Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы и функции менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  городской университет управления Правительства Москвы
Кафедра «менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  и функции менеджмента
Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                ВЫПОЛНИЛА: студентка II курса экономического факультета специальности «финансы и кредит» Знаменская В.В.
                ПРОВЕРИЛА: кандидат экономических наук, доцент Мусинова Н.Н. 
                 
                 
                 
                 

2010
 

Содержание
   
Введение………………………………………………………………………. 3
      Понятие и  сущность менеджмента………………………………………… .
4
Функции менеджмента……………….……………………………………… 5
Принципы менеджмента………...……...…………………………………… 7
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список  литературы………………………………………………………….... 14
 

Введение 

     Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
     Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения, а также правового обеспечения.
     В данном реферате рассматривается понятие  менеджмента в целом, его функции и принципы. Это поможет нам сформировать более четкое представление о предмете менеджмента.
     Задачи  данного реферата:
      определить общее понятие и сущность менеджмента;
      описать функции менеджмента;
      выделить различные принципы менеджмента.
 

      Понятие и сущность менеджмента 

     Менеджмент  – это управление хозяйственной  деятельностью – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других людей.
     Бизнес  менеджмент – управление группой  людей.
     Менеджмент  предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:
     - ориентация фирмы на спрос  и потребности рынка, запросы  потребителя, организация производства  технологических видов продукции,  которая может принести прибыль;
     - постоянное стремление к эффективному производству.
     - хозяйственная самостоятельность,  свобода в принятии решений.
     - постоянная корректировка целей  и программ в условиях рынка,  где конечный результат деятельности  фирмы определяется на рынке  в процессе обмена.
     - необходимость использования современной информационной базы для принятия обоснованного решения.
     Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в  ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента.
     Менеджмент  предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста  – менеджера. И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера – достичь слаженной деятельности, менеджер – это управляющий, не зависимо от уровня управления, профессиональной подготовки.
     Менеджер  может быть собственником и наемным работником.
     Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли  экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта  деятельность направлена на получение  прибыли.
     Управление  осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной эффективности. Экономический механизм менеджмента обусловлен хозяйственной деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности определяются на рынке.1 

     Функции менеджмента 

    Функцией  в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
       Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
       Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.
     Организация. Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
     Мотивация. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
     Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
     Мотив – это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к  деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом  деятельности, а также выявив систему  ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.
     Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.2
     Взаимосвязь функций менеджмента
     Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
     Если  менеджер желает обеспечить "безоблачное" будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
     Каждая  из четырех функций менеджмента  является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. 

     Принципы менеджмента 

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.
     Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
     Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать принципов производства».
     Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.
     В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные.
     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.
     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.
     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.
     Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
     Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.
     Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.
     В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.
     Основным  частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
     Принципы  сочетания централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.
     Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
     Соблюдение  правильного отношения между  единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач  управления, от правильности, решения  которой во многом зависит его  эффективность и действенность.
     Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.
     Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.
     Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
       Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.
     Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.
     Принцип иерархичности и  обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
     Постоянный  контроль за деятельностью всех звеньев  организации осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
     Суть  принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
     Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.
     Согласно  принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно – правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.
     Принцип органической целостности объекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.
     Принцип устойчивости и мобильности  системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.
     Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.3 

     Классификация принципов управления
     В литературе нет единого подхода  к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые  из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.
     Рассмотрим  классификацию принципов управления в зависимости от школ менеджмента  и их представителей.
Школа научного управления.
Основные принципы научного управления по Тейлору состоят в следующем:
1. Разработка  оптимальных методов осуществления  работы на базе научного изучения  затрат времени, движений, усилий  и т.п.;
2. Абсолютное  следование разработанным стандартам;
3. Подбор, обучение  и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
4. Оплата по  результатам труда (меньшие результаты  – меньше оплата, большие результаты  – больше оплата);
5. Использование  функциональных менеджеров, осуществляющих  контроль по специализированным направлениям;
6. Поддержание  дружеских отношений между рабочими  и менеджерами с целью обеспечения  возможности осуществления научного  управления.
   Принципы  управления Г. Эмерсона:
    Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;
    Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин;
    Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе рекомендаций;
    Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением;
    Справедливое отношение к персоналу;
    Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
7. Диспетчеризация  по принципу «лучше диспетчеризация  хотя бы не спланированной  работы, чем планирование без  ее диспетчеризации»;
8. Нормы и  расписания, способствующие поиску  и реализации резервов;
9. Нормализация  условий труда;
10. Нормирование  операций, заключающееся в стандартизации  способов их выполнения и регламентировании  времени;
11. Наличие письменных  стандартных инструкций;
12. Вознаграждение  за производительность.
   Эмерсон уделял большое внимание подбору  персонала и считал необходимым  управление им. 

Административная  школа в управлении.
   Файоль выделял четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
1. Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).
2. Полномочия и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).
3. Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном – результат возможностей руководства).
4. Единоначалие (распоряжение только от одного руководителя и подчиненность только       одному руководителю).
5. Единство направления (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей).
6. Подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации).
7. Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей).
8. Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты).
9. Скалярная цепь (четкое построение цепей следования команд от руководителя к подчиненным).
10. Порядок (все должны знать своё место в организации).
11. Справедливость (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму).
Это сочетание  доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации).
13. Инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи).
14. Корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).
Школа психологии и человеческих отношений
Принципы менеджмента  по Веберу:
    Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов
    Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему
    Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач
    Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок
    Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными
требованиями, что  защитит служащих от произвола начальства.4 

 

Заключение 

     Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в  ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента.
     Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
     Основополагающими идеями, закономерностями и правилами  поведения руководителей по осуществлению  управленческих функций являются принципы управления. К общим принципам  управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.
     В данном реферате были рассмотрены понятие и сущность менеджмента, его функции и принципы. Мы получили общее представление о предмете менеджмента.
 

     Список  литературы 

    Понятие и  сущность менеджмента // Электронная гуманитарная библиотека: URL: http://www.gumfak.ru/ikd_html/ikd1/bilet16.shtml (2010.15 мая).
    Технология  менеджмента // Основы менеджмента: учебник. / Семенов А.К., Набоков В.И. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. — Глава 3. – С. 102-154.
    Менеджмент: наука и практика // Основы менеджмента: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; под ред. Вачугова Д.Д. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. — Глава 1. – С. 6-23.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.