавливается в  создаваемом продукте; непроизводительным такое Потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) напр., употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной.
2) Потребление  для непосредственного удовлетворения  потребностей человека. При нормальном  состоянии народного хозяйства  Потребление имеет тенденцию  находиться в равновесии с  производством, все произведенные блага должны выполнить свое назначение  (должны быть потреблены людьми.) 

                              1.2 Потребление и уровень жизни
    Уровень жизни  это степень  обеспеченности населения материальными  и духовными благами исходя  из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, рост потребностей вызывает рост уровня жизни. Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др. К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является:
- "потребительская корзина" включает набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления.
- "минимальная  потребительская корзина" обеспечивает  минимальный уровень потребления, "Минимальная потребительская  корзина" рассчитывается для  стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Минимальная потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности". В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.
- "рациональная  потребительская корзина" отражает  наиболее благоприятную, научно  обоснованную структуру потребления.  
 

                                    1.3 Функция потребления.
    Одним из наиболее важных соотношений  в макроэкономике является функция потребления, которая иллюстрирует связь между уровнем расходов на потребление и уровнем личного располагаемого дохода. Это понятие, изобретенное Кейнсом, базируется на гипотезе, согласно которой существует стабильное эмпирическое соотношение между потреблением и доходом. Наиболее ярко функцию потребления можно изобразить в виде графика содержащего  графическую иллюстрацию семи уровней дохода.
  Рисунок  1.1 - График функции потребления
   В любой точке на 45°-ной линии,  потребление в точности равно доходу, и домашнее хозяйство имеет нулевые сбережения. Исследование функций потребления и сбережения началось с Д. Кейнса, который в 30-е гг. по понятным причинам был лишен достаточной информации относительно потребительского поведения домохозяйств и тем более возможности ее обработки на компьютере, он не располагал ни такой информацией, ни компьютерами. Однако его предположение о том, что среди множества факторов, влияющих на потребление, решающим является располагаемый доход, успешно прошло испытание временем:
С = f(Y).
   Кейнсианская функция потребления  показывает отношение реальных  потребительских расходов (С) к  реальному располагаемому доходу (Y) в их движении. Если бы отсутствовали  сбережения, и любой доход использовался  исключительно на потребление, тогда функция потребления приняла бы вид прямой под углом 45 градусов (биссектрисы). Однако в реальной действительности потребление может весьма существенно отличаться от дохода, причем как в одну, так и в другую сторону. Реальная функция потребления С = f (Y) представлена на графике линией АД, на которой точка Б = точка нулевого сбережения. Слева от нее (например, в точке А) расположена зона отрицательного сбережения, а справа (в точках В, Г, Д) - зона положительного сбережения. Величина потребления при каждом уровне дохода определяется расстоянием от оси Y до функции потребления, а величина сбережения - расстоянием от функции потребления до биссектрисы. При этом линия АД не проходит через начало координат (точку О), поскольку существует так называемое автономное потребление С - часть потребительских расходов, не зависящих от располагаемого дохода. Такой уровень потребления (существенно различающийся в странах мира) обеспечивает даже лишенным текущего дохода домохозяйствам правительство через систему трансфертных платежей, Кроме того, уровень автономного потребления зависит от ранее отложенных домохозяйствами сбережений, величины гуманитарной помощи из-за рубежа и т.п.
   Функция сбережения и по сей  день вызывает оживленные дискуссии  в мировой науке. У Кейнса она лишь зеркальное отражение функции потребления, поскольку решающим фактором, детерминирующим уровень реального сбережения (S) , признается опять-таки  располагаемый  доход.     S = f(Y)
 
  Рисунок  1.2 - График функции сбережения
Отсутствие сбережений характеризуется зоной ниже оси Y. Величину сбережений характеризует расстояние от оси Y до функции сбережения. Как видим помнению Кейнса функции потребления и сбережения выстраиваются в зависимости от динамики текущих доходов населения. Кейнс писал: "Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход". Продемонстрируем действие данного закона при помощи таблицы роста потребления и роста дохода. 
 
 
 

Гр. Годовой доход Y Потребл. C Пред. склон. к потреб. МРС Сбереж. S Пред. склон. к сбереж. MPS
А 600 648   -48  
Б 900 900 252/300=0.84 0 48/300=0.16
В 1200 1140 240/300=0.80 60 60/300=0.12
Г 1800 1608 468/600=0.78 192 132/600=0.22
Д 2400 2052 444/600=0.74 348 156/600=0.26
  Рисунок  1.3 –Таблица роста потребленная  и доходов 

    Предельная склонность к потреблению  ( МРС) равна отношению прироста  потребления к приросту располагаемого  дохода: МРС= sС / sY. Она показывает, какая часть дополнительного дохода направляется на приращение потребления.
   Предельная склонность к сбережению (МРS) равна отношению прироста  сбережения к приросту располагаемого  дохода: МРS = sS / sY. Из Рисунка1.3  видно,  что sC + sS = sY. Отсюда sС/sY + sS/sY = 1. Статистические данные показывают, что по мере роста текущего дохода МРС имеет тенденцию к снижению, а МРS - к росту. Но эту закономерность искажают многие обстоятельства, среди которых:
- нестабильность  экономического положения, которая ослабляет стимулы к инвестированию;
- инфляция, обесценивающая сбережения населения  и провоцирующая высокую потребительскую  активность;
- отсутствие  защищенности вкладов населения,  когда усиливается ажиотажный  спрос, накапливаются специфические виды сбережений- меха, гаражи, дачи, ювелирные изделия и т.п.
   Средняя склонность к потреблению  (АРС) характеризует отношение  между общим объемом потребления  и объемом располагаемого дохода:
АРС = С/Y                                                                                                           (1.1)
По Кейнсу с увеличением располагаемого дохода АРС сокращается.
С = С + МРС  х Y                                                                                                (1.2)
С/Y = С/Y + МРС                                                                                               (1.3)
АРС = С/Y + МРС                                                                                              (1.4)
Как видим, средняя склонность к потреблению всегда выше предельной (если автономное потребление С выше нуля). 
 

   
 
 
 
 

    2. Средняя и предельная склонность  к потреблению и сбережению
        2.1 Понятие средней склонности  к потреблению и сбережению
    Средняя склонность к потреблению и к сбережению Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идёт на потребление, называется средней склонностью к потреблению (APC), а та доля общего дохода, которая идёт на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (APS).
                                                                                             (2.1)
                                                                                               (2.2) 

      Рассчитав APC и APS при каждом из 10 уровней DI, указанных в таблице 2.1, увидим, что с увеличением доходов после уплаты налогов (DI) APC падает, а APS возрастает. Тем самым количественно подтверждается сделанный только что вывод: потребляемая доля общего дохода после уплаты налогов снижается и возрастает по мере его увеличения. Поскольку доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить всю величину дохода любого уровня (APC + APS = 1).
Уровень производства и дохода (ЧНП  = DI)
Потребление, С Сбережения, S(1) -(2) Средняя склонность к потреблению (APC) (2) / (1)
Средняя склонность к сбережению (APS) (3) / (1)
Предельноя  склонность к потреблению (MPS) D(2) / D(1)
Предельная  склонность к сбережению (MPS) D(3) / D(1)
   
1 2 3 4 5 6 7  
  (1) 370 375         - 5 1,01      - 0,01 0,75 0,25
  (2) 390 390 0 1,00 0,00 0,75 0,25
  (3) 410 405 5 0,99 0,01 0,75 0,25
  (4) 430 420 10 0,98 0,02 0,75 0,25
  (5) 450 435 15 0,97 0,03 0,75 0,25
  (6) 470 450 20 0,96 0,04 0,75 0,25
  (7) 490 465 25 0,95 0,05 0,75 0,25
  (8) 510 480 30 0,94 0,06 0,75 0,25
  (9) 530
 
495
 
35
 
0,93
 
0,07
 
0,75
 
(10) 550 510 40 0,93 0,07 0,75  
 Таблица  2.1 -  Расчет APC и APS при 10 уровня DI 
  То, что домохозяйства потребляют определённую долю данного общего дохода, например 45/47 часть дохода после уплаты налогов в 470 млрд. дол., еще не гарантирует, что они будут потреблять туже самую долю при изменении величины дохода.
       2.2 Понятие предельной склонности к потреблению и сбережению
 Доля, или часть прироста дохода, которая  потребляется, называется предельной  склонностью к потреблению (MPC). Или же, другими словами, это  отношение любого изменения в  потреблении к тому изменению  в величине дохода, которое привело к изменению потребления:
                                                                           (2.3)         
      Аналогично: доля любого прироста дохода, которое  идёт на сбережение, называется предельной склонность к сбережению (MPS). MPS – это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
                                                                          (2.4)        
Так, если текущий доход после уплаты налогов и доход домохозяйств, составлявший 470 млрд. дол. (строка 6), возрос на 20 млрд. дол. и достиг 490 млрд. дол. (строка 7), то видно, что они будут потреблять 15/20, или 3/4, и сберегать 5/20, или 1/4, от данного прироста дохода. Другими словами, MPC составляет 3/4, или 0,75, а MPS – 1/4, или 0,25. Сумма MPC и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, по существу, идёт на сбережения. Поэтому потреблённая доля (MPC) и сбережённая доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: MPC + MPS = 1. В нашем примере: 0,75 + 0,25 = 1.  Математически MPC – это числовое значение угла наклона линии потребления, а MPS – числовое значение угла наклона линии сбережений. Наклон любой кривой можно определить отношением вертикального смещения к горизонтальному смещению, которые происходят от одной точки к другой на данной линии.  Итак, из данных таблицы и видно, что потребление изменяется на 15 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении в доходе после уплаты налогов на 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение); то есть угол наклона линии потребления равняется 0,75 (= 15 : 20), что и является величиной MPC. Из таблицы 2.1 также видно, что сбережения изменяются на 5 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении дохода после уплаты налога на каждые 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение). Поэтому угол наклона линии сбережений составляет 0,25 (= 5 : 20), что и является величиной MPS.
    Не все экономисты полностью  согласны с подобной зависимостью  изменений MPC и MPS от возрастания  дохода. В течение многих лет  утверждалось, что с ростом дохода MPC понижается, а MPS увеличивается. То есть считалось, что потребляться будет уменьшающаяся доля прироста дохода, а сберегаться – возрастающая. Теперь же многие экономисты полагают,  что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны. Статистические данные, в том числе приведенные на рис. 3, подтверждают такую точку зрения. 

                      2.3.Прогнозирование поведения потребителей
    С целью прогнозирования поведения  потребителей рассчитываются специальные  показатели: индекс потребительских  настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специализированным Фондом. Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается Госкомстатом России. Изучение динамики ИПН дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (население) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения. ИПН строится на данных опросов общественного мнения по вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один. Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Динамика индекса связана с поведением массового потребителя. Измерения ИПН осуществлялись по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса — 101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения. Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе. Обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий — ИПО. Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения. Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйству подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выбор домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, представляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и Других институциональных заведениях, монастырях/религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях). Формирование стратифицированной (территориальной) выборки, которая была использована для отбора конкретных домохозяйств в выборочную совокупность обследования потребительских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих обобщенных условий и ограничений: если
30 ? ni ? win , где n — объем выборочной совокупности; ni — объем подвыбoрки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы); i — номер субъекта РФ, где проводится обследование потребительских ожиданий населения; i = 1 , . . . , 88; w — доля взрослого населения региона в общей численности взрослого населения России. Для корректировки выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов для проведения взвешивания в пределах регионов и для проведения взвешивания в целом по России.
  В  общем виде формула для расчета  весов имеет вид: где ig - вес  по признаку g; wg - доля населения  в генеральной совокупности, обладающего  характеристикой g; n - общее число  опрошенных; nq — число опрошенных, обладающих характеристикой g.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.