Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Лечебная физическая культура

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                          г. Москва 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
                   ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Практическая  работа
                ученицы 11 класса «А»
                ГОУ СОШ №648
                Качалиной Лидии
                Преподаватель: Дегтярева С.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                    ноябрь 

                   2010 год 

                                  Содержание работы: 
 
 

    Введение
 
    Симптомы заболеваний  органов дыхания
 
    Механизмы лечебного  действия физических упражнений
 
    Дыхательные упражнения в ЛФК
 
    Особенности методики ЛФК
 
    Список использумой  литературы

Лечебная  физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Введение
Человек - общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Сущность человека нельзя свести к особенностям его  анатомического строения, например, вертикальному  положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно-исторического развития.
При этом он имеет  не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных.
Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, не достиг в течение сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек).

Симптомы  заболеваний органов  дыхания

Болезни органов  дыхания занимают большое место  среди поражений внутренних органов  и встречаются почти так же часто, как заболевания сердечно-сосудистой системы. Симптомы заболеваний органов дыхания: одышка, удушье, выделение мокроты, кашель, кровохарканье, боли в грудной клетке.
Одышка выражается в увеличении частоты и изменении ритма и характера дыхания. Она сопровождается ощущением недостатка воздуха. В зависимости от того, какая фаза дыхания затруднена, одышка может быть инспираторной (затруднен вдох), экспираторной (затруднен выдох) и смешанной.
Удушье — крайняя степень одышки, развивается при спазме бронхов, спонтанном пневмотораксе, отеке легкого, закупорке артерий малого круга кровообращения. Удушье, наступающее внезапно, в виде приступа, называется астмой.
При различных  поражениях органов дыхания в  дыхательных путях образуется мокрота. Слизистая мокрота типична для  разгара большинства воспалительных процессов в бронхах или легких. Гнойная мокрота характерна для абсцесса легкого, нагноившихся бронхоэктазов. Трехслойная мокрота (слизь, гной, сыворотка) образуется при абсцессах и кавернах.
Кашель — рефлекторно-защитный акт, возникающий при раздражении слизистой оболочки дыхательных путей. Внезапный и сильный выдох, который происходит вначале при закрытой голосовой щели, выбрасывает из дыхательных путей мокроту или случайно попавшие инородные частицы (влажный кашель). При раздражении дыхательных путей или плевры может быть кашель без выделения мокроты (сухой кашель).
Кровохарканье — выделение крови с мокротой, обильное отхождение крови называется легочным кровотечением.
Боли, связанные с поражением легких или плевры, ощущаются обычно в глубине груди, особенно в боковых ее частях, и усиливаются при глубоком дыхании и кашле.
При всех заболеваниях органов дыхания нарушается их функция  вследствие различных, причин: ограничения  подвижности грудной клетки и  легких, ухудшения проходимости дыхательных путей; уменьшения дыхательной поверхности легких; снижения эластичности легочной паренхимы; нарушения диффузии газов в легких; нарушения центральной регуляции дыхания и кровообращения в легких.
Универсальным проявлением расстройства дыхания  является дыхательная недостаточность — такое состояние организма, при котором либо не поддерживается нормальный газовый состав крови, либо поддерживается за счет усиленной работы аппарата внешнего дыхания, снижающей функциональные возможности организма. Дыхательная недостаточность может иметь (условно) три степени. Основным симптомом недостаточности первой степени является одышка, возникающая при физическом напряжении, ранее ее не вызывавшем. При этой степени (так называемой скрытой дыхательной недостаточности) все показатели функции внешнего дыхания в покое соответствуют должным величинам, недостатка кислорода организм не испытывает. Под влиянием какой-либо нагрузки компенсаторные механизмы включаются тогда, когда у здорового человека еще нет необходимости в их использовании.
При второй степени  дыхательной недостаточности одышка наступает вследствие незначительного  физического напряжения. Благодаря  полноценной компенсаторной избыточной вентиляции недостатка кислорода в  организме может и не быть.
При третьей  степени дыхательной недостаточности одышка появляется даже в состоянии покоя, легочные объемы значительно отличаются от должных. Помимо избыточной вентиляции наблюдается недостаток кислорода в организме, будь то артериальная гипоксия или наличие недоокисленных продуктов обмена в крови. Имеются уже выраженные нарушения не только вентиляции, но и диффузии.

Механизмы лечебного действия физических упражнений

 
Между дыхательной системой и аппаратом движения существует тесная физиологическая и функциональная связь. Мышечная деятельность — главный фактор, изменяющий функционирование органов дыхания в нормальных условиях. Каждое движение, вызывая изменение химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. К тому же возможно произвольное регулирование дыхания.
В патологических условиях физическими упражнениями можно широко и точно воздействовать на функцию дыхания: в одних случаях  улучшить приспособительные реакции, в других — нормализовать нарушенные функции.
Занятия лечебной физической культурой, тонизируя центральную нервную систему, способствуют улучшению нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействия коры и подкорки. Повышая интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме, в том числе вентиляции и газообмена, физические упражнения оказывают общеоздоровительное действие при заболеваниях органов дыхания. Создается оптимальный фон для использования других механизмов лечебного действия и активизируются защитные силы организма.
Под влиянием систематически выполняемых физических упражнений улучшается крово- и лимфообращение в легких и плевре. Активизация обменных процессов способствует более полной дезинтоксикации организма. Результатом механизма трофического действия упражнений является также активизация регенеративных процессов. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично получить обратное развитие. Это касается в равной мере бронхов, легочной ткани, дыхательных мышц, суставного аппарата грудной клетки и позвоночного столба. Физические упражнения предупреждают ряд осложнений, которые могут развиваться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), вторичные деформации грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений является восстановление эластичности легкого.
Улучшение оксигенации  крови при выполнении дыхательных  упражнений нормализует обменные процессы в органах и тканях всего организма.
При любом заболевании  дыхательного аппарата, вызывающем расстройства функции дыхания, в порядке приспособления организма формируются самопроизвольные компенсации, которые могут закрепляться и автоматизироваться. Одной из наиболее распространенных реакций компенсаторных реакций при недостаточности дыхания является одышка с частым и поверхностным дыханием. Применяя дыхательные упражнения с произвольным урежением и углублением дыхания, удается обеспечить более рациональную компенсацию.
Физические упражнения, подобранные в соответствии с  состоянием больного, способствуют увеличению дыхательной поверхности легких-за счет включения в работу дополнительных альвеол. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями, что помогает борьбе с гипоксией. Для формирования компенсаций при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфиземе, пневмосклерозе, состоянии после резекции легкого и др.) необходимо активно применять упражнения, направленные на усиление отдельных фаз дыхания, тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки.
Специально подобранные  исходные положения дают возможность  резко улучшить дренажную функцию  и способствуют удалению из бронхов  и альвеол патологического содержания (слизи, гноя, продуктов распада ткани).
Благодаря физическим упражнениям нормализуется функция  внешнего дыхания. В основе этого  механизма лежит перестройка  патологически измененной регуляции  дыхания. За счет произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигается полное равномерное дыхание, должное соотношение фаз вдоха и выхода с акцентом на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление легких (ликвидация ателектазов), и возможно равномерная их вентиляция. В процессе систематической тренировки полноценный дыхательный акт закрепляется по механизму образования условных рефлексов. Постепенным увеличением дозировки общеразвивающих упражнений достигается восстановление функции дыхания на уровне, необходимом для выполнения мышечной работы.
Нормализация  газообмена происходит за счет воздействия  не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (улучшение окислительных  процессов на периферии и повышение  коэффициента утилизации кислорода  под влиянием физических упражнений).
При заболеваниях легких, как уже говорилось, страдают все системы организма, и в первую очередь сердечно-сосудистая. Поэтому следует иметь в виду и нормализующее влияние физических упражнений на кровообращение, на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к физическим нагрузкам различного характера.
У детей в  силу ряда анатомо-физиологических  особенностей аппарат внешнего дыхания  и газообмен функционируют в  условиях, обеспечивающих потребности  организма в кислороде за счет более напряженной деятельности, чем у взрослых. Физиологические приспособительные механизмы детского организма нестойки, а резервы недостаточны, поэтому легко возникает дыхательная недостаточность. Это объясняет и сравнительно частые заболевания органов дыхания у детей и особую роль в комплексном лечении этих заболеваний средств ЛФК, направленных на компенсацию дыхательной недостаточности и увеличение функциональных резервов.

Дыхательные упражнения в ЛФК

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные упражнения, среди которых особое значение имеют дыхательные упражнения.
Общетонизирующие  упражнения усиливают дыхание. Для  активизации функции дыхательного аппарата применяются упражнения умеренной и большой интенсивности. В тех случаях, когда активизация дыхания не показана, используются упражнения малой интенсивности.
Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной  клетки и диафрагмы. Упражнения для пояса верхних конечностей активизируют кровообращение в легких; создается так называемая «рабочая гиперемия», которая способствует ликвидации воспалительного процесса, уменьшению застойных явлений в легких, предотвращению развития пневмосклероза.
Дыхательные упражнения относятся к специальным. Они совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движения.
Во время вдоха  под воздействием дыхательных мышц грудная клетка расширяется в  переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Однако вентиляция легких при этом осуществляется неравномерно: больше всего воздуха поступает в те части легкого, которые прилегают к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагме; хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.
Неравномерность вентиляции легких проявляется в еще большей степени при заболеваниях органов дыхания. Для улучшения вентиляции в различных участках легких очень важен выбор исходного положения. Если плохо вентилируются верхушки легких, применяются статические дыхательные упражнения (дыхание без дополнительных движений рук и туловища) в исходном положении руки на пояс, увеличение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. С целью активизации дыхания в боковых отделах легких используется исходное положение лежа на противоположном боку.
Выбор исходного  положения зависит также от того, какое действие физических упражнений является необходимым в данный период лечения. Для облегчения формирования компенсаторных реакций используется исходное положение, при котором улучшается вентиляция здоровых отделов легких (например, лежа на больном боку). С целью ускорения процессов нормализации функции применяется исходное положение, при котором облегчается дыхание в больных отделах легких.
При лечебном применении дыхательных упражнений следует помнить, что вдох — процесс активный. Он происходит за счет сокращения дыхательной мускулатуры. Спокойный выдох осуществлявляется при расслаблении дыхательных мышц под действием силы тяжести грудной клетки, усиленный выдох — при активном сокращении дыхательных мышц и за счет эластических свойств легочной ткани.
Для усиления вдоха  или выдоха или увеличения вентиляции в определенном участке легких дыхательные  упражнения сочетаются с движениями конечностями или туловищем (динамические дыхательные упражнения).
При заболеваниях органов дыхания чаще всего нарушается выдох. В связи с этим дыхательные  упражнения необходимо выполнять в  медленном темпе, с удлинением фазы выдоха. При плевральных спайках, рубцовых изменениях легочной ткани, снижении подвижности грудной клетки используются динамические дыхательные упражнения с акцентированным вдохом, увеличивающие подвижность ребер, позвоночного столба, пояса верхних конечностей диафрагмы.
При помощи дыхательных  упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания. Для этой цели в основном применяются упражнения в произвольном урежении дыхания.
При показаниях к усилению вдоха или выдоха во время выполнения дыхательных упражнений произвольно изменяется соотношение  по времени между этими актами. Так, для усиления выдоха увеличивается его продолжительность.
Дополнительное  сопротивление (вдох через суженные губы, через трубку, надувание резиновых  камер и т. п.) уменьшает частоту  дыхания, увеличивает его глубину  и активизирует работу дыхательных мышц.
Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища вперед, подъемом ног вперед и т. п.
Дыхательные упражнения в сочетании с наклоном туловища в сторону способствуют расслаиванию или растягиванию плевральных спаек. Например, при плевродиафрагмальных спайках показаны наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом, а при спайках в боковых отделах грудной клетки — наклоны в здоровую сторону в сочетании с выдохом. Дыхательные упражнения, выполняемые в дренажном положении, — наклон туловища в сторону, противоположную локализации патологического процесса, в направлении бифуркации трахеи, — способствуют выведению мокроты и гноя. Дыхательные упражнения с произношением звуков на выдохе — снятию бронхиального спазма.
Особое значение в занятиях ЛФК придается упражнениям в расслаблении. Они помогают нормализовать течение нервных процессов, уменьшить возбуждение дыхательного центра, выровнять тонус дыхательной мускулатуры и снять патологические спазмы.
Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства легочных заболеваний, при крайне тяжелом течении заболевания и при злокачественных опухолях.
Лечебная физическая культура является неотъемлемой и наиболее существенной частью медицинской реабилитации больных с заболеваниями дыхательной  системы, так как не только способствует морфологическому и функциональному  восстановлению органов дыхания, но и обеспечивает совершенную адаптацию организма в целом к обычным для данного больного условиям быта, труда, спорта.
В зависимости  от задач лечения или реабилитации показателями эффективности лечебной физической культуры являются: положительная  динамика клинической картины, улучшение функциональных показателей внешнего дыхания и других физиологических систем, восстановление двигательных навыков и умений, повышение физической работоспособности, а также сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды.
При использовании  лечебной физической культуры в терапии  болезней органов дыхания у детей  следует учитывать уровень развития ребенка. От этого зависит подбор лечебных средств, например активных, пассивных или рефлекторных гимнастических упражнений и т. д. В занятиях с больными дошкольного возраста широко применяют имитацию, подражание знакомым образам птиц и зверей, игровой метод проведения занятий, подвижные игры. В связи с продолжающимся в течение всего периода детства морфологическим созреванием и функциональным совершенствованием дыхательного аппарата очень большое значение имеют дыхательные упражнения. Нагрузка в занятиях должна увеличиваться очень постепенно, однако в основном периоде лечебного курса она может достигать относительно больших величин, чем у взрослых. 

Особенности методики ЛФК

 
Для каждого  отдельного заболевания органов  дыхания существует  специально-разработанная  методика лечбной физической культуры.

ЛФК при острой пневмонии

   Лечебную гимнастику начинают применять по установлении нормальной или стойкой субфебрильной температуры, при картине обратного развития воспалительного процесса в легких по данным клинического, рентгеновского и лабораторного обследований и при отсутствии выраженных явлений сердечно-сосудистой недостаточности.
Лечебная физическая культура при острой пневмании решает следующие задачи: повышение тонуса и реактивности организма; улучшение лимфо- и кровообращения в легких, что способствует ликвидации воспалительных процессов и активизации приспособительных механизмов; предупреждение образования спаек в плевральной полости; восстановление правильного механизма дыхательного акта; улучшение функции сердечно-сосудистой системы и восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам.
При постельном режиме используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности для рук и ног. Упражнения для туловища выполняют с небольшой амплитудой, дыхательные упражнения — без углубления дыхания, щадя пораженное легкое, т. е. без увеличения подвижности грудной клетки с больной стороны. Необходимо обращать внимание на урежение дыхания. Все упражнения следует выполнять в исходном положении лежа или полусидя с высоко поднятым изголовьем. Длительность занятия 10—12 мин. По мере улучшения состояния больного начинают применять исходное положение сидя, а при переводе больного на палатный режим — стоя. В этот период увеличивается число упражнений для пояса верхних конечностей и туловища. Эти упражнения являются специальными при пневмонии. Рекомендуются такжедыхательные упражнения, улучшающие вентиляцию пораженных отделов легких; упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки (наклоны, повороты), в сочетании с дыханием — для предупреждения образования плевральных спаек; ходьба; упражнения с предметами. Общая нагрузка постепенно возрастает. Продолжительность занятия составляет 20—25 мин.
При свободном  режиме увеличивается число общеразвивающих  упражнений для всех мышечных групп, применяются упражнения с набивными  мячами, булавами, гантелями, упражнения на снарядах (гимнастической стенке, скамейке и т. п.). Ходьба в среднем темпе чередуется с ускорениями (физические упражнения большой интенсивности активизируют дыхание). На этом фоне используются дыхательные упражнения, нормализующие дыхательный акт. Продолжительность занятия 25—30 мин.
После выписки  больного из стационара рекомендуется  продолжать занятия ЛФК, так как восстановления функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем к этому времени еще не наступает. Необходимо продолжать также мероприятия по дальнейшей реабилитации (закаливание организма, длительные прогулки, игры и спортивно-прикладные упражнения).

ЛФК при хронической  пневмонии

В периоде обострения лечебную физическую культуру назначают во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного. Она решает задачи общего укрепления организма, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, что способствует рассасыванию воспаления и предупреждению дальнейшего развития пневмосклероза, совершенствованию дыхательного акта, улучшению оттока мокроты, снятию спазма бронхов, расправлению ателектазов и расслаиванию плевральных спаек.
При стойких  изменениях в легких физические упражнения способствуют совершенствованию компенсации нарушенной вентиляции. Особое значение имеет улучшение осанки больных.
При обострении заболевания наряду со средствами, применяемыми при острой пневмонии, в занятия включаются упражнения, способствующие снятию спазмов бронхов: с удлиненным выдохом, произношением звуков (ж—ж, у—у, о—о), сокращением мимической мускулатуры, а также диафрагмальное дыхание и общее расслабление.
Обязательными являются меры, улучшающие отток мокроты: дренажное исходное положение, частая смена исходного положения, откашливание (рис. 10)

В период ремиссии ЛФК должна проводиться по санаторному режиму, соответствующему состоянию больного. Общетонизирующие упражнения должны быть направлены на активизацию функции дыхания, специальные упражнения — на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры и брюшного пресса. Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять с удлиненным выдохом. В зависимости от клинических проявлений заболевания используют специальные упражнения, характерные для различных заболеваний органов дыхания; включают упражнения, формирующие правильную осанку.
Кроме занятий  лечебной гимнастикой применяется утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, элементы спортивных игр и других видов спорта. Занятия лечебной физической культурой дополняются закаливанием.

Схема построения занятия  ЛФК во время палатного  режима при обострении хронической пневмонии

Вводная часть. Построения и перестроения. Ходьба в изменяющемся темпе. Дыхательные упражнения статического и динамического типа. Продолжительность этой части 3—5 мин. (темп выполнения упражнения различный, амплитуда полная; следить за правильной осанкой).
Основная часть. Упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений, с элементами отягощения и сопротивления. Упражнения для коррекции и воспитания навыка правильной осанки. Дыхательные упражнения (статические и динамические), упражнения с произношением звуков, обучение полному дыханию. Упражнения на расслабление. Упражнения из дренажных исходных положений, сопровождающиеся покашливанием. Продолжительность основной части 15—20 мин. (общая нагрузка постепенно возрастает: обеспечивается полноценное дыхание через нос; рекомендуется частая смена исходных положений).
Заключительная часть. Ходьба с постепенным замедлением. Упражнения на координацию. Упражнения на расслабление. Продолжительность этой части 3—5 мин. (постепенное снижение нагрузки). 

ЛФК при бронхите

   При остром бронхите лечебная физическая культура назначается в период улучшения состояния больного, а при хроническом бронхите— одновременно со всеми лечебными мероприятиями. ЛФК применяется с целью общего укрепления организма, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, ликвидации воспалительного процесса, улучшения отхождения мокроты. Общая нагрузка в занятиях должна соответствовать возрасту больного, состоянию и уровню его физической подготовленности.
Кроме общеразвивающих  упражнений в занятия необходимо включить упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной  клетки и укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дренажных исходных положениях, сопровождающиеся откашливанием мокроты.

ЛФК при туберкулезе  легких

Лечебная физическая культура в системе лечебно-профилактических мероприятий при легочном туберкулезе используется прежде всего как метод общеукрепляющего воздействия. Физические упражнения, активизируя центральную нервную систему, вызывают у больного положительные эмоции и обеспечивают повышение общего тонуса и изменение реактивности организма.
Регулярное выполнение физических упражнений, способствуя  повышению координационных механизмов в деятельности систем и органов, улучшает функцию сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата. В процессе занятий формируется  правильный механизм дыхания, ликвидируются нарушения в акте дыхания, улучшается вентиляция легких, предупреждается образование спаек и других осложнений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.