На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизнь и творчество З.Фрейда

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ 

  Студент группы ЭПЗ-09 Цымбалюк И.В
 
РЕФЕРАТ
ПО  ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА:
Специальность: Экономика и управление на предприятии (промышленность) 

   
 
ст. преп. кафедры  истории Рещикова И. П
 
 
 
Работа проверена «__» _______________ 2010 г.
с отметкой ________________
 
 
 
Работа  защищена «__» _______________ 2010 г.
с оценкой ________________
 
 
 
 
Новокузнецк – 2010 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда

 
                                                      «Голос разума – негромкий,
                                                      но не умолкает до тех пор,
                                                           пока его не услышат».
                                                                         З.Фрейд
З.Фрейд  родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов
долго скиталась по городам Европы в  поисках убежища от еврейских  погромов и,
в конце  концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он
прожил  почти всю жизнь.
В семье  постоянно звучали  немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в
детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной
интуиции  и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте
Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал  читать Шекспира, В Лицее он был
первым  учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе
профессии. Его самое большое желание  – понять человека. Но дух времени
заставляет  предпочесть опытную науку. Фрейд  поступает на медицинский
факультет Венского университета.
Уже в  студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант.
Увлеченно занимался  в физиологической  лаборатории под руководством Г.Брюкке
– ученика  Гельмгольца.
Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины. А затем приват-доцентом
Венского  Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж
исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляя научные
знания  и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии. Полную
таинственных  явлений. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов
– довольно распространенной, «модной»  в то время болезни венской
интеллигенции.
???     2.2. З.Фрейд и Ж.Шарко
На этот шаг его толкнуло знакомство с  великим Жаном Шарко – французским
психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд отправился, а его
клинику Саль-Пертиер под Парижем с  целью стажировки. Как начинающий психиатр.
Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что психиатрическая  клиника  может
стать местом новой, театрализованной медицины, основанной на словесном
воздействии врача на больного.
Фрейд к моменту знакомства с Шарко  был сложившимся ученым. Он свято  верил в
законы  физики и термодинамики, в то, что  психические явления детерминированы
физиологическими  процессами в мозгу и теле человека.
Он был  весьма удивлен тем, что источником болезни и способом ее устранения
могли быть чисто словесные воздействия. Шарко внушал пациенту, что его  рука
боли  не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические
травмы, эмоциональные и словесные воздействия, мысли определенного рода,
могут быть причиной соматических расстройств, истерического паралича, потери
чувствительности (осязания, зрения), навязчивых действий и конвульсий.
Фрейд возвращается в Вену, пытается лечить больных методом Шарко. Но вскоре
убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не обладал
хорошими  гипнотическими способностями, Гипноз давал лишь временное
облегчение. Фрейд разочаровался в гипнотическом  методе. Уже в процессе
практики, опираясь на свой опыт и опыт коллег, он разрабатывает новый метод
лечения истерии, названный «методом свободных  ассоциаций». Словоизлияние
давало  врачу материал для анализа психо-эмоциональных  установок больного.
Начиная с 1886 года Фрейд упорно работает над  совершенствованием своего
метода, публикует ряд книг и статей, которые раскрывают природу, конкретных
причин  и эволюцию истерических неврозов, содержат попытки их классификации.
Разработка  теории психоанализа, как метода исследования душевных процессов,
выдвигается на первый план.
2.3. Бессознательное
Главным объектом исследования становится «бессознательное». Оно понимается не
как заторможенное, пассивное состояние мыслей и  чувств, но как
«субстанциональная», активная часть «психического пространства».
Постепенно  у Фрейда складывается новое представление о человеке, отличное от
того, которое  сформировалось в эпоху Просвещения  и стало в центр личности
универсальный общечеловеческий разум. Отказ от образа человека, управляющего
разумом, Фрейд называет «коперниканским  переворотом» в психиатрии и
философии. Возмущенную реакцию общественности он объясняет тем, что в основе
поведения и сознательных установок лежит  бессознательное ядро личности,
связанное с природными инстинктами, респектабельный  человек викторианской
эпохи чувствует себя уязвленным и униженным. Ведь психоанализ трактует
«культурную оболочку» личности – жесты, слова, мысли, поступки – как
маскировку  и защиту животных инстинктов и антикультурных влечений. Разуму
предоставляются только роль слуги инстинктов, страстей.
Психоанализ исходит оттого, что культурная оболочка личности, независимо от
того, находится  ли она в нормальном или невротическом  состоянии, одновременно
скрывает  и обнажает истинные намерения. Предполагается, что разум врача, да и
разум самого пациента в силах понять причины  психических затруднений, всякого
рода  страхов, депрессий, навязчивых мыслей, и с помощью такого понимания
освободиться  от них.  В психоанализе соединяются  характерные для нашей эпохи
вера  в разум и недоверие к нему. Поэтому Фрейда можно назвать  и «сыном
Просвещения», и человеком, стоящим одной ногой в эпохе модерна.
2.4. Три  периода творческой деятельности  З.Фрейда
Задумываясь над мотивами человеческих действий – как здоровых, нормальных,
так и  патологических – Фрейд, приходя  к выводу, что они обусловлены
сексуальностью. Сексуальный инстинкт – самый мощный среди других. Сексуальная
этиология неврозов становится краеугольным камнем фрейдовской психотерапии.
Именно  тема сексуальности, которой Фрейд  был увлечен в первый период своей
деятельности  в качестве психоаналитика (1900-1914) вызвала наибольшее
возмущение  в научных кругах среди общественности.
Второй  период творчества Фрейда (1914-1926) отмечен  шоком от последствий
мировой войны, которая развеяла миф о  прогрессе, гуманизме и разумности
европейской цивилизации. В массовых движениях и тоталитарных политических
тенденциях  явно стали проступать агрессивные, иррациональные черты
европейского  человека. В этот период Фрейд вводит в свою систему, наряду с
сексуальностью  «влечение к смерти» и обращаясь  к истолкованию с
психоаналитической точки зрения феноменов толпы, примитивной культуры, войн,
массовых  неврозов.
Третий  и последний период – с 1927 по 1939 год отличается сложностью и
противоречивостью исторических событий. Фрейд – уже  старик. Прогрессирует его
болезнь. После аншлюса Австрии Гитлером он становится узником еврейского
гетто. Книги Фрейда публично сжигают на площади (1933 год). Его сестра
погибают  в газовых камерах. В этот период судьбы культуры, религии,
цивилизации привлекают Фрейда. Его мировоззрение  окрашивается в скептические
и пессимистические тона. Он не стремится вырваться  из венского гетто, где
провел  всю жизнь. Только поддавшись уговорам друзей, имея в виду возможность
лечения, он с семьей переезжает в Лондон. С большим трудом, при
посредничестве  президента США Франклина Рузвельта, заплатив немецким властям
сто тысяч  долларов, французская принцесса  Мария Бонапарт – ученица Фрейда – в 1938 году вызволяет его из плена. Но английский период жизни длится не долго.
29 сентября 1939 года  Фрейд умирает,  перенеся 32 операции, в возрасте 83 лет.
3.ЭТИКА  И ПСИХОАНАЛИЗ.
Наиболее  значимый вклад заключается в  том, что психоанализ – первая
современная система психологии, предметом которой  является не какой-то
отдельно  взятый аспект проблемы человека, а  человека как целостная личность.
В противоположность  экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.
В начале исследований Фрейда интересовали главным  образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза  возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.
Несмотря  на свою молодость, психоаналитическая характерология совершенно необходима для развития этической теории. Понятия добродетели и порока, с которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должны оставаться неясными и путанными, ибо зачастую одним и тем же словом обозначают совершенно разные, а порой противоположные поступки. Преодолеть эту неадекватность можно, только если они будут рассматриваться в связи (и на фоне) с типом характера человека, о котором утверждается, что он либо добродетельный, либо порочный.
Добродетель, рассматриваемая независимо от типа характера, может на деле
оказаться лишенной истинного ценностного содержания  (как, например,
смещение, возникающее под давлением страха или в качестве реакции на
подавление  высокомерия). Так же и порок может  быть оценен совсем иначе, если рассматривать его в рамках характера субъекта (к примеру, высокомерие, надменность могут быть проявлением чувства несостоятельности и неуверенности). Эти соображения имеют непосредственное отношение к этике.
Предметом этики является именно характер, и  только с точки зрения типа
характера как целого можно высказать общезначимые этические суждения по
поводу  отдельных черт и поступков. Добродетельный или порочный характер, а не отдельные добродетели или пороки – вот истинный предмет науки этики.
Не менее  важно для этики понятие бессознательной мотивации. Хотя это понятие, в общей форме, восходит к Лейбницу и Спинозе, Фрейд был первым, кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательных стремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации. Таким образом, понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности этических высказываний. Не только «низменное», как отметил Фрейд, «но и возвышенное в Ego может быть проявление бессознательного», являясь сильнейшим мотивом различных поступков;  вот почему этика не может игнорировать изучение бессознательного.
Хотя  психоанализ располагает немалыми возможностями для изучения формирования ценностных суждений и мотиваций, Фрейд и его школа не воспользовались ими для углубленного изучения этических проблем.
Фрейд не касался специально этических  ценностей, соотнесенность с ними все-таки подразумевалась: прегенитальная ориентация характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении. Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития. Это развитие может блокироваться различными и преимущественно внешними обстоятельствами, что может привести к формированию невротического характера. Нормальное же развитие сопровождается развитием зрелого, самостоятельного и творческого характера, способного к труду и любви; и тогда, в конечном счете, оказывается, что согласно Фрейду, здоровье и добродетель – одно и то же. 

4.ПСИХОАНАЛИЗ  КАК МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
      Каждый  крупный социальный мыслитель мыслит в своей особой тональности, глубоко разрабатывая лишь одну точку зрения. Точка зрения Фрейда представляет общество как невидимую, бессознательную реальность, дающую о себе знать через «Симптомы» - индивидуальные и коллективные. В этой живой реальности ежедневно и ежечасно сталкиваются и сочетаются психические силы инстинктов, влечений, структурных элементов личности, различных проективных образований.
      Общий объяснительный принцип психоанализа состоит в том, чтобы показать, каким образом комбинации и столкновения психических  сил  рождают социо-культурные явления. Психика как бы проецируется на  «социальный экран».
Влечения, чувства, образы – персонифицируются в различных социальных
учреждениях и личностях выдающихся людей. Здесь  кроется одна из загадок
психоанализа: механицизм, физикализм, которые господствуют у Фрейда, когда он исследует психические механизмы, сменяются символизмом и мифологией, через эти механизмы старается объяснить явления и процессы в культуре. Фрейд, принимая близко к сердцу заботы, тревоги своей эпохи, пытался осмыслить их на языке психоанализа и, таким образом, выходил на самый высокий уровень социальных обобщений, высказываясь о природе социальной реальности, социальных связей, структуре и эволюции общества, функциях культуры, роли иррациональных механизмов в поддержании социального порядка, соотношении личных и общественных интересов и многом другом. 

5.ЛЕЧЕНИЕ ИСТЕРИИ – КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
      В середине века истерию объясняли  «вселением беса». Бес «держит», ведет, сбивает с толку. Немало женщин-истеричек, объявленных ведьмами, сгорело на кострах XI-XIV веках. В Новое Время, когда «право на болезнь» такого рода было признано, к истерии стали относиться как к симуляции или считали ее результатом самовнушения.
Трудность лечения истерии состоит в  том, что врачу первоначально  не известны не причина вытеснения, не смысловая связь между вытесненным лечением и симптомом. Симптом может быть значительно удален от репрессированной функции.
Кроме того – структура психического бессознательного у разных людей –
неодинакова, отдельные органы представлены в  ней с разной силой и по-разному ассоциированы. Все это нужно учитывать психоаналитику, когда он ищет причину истерии 

.
5.1. Метод  свободных ассоциаций.
      Неправильно было бы думать, что психоаналитик, побуждая пациента к свободному ассоциированию, рассчитывает обязательно отыскать в его памяти сильное болезненное переживание. Психоаналитик исходит как раз из того, что переживание не состоялось из-за сопротивления, оказанного ему моральной цензурой, в результате чего и возник симптом. Импульс, который должен был вызвать переживание едва лишь вступив на порог сознания, сразу был отвергнут, вытеснен. В бессознательном он подключился к легализованным механизмам разрядки и стал, таким образом, нарушителем порядка. Задача психоаналитика – заставить пациента осознать и отреагировать вытесненный импульс «задним числом».
      Важный вклад метода свободных ассоциаций в теории личности, недостаточно оцененный, впрочем, самим Фрейдом, состоял в открытии роли языка в структурировании бессознательного. Ведь именно с помощью слова, логического рассуждения врачу удается «выправить» цепь событий в память пациента, вернуть переживанием их истинное значение.
      Метод свободных ассоциаций был развитием  и углублением «катартического» метода Брейера (катарсис – очищение). Гипноз заменялся при этом эмоционально- насыщенным общением, нравственным воздействием врача на больного. Катарсис достигался как за счет высвобождения импульсов, так и за счет активизации высших духовно-нравственных инстанций психики, перевода вытесненного в план общечеловеческих ценностей. 

5.2. Катарсис.
      Катарсис  – не только медицинский, но нравственно-эстетический феномен. Вообще говоря, истерия, ее возникновение, симптоматика и лечение, демонстрируют, как бы в укрупненном масштабе, нормальные психические функции. Вытеснение происходит у каждого человека довольно часто, особенно в тех случаях, когда труд или быт включают в себя работу с людьми. Нормальное поведение, нормальная психика не лишены аномалий, ошибок, специфических для каждого человека и в некоторых случаях даже полезных, помогающих адаптации. «Микрокатарсис» присутствует почти в каждом акте общения, особенно, в дружеском, откровенном разговоре. Зритель испытывает катарсис в театре, верующий – в храме. Катарсис не только очищает, но и наполняет душу переживанием высоких чувств. Через цепь малых, повседневных катарсисов происходит развитие личности, приспособление людей друг к другу.
      Психоаналитическое  лечение истерии можно рассматривать  также и как метод изучения здоровой психики, основных ее механизмов. 
 
 
 
 
 

ТОЛКОВАНИЕ  СНОВИДЕНИЙ
      После открытия метода свободных ассоциаций проблемы лечения все больше отходят для Фрейда на второй план по сравнению с интересом к исследованию бессознательного. Арсенал метод исследования постепенно пополняются.
      Толкование  сновидений Фрейд называет «королевской дорогой» к
бессознательному, «областью, в которой всякий психоаналитик должен получить свое образование».
Толкование  сновидений – высоко ценимое в  древности, многократно осмеянное  и, казалось бы, совершенно устаревшее искусство, - привлекло внимание Фрейда потому, что многие больные вместо требуемых от них воспоминаний рассказывали свои сны. Обсуждение снов с врачом давало не редко оздоровляющий эффект.
      Позже Фрейд стал специально просить пациентов  рассказывать сны. Он начал анализировать и собственные сновидения, проверяя таким образом гипотезу о вытеснении и других бессознательных механизмов. Книга Фрейда «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, считается наиболее фундаментальной в ряду работ о бессознательном. С нее начинается история теоретического психоанализа. Ведь именно в ней был обоснован тезис о скрытом смысле психических явлений, которые раньше считались бессмысленными. К сновидениям в этом ряду позже были присоединены оговорки, ошибки, забывания, непреднамеренные действия.
      Главный тезис теории сновидений гласит, что сновидение есть осуществление желания. Сновидение говорит о будущем, но воспроизводит прошлое и в этом его сходство с невротическим симптомом. В обоих случаях закрыт путь к прямому осуществлению желания, и оно выражается в замаскированном, зашифрованном виде.
      Работа  психоаналитика по его дешифровке должна быть противоположна работе сновидения. Сновидение выступает как пограничное явление. С одной стороны – это необходимый момент нормальной душевной жизни. С другой стороны, оно напоминает продукты распавшейся психики душевнобольных. Ни психологи, ни психиатры не интересовались сновидением как особой психической функцией. Психологии сна, подобной, скажем, психологии мышления, памяти, восприятия – не существует и до сих пор. Толкование сновидений служит хорошим средством реконструкции биографии, выявления черт характера. Сны смотрятся легко, без усилия, с захватывающим интересом. В них не заметно действия сопротивления. Иногда во сне можно припомнить или понять то, что днем, наяву упорно не
осознается. Все это говорит о том, что  во сне активизируется бессознательное.
      Сны маленьких детей легко объяснимы. В них обычно исполняются желания, которые днем не нашли удовлетворения. Сновидения взрослых, оказавшихся в экстремальных условиях, также приближены к действительности, Известно много случаев, когда голодавшие люди наслаждались во сне грандиозными пирами, курильщики, лишенные папиросы, выдели горы табака. Тому, кто ел за ужином острую пищу, вызывающую жажду легко может приснится, что но пьет. Но большая часть сновидений состоит из странных, фантастических образов, изобилующих деталями, с трудом поддающимся расшифровке. Сложность и искаженность содержания сновидений Фрейд объясняет «цензурой», которая, хотя и ослаблена, продолжает действовать во сне, вызывая в нем пропуски, смещения, сгущения образов.
      Сновидения  трактуются Фрейдом как форма  ежесуточной психотерапией. С их помощью изживаются порождаемыя жизнью поражения и конфликты. Сон напоминает регрессию – свободное течение ассоциаций – от последнего случайного впечатления – к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с другой, в выработке фантазий « на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы символику сновидений, Фрейд относился отрицательно.
      Психоаналитик должен рассматривать каждый элемент  сновидения как самостоятельный, пренебрегая до известной степени их последовательностью. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действует с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйной фантазией, образами, которые ни в каком опыте не встречались.
      При тяжелом неврозе часто повторяется  один и тот же сон. Течение образов развертывается вплоть до ситуации, вызывающей ужас. Но ресурса защитных сил не хватает, чтобы совладеть с впечатлением. Человек в страхе просыпается. Невроз прогрессирует, сметая остатки защитных механизмов, и человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное лечение.
Нежелание ученых исследовать сновидения Фрейда объясняет нелепым аморальным их содержанием. Во сне, свободное от эротических уз «Я» идет навстречу влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти, не считаясь с нормами культуры.
      Итак, сновидения, по Фрейду – вовсе не патологическое и экзотическое, но вполне здоровое и нормальное явление психической жизни. Оно восстанавливает психическое равновесие, перерабатывает болезнетворные «дневные остатки», поддерживает преемственность и само идентичность личности на протяжении всей жизни. При этом именно  сновидение в наиболее полной и отчетливой форме представляет бессознательное. Сновидение есть не только звено индивидуального психического процесса, но и коллективного исторического культуротворчества.
      Из  признаний Гете, Гельмгольца, Пушкина, Менделеева и других высокоодаренных натур мы знаем, что многие идеи и образы приходили  к ним во сне или в минуты вдохновения почти в готовом виде. Сны играли важную роль в формировании религий и мифов. Конечно, сновидение всегда проистекает из прошлого. Но, рисуя осуществление желания, оно переносит нас в будущее, правдоподобно воспроизводя все те условия, при которых желание могло бы осуществляться.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.