На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Стратегическое планирование на макроуровне

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Раздел 1. 
Стратегическое планирование на макроуровне 

Цели, задачи и функции стратегического  планирования.
Методология  стратегического планирования
Стратегическое  планирование 

 Стратегическое  планирование представляет собой особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих формирование таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
 Стратегическому  планированию присущи  следующие характерные  черты:
 – адаптивный  характер, то есть способность  предвидеть изменения внешней  и внутренней среды планируемого  объекта;
 – устремленность  в среднесрочную и долгосрочную  перспективы (на период более  одного года);
 – ориентация  на решение определяющих для  планируемой системы целей, от  достижения которых зависит ее  выживание;
 – увязка намеченных  целей с объемом и структурой  ресурсов, требующихся для их  достижения.
Стратегическое  планирование 

Предметом  науки стратегического планирования  является изучение возможностей использования в практической деятельности при составлении стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка методологии и методики решения разнообразных проблем стратегического планирования.
Роль планирования  в жизни общества, его отдельных  подсистем и элементов, определяется  положением, которое планирование  занимает в системе управления.
Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, его важнейшая функция, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование – центральное звено в системе управления любой экономической системой.
Стратегическое  планирование как  наука 

 Планирование - форма общественной практики людей, являющаяся одной из приоритетных функций управления и состоящая в определении целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов их достижения, обосновании и разработке управленческих решений его оптимального развития в форме прогнозов, проектов, программ и планов различной степени детализации, в обеспечении проверки их выполнения.
 В бывшем СССР  существовала общегосударственная  система планирования, пронизывающая  сверху донизу деятельность всех  субъектов управления и хозяйственных  органов, жестко регламентирующая  все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных  горизонтов приобретали силу  закона, а виновные в невыполнении  их заданий наказывались административно  и экономически.
 С переходом  к рыночным отношениям ситуация  изменилась коренным образом. Рыночные отношения полностью независимы в правовом и экономическом отношениях от органов государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами.
Стратегическое  планирование как  наука 

 Современный  рынок не отменяет необходимости  планирования. Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).
 Кроме того, мировая  практика хозяйствования показала, что чем выше уровень неопределенности, порождаемый нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. Так, развитие экономики Запада сопровождается усилением её организованности, планомерности. Крупные корпорации, масштабы которых соизмеримы с совокупной экономикой ряда стран, тратят все больше средств на совершенствование планирования и традиционных методов руководства.
Принципы  стратегического  планирования 

 Логика стратегического  планирования опирается на ряд  закономерностей (принципов).
 Принцип  планированияобъективная категория, выражающая совокупное действие законов развития и определяющая задачи, направления и возможности выполнения стратегических программ, проектов и планов.
 Первый  принципнепрерывность – выражается в преемственности планов, корректировке планов с изменением внутренних и внешних условий.
 Второй  принципединство – предполагает системный характер планирования и реализуется посредством координации (установление функциональных взаимодействий одного уровня управления) и интеграции (межуровневое согласование планов).
 Третий  принципгибкость планирования – изменение направленности планов в зависимости от внутренних и внешних условий.
 Четвертый  принципединство экономики и политики. Плановые документы рассматриваются в качестве социально-экономических, организационно-технических и политических решений.
 Пятый  принципединство централизма и самостоятельности – заключается в том, что проекты стратегических решений государственных органов управления учитывают интересы субъектов экономики, способных в рамках законодательства самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность.
Принципы  стратегического  планирования 

 Шестой  принципнаучная обоснованность и эффективность стратегических программ и планов означает:
 - практическое  использование в планировании  достижений НТП с целью структурной  перестройки экономики, экологизации  производства, обеспечения его  социальной направленности, высокого  уровня интенсивности и эффективности  труда;
 - быстрое реагирование  на изменяющиеся потребности  общества;
 - повышение  степени достоверности плановой  информации для составления и  расчетов стратегических планов;
 - совершенствование  технологии разработки планов.
 Кроме того, стратегическое планирование опирается на три специфических или локальных принципа.
 В состав этой  группы принципов стратегического  планирования входят:
 1) обеспечение  оптимальной пропорциональности  на основе выделения ведущих  звеньев;
 2) принцип единства  и комплексности прогнозов, стратегических  программ и планов;
 3) принцип единства  процесса разработки, обеспечения  возможности выполнения и проверки  выполнения стратегических программ  и планов. 
Современная  концепция  
стратегического планирования
 

 Стратегическое  планирование имеет выбор стратегических  и тактических целей и средств  их достижения в стремлении  приблизиться к идеальным целям.
 Современная  концепция стратегического планирования  предполагает использовать в  практике планирования наряду  с формальным и инкрементальным  модификациями системного подхода:
 1) системно-комплексный  подход; 
 2) системно-программный  (программно-целевой) подход; 
 3) системно-мультипликационный  подход; 
 4) системно-нормативный  подход; 
 5) системный  – режима экономии подход; 
 6) системно-динамический  подход.
 Сущность  системного подхода состоит в  реализации требований общей  теории систем, согласно которой  каждый объект в процессе его  исследования должен рассматриваться  как большая и сложная система  и, одновременно, как элемент более  общей системы.
Методология  и типология страт. планирования 

 Научной  основой стратегического планирования  является методология планирования.
 Методология  стратегического  планированияэто инструмент по изучению возможностей использования в практической деятельности законов, определяющих развитие экономики; разработка методов решения проблем стратегического планирования и приемов их практической реализации.
 В системе методологии  стратегического планирования необходимо  рассматривать методологические  подходы, методику и методы стратегического  планирования.
 Методологический  подходэто целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического планирования при разработке прогнозов, стратегических программ, планов всех уровней и временных горизонтов.
 Стратегическое  планирование не отвергает использование  общих методологических подходов  к планированию (реактивизм, инактивизм, преактивизм, интерактивизм), но при  этом вносит в них коррективы, обусловленные специфической (стратегической) функцией планирования (системный  подход, саморазвивающаяся интерактивная  схема планирования, концепция самообучающейся  и адаптивной системы планирования).
Методология  и типология страт. планирования 

 Реактивизмориентация на прошлое. При использовании реактивного планирования формирование плана осуществляется на основе достигнутых в прошлом результатов. Процедура планирования реализуется по схеме “снизу вверх”, а руководство и управление этим процессом осуществляется “сверху вниз”.
 Достоинством реактивного  подхода к планированию является  учет прошлого опыта, преемственность  плановых решений. К недостаткам  реактивного планирования можно  отнести следующее:
 – отсутствие  взаимодействия между структурными  элементами систем планирования;
 – снижение  общей эффективности хозяйственной  деятельности организаций;
 – бюрократизация  систем управления.
 Инактивизмориентация на настоящее. При инактивном планировании наблюдается стремление сохранить существующее положение хозяйственных структур.
 Основным недостатком  инактивного подхода к планированию  является отсутствие инноваций, неспособность приспосабливаться  к изменениям среды, ограничение  самостоятельности и творческого  потенциала персонала.
Методология  и типология страт. планирования 

Преактивизмориентация на будущее. Планирование заключается в прогнозировании будущих изменений внешней среды и внутренней деятельности субъектов планирования. При этом процедура планирования осуществляется “сверху вниз”. Недостатки преактивного подхода к планированию – слабое использование накопленного опыта, чрезмерное увлечение методами исследования будущего.
Интерактивизмориентация на взаимодействие. Методология планирования основана на “проектировании” желаемого будущего и изменении путей его построения. При этом интерактивное планирование ближе к идеальной, чем к практической модели управления и планирования, поскольку более вероятностным способом планирования будущего является не проектирование его, а адаптация, эффективное приспособление хозяйственных субъектов к условиям будущего. В связи с этим получил распространение “адаптационный” или “ситуационный” подход к планированию.
Методология  и типология страт. планирования 

 Данный методологический  подход позволяет принимать стабильные  решения, адекватно реагирующие  на изменение внутренних и  внешних условий и не допускающие  снижения достигнутого уровня  эффективности.
  Для создания оптимального плана развития, учитывающего и использующего все изменения окружающей среды, применяетсяоптимизационный подход”.
 Методология  оптимизационного подхода к планированию, ориентирующегося не на минимизацию  усилий, а на поиск оптимальных  решений, имеет совпадающие направления  с преактивным подходом.
 Цели в стратегическом планировании понимаются как идеальное состояние или результаты функционирования объекта планирования в определенный момент времени.
 Задачиэто цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования. Задачи должны быть осуществлены в течение планируемого периода.
 Идеалцель, которую невозможно достичь, но к которой можно неограниченно приближаться.
Методология  и типология страт. планирования 

 В стратегическом  планировании на макроуровне  цели и задачи содержатся в  Концепции социально-экономического  развития страны. Концепция это общий замысел прогнозов, проектов стратегических программ и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде и определение важнейших путей, форм и методов их достижения.
 Тактическое  планирование – предполагает выбор тактических задач и средств их достижения в рамках известной стратегии и идеала.
 Оперативное  планирование – предполагает выбор средств достижения целей, которые намечены.
 Нормативное  планирование – характеризуется наибольшей свободой при планировании деятельности.
  Важнейшим элементом планирования являются целевые программы.
 Комплексные целевые  программы федерального уровня  разрабатываются как программы, имеющие важное значение для  решения проблем развития национальной  экономики.
Методология  и типология страт. планирования 

 Программно-целевой  метод может быть эффективным средством централизованного управления решением крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей т.д.
 В РФ стратегическое  планирование осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  “О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического  развития РФ” от 20 июля 1995г. с  последующими изменениями.
  Предусмотрены цели и задачи плановой работы, система разрабатываемых исполнительной властью плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему структурных элементов.
Методология  и типология страт. планирования 

 Закон  описывает механизм реализации  установок по экономическому  и социальному развитию страны, т.е. дано глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов Федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.
 Государственные  программы формируются исходя  из прогнозов по ограниченному  кругу особо важных государственных  задач, а их финансирование должно  осуществляться из государственного  бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранных инвесторов. Материально-техническое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей.
Объект  стратегического  планирования 

 Объект  стратегического  планированиядеятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, национальная экономика с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.
 Стратегической  целью макроэкономического планирования  становится обеспечение динамического  экономического роста, согласованного  с требованиями долгосрочной  макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости  развития национальной экономики, включая социальный и экономический  аспекты.
 Концепция развития  должна ориентироваться не на  приумножение финансового капитала, а на обеспечение реального  роста национальной экономики  и благосостояния народа, всестороннее  развитие личности. Как свидетельствует  мировой опыт, перестройка планирования должна осуществляться на всех иерархических уровнях управления, прежде всего, за счет смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной связи общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.
Объект  стратегического  планирования 

 В теории  стратегического планирования выделяют  три важных аспекта.
 Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов.
 Второйметодология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов.
 Третий  аспект науки стратегического планирования – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.
Объект  стратегического  планирования 

 Содержанием  стратегического планирования является  обоснование и выработка способов  и методов регулирующего воздействия  государства на будущую траекторию  развития национальной экономики, планомерная организация регулирования  развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование  деятельности коммерческих структур.
 Речь идет, прежде  всего, о регулировании с помощью  макроэкономического стратегического  планирования динамики национальной  экономики и структурных сдвигов  в ней, занятости населения, решения  других социальных проблем (уровня  качества жизни, развития отраслей  социальной инфраструктуры), осуществления  мероприятий в сфере экологии, поддержки науки, направления финансовых  потоков в стране и т.д.  

Формы  планирования 

 Формы  планирования многообразны. Они определяются многоаспектностью управления. В частности, различают:
 а) отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты  планирования;
 б) в зависимости  от уровней планирования, такие  его уровни, как: межстрановый, общегосударственный, региональный (субъектов Федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных  организаций);
 в) в зависимости  от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, текущее;
 г) в зависимости  от круга решаемых проблем: стратегическое  и тактическое.
 Централизованное  макроэкономическое планирование включает разработку концепции развития долгосрочных прогнозов, целевых программ, государственного плана по сферам ведения. Например, в Южной Корее сильное централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением объектами порой децентрализованных производственных заданий, сочетается со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической и административно-командной отбраковкой неудачников, - и все это встроено в рынок.
Формы  планирования 

 Исходные предпосылки  планирования синтезируются в  модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип  хозяйственного роста, темпы, пропорции  развития единого народно-хозяйственного  комплекса страны.
 Экономическая  модель представляет собой систему  взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных финансовых, трудовых.
 В наиболее формализованном  виде такая модель была представлена  в 60-х - 70-х годах в системе оптимального  функционирования экономики, которая  предусматривала рациональное построение  системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотивации. Все виды ресурсов оценивались  в ней с позиции вклада в  конечную цель - удовлетворения потребностей  общества.
 Управление  постиндустриальным типом экономики  невозможно без стратегического  замысла.
 В связи с  быстрым изменением конъюнктуры  на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного  развития общества в долгосрочной  перспективе на макро и микроуровне  социально-экономической системы  все больше возрастает роль  стратегического планирования.
Формы  планирования 

 Наибольшее распространение  среди форм стратегического планирования  получили: прогнозирование, программирование, планирование на макроэкономическом уровне. Государство, используя названные формы, стремится ускорить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, предотвратить негативные социальные процессы и экономические явления. Применяя прогнозирование, программирование и планирование, оно не только воздействует на экономические и социальные процессы, но и поддерживает стабильный уровень макроэкономического развития.
 Для экономики  России на этапе перехода к  рынку государственное стратегическое  планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации  в экономике, возможности для  выявления закономерностей и  тенденций социально-экономического  развития расширяются, повышается  степень предсказуемости изменений  в экономике и поведения разных  субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более  глубокой и всесторонней проработке  долговременной и многоплановой  экономической политики. С переходом  к новому этапу рыночных реформ  на всех уровнях управления  возрастает роль специалистов, умеющих  принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно  согласовывать текущую деятельность  со стратегическими целями. Развитию  навыков стратегического мышления  и способствует изучение курса  “Стратегическое планирование”.
Роль  государства в  регулировании экономики 

 Роль государства  в регулировании экономики характеризуется  отношением расходов госбюджета  к валовому национальному продукту. В первой трети 20 в. в передовых  странах оно составляло 8-10%, сейчас  возросло до 30-35% в США и Японии, до 40-55% - в Западной Европе и  Канаде, 60-70% - в скандинавских странах  и Ирландии.
 Имеются объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.