Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль политической партии в избирательной системе России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
                ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
                           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Контрольная  работа  

по теме :«Роль  политических партий в избирательной  системе России» 
 
 

          
 
 
 
 

                                                      Выполнил: Подгорная А.А.
                                                                                   группа 79/1
                                                             Проверил:  Караулов   И.В. 
 
 
 
 
 
 

                             г. Калининград
                                      2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ  : 

    ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Становление  и развитие политических партий в России
1.2. Понятие политической партии и особенности её положения в политической системе России
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ
2.1. Политические партии в избирательном процессе
2.2. Приобретение и прекращение статуса политической партии
2.3. Формы участия политической партии в избирательном процессе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

В общем русле  развития демократии в России находятся  и вопросы правового статуса политических партий. Данные вопросы в настоящее время вполне могут составлять самостоятельное научное направление в рамках общей теории государства и права, а также учитываться при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин. Проблема правового статуса политической партии это, прежде всего, проблема политической партии в ее социально-юридическом аспекте, в контексте устройства и осуществления государственной власти.
    Принятый 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» закрепил правовой статус политических партий, создал основу правового механизма их функционирования и послужил базой для проведения партийной реформы в Российской Федерации. Между тем, процесс правовой институционализации политических партий в России в полной мере не завершен. Он находится сегодня в стадии становления. Соответственно ощутима потребность в теоретическом исследовании не только правового статуса политических партий, но и особенностей данного процесса. В пользу этого говорит и относительная новизна феномена правовой институционализации российских политических партий для отечественной науки и практики.
     На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что всесторонняя комплексная общетеоретическая научная разработка вопросов социально-правового развития политических партий и их юридического положения в России имеет значительную актуальность.
     В отличие от юридической науки зарубежных стран, особенно стран, которым присуща западная модель демократии с ее неотъемлемым принципом многопартийности, в отечественной юриспруденции вопросы социально-правового развития политических партий и их правового статуса, правовой институционализации политических партий в России еще мало изучены и не получили должной разработки в контексте современных демократических реформ в России.
   В советской же юридической науке эти проблемы, как правило, рассматривались специалистами государственного (конституционного) права зарубежных стран, однако с классовых, марксистско-ленинских позиций.
   Позднее появились исследования, касающиеся статуса политических партий в России как субъектов права. Они в большинстве случаев основывались на разработке общего правового статуса общественных объединений. 
 
 
 
 

   Однако в юридической литературе до сих пор отсутствует комплексный целенаправленный общетеоретический анализ процесса социально-правового развития российских политических партий, исходя из особенностей их функциональной роли и специфичности статуса как субъектов права, признания неотъемлемых прав личности, а также с учетом современного уровня правового регулирования организации и деятельности политических партий, их правовой институционализации в реформируемой России.
   Данная курсовая работа является попыткой разобраться в правовом статусе современных политических партий России через призму федерального законодательства о политических партиях и дать ему оценку с точки зрения действующих политических институтов, норм права, процедур, а также экономических последствий его принятия..
  Объектом исследования выступают социально-правовые отношения, связанные с организацией и функционированием политических партий как субъекта права.
    Предметом исследования являются - политические партии в политической системе государства.
   Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.
   Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проследить  процесс становления и развития  политических партий в России;
- дать понятие  политической партии и особенности  ее положения в политической системе России;
- раскрыть порядок  приобретения и прекращения статуса  политической партии;
- выявить формы  участия политической партии  в избирательном процессе;
- раскрыть особенности  участия политической партии  на отдельных стадиях избирательного процесса;. 

Для написания  работы использовались нормативные  документы Российской Федерации, законы и подзаконные акты, специальная  литература и периодика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Становление и развитие политических партий в России 

Процесс становления  партийности в дореволюционной  России был  сходен  с европейским  и  другими  партиями  лишь  по  спектрам  политических  партий. Формирование партийной системы  России  происходило  специфическим образом. Первыми здесь возникли не крестьянские и не буржуазные партии, что  было  бы естественным при индустриальном развитии России  в  конце 19  – начале  20века. Вначале появилась социал-демократическая рабочая партия. То, что было конечным пунктом в формировании  политической  структуры  западноевропейских
стран, было для  России началом формирования партийной системы.
 Это  связано  со своеобразием всего исторического развития страны.
   Политические партии в  России  формировались  в  обстановке  необычайно
пестрой, многоукладной  экономики, сложного влияния различных типов  хозяйств друг  на  друга. И  хотя  именно  капитализм  дал  решающий   импульс   для формирования политических  партий,  на  указанный  процесс  большое  влияние оказал и некапиталистический, архаический способ  производства. Пестрота  и нестабильность структуры общества, слабость  средних  слоев,  ее  переходный характер  также  оказывал  влияние  на  процесс   формирования   партий. К значительному фактору, влияющему  на  особенности  становления  политических партий в России  нужно  отнести  роль  российского  государства  в  развитии этноса. В западноевропейских странах государство вырастало из  общества,  то есть процесс шел снизу вверх. В России  же  главным  организатором  общества выступало государство. Оно создавало общественные слои, то есть процесс  шел
сверху  вниз.  «Русское  государство  всемогущее,  вездесущее,  всюду  имеет
глаза, везде  имеет руки; оно берет на себя наблюдение за каждым шагом  жизни подданного, оно опекает его от всяких посягательств на  его  мысли,  на  его совесть, даже на его карман и его излишнюю доверчивость», - так  в  середине 90-х годов прошлого века будущий лидер либералов П. Н. Милюков. И  вместе  с тем,  государство  Российское  было  слабым.
Его   «коэффициент   полезного действия» был и остается до сих пор чрезвычайно низким: за  тысячу  лет  оно не могло создать стабильного общества, и само, по  крайней  мере,  четырежды за время существования разрушалось  до  основания  (падение  Киевской  Руси,«смутное» время, 1917 год и 1991 год).
    Дело  в том, что сила государства  чаще всего проявляется  в   карательных
функциях, в попытках поднять народ  на  борьбу  с  внешним  врагом,  но  оно оказывалось недееспособным всякий раз, когда речь шла о решении  позитивных, творческих задач, об умении стимулировать деятельность общественных сил. 
 

    Эта  противоречивая  сущность  российского   государства  особенно  четко
обозначилась  и  оказала  существенно  влияние  на  особенности  становления
политических  партий  именно  в  момент  их   появления,   зарождения.  
Это обстоятельство  буквально  вынуждало  их  становиться  резко  оппозиционными правительственным силам.
    На  формирование политических партий, их облик оказывали большое  влияние особенности социокультурного развития страны, главной  из  которых  является глубокий  раскол  российского  общества.
Общество,  пораженное   расколом, характеризуется общей социальной неустойчивостью,  разрывом  связей  внутри общества, между обществом и государством, между духовной элитой  и  народом, между правящей  и духовной  элитой,  внутри  личности,   высоким   уровнем дезорганизации.
  Раскол российского  общества  оказал  серьезное  влияние  на  поведение
формирующихся  российских  партий,  обусловил  их  повышенную   политическую нетерпимость, конфронтационность, абсолютную неспособность  к  компромиссам, склонность целого ряда ведущих  партий  к  крайним,  экстремистским  методам деятельности. Отсюда и их тяга к марксизму.
    Итак,  особенности  развития  экономики,  особенности социокультурного
развития,  особая  роль  российского  государства,   специфический   порядок
возникновения  новых  социальных  групп,  низкая  политическая  культура   с архаическими оттенками в стране привели к утопичности политических  программ формирующихся партий,  к  отсутствию  у  российских  партий  определенной  и устойчивой социальной базы. Они в меньшей мере  были  элементами  социальной сферы, а в большей духовной жизни, возникая, прежде всего, на базе того  или иного комплекса идей. Основная  масса  партий  возникла  как  оппозиционная. Более того, они были вынужденно нелегальными:  российское  государство  и  в начале  20  века  крайне  враждебно   относилось   к   факту   существования
политических  партий. Вместе с тем, политические партии видели в государстве самое  важное   орудие   обновления   и   развития   российского   общества. Политическая тактика многих партий отличалась  нетерпимостью, неспособность к компромиссам, склонностью к политическому экстремизму.
    Все   вышесказанное   свойственно   предвестникам   первых   партий   –
народническим  организациям  «Земля  и  воля»,  «Народная   воля»,   «Черный передел».  
 
 
 
 
 

   Возникшей 1901 году первой  партии  России  –  Российской  социал- демократической партии характерны типичные для всех российских  политических объединений  черты:  утопизм  политической  программы,   крайне   негативное отношение   к   существующему   самодержавному   российскому    государству ,стремление к его полному разрушению сочеталось с  признанием  государства  в качестве  главного  средства   построения   социализма,   как   справедливой
общественной  фармации. Это выразилось  в  программном  требовании  диктатуры пролетариата. Субъективно ориентируясь на  определенный  социальный  слой  – рабочий класс, фактически они выражали интересы большой  социальной  группы, находившейся  в  переходном  состоянии.  Однако,  РСДРР  имела  существенные отличия от других партий. Центральное  место в повестке дня партии  занимала проблема власти.
    Высокая   степень  организованности,  наличие сильного,  нетерпимого,
бескомпромиссного, профессионального лидера, подчиняющего  личные  отношения интересам политической деятельности, сочетавшего мощную политическую волю  с мастерством  популизма  (В.  И.  Ленин),  строгая  дисциплина  среди  членов партии, тактическая и организационная гибкость привели  к  тому,  что  РСДРП сыграла  столь  большую,  сложную  и  противоречивую  роль  в   историческом развитии страны в 20 веке..
    «В  сущности РСДРП –  это  не  партия  в  обычном  понимании,  а  особый
социальный механизм, улавливающий энергию масс …  это  машина, высасывающая энергию из среды, превращающая ее в организационное строительство»  -  писал А. Ахиезер. Все это способствовало тому, что партия пролетариата в России  в течении более 70 лет являлась руководящей,  направляющей  партией  огромного государства – Советского Союза, мобилизовала массы к победе в Гражданской  и Великой   Отечественной   войне,   превратила   страну   из    аграрной    в высокоразвитую. Однако все недостатки  однопартийной  системы -нарушение  принципа  представительности  власти,  разделение власти,  ослабление демокра-тического контроля  за   властью   со   стороны избирателей)  были
присущи и КПСС.  К  концу  80-х годов она допустила свою  олигархизацию, оторвалась от масс,  не  сумела  справиться  с  задачей  и  ролью  авангарда советского народа, выразительницы его  совокупных  интересов.  Вожди  партии оказались «несменяемыми», «непотопляемыми», оторвались  от  рядовых  членов, забыли об уставе партии. Все это привело к застою в жизни партии, а затем  и к кризису. И правящая партия, причем  очень  массовая  (более  20  миллионов членов, по сути, каждый четвертый трудоспособный  гражданин  государства)  в определенной  степени  потеряла  свою  роль  и   функции.   Во-первых,   это свидетельствует,  что  однопартийность  целесообразна  и  оправдана  лишь  в условиях переходных, исключительных  или  чрезвычайных. Она  приемлема  как временное явление в конкретных условиях отдельных государств.               Опыт КПСС еще раз доказывает, что важное или даже решающее  значение  в становлении, развитии, существовании партии имеет роль лидера.
1.2. Понятие политической  партии и особенности её положения  в политической системе России 

   Так что  такое политическая партия в  современном понимании этого  весьма непростого понятия?
   Многомерность и сложность такого политического феномена как партия объясняют существованием различных ее определений. Этимологическое понятие «партия» означает «часть», «отдельность», сторону целого, элемент политической реальности, политической системы. Термин «партия» происходит от латинских слов «парс» - часть и «партире» - делить За долго до формирования в XIX веке современных политических движений и партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо влияние на власть.
    Политическая па?ртия (греч. ???????? — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
  По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.». Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока тысяч членов участников ), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
    В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. 
 
 
 
 
 

  В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:
    формирование общественного мнения;
    политическое воспитание и образование граждан;
    выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
    выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.
Прочие цели определяются политической программой партии.
Существует много  различных подходов к определению сущности партии. Среди них можно выделить три основных:
    
    Первый подход –идущее от  либеральной традиции понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан).
В отличие от него традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов и подготовкой профессиональной политической элиты;
 
    Второй подход – институциональное понимание политической партии как организации,действующей в системе государства (М.Дюверже).
Не отрицая  важности   институционального подхода, следует иметь ввиду, что аспекты организации   не исчерпывают всей сущности политической партии как сложной структуры, в  которой проблема организации неразрывно переплетается с идейными мотивами, доктриной, программой, влиянием на общественное мнение и т.д. Тем более, что абсолютизация институционального подхода в понимании политических      партий не является и политически нейтральной, так как этот подход в    исследовательском отношении открыто противостоит теории классовой борьбы.
 
    Наконец, третий подход –трактовка политической партии как выразителя интересов      определенных классов (марксизм).
При этом в самой  марксистской традиции      можно выделить
две концепции  партии, общим для которых является отнесение    возникновения партии пролетариата к этапу его превращения из «класса в      себе» в «класс для себя»: а) концепция Маркса и Энгельса, согласно которой      партия есть форма общественно-политического существования пролетариата как целостности на высшей стадии его развития; б) ленинская концепция партии  как пролетарского авангарда со следующими чертами: программная ориентация на политическую революцию и установление диктатуры пролетариата; авангардность партии по отношению к другим пролетарским организациям.
Развитие  демократии  в  России  создало  благоприятные   условия   для
формирования  в стране многопартийной системы. Становление  многопартийности в нашей стране  сопровождается и многими трудностями:  не  сложившимися рыночными отношениями, низким  уровнем  демократической  и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных  партий общенационального масштаба, разбросом и резким   противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом  недемократическими методами, сложностью  национальной  структуры,  неопределенностью форм государственного устройства  и  т. д. Появление  множества   партий   не свидетельствует о наличии многопартийности .Речь  ведется  лишь   о   ее становлении,  законодательном оформлении. Партии   больше   заботятся   о включении своих представителей в государственные структуры, а  не выражении и защите   интересов  социальных  групп,  слоев  гражданского  общества.
  Их концепции  не  разработаны, представлены  в  общем  виде. Явно   выражены личностные  и  властные  амбиции  их  лидеров,  которые  больше   занимаются произнесением  речей,  проведением  встреч,  чем  практической  политической работой. Партии  в  демократических  системах  являются   одной   из   форм представительства  и  выражения   интересов   широких   слоев   гражданского общества.  Они  обобщают  потребности  достаточно   разнородных   социальных общностей и формулируют их  в  виде  требований  к власти. Однако  в  силу отсутствия гражданского общества, партии в России возникают не  как каналы связи гражданского общества и власти, а как выражающие  групповые  интересы.
   Они  представляют  собой  объединения   сторонников   вокруг   политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного  лидера,  требования которых он представляет в  структурах  власти. 
Не  случайно  многие  высшие чиновники из правительства и  администрации  президента  возглавляют  партии или входят в их  руководства.
Между членами  партий  существуют  отношения  личной лояльности и преданности. В  силу  незрелости  гражданского  общества численность вновь образующихся  партий  часто  ограничивается  руководством.
Процесс формирования партий имеет  обратную  логику.  Обычно  возникающие  в гражданском  обществе  групповые  и  коллективные   интересы   нуждаются   в организационном представительстве их требований к властным структурам,  этим и определяется потребность в создании партии. Однако в России  первоначально складывается руководство партий, которые затем ищут потенциальных  членов  и избирателей. В связи с  этим  представительность  групп  интересов,  которую осуществляют партии очень незначительна. В современных  условиях  партии  не представляют даже 0,5 %  населения.  Нежелание  связывать  себя  с  партиями объясняется недавним прошлым, когда монопольно властвующая КПСС была  формой
представительства интересов номенклатуры, но не рядовых  членов. 
 

    Различность   социальных   интересов,   их   неустойчивость   медленное
становление новых  социальных связей вызывает подвижность и условность  между социальными  группами  и  классами.  Это  вынуждает   партии   искать   свою социальную базу  не  внутри  классов,  а  на  стыках  социальной  структуры. Однако,  не   отчетливая   выраженность   социальных   интересов   осложняет
формулирование  идеологии, программ партии. Поэтому  многие  партии  не  имеют программы, не могут четко определить свою социальную базу.
    Партии  последних лет в России различаются  по двум критериям:
    по   содержанию   идеологический   воззрений,  которые   включают представления  партий  об  устройстве  общества,   механизмах   его развития;
    по  способам  преобразования  российского   общества:   сторонники постепенных преобразований (реформаторы) и последователи быстрых    и глубоких изменений (радикалы).
    По  второму  критерию  крайние   полюсы  партийной  системы   представляют радикалы –  Русское  национальное  единство,  Либерально  –  демократическая партия России, Демократический союз и т. д., и «умеренные» - блок  «Яблоко», Аграрная   партия,  Демократическая  партия  России  и  т.  д.  Между   ними располагаются «центристы»,  тяготеющие  к  сочетанию  реформ  и  оправданных глубоких преобразований: «Наш дом - Россия», Демократический  выбор  России, Отечество – вся Россия. Приверженность определенным способам  преобразования
объединяют партии, даже противоположные по своим по своим  идеологическим устремлениям.
    Среди  идеологических ориентаций следует  отметить три системы ценностей: коммунистическая западническая и национально патриотическая. 

    Наиболее  массовые, имеющие определенные  идейно-политические  платформы политические партии можно классифицировать и следующим образом: 

    Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
    Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
    Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
    Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
    Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
    Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
    Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»
 
 С  ростом  политической  культуры  людей  подобная  «многопартийность» переходит в двухпартийность, однако  в  условиях  России   это   является предметом отдаленного будущего.
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ
2.1. Политические  партии в избирательном процессе 

  В условиях трансформации российской политической системы одной из наиболее сложных и противоречивых проблем является поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями как ключевыми участниками политического процесса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Значение этой проблемы особенно велико в условиях, когда российская партийная система, находящаяся на стадии становления и развития еще достаточно слаба и неустойчива.
   Многопартийность является важным свидетельством укрепления демократических основ государства, обеспечения политических прав и свобод его граждан. С участием партий формируется представительный и законодательный орган государственной власти – парламент.
   Развитая многопартийность способствует структурированному выражению интересов и политической воли избирателей и политическому структурированию самого избирательного корпуса. Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением страны. Без них “невозможны ни проведение политики большинства, не защита позиций меньшинства”.
   Сегодня в условиях возрастания роли политических партий в российском политическом процессе значительно возрастает роль и влияние на процесс формирования демократического государства и принятие политических решений прежде всего парламентских партий, которым удалось сформировать свои депутатские фракции в нижней палате Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думе.
    Необходимо отметить, что институт современной российской многопартийности весьма неоднороден. Одни партии являются продуктом кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, третьи – благодаря новым правилам выборов, четвертые – вызваны необходимостью удовлетворения корпоративных интересов элиты и т.д. Однако в любом случае они отражают реальные социально-политические процессы, происходящие в обществе.
    Вместе с тем, “направление общественной эволюции в современной России во многом принципиально отличается от процессов развития в европейских и североамериканских обществах. Процесс реформирования в России все больше убеждает, что результатом его станет не формирование общества близкого по своим социальным характеристикам, а напротив идет становление общества, в котором просматриваются очень глубокие классовые различия. В этих условиях политические партии в России вполне вписываются в логику общего политического процесса, могут оказаться востребованными. 

На становление института многопартийности серьезно воздействует другой не менее важный институт – институт выборов. В обновленной России прошло три цикла избирательных кампаний, и каждый из них оказал существенное влияние, как на состояние партийного строительства в стране в целом, так и на политическое положение той или иной партии.
   Современный период становления многопартийности связан с началом нового избирательного цикла 2003-2004 гг. и, прежде всего, со стартом 3 сентября 2003 г. избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Отличительной чертой этого цикла является то, что общероссийские политические партии становятся основными субъектами избирательного процесса.
  На сентябрь 2003 г. Министерством юстиции РФ зарегистрировано 48 общероссийских политических партий, из которых только 44 получили право участвовать в выборах Госдумы четвертого созыва, а также 20 общественных объединений. В избирательной кампании 2003 года, согласно избирательному законодательству, имеют право выдвигать кандидатов и участвовать в выборах только партии, которые к началу избирательной кампании были зарегистрированы Минюстом и имели не менее 45 региональных отделений, свидетельства о регистрации которых были представлены в регистрирующий орган, то есть в Министерство юстиции РФ, до начала избирательной кампании.
   В современных условиях принятие в 2001 г. Федерального закона “О политических партиях” стало политико-правовой основой для формирования многопартийной системы в России.
   Подготовка к выборам депутатов Госдумы четвертого созыва характеризуется трансформацией института многопартийности в соответствии с требованиями этого закона. Кроме того, принятие накануне очередного избирательного цикла 2003 г. новых редакций федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (июнь 2002 г.) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (декабрь 2002 г.) существенно укрепит гарантии правовой базы свободных выборов и направлено на повышение роли политических партий в жизни российского общества и дальнейшее развитие многопартийности.
   Действующее федеральное избирательное законодательство инкорпорирует положения Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях”, который внес принципиальные изменения в субъектный состав участников выборов и характер их деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. 
 
 
 
 

 На этой  основе складывается правовой  тандем федерального избирательного законодательства и законодательства о партиях, который обеспечивает существенное усиление влияния политических партий, прежде всего парламентских партий, на формирование основных направлений внутренней и внешней политики, представительный характер институтов публичной власти, развитие открытого характера государства и гражданского общества, а также политической открытости партий Целый ряд положений новых федеральных законов касаются существенного повышения роли и ответственности политических партий в избирательном процессе.
   С принятием закона о политических партиях и с вступлением его в силу в полном объеме 14 июля 2003 г. единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов, будут политические партии. Но к началу сентября 2003 г. все политические общественные объединения – общероссийские, межрегиональные, региональные и даже местные – утратили свой статус политических и уйдут с политической арены, поскольку потеряли право участвовать в избирательных кампаниях по выборам государственных органов, сохранив за собой только право участвовать в избрании органов местного самоуправления.
   В то же время Федеральный закон “О политических партиях” резко повышает уровень требований, предъявляемых к политическим партиям.
    Так, для регистрации партии необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (не менее чем в 45 субъектах). Политические партии имеют статус общероссийских партий, осуществляя свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Тем самым, в России не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий.
   Партия может быть создана на своем учредительном съезде либо путем преобразования в партию общероссийской общественной организации или общественного движения на их съезде. Новое избирательное законодательство уже не содержит обязательного требования о том, что партия должна быть зарегистрирована за один год до выборов. Она имеет право участвовать в избирательной кампании, если будет зарегистрирована за один-два месяца до начала избирательной кампании, и если в течение этих одного-двух месяцев успеет зарегистрировать 45 региональных отделений и представит свидетельства об их регистрации.
   Кроме политических партий в избирательной кампании вправе принимать участие избирательные блоки. Что касается избирательных блоков, то в избирательном законодательстве появилось много нового. Избирательный блок в отличие от предыдущих выборов может состоять только из трех составляющих. Три либо две политические партии вправе образовать союз для совместного участия в избирательной кампании, также союз могут образовать политическая партия с одной или двумя общероссийскими общественными организациями. 

Ряд положений  новых федеральных законов существенно  изменил характер участия в выборах  политических партий, в том числе  парламентских политических партий. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению депутатских мандатов.
   Восьмая глава Федерального закона “О политических партиях” определяет критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации
  Законом предусматривается порядок и размеры финансирования партий за счет средств федерального бюджета. Последнее осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  Вместе с тем, необходимо отметить, что закон о политических партиях был принят без достаточно широкой общественной дискуссии, в отсутствие которой он способен больше обслуживать интересы объединений, голосовавших за него в Госдуме, нежели иных общественных организаций и групп интересов разнообразных социальных слоев.
  В итоге, как считают некоторые исследователи (этим законом решается задача отсечения партий-однодневок, но не безыдейных номенклатурных партий.
  Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в России идет процесс развития полноценной партийной системы, то есть переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских – к программным, от партий московских – к имеющим развитую сеть региональных отделений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Приобретение  и прекращение статуса политической  партии 

Политическая  партия создается свободно, и для  ее создания не требуется разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съездах.
Созданной партия считается со дня принятия учредительным съездом следующих решений:
- о создании  политической партии;
- об образовании  ее региональных отделений более  чем в половине субъектов РФ;
- о принятии  устава политической партии и  ее программы;
- о формировании  руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии
  Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в состав которого должно входить не менее 10 человек.Этот комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и обязательно указывает ее предполагаемое наименование.
  Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:
а) сведения не менее  чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);
б) протокол собрания организационного комитета, в котором  указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования  денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее - уполномоченное лицо организационного комитета) (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).
  В день получения уведомления уполномоченный федеральный орган выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. В течение месяца со дня выдачи документа данный комитет публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.
Сведения о  месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии.
  Правомочным считается учредительный съезд, когда в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно проживающие в этих субъектах. При этом каждый субъект должен быть представлен не менее чем 3 делегатами.
Большинством  голосов делегатов учредительного съезда политической партии принимаются  следующие решения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.