На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
                Королевства сербов, хорватов и  словенцев ………………………….
          1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и    
                 Королевства сербов, хорватов и  словенцев ………………………….
          1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
                 землях в годы Первой мировой  войны ……………………………
 Глава 2. Формирование  государственной территории Чехословакии и
                Королевства сербов, хорватов и  словенцев ……………………..
           2.1. Проблемы спорных территорий  Чехословакии и Королевства   сербов, хорватов и словенцев  с момента образования этих  государств и до установления  Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В истории каждого народа обретение государственной самостоятельности  - событие огромного значения, начало нового этапа его развития, мощный импульс для политической активности в стране [9, с. 3]. Как отмечал русский социолог и публицист Н.Я. Данилевский: «Народы, живущие самостоятельной экономической и политической жизнью, имеют потребность в том, чтобы все результаты их деятельности – промышленной, умственной и общественной – составляли их полную собственность, а не приносились «в жертву» чуждому им политическому образованию, не терялись в нем и не составляли материала и средства для достижения антинациональных  целей» [2, c. 391]. Поэтому я считаю актуальным рассмотрение исторических  событий и процессов, связанных с обретением независимости избранных мною стран (Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929г. – Югославия [9, c. 3]) в 1918 г. в результате крушения Австро-Венгрской империи. Я избрал для характеристики именно эти государства, поскольку несмотря на существование уже в конце XIX в. так называемого „Принципа национальности” эти государства после распада вышеназванного многонационального государства не стали в прямом смысле «национальными» и большая часть национальных территорий Чехословакии и Югославии получили независимость лишь в конце XX в.
    Предметом исследования в данной работе выступает собственно процесс образования Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, объектом – государства Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев, а также Версальская система международных отношений, формирование которой главным образом отразилось на состоянии границ этих государств.
    В работе кратко рассматривается история формирования наций, вошедших в упомянутые государственные образования, уделяется внимание национальному движению в чехословацких и югославских землях в годы Первой мировой войны, рассматривается история формирования территорий   названных государств в 1918 году, говорится об условиях, заключенных в договорах Версальской системы международных отношений, касающихся территорий рассматриваемых стран (последний из которых, Трианонский, относится к 1920 г.). Таким образом, общий хронологический охват настоящей работы – с конца XVIII  века до 1920 года.
     Территориальные границы, рассматриваемые в работе – это территории центрально-европейского государства Чехословакия и государства Юго-востока Европы – Югославии.
     Цель  изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.
     При написании работы были использованы источники и литература разнообразного научного плана. Среди источников следует выделить мемуарные (сочинение У. Черчилля «Вторая мировая война»; А. Тардье «Мир») и сборник документов по истории международных отношений (четырёхтомная «Системная история международных отношений»). Была использована следующая литература: специальные монографии по вопросу образования Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев (Шмераль Я.Б. «Образование Чехословацкой республики в 1918 г.»; Джурич М.М. «Образование многонационального государства Югославии» и другие), общая литература по истории указанных государств («История Чехословакии» в 3-х томах, «История Югославии» в 2-х томах.), статьи из журналов «Советское славяноведение» и «Новая и новейшая история»,  данные гуманитарного интернет-портала www.volny.edu, научно-справочная литература (Дипломатический словарь под редакцией А.А. Громыко), учебная (Нартов А.А. «Геополитика») и другие категории литературы («Освободительные движения народов Австрийской империи: Период утверждения капитализма»; «Европа между миром и войной 1918-1939»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Исторические предпосылки  образования Чехословакии и Королевства  сербов, хорватов и  словенцев.
                1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. 

    Несомненно, одним из важнейших факторов становления  национального государства является наличие консолидированной нации, обладающей своими ярко выраженными  политическими и экономическими интересами. Консолидация нации происходила там, где социальные сдвиги приводили к буржуазным связям на определенной территории, преимущественно среди  этнически однородного или родственного населения, в особенности к расширению обмена между городом и деревней, формированию мелкобуржуазных слоёв, буржуазии и пролетариата, сохранивших родной язык. В противном случае оставалась реальной возможность преобладания процесса ассимиляции соседней инонациональной средой, над процессом национальной консолидации. Капитализму были присущи обе тенденции, и не все этнические общности ему удалось пробудить к национальной жизни. Таким образом, можно сказать, что национальное движение объективно направлено на решение исторических задач буржуазного преобразования общества [10, с.366]. Имея весомый экономический потенциал, национально консолидированное общество начинало заявлять о своих претензиях на наличие собственной государственности в форме национально-освободительного движения [10, с.367]. Далее рассматриваются наиболее характерные черты процесса формирования  «государствообразующих» наций Чехословакии (чехи и словаки) и Королевства сербов, хорватов и словенцев (соответственно названию государства – сербы, хорваты и словенцы).
    Чешская нация складывалась в условиях смешанного национального состава чешских земель, входивших в состав Австрийской монархии. Значительную часть населения Чехии и Моравии (к которой при Иосифе II была присоединена австрийская часть Силезии) составляли немцы [10, с.367]. Еще в XVIII в. в центрах чешских земель – Праге и особенно в Брно господствовал немецкий язык. Под воздействием экономических сдвигов в чешских землях – особенно в Чехии, Моравии и Силезии слабее – уже в середине XVIII в. дают о себе знать симптомы начавшегося складывания чешской нации. Вместе с развитием капитализма и изменением национального состава населения крупных городов в конце XVIII- начале XIX в. идея национального сплочения стала получать более широкую поддержку [10, с.368]. Национальное мышление представителей чешской национально сознательной интеллигенцией  имела тенденцию к интеграции, к выработки общечешских представлений. В конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. массовое движение (таборы) явились стимулом и вместе с тем свидетельством завершения формирования чешской нации [10, с.369].
     История словацкого народа является примером одного из наиболее трудных вариантов формирования нации Центральной Европы. В раннем средневековье словаки вошли в состав Венгерского королевства. Какая - либо национально-государственная традиция отсутствовала. В Новое время Словакия  также являлась составляющей территорией Венгерского королевства, ее территория составляла ряд северных комитатов, она не обладала особым статусом. Словаки не обладали национальной церковью [10, с.385]. Однако «Принцип национальности»,  присущей XIX веку не мог не оказать воздействия на словацкую интеллигенцию, все более остро – по мере усиления политики мадьяризации накануне революции 1848 г. – ощущавшую свое положение представительницей угнетенного народа [10, с.386]. Идеология национального пробуждения проявилась у народов подобно словацкому, не имевших  развитой буржуазии [15, с.280].
     В конце XVIII начале XIX в. из всех земель, где проживали сербы, наилучшие условия были в южной части Венгерского королевства (Воеводине). По условиям экономической и общественной жизни Воеводина находилось в более благоприятном положении, чем Белградский пашалык, где в 1804 г. началось сербское восстание против османского гнета, а в 1815 г. возникло Сербское княжество. [10, с.382] В Воеводине раньше всего начался процесс консолидации сербской нации. Крупнейшую роль в национальной консолидации сербов сыграли сербские освободительные восстания начала XIX века, в ходе которых усилились связи между Воеводиной и Сербией [2, с.20]. С получением Сербией статуса вассального княжества, она стала ядром сербской государственности, притягательным центром сербского народа в Австрии и на Балканах [10, с.383].  В конце 60-х 70-х гг. XIX в. происходит окончательная консолидация социальных и национальных интересов масс сербского народа, неуклонно ширились и развивались различные формы национально-освободительных движений [2, с.21].
    Процесс формирования хорватской нации происходил в условиях не только административной, но и политической раздробленности. У населения, позднее вошедшего в состав хорватской нации (имеются в виду югословяне-католики Южной Венгрии, Меджимурья и Боснии-Герцогивины), сознание принадлежности Хорватской этнической общности отсутствовало вплоть до конца XIX в. Определяющая роль в общественно-политическом и идеологическом развитии хорватов после 1848 г. принадлежала среднему либеральному дворянству и буржуазии. Эти слои выдвинули программу объединения хорватских и шире - югославянских земель. Национальная дифференциация единоязычного населения была связана с вероисповеданием, добавились различия государственно-политических интересах и ориентации господствующих классов Хорватии, с одной стороны, и возникшего в 1804 – 1815 гг. Сербского княжества – с другой [1, с.377]. Сербия отстаивала свое самостоятельное развитие рядом с опасным австрийским соседом. Хорватия, напротив, еще не видела своего будущего вне империи. Завершение формирования национального самосознания хорватов произошло в конце XIX века [1, с.378].
      В довольно сложных исторических  условиях формировалась и словенская нация [10, с.369]. Почти вся масса словенского населения находилась в австрийских западных землях, однако из населенных словаками нескольких провинций, только Крайна являлась почти сплошь словенской. Словенцы запада Венгрии (Прекмурье) и Венецианской области практически не участвовали в национальном движении. В период кризиса феодализма словенцы – и в этом отношении их можно сравнить со словаками – не имели значительной национальной традиции. Отсутствие национального дворянства в эпоху феодализма имела  своим последствием в политической  сфере то, что словенцы не имели значительной национальной традиции [10, с.370]. Однако в последние десятилетия XVIII – первой половине XIX века национальная проблематика интересовала часть интеллигенции, зарождающуюся местную буржуазию, которая постепенно создавала свои опорные центры, ставшие в 60 – 70-х годах XIX века очагами национального движения, в частности Южная Штирия, как бы противостоявшая австронемецком центру провинций Грацу. Существенной чертой национального развития словенцев являлась их борьба против германизации словенских земель. Речь идет о наступлении австронемецкой буржуазии в третьей четверти XIX века на позиции словенской нации, в частности о стремлении ликвидировать словенскую школу в конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. и германизировать важные для австронемецкого капитала приморские районы империи – проложить «немецкий мост к Адриатике» [10, с.371]. 
 
 
 
 

1.2. Национальное движение  в чешских, югославских  и польских землях  в годы Первой  мировой войны.  

     Социальные  неудобства, которые несла война  населению, способствовали росту  национально-освободительного движения в Австро-Венгрии, России и  Германии. Небывалый рост материальных лишений, усиление национального гнёта  – всё это заставляло массы искать выход из создавшегося положения [6, c. 8]. Поражение Центральных держав в войне стало главным катализатором процесса образования новых государств Центральной и Юго-Восточной Европы [4, с.32].
       Далее рассматриваются основные  тенденции развития национального движения в Чехословакии, Югославии и Польше.
     Идея  создания самостоятельного государства  в Чехии начинает широко распространяться среди чешского населения весной 1917 г. Именно с этого времени  можно  говорить о массовом антиимперском  движении в полном смысле этого слова, когда наряду с общедемократическими и антивоенными требованиями массово распространяются требования национального характера [20, с.76].  Так, в период 1915-1916 гг. из 1545 случаев различного рода «нарушений общественного порядка», зафиксированных в донесениях полиции Чехии, лишь 11 в той или иной форме были связаны с высказываниями об отделении Чешских земель, о выходе их из Австрии [19, с.8]. Одно из первых упоминаний о необходимости создания самостоятельного чешского государства, сопровождающееся ссылками на идеи русской революции, встречается в решении комитета рабочих уполномоченных Праги, направленном чешским депутатам рейхсрата в конце мая 1917 г. Нарастание внутреннего кризиса монархии способствовало активизации деятельности чешской буржуазии, которая выявилась в создании крупнейшими чешскими политическими партиями «надпартийного» органа – так называемого Чешского союза [20, с.83]. Изначально политика этого органа в отношении к монархии была «верноподданнической», однако в связи с усилением кризисной ситуации в государстве, 30 мая на первом заседании рейхсрата председатель Чешского союза М.Станек зачитал декларацию, в которой, в частности говорилось, что «только преобразование габсбургско-лотарингской державы в федеральное государство свободных и равноправных государств устранит все формы национального господства и обеспечит всестороннее развитие каждой нации в интересах всей империи и династии». Далее декларация содержала требование «объединить все ветви чехославянской нации в чешское демократическое государство, включая и словацкую ветвь нации, живущую в неразрывном единстве с чешской исторической родиной». Эта фраза предполагала коренную перестройку монархии [20, с. 87]. На основе декларации Чешского союза в июле – августе 1917 г. было подготовлено несколько проектов конституции будущего Чешского государства. В них предусматривалось создание суверенного чешского королевства, включающего Чехию, Моравию, Силезию и Словакию. Требование создания независимого Чешского государства было выдвинуто и на совместном заседании чешских депутатов рейхсрата и земских сеймов Чехии, Моравии и Австрийской Силезии 6 января 1918 г., что вызвало крайне негативную реакцию австрийских властей [20, с. 97].  13 июля 1918г. в Праге был образован Национальный комитет, в который вошли представители практически всех чешских партий. В обращении к чешской общественности 14 июля говорилось, что задачей этого органа является концентрация всех сил нации для создания суверенного государства. 14   октября, на общечешских митингах против вывоза Австрией  продовольствия из чешских земель в проект резолюции, которую должны были одобрить бастующие на митингах,  было внесено требование создания самостоятельной Чехословацкой республики [10, с.369]. Забастовка 14 октября предопределила решение вопроса о республиканской форме будущего Чехословацкого государства. Австрийские власти, опасаясь усиления радикальных тенденций в массах, за несколько дней до официального провозглашения Чехословацкой республики начали передавать административные права Национальному комитету в Праге [5, с.17].
     Словацкое национальное движение в года Первой мировой войны не было столь активно, как чешское. Только в конце 1918 г. на антивоенных митингах и стачках  начинают выдвигаться требования отделения словацких территорий от Австро-Венгрии [20, с.290]. В Словакии, особенно в тех её районах, где основную массу трудящихся составляли словаки, а большинство представителей господствующих слоёв было венграми, возникла благоприятная почва для перерастания социальных конфликтов в национальные [20, с.297]. Необходимо отметить, что в широких кругах словацкого общества идея существования самостоятельного государства словаков не имела распространения [20, с.294]. Так, Словацким национальным советом, образованном  буржуазными кругами в городе Турчански-Свети-Мартин, 30 декабря 1918 г. была принята Мартинская декларация о вхождении Словакии в единое чехословацкое государство [5, с.25].
     Югославские земли перед первой мировой войной не входили в состав единого территориального образования. Свои национальные государства имели только Сербия и Черногория [2, с.3]. Другие же территории будущего Югославянского государства входили в состав Австро-Венгерской империи. В венгерскую часть многонациональной габсбургской империи входили Хорватия, Междумурье и Воеводина,  а в австрийскую - Краньска, Штаерска, Корушка, Истрия с Триестом и Далмация с Адриатическими островами [2, с.4]. Национальное движение в югославских землях  было мощным не только в годы первой мировой войны, но и конце XIX – начале XX века. Показательно, что действия участника националистической организации «Млада Босна»  Гаврила Принципа способствовали развязыванию мировой войны. Гаврило Принцип совершил убийство австрийского эрцгерцога Франца – Фердинанда, видя в нём врага угнетённых югославов, что послужило поводом австро-венгерскому генеральному штабу начать осуществление превентивной войны против Сербии, что через некоторое время способствовало втягиванию в конфликт империалистических держав [15, с.55].   Значительное антигабсбургское влияние на югославские народы Австро-Венгрии имела Сербия. В Боснии и Герцеговине и других территориях с сербским населением наблюдался переход крестьян на сторону сербской армии [4, с.27]. За годы войны значительная часть политических и общественных деятелей Хорватии, Словении и Далмации стали ориентироваться на победу в войне Сербии и держав Антанты. В  1915 г. в Париже была создана организация эмигрантов из Австро-Венгрии – Югославянский комитет, переехавший вскоре в Лондон, где была развёрнута широкая антиавстрийская компания. Комитет провозглашал единство трех югославянских народов – сербов, хорватов и словенцев, назвав их одной нацией с тремя именами, и высказался за возможность их объединения в независимое государство вне рамок монархии Габсбургов [4, с.29]. 30 мая 1917 г. при открытии австрийского парламента хорватскими и словенскими политическими деятелями была принята Майская декларация, содержащая требования создания югославской федеративной единицы в составе Австро-Венгрии [2, с.14]. Ещё более важной в политическом отношении была Корфская декларация, подписанная 20 июля 1917 г. представителем Совета министров Сербии Николой Пашичем  и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. Согласно этому документу, предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия, Черногория и Югославянские земли Австро-Венгрии [11, с.30]. Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии. 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра [11, с.31]
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в чехословацких, югославских и польских землях в годы Первой мировой войны сформировались объединения национально ориентированных сил, целью которых было создание новых государств, которые формировались бы на новой, «более справедливой» этнической основе. Этими силами, в частности,  были: в чехословацких землях - Чешский союз, Национальный комитет; югославские национально ориентированные политические объединения: Югославянский  национальный комитет, Народное вече Хорватии. В условиях критического военного и политического положения Австро-Венгрии и Германии осенью 1918 г., вызванного широкомасштабным наступлением на  всех фронтах силами Антанты и её союзников [9, с.56], создавалась крайне благоприятная почва для провозглашения новых государств на основе национальных территорий этих многонациональных империй. Кроме того, благоприятным образом на развитие национального движения угнетённых народов Европы имела Октябрьская социалистическая революция в России. Правительство Советской России провозгласило лозунг о праве наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельных государств [2, с. 10]. Стремясь сохранить целостность австро-венгерских земель, 16 октября 1918 г. император Карл издал манифест о превращении Австро-Венгрии в федерацию. Это половинчатое решение не могло удовлетворить народы Чехословакии и Югославии. Югославянский, чешский и польский национальные комитеты заявили о разрыве с Австро-Венгрией. Нота министра иностранных дел графа Андраши от 28 октября 1918 г. к правительству США с просьбой о немедленном заключении перемирии и сепаратного мира была расценена в чехословацких и югославских землях как признание безоговорочной капитуляции Австро-Венгрии. 28 октября было объявлено о создании Чехословакии и Государства сербов, хорватов и словенцев [5, с.38]. В его состав вошли территории Далмация, Хорватия, Славония и Риека [11, с.32]. 
 
 
 

Глава 2. Формирование государственной  территории Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев.
           2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства   сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений. 

    В условиях образования независимых Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев довольно остро встали вопросы, связанные с определением государственных границ. Далее рассматриваются вопросы положения чехословацких,   югославских территорий с осени 1918г. и до оформления Версальской системы.
      Для независимого чехословацкого  государства остро стояли вопросы  о принадлежности следующих территорий: 1) проблема «немецких» регионов  Северной и Западной Чехии,  так называемой Австрийской Силезии,  отдельных районов, протянувшихся вдоль южных границ Чехии и Моравии, а также в глубине чисто чешских областей – в Северной Моравии, в городах Йиглава и Брно [20, с.316]; 2)  государственная принадлежность Словакии (Венгрия, основываясь на условиях заключенного ею с Францией 13 ноября перемирия, отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства) [18, с.96]; 3) проблема Тешинской Силезии (историческая принадлежность которой Чехии оспаривалась со стороны Польши) [18, с.95].
    В условиях распада австро-венгерской монархии, немецкие депутаты от Чешских земель выступили 3 октября 1918 г. с заявлением, в котором требовали объединения всех австрийских немцев в едином государстве [20, с.317]. 29 октября, после провозглашения Чехословацкого государства в Вене, на совещании судетонемецких депутатов было принято решение об образовании в Северо-Западной Чехии самостоятельной провинции Дейчбемен и о её присоединении к австро-немецкому государству. В течение последующих четырёх дней возникли ещё три других подобных «государственных образований» - провинция Судетенланд, охватывавшей часть австрийской Силезии и Моравии, Бемервальдгау в Юго-Западной Чехии и Дейчзюдмерен в Южной Моравии, которые предполагалось присоединить к Австрии. Центром движения за самоопределение немцев стала Немецкая Богемия (Дойчбёмен). В этой провинции был созван независимый парламент (ландтаг) и образовано коалиционное правительство. Чешские власти были вовсе не склонны допустить отделение промышленно развитых немецких районов от страны, и к концу 1918 г. всю эту территорию заняли чехословацкие войска [18, с.96]. Примерно к 20 декабря установление контроля чехословацкого правительства над всеми пограничными районами Чешских земель было завершено [20, с.332], органы местного самоуправления были реорганизованы, большинство, как правило, по-прежнему оставалось в руках представителей немецких политических партий [18, с.98].
     Сложности же в отношении Словакии заключались  в том, что Венгрия отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства [18, с.97]. Премьер-министр Чехословакии К. Крамарж утверждал, что Чехословацкая республика, неотъемлемой частью которой является Словакия, признана всеми государствами Антанты. В начале ноября  1918 г. в Прешове был образован так называемый Восточнословацкий национальный совет, который стремился сохранить Словакию в рамках Венгрии. 11 декабря 1918г. так называемая Словацкой народная республика, провозглашенная 16 ноября, заявила о желании остаться в составе Венгрии. В результате прямого военного вмешательства Чехословакии венгерское административное влияние в регионе было устранено, Словацкий национальный совет и другие словацкие органы управления распущены в январе 1919 г. [5, с. 35].
     Осенью 1918 г. между Чехословакией и Польшей  возник спор из-за части территории северной Словакии (Оравы и Спиша) в Татрах и небольшой по площади, но экономически и стратегически важной Тешинской Силезии. Чехословацкая сторона аргументировала свои претензии на Тешинскую Силезию "историческим правом" (эти земли еще в XIII — XIV вв. вошли в состав Чешской короны), польская сторона в качестве основных аргументов выдвигала этнический состав населения (преимущественно польский с большим процентом немецкого населения). 5 ноября 1918 г. Польша и ЧСР заключили временное соглашение, в результате которого большая часть Тешинской области вошла в состав Польши. Неудовлетворенная таким решением Чехословакия в январе 1919г. заняла польскую часть Тешинского района, что привело к вооруженному конфликту с польскими войсками и протесту западных союзников, под нажимом которых было подписано новое соглашение о демаркационной линии, немного передвинутой в пользу ЧСР [5, с.36]. 3 февраля 1919 г. административная власть над Тешинской территорией была передана межсоюзнической комиссии. Несколько попыток решить вопрос на двустороннем уровне (переговоры в марте и в мае 1919 г.) результатов не принесли, и проблема польско-чехословацких границ была перенесена на международную конференцию в Париж [18, с.97].
     Для Югославянского государства  также имели место территориальные конфликты с соседними государствами. В начале ноября 1918 г. имел место конфликт с Италией, которая желая получить обещанные ей земли по Лондонскому договору [9, с.45], приступила к оккупации Словенского Приморья, Далматинского побережья, а также некоторых районов собственно Хорватии и Словении. В связи с отсутствием у Югославянского государства своих вооруженных сил ситуация складывалась угрожающая. Великие державы, несмотря на все просьбы Загреба о международном признании, отнюдь не спешили и откладывали этот вопрос до мирной конференции [6, с. 46]. 16 ноября областное правительство Далмации известило президиум Народного Веча о своем намерении в самое ближайшее время обратиться к Сербии с предложением о присоединении области к Сербскому королевству, мотивируя это решение отсутствием собственных сил для борьбы против итальянской экспансии. 24 ноября Народное Вече приняло декларацию об объединении с Сербией. Государственное устройство будущей «общей родины» предполагалось обсудить на Учредительном Собрании, кроме вопроса о династии Карагеоргиевичей, которая изначально признавалась правящей в новом объединенном государстве [2, с.46]. Говоря о формировании территории единого югославского государства необходимо отметить значительную роль Сербии, как центра юнионистского движения. К 1 декабря 1918 г. все югославские земли были объединены в единое государство [6, с.35].   Сербские дипломатические миссии проводили значительную работу на местах, чтобы завоевать популярность, устанавливали тесные контакты с местными органами самоуправления [11, с.26]. 25 ноября 1918 г.  в Воеводине состоялась Великая народная скупщина, принявшая решение об объединении Воеводины с Сербией [11, с.29]. Аналогичное постановление вынесла другая Великая народная скупщина в черногорском городе Подгорицы об объединении Черногории с Сербией. Решением местных органов самоуправления и Народного веча в Сараево в декабре 1918 г. Босния и Герцеговина вошли в состав Сербии, сохранив на некоторое время старые органы управления [11, с.31]. 1декабря делегация загребского Народного веча вручила верноподданнический адрес сербскому принцу-регенту Александру Карагеоргиевичу, этот день считается временем окончательного оформления территории югославянского государства [6, с.45].
     Таким образом, сравнивая территориальное  оформление чехословацкого и югославского государств, можно сделать вывод  о том, что Чехословакия «вобрала в себя» земли, в национальном плане противопоставленные национальной идее «титульных» наций. Югославянское государство, напротив, складывалось из регионов, доминирующим населением которых были родственные между собой югославские народы, что ограничивало захватнические тенденции со стороны соседних держав, в основе которых были бы положены идеи концентрации своей «титульной» нации в рамках собственного национального государства  

     2.2. Версальско-Вашингтонская система  международных отношений и территории  государств Чехословакии и Королевства  сербов, хорватов и словенцев.  

     Версальская система – это сумма различных договоров и соглашений, подписанных победителями в Первой мировой войне с побежденной Германией, также различных договоров, которые были заключены ведущими европейскими державами с малыми странами Европы. Это были договоры, в которых признавалось существование новых государств на политической карте Европы  и устанавливались их  границы [4, с.14]. Неверным является мнение о том, что новые государства получили свою независимость именно в результате Версальского мира [4, с.14]. Как уже отмечалось выше, это явление было итогом национально-освободительной борьбы в этих странах. Версальские договоры закрепили их существование как малых независимых стран [4, с.15]. 

2.1. Национальный принцип и его применение союзниками при подходе к вопросам обустройства послевоенных государственных границ. 

       В настоящее время общепризнанным  является принцип, согласно которому  «… люди для достижения свободы  и самореализации должны самоидентифицироваться  с этнической общностью, а раскрытие  потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве» [21]. Признавали это и политические деятели, причастные к созданию Версальской системы. Так, декларация союзников от 30 декабря 1916 г., переданная А.Брианом от имени всех союзников американскому послу гласит: «Мир невозможен до тех пор, пока не будут гарантированы восстановление попранных прав и свобод, признание национального принципа и свободное существование малых государств; до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение, навсегда ликвидирующее причины, издавна являющиеся угрозой для наций, и дающее единственно действительные гарантии безопасности вселенной» [14, с.32]. У.Черчилль в отношении угнетённых народов Европы говорил, что «все эти народы хотели вырваться из рамок федерации или империи, и поощрение их в этом стремлении считалось либеральным политическим курсом» [17, с. 38]. А. Тардье считал, что именно национальные проблемы во многом предопределили ход и результаты Первой мировой войны: «Мир возник из самих причин и характера войны. Ещё до того, как правительства придали ему определенную форму, его уже хотели народы. Мир был предрешён правительствами с конца 1916 г. в соответствии с инстинктивными стремлениями народов…» [14, с.62]. Подтверждающую и уточняющую цели союзников, называет А. Тардье «программу всеобщего мира» - «14 пунктов Вудро Вильсона» об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 года [16, с.227]. Далее приводятся пункты этой программы, касающиеся вопросов дальнейшей судьбы народов Европы этнических территорий в Европе, входивших ранее  в состав Австро-Венгерской и Германской империй:
9. Исправление  границ Италии должно быть  произведено на основе ясно  различимых национальных границ.
10. Народы  Австро-Венгрии, место которых  в Лиге Наций мы хотим видеть  огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11. Румыния,  Сербия и Черногория должны  быть эвакуированы. Занятые территории  должны быть возвращены. Сербии  должен быть предоставлен свободный  и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.