На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эстетическая мысль

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Вступление
Попытки анализа  истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались  неоднократно и многими буржуазными  учеными: Шаслером, Циммерманом-в Германии; Бозанкетом, Найтом, Гильбертом и Куном, Бердсли-в Англии; Кроче-в Италии; Байе-во Франции. Я назвала имена лишь некоторых ученых, пытавшихся написать систематическую историю эстетики. Однако эти попытки, как правило, не увенчивались успехами. В их трудах, правда, можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения, но в силу неправильности исходных методологических принципов верной картины о развитии эстетики мы не получаем. Основной порок методологии зарубежных исследований по истории эстетической мысли-это идеализм в понимании процесса исторического развития. Вследствие этого эстетическая мысль рассматривается чисто имманентно, изолированно от других сторон общественной жизни. Этот недостаток присущ не только старым работам, как, например, труд Циммермана, но и тем, которые опубликованы совсем недавно (Байе, Бердсли). Изолируя эстетическую мысль от материальной основы общества, от социально-политических, общекультурных явлений, буржуазные историки закрывают себе путь к правильному пониманию ее генезиса, развития и роли в общественной жизни. 

Задача истории  эстетики состоит в том, чтобы  научно объяснить, почему в тот или  иной период развития общества возникают  те или другие эстетические концепции; какими причинами определяется расцвет  или упадок эстетической мысли; почему одни эстетические теории сменяются  другими; какими обстоятельствами вызывается борьба по коренным проблемам эстетики; какова объективная ценность эстетических концепций; в чем истинный критерий их оценки, наконец, какова их роль в  жизни людей в тот или другой исторический период. 

Раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и функционирования эстетической мысли - такова подлинно научная задача истории эстетики, и она впервые  была решена марксизмом, с точки  зрения которого эстетические идеи, как  и всякие идеи, являются отражением реального процесса жизни людей. Поэтому источник их возникновения  и развития, причины расцвета и  упадка нужно искать не в самих  идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере и  особенностях классовой борьбы на каждом отдельном этапе общественного  развития в данной стране, учитывая при этом и тот факт, что эстетические идеи находятся в живом взаимодействии с другими сторонами общественной жизни - политикой, моралью, искусством и т.д. Эти марксистские положения  являются исходными в историко-эстетическом исследовании. Они определяют общее  направление исследования, подход к  предмету анализа. 

Приступая к конкретному  изучению вопроса, мы сталкиваемся с  рядом проблем, требующих объяснения. Прежде всего нужно определить, что  является предметом эстетики как  науки. Следует отметить, что однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В этом плане на протяжении последних десятилетий  велись оживленные дискуссии, но вопрос остается до сих пор недостаточно проясненным. Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое. Эстетика-это  наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и  духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического  сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе  законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической  формы отражения действительности. 

Очень трудно поддаются  выяснению объективные и субъективные моменты эстетического. Эстетическое-это родовое понятие но отношению к основным эстетическим категориям, к которым мы относим прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Уже по содержанию такие эстетические понятия, как эстетический идеал, эстетический вкус и др. Еще уже категории, охватывающие лишь область искусства,-художественный образ, художественный метод и стиль и т. д. Трудность понимания эстетических кагегорий состоит в том, что в них фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т. д., но и отношение к ним, их оценка. В эстетических категориях, таким образом, заключаются очень широкие обобщения, обобщения философского характера. Следовательно, эстетика должна характеризоваться как философская наука. Поэтому когда говорят о философской эстетике, это звучит тавтологично. Она является частью философии. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике производства и т. д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений. 

Таким образом, эстетика-философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая возникновение, сущность и развитие эстетического сознания, закономерности творчества по законам красоты, функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей и т.д. История эстетики изучает генезис, развитие и функционирование в обществе эстетической мысли, эстетических учений, эстетических теорий. Вся многовековая история эстетической мысли есть не что иное, как история зарождения, формирования, развития основных направлений в эстетике-материализма и идеализма, история возникновения и развития материалистических учений, их борьбы с идеалистическими теориями. Не всегда эстетическая мысль бывает выражена в адекватной теоретической форме. Она может быть закодирована в различных формах: может найти выражение в принципах творчества, в искусствоведческих и литературоведческих концепциях. Но она должна быть всегда философским обобщением, и только в этом смысле она сохраняет свою специфичность и в то же время органически связывается с конкретными дисциплинами, изучающими искусство. 

История эстетики не может быть внешним описанием  различных эстетических концепций. Ее задача-выявить закономерность развития эстетической мысли, ее закономерную направленность. Закономерность, о которой мы говорим, разумеется, относительная. Эстетические идеи постольку развиваются закономерно, поскольку они специфическим образом отображают закономерность исторического развития в целом. Проследить связь эстетических идей с объективным развитием общества-задача довольно сложная. В этом плане попытки были не всегда удачными Вульгарно-социологические схемы, имевшие хождение в одно время, искажали картину развития духовной культуры в целом и истории эстетики в частности. Между общим развитием общества и отдельными элементами духовной культуры возможно несоответствие. Сложность и противоречивость эстетического развития человечества раскрыли Маркс и Энгельс на основе анализа античной художественной культуры и на других примерах. 

Важное значение имеет проблема периодизации истории  эстетики. Если мы рассматриваем развитие эстетической мысли в связи с  общим историческим развитием, то будет  естественным положить в основу периодизации смену социально-экономических формаций. И действительно, основные идеи Платона  и Аристотеля мы можем понять, исходя из учета того факта, что эти великие  философы были людьми рабовладельческого общества. Многие противоречивые утверждения  античных мыслителей отражают противоречия рабовладельческого строя. В этом отношении  очень показательна теория эстетического  воспитания Аристотеля. Точно так  же эстетическую концепцию Фомы Аквинского можно понять лишь в контексте  общественной жизни западного феодального  средневековья. Это справедливо  в отношении и любого другого  периода развития эстетической мысли. Однако эстетическая мысль в своем  развитии обнаруживает относительную  самостоятельность, внутреннюю логику, связь с развитием искусства, культуры в целом. Этот момент гипертрофируется буржуазными учеными-эстетиками, и  тогда общая картина развития эстетических учений явно извращается. 

Безусловно, нельзя не учитывать относительную самостоятельность  развития эстетических идей. Поэтому, принимая за основу периодизации истории  эстетической мысли социально-историческую формацию, мы должны иметь в виду и специфические особенности  развития самой эстетической мысли, ее многообразные связи с различными элементами духовной культуры данного  общества. Общая картина исторического  развития эстетики от рабовладельческого общества до феодального строя включительно характеризуется тем, что она  тесно связана с мифологией, религией, с различными элементами материальной и духовной культуры, и только с конца XVII-начала XVIII в. эстетика завоевывает статус самостоятельной науки, но в рамках философского знания. При этом вычленяются основные эстетические понятия, определяются важнейшие категории эстетики. 

Обращаясь к исследованию истории мировой эстетической мысли, необходимо учитывать то обстоятельство, что до сих пор наиболее изученной  является у нас эстетика Запада, поэтому сохраняется соблазн  перенесения типологии эстетической мысли Запада на страны Востока. Здесь  мы встречаемся с трудностями, разрешение которых выходит за рамки собственно истории эстетики. Речь идет о том, в какой мере специфичны в своем  развитии страны Востока, Африки, Латинской  Америки и что вносит эта специфичность  в развитие эстетической культуры этих стран. Решение этих вопросов требует  совместного участия историков, экономистов, археологов, историков  культуры и т.д. 

Важным вопросом является вопрос об источниках истории  эстетики. Здесь, разумеется, нужно  исходить из конкретно-исторических условий. Исследователи сходятся в том, что  источники можно классифицировать прежде всего по следующим принципам: хронологии, национальной принадлежности, проблемности, персоналиям. Далее, их можно распределять по способу кодирования: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические и др. Для истории эстетики особо важное значение имеют письменные источники: это определенные теоретические документы, трактаты, письма, произведения искусства и документы, характеризующие эпоху. В своем исследовании истории эстетической мысли мы старались принимать во внимание различные источники. 

Данная работа ни в коей мере не претендует на полноту  охвата материала. Для нас ценны  прежде всего те эстетические концепции, в которых отстаивались идеи гуманизма, гражданственности, защищались принципы художественной правды, прямо или  косвенно получили выражение демократические  тенденции. 

2. Возникновение  эстетической мысли
Эстетическая мысль  в строгом смысле этого слова  возникает в эпоху рабовладельческого общества. Но появление зачатков художественно-эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи  и историки, относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита (так называемая эпоха Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк-40-35 тысячелетия до н.э.; Солютре--35-25 тысячелетия до н. э.; Мадлен-25-12 тысячелетия до н.э.). Как субъект эстетического творчества и восприятия человек сформировался в процессе трудовой деятельности на основе психобиологической эволюции. Чувство формы, объема, цвета, ритма, симметрии и в конечном счете чувство красоты-все эти элементарные проявления эстетического сознания человек не получил готовыми от своих животных предков. 

Примером того, что  мы имеем дело с возникновением зачатков эстетической деятельности и эстетического  сознания, является тот факт, что  уже, скажем, в эпоху Мустье человек, изготовляя практически полезное орудие, наносит на него красочные полоски и пятна, выдалбливает на нем лунки, расположенные в определенном порядке. Во Франции в пещере Ля Ферраси были обнаружены две каменные плиты с такого рода «украшениями». Образцы первоначальной изобразительной деятельности человека обнаруже' ны в Италии, Венгрии, Германии. К позднему палеолиту археологи относят рождение росписей на стенах и потолках пещер, рельефы и круглые скульптуры. С помощью охры первобытные художники изображают лошадь, оленя, быка, бизона, носорога, льва. В эпоху Мадлен животные изображаются в движении, при этом художник пользуется уже двумя-тремя красками. Дальнейший прогресс в художественной деятельности намечается в эпоху мезолита, когда уже изображаются сцены борьбы, охоты, загона скота и т.д. Внимание здесь акцентируется на передаче действия, а не на точном воспроизведении фигур. Более отчетливо прогресс в художественно-эстетической деятельности обнаруживается в эпоху неолита. Получает широкое распространение украшение различных предметов, орнаментовка посуды и т.д. 

В эпоху бронзы зарождается  рабовладельческая формация. Возникают  классовые государства в Египте, Двуречье и Китае. Начинается новый этап в художественном развитии человечества. В этот период возникают первые зачатки эстетической мысли, хотя они еще не получают строгого оформления в виде теоретических положений, трактатов, четко сформулированных канонов и норм. 

Одним из ранних рабовладельческих  государств, где наука и искусство  получили высокое развитие, был Египет. Уже в додина-стический период (4 тысячелетия до н.э.) наблюдается развитие строительного дела, прикладного искусства, скульптуры. В период Древнего Царства в Египте складываются основные формы художественной культуры: архитектура, портретная скульптура, рельефы и росписи, художественное ремесло, различные жанры искусства слова (поучения, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид и т. д.). Изучение памятников изобразительного искусства Древнего Египта и лингвистические исследования различных литературных произведений свидетельствуют о том, что древние египтяне имели не только представление о прекрасном, о связи прекрасного с добрым, но и соответствующие эстетические термины. Анализ художественных памятников говорит также и о том, что творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, эстетическими принципами, которые передавались от поколения к поколению. Правда, эти нормы и принципы еще не получили теоретического обоснования и надлежащего оформления, но они существовали; об этом свидетельствуют каноны иконографии, пропорций и цветовых отношений. Задолго до пифагорейцев египтяне применили математику для решения художественно-эстетических задач. 

Исключительным богатством отличается культура шумерийцев (4-3 тысячелетия до н.э.). Замечательные архитектурные памятники, рельефы, художественное ремесло, искусство слова говорят о высоком развитии эстетической деятельности и эстетического сознания в эту эпоху. 

В первой половине 2-го тысячелетия до н. э. выдвигается  на первый план культура Вавилона. Здесь  получают развитие не только изобразительные  искусства, но и художественная литература. Такие литературные памятники, как  стихотворное введение к законам  Хаммурапи, поэма об Агушайе, стихотворный любовный диалог, говорят о значительном творческом подъеме. Художественное развитие в Вавилоне достигает особенно высокого уровня в XVI-XII вв. до н.э. К этому времени относится космогонический эпос, описывающий возникновение мира из хаоса, борьбу богов, создание людей. 

Шумеро-вавилонская  художественная литература развивалась  на шумерском и аккадском языках. На аккадском языке возникла великая  эпическая поэма о Гильгамеше. Ее главная тема-бессмертие человека и борьба с несправедливо установленными богами порядками. Высокая художественная культура Шумера и Вавилона дает нам  право заключить, что эстетическое развитие в этот период достигает  высокого уровня. Но памятников, в которых  были бы непосредственно сформулированы эстетические идеи, мы пока не знаем. 

Большой интерес  представляет древнееврейский монументальный памятник словесного искусства-«Библия», создававшаяся на протяжении большого исторического периода-начиная с XII в. до н.э. и кончая II в. н.э. (речь идет о так называемом Ветхом Завете). Представление о красоте здесь выступает в религиозно-мифологической форме. Древнееврейская культура была тесно связана с культурой Египта, Шумера, Вавилона, поэтому и в эстетических представлениях евреев имеются отпечатки и наслоения этих древневосточных народов. 
 

Мы сделали краткий  экскурс в историю развития эстетического  сознания народов Древнего Востока, с тем чтобы напомнить, что  развитие эстетической культуры начинается отнюдь не с древних греков и римлян. Она достигает высокой ступени развития уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, хетты создали замечательные памятники искусства. Влияние древневосточных цивилизаций заметно не только на архаическом этапе художественного творчества древних греков, но и на более позднем периоде развития эллинской художественной культуры. На основании изучения различных памятников Востока мы приходим к выводу, что эстетические чувства, потребности, вкусы народов древневосточных государств достигли значительного развития. К сожалению, памятники, в которых нашла выражение эстетическая мысль народов Древнего Востока, еще слабо изучены. Кроме того, большинство из них дают лишь косвенную информацию о развитии эстетических идей далекого прошлого.
3. Эстетические учения  в Древней Греции
Древние греки имели  оживленные связи с Востоком. Нет  ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая  философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой  цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией. 

Гибель рабовладельческого общества Греции и Рима в VI в. н.э. положила конец развитию античной философии, а вместе с тем и античной эстетической мысли. Первые эстетические теории появились в городах Малой Азии, затем в греческих городах Южной Италии и острова Сицилии и, наконец, в самой Греции-в Афинах. Эстетика Древнего Рима возникла в 1 в. до н. э. и развивалась параллельно с греческой эстетической мыслью. 

Величайшие достижения античной культуры буржуазные учения пытаются объяснить как следствие  каких-то исключительных качеств греков и римлян. На самом деле никаких  особых «задатков» греки и римляне  как представители западного  мира не имели в сравнении с  восточными народами. 

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Анализируя древнегреческую философскую мысль, Энгельс писал: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте... У греков--именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы,-природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии... Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками... Это одна из причин, заставляющих нас все снова н снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».. То, что основоположники марксизма сказали о древнегреческом искусстве и философии, имеет отношение и к античной эстетике. В ней так же энергично выдвинуты гениальные диалектические догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков. 

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается  в том, что они тесно связаны  с эстетической практикой. Они выросли  из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического  периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости. 

У Гомера встречаются  важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто  объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно  непосредственно воспринять чувством., Так, Афина преображает внешний  вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски  «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом. Проф. А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «когда Гомер говорит о  художественном творчестве, он почти  всегда понимает его как ремесло, как физически производительный труд» . 

В «Илиаде» и «Одиссее»  Гомера дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение  и музыка в жизни греков. Он повествует также о певце Демодоке, который своей песней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой - художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества. Рациональные мысли Гомера причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями.. 

Сочетание мифологического  и рационального мы встречаем  и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н.э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит как акт божественный. В этом отношении представляет интерес миф о Музах, который рассказывает Геснод в поэме «Теогония». Наряду с мифологическими представлениями о природе эстетического мы встречаем у поэта попытку осмыслить «меру» как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Он советует «меру во всем соблюдать»: идет ли речь о том, как следует выбирать наиболее удобное время для работы, для женитьбы, или же как вести себя по отношению к другим людям. Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий, Последние возникают в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н.э.)-Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основная заслуга милетских мыслителей состояла в том, что они решительно выступили против религиозно-мифологического мировоззрения и противопоставили ему научное представление о мире и его закономерностях. 

Наиболее ранней философской школой греческой философии, в недрах которой получили разработку важные эстетические понятия, явилась  пифагорейская школа. Она была основана Пифагором. в VI в. до н.э. в г. Кротоне (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы-идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях, которых они насчитывают десять. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые порождают гармонию. Эти философские положения легли в основу их эстетических построений. Впервые Пифагор обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Таким образом, космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки. 

Труды пифагорейцев о музыке имели громадное значение. Они впервые выдвинули мысль  о том, что качественное своеобразие  музыкального тона зависит от длины  звучащей струны. На этой основе пифагорейцы  развили учение о математических основах музыкальных интервалов. Так, ими установлены следующие  музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4. Здесь важно подчеркнуть  то обстоятельство, что пифагорейцы  ищут объективную основу эстетического. Причем эта основа, по их мнению, доступна количественному измерению. Пифагорейцы  понимали гармонию как «согласие  несогласных», т.е. диалектически. Правда, они акцентировали внимание на примирении противоположностей. Пифагорейцы отождествляли  гармонию, совершенство и красоту. Несмотря на исходные идеалистические предпосылки, ни правильно поставили вопрос об объективных основах прекрасного. Им приписывают применение музыки для  врачевания болезней. В такой наивной  форме ими выражена идея о действенной  силе искусства. 

Пифагорейцы уделяют  большое внимание вопросам эстетического  воспитания в связи с рассмотрением  музыки как средства воздействия  на человека. В этом отношении представляет интерес свидетельство Ямвлиха в его работе «О пифагорейской жизни». «[Пифагор] установил в качестве первого-воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. И, действительно, больше всего требует упоминания то, что он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде, скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих [недостатков] к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. 

...Он еще полагал,  что музыка многому способствует  в смысле здоровья, если кто  пользуется ею надлежащим образом,  И, действительно, у него было  обыкновение пользоваться подобным  очищением не мимоходом. Этим  наименованием он, очевидно, и называл  музыкальное врачевание... Существовали  те или иные мелодии, созданные  против страстей души, против  уныния и внутренних язв, которые  [мелодии] он очевидно считал  наиболее способными помочь. Другие, в свою очередь,-против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Еще иной род песне-творчества был найден против вожделений. Пользовался он и танцами. Пользовался он и стихами Гомера и Гесиода, произносимыми для исправления души» . Пифагорейцы оказали большое влияние на последующее развитие эстетики, в особенности на музыкальную эстетику. Они впервые диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты, поскольку стали рассматривать их как единство противоположностей. 

Они дали первый набросок теории эстетического воспитания. диалектические догадки эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 530-470 гг. до н. э.). Продолжая материалистические учения милетских философов. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, и в то же время в нем нет ничего постоянного- все течет н изменяется. По свидетельству Аристотеля, Гераклит считал, что «все происходит через борьбу» . В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей. а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении сбродом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам. 

Конкретизируя понятие  красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Она  для него, как и красота, возникает  через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: мы ее видим в основе космоса, она  составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях  искусства. Это хорошо поясняет Аристотель. В трактате «О мире» он пишет: «И природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных [вещей], образует созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с  женским, а не каждый [из них] с однородным, и [таким образом] первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством  подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким  же образом, А именно: живопись делает изображения. соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные- краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в [совместном пении] различных  голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных  букв создала целое искусство [письма]. Та же самая мысль была высказана  и у Гераклита Темного: «[Неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и  из одного все [образуется]». Аристотель в сущности совершенно верно интерпретирует диалектический характер учения Гераклита  о гармонии. В одном из сохранившихся  фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной» . Смысл такого высказывания нужно понимать так, что  эстетическое значение гармонии тем  сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют. 

Заслуживает внимания гераклитовское толкован
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.