На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма правления: понятие и исторические разновидности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Глава 1.    Форма правления: понятие и исторические разновидности.
       Форма правления – это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
             Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства.  При аграрном  строе  значение  формы  правления сводилось лишь к определению того,  каким образом  замещается  должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма  и  перехода  к  индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,  появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то,  как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством,  как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас,  прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
       Форма государственного правления дает возможность  уяснить:
- как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
    - как строятся  взаимоотношения  между  высшими  и  другими  государственными органами;
    - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
    - в какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы гражданина.
              По   указанным   признакам    формы    государственного    правления подразделяются на:
 - монархические (единоличные, наследственные);
 - республиканские (коллегиальные, выборные). 

                                   Схема форм правления.                                     
Схема 1. 

 

 
 



 
 

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития
       Монархия это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.1
       Основными признаками классической  монархической  формы правления являются:
      -  вся полнота власти в государстве  с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;
       -  монарх пользуется – титулом  (король, царь, император, фараон);
       -  монарх  получает власть, как правило,  по наследству;
      -  народ не имеет отношения к  формированию власти, прежде всего  главы государства.
       Выше  уже говорилось, что основными  признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы  государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.
       Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992г., Оман 1996г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).
       Монарх  не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).
       Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.
       Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
      Абсолютная  монархия
 
       При  абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.2
       К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся:
-  ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений;
- юридически неограниченная власть монарха;
    -  наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной    армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
       Мнения  исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.
       По  существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура — совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги мусульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.
       Большинство из рассматриваемых монархий имеют  теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это — теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены слабее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя существует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.
       Особое  место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как отмечалось, коллегиальному органу — Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971г. имеет значительные властные полномочия. 

      Конституционная монархия
 
       Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
       Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
         Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
       Парламентарная  монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:
       - правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
       - лидер партии,  обладающий наибольшим  числом  депутатских  мест, становится  главой государства;
       - в законодательной,  исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является  символической;
       - законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются монархом;
       - правительство согласно конституции  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.  Парламентарная монархия характерна  для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).3
       При дуалистической монархии государственная власть  носит двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
       Дуалистическая  монархия первоначальная форма ограниченной монархии.
       Такая форма, при которой уже в той  или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.
       Дуалистическая  монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах4.
       В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.
       Таким образом, мы рассмотрели монархические  формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.
 

        Глава 3. Республика: понятие, признаки, виды
       Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.5 Общими  признаками  республиканской формы правления являются:
       - существование единоличного и  коллегиального главы государства;
       - выборность  на  определенный  срок  главы  государства и  других верховных органов государственной власти;
       - осуществление  государственной  власти не по собственному праву, а по поручению народа;
       - юридическая  ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;
       - обязательность  решений  верховной   государственной  власти для  всех других государственных  органов;
    преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
       Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления.6
       В процессе исторического развития формы  правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью  их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
       Рабовладельческая государственность существовала в  форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
       Республиканская  форма правления существовала в  виде аристократической и демократической республик.
       В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
       В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
       По  характеру взаимоотношений между  законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики. 

       3.1 Президентская республика 

        Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
       Наиболее  характерные черты президентской республики:
-  президент  одновременно выступает и главой  государства, и главой правительства;
-   внепарламентский метод избрания  президента и формирования правительства;
-  наиболее  последовательно  проведен принцип  разделения  властей;
-   ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
-   более широкие, чем в парламентарной  республике полномочия главы государства;
        Законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской   республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц исполнительной  и судебной власти путем импичмента может иметь место лишь,  если со стороны этих  лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на  принятые  им   законы   отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом  должностных  лиц,  а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.
       Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. 

3.2 Парламентарная республика 

       Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.7
       В такой республике правительство  формируется парламентским  путем  из числа депутатов,  принадлежащих  к тем партиям,  которые располагают  большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор,  пока располагает поддержкой  парламентского  большинства. В  случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку,  либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.
       Как правило,  глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом  парламентского контроля  над  исполнительной властью. 
       Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
       Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как  правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
       Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью.  Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями,  поскольку  он разрабатывает и принимает государственный бюджет,  определяет  перспективы  социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
       Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.
3.3 Смешанная республика
       Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые  полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в 1958г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране.8 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.
       Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
       В полупрезидентской республике имеются  следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
       - президент избирается непосредственно  избирателями, что делает его  независимым от парламента и  дает возможность противопоставлять себя парламенту;
       - вице-премьеров и министров президент  может назначить по своему  усмотрению, независимо от партийной  расстановки сил в парламенте;
       - правительство несет ответственность  перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.
       Наряду  с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.