Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы экологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЕГО СИСТЕМЫ…...4
            §1.Экологическое право………………………………………………….4
        §2. Экологическая система....………………………………………….....8
ГЛАВА 2.ИСТОЧНИКИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА . РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ..14
ГЛАВА 3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ДОКТРИНА В РФ……………………………19
ГЛАВА 4.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ…………………………….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28 
ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время проблема экологии стала одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Выбросы отходов, мусора в водоемы, леса, использование аэрозолей, бензина – все это негативно  отражается на нашей окружающей среде.
    Поэтому сегодня как нельзя актуально  стоит вопрос о законодательном регулировании такого объекта как экологическая система.
    Этим  вопросом озадачены многие ученые такие  как: Петров В.В., Лопашенко Н.А., Ерофеев  Б.В. и многие другие. В своих работах они не только дают понятие экологии и выявляют ее проблемы, но и  определяют, что же такое экологическая система и выделяют экологические преступления в отдельную группу преступлений и правонарушений, санкции за которые предусмотрены гражданским, уголовным, административным законодательством и др.
    Передо  мной стоит цель, в своей контрольной  работе как можно глубже понять экологическую  систему как объекта правового  регулирования.
    В соответствии с поставленной целью  я выделяю для себя следующие  задачи:
      дать определение понятия экологического права и его системы
      обозначить место экологической системы в правовом регулировании
      указать нормы, регулирующие экологические правоотношения
      и, наконец,  дать анализ экологическим правонарушениям и ответственности за их совершение.
 

     ГЛАВА 1.  Понятие экологического права и его системы
    §1. Экологическое право 

    Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой1.
    Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.
    Экологическое право характеризуется рядом  сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.
    Одна  из черт данной отрасли права –  ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.
    С этой чертой экологического права связана  и такая его особенность, как  чрезвычайная интенсивность развития.
    К особенностям экологического права  относится и специфичность терминологии, специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.
    Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.
    Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.
    С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием  связана и такая его особенность, как смешанность методов правового регулирования.
    Глобальность  и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.
    Открытость  экологического права – важнейшее его свойство2.
    Исключительные  обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.
    Российское  экологическое право характеризуется  значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.
    Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность, которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.
    Конечно же, никакая отрасль права не обходится без своих принципов. Понятие правового принципа разработано в теории права. Это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
    Принципы  экологического права как отрасли  права, как в объективном, так и в субъективном смысле должны максимально соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы.
    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся:
    – соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
    – обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
    – научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
    – охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
    – ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
    – платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
    – независимость контроля в области охраны окружающей среды;
    – презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
    – обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
    – обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
    – приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
    – сохранение биологического разнообразия;
    – обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
    – запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
    – соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
    – ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
    – участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
    – международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды. 

§2. Экологическая система
    Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.
    Анализ  экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.
    Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.
    При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.
    1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий3.
    2. Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов.
    При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который  в практике экологопользования получил  название ландшафтного. Ландшафтный  подход в использовании природных  объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции4.
    3. Биопродуктивность. Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами5.
    4.Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах6.
    Данные  признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.
    Широкий подход к понятию и предмету экологического права дает возможность выделить в качестве структурных его элементов  следующие:
1. собственно право как совокупность правовых норм;
2. центральное звено (или ядро), экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека и групп людей с окружающей средой;
3. юридическая практика, индивидуальные предписания, определяющие то или иное экологически значимое поведение;
4. совокупность актов, регулирующих такое поведение;
5. правовая экологическая идеология, правовые экологические эмоции;
санкции;
6. система нормативных актов как источников права, содержащих правовые экологические нормы;
7. примыкающие к ним индивидуальные акты правоприменения и интерпретационные акты.
    Такой широкий подход к праву был  сформулирован в работах известного социолога права В.П. Казимирчука, и его использование в правовом регулировании охраны окружающей среды весьма плодотворно.
    Более подробную характеристику системы  экологического права дает Боголюбов  С.А. Он считает, что предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения  условно можно разделить на три  видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы7.
    Первую  часть составляет собственно природоохранное  право, регулирующее общественные отношения  по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных  правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права - обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
    Вторая  составная часть экологического права включает регулирование отдельных  частей этого природного дома. Это - природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием - окружающей человека природной средой.
    В третью часть экологического права  входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды. Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это, прежде всего, нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений. Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
    Трудно  найти отрасль права, которая  в той или иной мере не обслуживала  бы экологическое право. Это - конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права.
    Наиболее  подробную характеристику системы  экологического права дает Петров В.В. - он подробно рассмотрел две системы экологического права и дал их более подробную характеристику8.
    Он  считает, что до разграничения экологического права от природноресурсовых отраслей права система экологического права  носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части.
    В общей части рассматривались  общие, единые для охраны и использования  природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность.
    В особенной части рассматривались  вопросы правового режима охраны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и комплексные вопросы  правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д.
    Модернизация отношений между экологическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.
    В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических  частей.
    Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
    Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья; экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза и экологический контроль.
    Третья  рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях,
    Четвертая - экологическая ответственность. Речь идет об основаниях и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологической ответственности, о формах возмещения вреда и методах  предупреждения нарушений.
    Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий принципы, договоры и конвенции, международные  объекты охраны, международные организации, международные конференции. 
 
 

 

     ГЛАВА 2.Источники экологического права. Роль Конституции в регулировании экологической системы. 

    Под источниками экологического права  понимаются объективированные в  документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей9.
    Наиболее  распространено деление источников экологического права на три группы:
    – нормативные юридические акты;
    – прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;
    – санкционированные обычаи.
    Более подробная классификация разделяет  их:
    – на законодательные акты;
    – нормативные акты органов управления (исполнительной власти);
    – правовые обычаи;
    – судебную практику и судебный прецедент;
    – правовую доктрину (юридическую науку);
    – нормативные акты общественных организаций;
    – нормативные акты частных организаций;
    – договоры.
    Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.
    1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:
    – на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;
    – на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
    – локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).
    2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).
    3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.
    При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.
    Особое  место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
    Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.
    Иерархия  эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).
    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
    Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:
    – в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;
    – в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства;
    – в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и ее субъектов.
    Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ.
    Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ:
    – земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1);
    – земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.