Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
                Королевства сербов, хорватов и  словенцев ………………………….
          1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и    
                 Королевства сербов, хорватов и  словенцев ………………………….
          1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
                 землях в годы Первой мировой  войны ……………………………
 Глава 2. Формирование  государственной территории Чехословакии и
                Королевства сербов, хорватов и  словенцев ……………………..
           2.1. Проблемы спорных территорий  Чехословакии и Королевства   сербов, хорватов и словенцев  с момента образования этих  государств и до установления  Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В истории каждого народа обретение государственной самостоятельности  - событие огромного значения, начало нового этапа его развития, мощный импульс для политической активности в стране [9, с. 3]. Как отмечал русский социолог и публицист Н.Я. Данилевский: «Народы, живущие самостоятельной экономической и политической жизнью, имеют потребность в том, чтобы все результаты их деятельности – промышленной, умственной и общественной – составляли их полную собственность, а не приносились «в жертву» чуждому им политическому образованию, не терялись в нем и не составляли материала и средства для достижения антинациональных  целей» [2, c. 391]. Поэтому я считаю актуальным рассмотрение исторических  событий и процессов, связанных с обретением независимости избранных мною стран (Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929г. – Югославия [9, c. 3]) в 1918 г. в результате крушения Австро-Венгрской империи. Я избрал для характеристики именно эти государства, поскольку несмотря на существование уже в конце XIX в. так называемого „Принципа национальности” эти государства после распада вышеназванного многонационального государства не стали в прямом смысле «национальными» и большая часть национальных территорий Чехословакии и Югославии получили независимость лишь в конце XX в.
    Предметом исследования в данной работе выступает собственно процесс образования Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, объектом – государства Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев, а также Версальская система международных отношений, формирование которой главным образом отразилось на состоянии границ этих государств.
    В работе кратко рассматривается история формирования наций, вошедших в упомянутые государственные образования, уделяется внимание национальному движению в чехословацких и югославских землях в годы Первой мировой войны, рассматривается история формирования территорий   названных государств в 1918 году, говорится об условиях, заключенных в договорах Версальской системы международных отношений, касающихся территорий рассматриваемых стран (последний из которых, Трианонский, относится к 1920 г.). Таким образом, общий хронологический охват настоящей работы – с конца XVIII  века до 1920 года.
     Территориальные границы, рассматриваемые в работе – это территории центрально-европейского государства Чехословакия и государства Юго-востока Европы – Югославии.
     Цель  изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.
     При написании работы были использованы источники и литература разнообразного научного плана. Среди источников следует выделить мемуарные (сочинение У. Черчилля «Вторая мировая война»; А. Тардье «Мир») и сборник документов по истории международных отношений (четырёхтомная «Системная история международных отношений»). Была использована следующая литература: специальные монографии по вопросу образования Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев (Шмераль Я.Б. «Образование Чехословацкой республики в 1918 г.»; Джурич М.М. «Образование многонационального государства Югославии» и другие), общая литература по истории указанных государств («История Чехословакии» в 3-х томах, «История Югославии» в 2-х томах.), статьи из журналов «Советское славяноведение» и «Новая и новейшая история»,  данные гуманитарного интернет-портала www.volny.edu, научно-справочная литература (Дипломатический словарь под редакцией А.А. Громыко), учебная (Нартов А.А. «Геополитика») и другие категории литературы («Освободительные движения народов Австрийской империи: Период утверждения капитализма»; «Европа между миром и войной 1918-1939»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Исторические предпосылки  образования Чехословакии и Королевства  сербов, хорватов и  словенцев.
                1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. 

    Несомненно, одним из важнейших факторов становления  национального государства является наличие консолидированной нации, обладающей своими ярко выраженными  политическими и экономическими интересами. Консолидация нации происходила там, где социальные сдвиги приводили к буржуазным связям на определенной территории, преимущественно среди  этнически однородного или родственного населения, в особенности к расширению обмена между городом и деревней, формированию мелкобуржуазных слоёв, буржуазии и пролетариата, сохранивших родной язык. В противном случае оставалась реальной возможность преобладания процесса ассимиляции соседней инонациональной средой, над процессом национальной консолидации. Капитализму были присущи обе тенденции, и не все этнические общности ему удалось пробудить к национальной жизни. Таким образом, можно сказать, что национальное движение объективно направлено на решение исторических задач буржуазного преобразования общества [10, с.366]. Имея весомый экономический потенциал, национально консолидированное общество начинало заявлять о своих претензиях на наличие собственной государственности в форме национально-освободительного движения [10, с.367]. Далее рассматриваются наиболее характерные черты процесса формирования  «государствообразующих» наций Чехословакии (чехи и словаки) и Королевства сербов, хорватов и словенцев (соответственно названию государства – сербы, хорваты и словенцы).
    Чешская нация складывалась в условиях смешанного национального состава чешских земель, входивших в состав Австрийской монархии. Значительную часть населения Чехии и Моравии (к которой при Иосифе II была присоединена австрийская часть Силезии) составляли немцы [10, с.367]. Еще в XVIII в. в центрах чешских земель – Праге и особенно в Брно господствовал немецкий язык. Под воздействием экономических сдвигов в чешских землях – особенно в Чехии, Моравии и Силезии слабее – уже в середине XVIII в. дают о себе знать симптомы начавшегося складывания чешской нации. Вместе с развитием капитализма и изменением национального состава населения крупных городов в конце XVIII- начале XIX в. идея национального сплочения стала получать более широкую поддержку [10, с.368]. Национальное мышление представителей чешской национально сознательной интеллигенцией  имела тенденцию к интеграции, к выработки общечешских представлений. В конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. массовое движение (таборы) явились стимулом и вместе с тем свидетельством завершения формирования чешской нации [10, с.369].
     История словацкого народа является примером одного из наиболее трудных вариантов формирования нации Центральной Европы. В раннем средневековье словаки вошли в состав Венгерского королевства. Какая - либо национально-государственная традиция отсутствовала. В Новое время Словакия  также являлась составляющей территорией Венгерского королевства, ее территория составляла ряд северных комитатов, она не обладала особым статусом. Словаки не обладали национальной церковью [10, с.385]. Однако «Принцип национальности»,  присущей XIX веку не мог не оказать воздействия на словацкую интеллигенцию, все более остро – по мере усиления политики мадьяризации накануне революции 1848 г. – ощущавшую свое положение представительницей угнетенного народа [10, с.386]. Идеология национального пробуждения проявилась у народов подобно словацкому, не имевших  развитой буржуазии [15, с.280].
     В конце XVIII начале XIX в. из всех земель, где проживали сербы, наилучшие условия были в южной части Венгерского королевства (Воеводине). По условиям экономической и общественной жизни Воеводина находилось в более благоприятном положении, чем Белградский пашалык, где в 1804 г. началось сербское восстание против османского гнета, а в 1815 г. возникло Сербское княжество. [10, с.382] В Воеводине раньше всего начался процесс консолидации сербской нации. Крупнейшую роль в национальной консолидации сербов сыграли сербские освободительные восстания начала XIX века, в ходе которых усилились связи между Воеводиной и Сербией [2, с.20]. С получением Сербией статуса вассального княжества, она стала ядром сербской государственности, притягательным центром сербского народа в Австрии и на Балканах [10, с.383].  В конце 60-х 70-х гг. XIX в. происходит окончательная консолидация социальных и национальных интересов масс сербского народа, неуклонно ширились и развивались различные формы национально-освободительных движений [2, с.21].
    Процесс формирования хорватской нации происходил в условиях не только административной, но и политической раздробленности. У населения, позднее вошедшего в состав хорватской нации (имеются в виду югословяне-католики Южной Венгрии, Меджимурья и Боснии-Герцогивины), сознание принадлежности Хорватской этнической общности отсутствовало вплоть до конца XIX в. Определяющая роль в общественно-политическом и идеологическом развитии хорватов после 1848 г. принадлежала среднему либеральному дворянству и буржуазии. Эти слои выдвинули программу объединения хорватских и шире - югославянских земель. Национальная дифференциация единоязычного населения была связана с вероисповеданием, добавились различия государственно-политических интересах и ориентации господствующих классов Хорватии, с одной стороны, и возникшего в 1804 – 1815 гг. Сербского княжества – с другой [1, с.377]. Сербия отстаивала свое самостоятельное развитие рядом с опасным австрийским соседом. Хорватия, напротив, еще не видела своего будущего вне империи. Завершение формирования национального самосознания хорватов произошло в конце XIX века [1, с.378].
      В довольно сложных исторических  условиях формировалась и словенская нация [10, с.369]. Почти вся масса словенского населения находилась в австрийских западных землях, однако из населенных словаками нескольких провинций, только Крайна являлась почти сплошь словенской. Словенцы запада Венгрии (Прекмурье) и Венецианской области практически не участвовали в национальном движении. В период кризиса феодализма словенцы – и в этом отношении их можно сравнить со словаками – не имели значительной национальной традиции. Отсутствие национального дворянства в эпоху феодализма имела  своим последствием в политической  сфере то, что словенцы не имели значительной национальной традиции [10, с.370]. Однако в последние десятилетия XVIII – первой половине XIX века национальная проблематика интересовала часть интеллигенции, зарождающуюся местную буржуазию, которая постепенно создавала свои опорные центры, ставшие в 60 – 70-х годах XIX века очагами национального движения, в частности Южная Штирия, как бы противостоявшая австронемецком центру провинций Грацу. Существенной чертой национального развития словенцев являлась их борьба против германизации словенских земель. Речь идет о наступлении австронемецкой буржуазии в третьей четверти XIX века на позиции словенской нации, в частности о стремлении ликвидировать словенскую школу в конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. и германизировать важные для австронемецкого капитала приморские районы империи – проложить «немецкий мост к Адриатике» [10, с.371]. 
 
 
 
 

1.2. Национальное движение  в чешских, югославских  и польских землях  в годы Первой  мировой войны.  

     Социальные  неудобства, которые несла война  населению, способствовали росту  национально-освободительного движения в Австро-Венгрии, России и  Германии. Небывалый рост материальных лишений, усиление национального гнёта  – всё это заставляло массы искать выход из создавшегося положения [6, c. 8]. Поражение Центральных держав в войне стало главным катализатором процесса образования новых государств Центральной и Юго-Восточной Европы [4, с.32].
       Далее рассматриваются основные  тенденции развития национального движения в Чехословакии, Югославии и Польше.
     Идея  создания самостоятельного государства  в Чехии начинает широко распространяться среди чешского населения весной 1917 г. Именно с этого времени  можно  говорить о массовом антиимперском  движении в полном смысле этого слова, когда наряду с общедемократическими и антивоенными требованиями массово распространяются требования национального характера [20, с.76].  Так, в период 1915-1916 гг. из 1545 случаев различного рода «нарушений общественного порядка», зафиксированных в донесениях полиции Чехии, лишь 11 в той или иной форме были связаны с высказываниями об отделении Чешских земель, о выходе их из Австрии [19, с.8]. Одно из первых упоминаний о необходимости создания самостоятельного чешского государства, сопровождающееся ссылками на идеи русской революции, встречается в решении комитета рабочих уполномоченных Праги, направленном чешским депутатам рейхсрата в конце мая 1917 г. Нарастание внутреннего кризиса монархии способствовало активизации деятельности чешской буржуазии, которая выявилась в создании крупнейшими чешскими политическими партиями «надпартийного» органа – так называемого Чешского союза [20, с.83]. Изначально политика этого органа в отношении к монархии была «верноподданнической», однако в связи с усилением кризисной ситуации в государстве, 30 мая на первом заседании рейхсрата председатель Чешского союза М.Станек зачитал декларацию, в которой, в частности говорилось, что «только преобразование габсбургско-лотарингской державы в федеральное государство свободных и равноправных государств устранит все формы национального господства и обеспечит всестороннее развитие каждой нации в интересах всей империи и династии». Далее декларация содержала требование «объединить все ветви чехославянской нации в чешское демократическое государство, включая и словацкую ветвь нации, живущую в неразрывном единстве с чешской исторической родиной». Эта фраза предполагала коренную перестройку монархии [20, с. 87]. На основе декларации Чешского союза в июле – августе 1917 г. было подготовлено несколько проектов конституции будущего Чешского государства. В них предусматривалось создание суверенного чешского королевства, включающего Чехию, Моравию, Силезию и Словакию. Требование создания независимого Чешского государства было выдвинуто и на совместном заседании чешских депутатов рейхсрата и земских сеймов Чехии, Моравии и Австрийской Силезии 6 января 1918 г., что вызвало крайне негативную реакцию австрийских властей [20, с. 97].  13 июля 1918г. в Праге был образован Национальный комитет, в который вошли представители практически всех чешских партий. В обращении к чешской общественности 14 июля говорилось, что задачей этого органа является концентрация всех сил нации для создания суверенного государства. 14   октября, на общечешских митингах против вывоза Австрией  продовольствия из чешских земель в проект резолюции, которую должны были одобрить бастующие на митингах,  было внесено требование создания самостоятельной Чехословацкой республики [10, с.369]. Забастовка 14 октября предопределила решение вопроса о республиканской форме будущего Чехословацкого государства. Австрийские власти, опасаясь усиления радикальных тенденций в массах, за несколько дней до официального провозглашения Чехословацкой республики начали передавать административные права Национальному комитету в Праге [5, с.17].
     Словацкое национальное движение в года Первой мировой войны не было столь активно, как чешское. Только в конце 1918 г. на антивоенных митингах и стачках  начинают выдвигаться требования отделения словацких территорий от Австро-Венгрии [20, с.290]. В Словакии, особенно в тех её районах, где основную массу трудящихся составляли словаки, а большинство представителей господствующих слоёв было венграми, возникла благоприятная почва для перерастания социальных конфликтов в национальные [20, с.297]. Необходимо отметить, что в широких кругах словацкого общества идея существования самостоятельного государства словаков не имела распространения [20, с.294]. Так, Словацким национальным советом, образованном  буржуазными кругами в городе Турчански-Свети-Мартин, 30 декабря 1918 г. была принята Мартинская декларация о вхождении Словакии в единое чехословацкое государство [5, с.25].
     Югославские земли перед первой мировой войной не входили в состав единого территориального образования. Свои национальные государства имели только Сербия и Черногория [2, с.3]. Другие же территории будущего Югославянского государства входили в состав Австро-Венгерской империи. В венгерскую часть многонациональной габсбургской империи входили Хорватия, Междумурье и Воеводина,  а в австрийскую - Краньска, Штаерска, Корушка, Истрия с Триестом и Далмация с Адриатическими островами [2, с.4]. Национальное движение в югославских землях  было мощным не только в годы первой мировой войны, но и конце XIX – начале XX века. Показательно, что действия участника националистической организации «Млада Босна»  Гаврила Принципа способствовали развязыванию мировой войны. Гаврило Принцип совершил убийство австрийского эрцгерцога Франца – Фердинанда, видя в нём врага угнетённых югославов, что послужило поводом австро-венгерскому генеральному штабу начать осуществление превентивной войны против Сербии, что через некоторое время способствовало втягиванию в конфликт империалистических держав [15, с.55].   Значительное антигабсбургское влияние на югославские народы Австро-Венгрии имела Сербия. В Боснии и Герцеговине и других территориях с сербским населением наблюдался переход крестьян на сторону сербской армии [4, с.27]. За годы войны значительная часть политических и общественных деятелей Хорватии, Словении и Далмации стали ориентироваться на победу в войне Сербии и держав Антанты. В  1915 г. в Париже была создана организация эмигрантов из Австро-Венгрии – Югославянский комитет, переехавший вскоре в Лондон, где была развёрнута широкая антиавстрийская компания. Комитет провозглашал единство трех югославянских народов – сербов, хорватов и словенцев, назвав их одной нацией с тремя именами, и высказался за возможность их объединения в независимое государство вне рамок монархии Габсбургов [4, с.29]. 30 мая 1917 г. при открытии австрийского парламента хорватскими и словенскими политическими деятелями была принята Майская декларация, содержащая требования создания югославской федеративной единицы в составе Австро-Венгрии [2, с.14]. Ещё более важной в политическом отношении была Корфская декларация, подписанная 20 июля 1917 г. представителем Совета министров Сербии Николой Пашичем  и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. Согласно этому документу, предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия, Черногория и Югославянские земли Австро-Венгрии [11, с.30]. Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии. 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра [11, с.31]
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в чехословацких, югославских и польских землях в годы Первой мировой войны сформировались объединения национально ориентированных сил, целью которых было создание новых государств, которые формировались бы на новой, «более справедливой» этнической основе. Этими силами, в частности,  были: в чехословацких землях - Чешский союз, Национальный комитет; югославские национально ориентированные политические объединения: Югославянский  национальный комитет, Народное вече Хорватии. В условиях критического военного и политического положения Австро-Венгрии и Германии осенью 1918 г., вызванного широкомасштабным наступлением на  всех фронтах силами Антанты и её союзников [9, с.56], создавалась крайне благоприятная почва для провозглашения новых государств на основе национальных территорий этих многонациональных империй. Кроме того, благоприятным образом на развитие национального движения угнетённых народов Европы имела Октябрьская социалистическая революция в России. Правительство Советской России провозгласило лозунг о праве наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельных государств [2, с. 10]. Стремясь сохранить целостность австро-венгерских земель, 16 октября 1918 г. император Карл издал манифест о превращении Австро-Венгрии в федерацию. Это половинчатое решение не могло удовлетворить народы Чехословакии и Югославии. Югославянский, чешский и польский национальные комитеты заявили о разрыве с Австро-Венгрией. Нота министра иностранных дел графа Андраши от 28 октября 1918 г. к правительству США с просьбой о немедленном заключении перемирии и сепаратного мира была расценена в чехословацких и югославских землях как признание безоговорочной капитуляции Австро-Венгрии. 28 октября было объявлено о создании Чехословакии и Государства сербов, хорватов и словенцев [5, с.38]. В его состав вошли территории Далмация, Хорватия, Славония и Риека [11, с.32]. 
 
 
 

Глава 2. Формирование государственной  территории Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев.
           2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства   сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений. 

    В условиях образования независимых Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев довольно остро встали вопросы, связанные с определением государственных границ. Далее рассматриваются вопросы положения чехословацких,   югославских территорий с осени 1918г. и до оформления Версальской системы.
      Для независимого чехословацкого  государства остро стояли вопросы  о принадлежности следующих территорий: 1) проблема «немецких» регионов  Северной и Западной Чехии,  так называемой Австрийской Силезии,  отдельных районов, протянувшихся вдоль южных границ Чехии и Моравии, а также в глубине чисто чешских областей – в Северной Моравии, в городах Йиглава и Брно [20, с.316]; 2)  государственная принадлежность Словакии (Венгрия, основываясь на условиях заключенного ею с Францией 13 ноября перемирия, отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства) [18, с.96]; 3) проблема Тешинской Силезии (историческая принадлежность которой Чехии оспаривалась со стороны Польши) [18, с.95].
    В условиях распада австро-венгерской монархии, немецкие депутаты от Чешских земель выступили 3 октября 1918 г. с заявлением, в котором требовали объединения всех австрийских немцев в едином государстве [20, с.317]. 29 октября, после провозглашения Чехословацкого государства в Вене, на совещании судетонемецких депутатов было принято решение об образовании в Северо-Западной Чехии самостоятельной провинции Дейчбемен и о её присоединении к австро-немецкому государству. В течение последующих четырёх дней возникли ещё три других подобных «государственных образований» - провинция Судетенланд, охватывавшей часть австрийской Силезии и Моравии, Бемервальдгау в Юго-Западной Чехии и Дейчзюдмерен в Южной Моравии, которые предполагалось присоединить к Австрии. Центром движения за самоопределение немцев стала Немецкая Богемия (Дойчбёмен). В этой провинции был созван независимый парламент (ландтаг) и образовано коалиционное правительство. Чешские власти были вовсе не склонны допустить отделение промышленно развитых немецких районов от страны, и к концу 1918 г. всю эту территорию заняли чехословацкие войска [18, с.96]. Примерно к 20 декабря установление контроля чехословацкого правительства над всеми пограничными районами Чешских земель было завершено [20, с.332], органы местного самоуправления были реорганизованы, большинство, как правило, по-прежнему оставалось в руках представителей немецких политических партий [18, с.98].
     Сложности же в отношении Словакии заключались  в том, что Венгрия отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства [18, с.97]. Премьер-министр Чехословакии К. Крамарж утверждал, что Чехословацкая республика, неотъемлемой частью которой является Словакия, признана всеми государствами Антанты. В начале ноября  1918 г. в Прешове был образован так называемый Восточнословацкий национальный совет, который стремился сохранить Словакию в рамках Венгрии. 11 декабря 1918г. так называемая Словацкой народная республика, провозглашенная 16 ноября, заявила о желании остаться в составе Венгрии. В результате прямого военного вмешательства Чехословакии венгерское административное влияние в регионе было устранено, Словацкий национальный совет и другие словацкие органы управления распущены в январе 1919 г. [5, с. 35].
     Осенью 1918 г. между Чехословакией и Польшей  возник спор из-за части территории северной Словакии (Оравы и Спиша) в Татрах и небольшой по площади, но экономически и стратегически важной Тешинской Силезии. Чехословацкая сторона аргументировала свои претензии на Тешинскую Силезию "историческим правом" (эти земли еще в XIII — XIV вв. вошли в состав Чешской короны), польская сторона в качестве основных аргументов выдвигала этнический состав населения (преимущественно польский с большим процентом немецкого населения). 5 ноября 1918 г. Польша и ЧСР заключили временное соглашение, в результате которого большая часть Тешинской области вошла в состав Польши. Неудовлетворенная таким решением Чехословакия в январе 1919г. заняла польскую часть Тешинского района, что привело к вооруженному конфликту с польскими войсками и протесту западных союзников, под нажимом которых было подписано новое соглашение о демаркационной линии, немного передвинутой в пользу ЧСР [5, с.36]. 3 февраля 1919 г. административная власть над Тешинской территорией была передана межсоюзнической комиссии. Несколько попыток решить вопрос на двустороннем уровне (переговоры в марте и в мае 1919 г.) результатов не принесли, и проблема польско-чехословацких границ была перенесена на международную конференцию в Париж [18, с.97].
     Для Югославянского государства  также имели место территориальные конфликты с соседними государствами. В начале ноября 1918 г. имел место конфликт с Италией, которая желая получить обещанные ей земли по Лондонскому договору [9, с.45], приступила к оккупации Словенского Приморья, Далматинского побережья, а также некоторых районов собственно Хорватии и Словении. В связи с отсутствием у Югославянского государства своих вооруженных сил ситуация складывалась угрожающая. Великие державы, несмотря на все просьбы Загреба о международном признании, отнюдь не спешили и откладывали этот вопрос до мирной конференции [6, с. 46]. 16 ноября областное правительство Далмации известило президиум Народного Веча о своем намерении в самое ближайшее время обратиться к Сербии с предложением о присоединении области к Сербскому королевству, мотивируя это решение отсутствием собственных сил для борьбы против итальянской экспансии. 24 ноября Народное Вече приняло декларацию об объединении с Сербией. Государственное устройство будущей «общей родины» предполагалось обсудить на Учредительном Собрании, кроме вопроса о династии Карагеоргиевичей, которая изначально признавалась правящей в новом объединенном государстве [2, с.46]. Говоря о формировании территории единого югославского государства необходимо отметить значительную роль Сербии, как центра юнионистского движения. К 1 декабря 1918 г. все югославские земли были объединены в единое государство [6, с.35].   Сербские дипломатические миссии проводили значительную работу на местах, чтобы завоевать популярность, устанавливали тесные контакты с местными органами самоуправления [11, с.26]. 25 ноября 1918 г.  в Воеводине состоялась Великая народная скупщина, принявшая решение об объединении Воеводины с Сербией [11, с.29]. Аналогичное постановление вынесла другая Великая народная скупщина в черногорском городе Подгорицы об объединении Черногории с Сербией. Решением местных органов самоуправления и Народного веча в Сараево в декабре 1918 г. Босния и Герцеговина вошли в состав Сербии, сохранив на некоторое время старые органы управления [11, с.31]. 1декабря делегация загребского Народного веча вручила верноподданнический адрес сербскому принцу-регенту Александру Карагеоргиевичу, этот день считается временем окончательного оформления территории югославянского государства [6, с.45].
     Таким образом, сравнивая территориальное  оформление чехословацкого и югославского государств, можно сделать вывод  о том, что Чехословакия «вобрала в себя» земли, в национальном плане противопоставленные национальной идее «титульных» наций. Югославянское государство, напротив, складывалось из регионов, доминирующим населением которых были родственные между собой югославские народы, что ограничивало захватнические тенденции со стороны соседних держав, в основе которых были бы положены идеи концентрации своей «титульной» нации в рамках собственного национального государства  

     2.2. Версальско-Вашингтонская система  международных отношений и территории  государств Чехословакии и Королевства  сербов, хорватов и словенцев.  

     Версальская система – это сумма различных договоров и соглашений, подписанных победителями в Первой мировой войне с побежденной Германией, также различных договоров, которые были заключены ведущими европейскими державами с малыми странами Европы. Это были договоры, в которых признавалось существование новых государств на политической карте Европы  и устанавливались их  границы [4, с.14]. Неверным является мнение о том, что новые государства получили свою независимость именно в результате Версальского мира [4, с.14]. Как уже отмечалось выше, это явление было итогом национально-освободительной борьбы в этих странах. Версальские договоры закрепили их существование как малых независимых стран [4, с.15]. 

2.1. Национальный принцип и его применение союзниками при подходе к вопросам обустройства послевоенных государственных границ. 

       В настоящее время общепризнанным  является принцип, согласно которому  «… люди для достижения свободы  и самореализации должны самоидентифицироваться  с этнической общностью, а раскрытие  потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве» [21]. Признавали это и политические деятели, причастные к созданию Версальской системы. Так, декларация союзников от 30 декабря 1916 г., переданная А.Брианом от имени всех союзников американскому послу гласит: «Мир невозможен до тех пор, пока не будут гарантированы восстановление попранных прав и свобод, признание национального принципа и свободное существование малых государств; до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение, навсегда ликвидирующее причины, издавна являющиеся угрозой для наций, и дающее единственно действительные гарантии безопасности вселенной» [14, с.32]. У.Черчилль в отношении угнетённых народов Европы говорил, что «все эти народы хотели вырваться из рамок федерации или империи, и поощрение их в этом стремлении считалось либеральным политическим курсом» [17, с. 38]. А. Тардье считал, что именно национальные проблемы во многом предопределили ход и результаты Первой мировой войны: «Мир возник из самих причин и характера войны. Ещё до того, как правительства придали ему определенную форму, его уже хотели народы. Мир был предрешён правительствами с конца 1916 г. в соответствии с инстинктивными стремлениями народов…» [14, с.62]. Подтверждающую и уточняющую цели союзников, называет А. Тардье «программу всеобщего мира» - «14 пунктов Вудро Вильсона» об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 года [16, с.227]. Далее приводятся пункты этой программы, касающиеся вопросов дальнейшей судьбы народов Европы этнических территорий в Европе, входивших ранее  в состав Австро-Венгерской и Германской империй:
9. Исправление  границ Италии должно быть  произведено на основе ясно  различимых национальных границ.
10. Народы  Австро-Венгрии, место которых  в Лиге Наций мы хотим видеть  огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11. Румыния,  Сербия и Черногория должны  быть эвакуированы. Занятые территории  должны быть возвращены. Сербии  должен быть предоставлен свободный  и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.