На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и особенности медицинской реабилитации в Украине. Роль физической реабилитации в восстановлении. Формы и значение физиотерапевтических процедур. Влияние механического воздействия на ткани организма. Принципы использования некоторых видов массажа.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Медицина. Добавлен: 05.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Роль физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления
Специальность 7.01.0202
«Физическая реабилитация»
Курс 5, группа Р501
Левицкая Екатерина Владимировна
Научный руководитель
М.И. Мякинькова.
Севастополь 2006.
Содержание
Введение
1. Роль медицинской реабилитации в восстановлении
2. Кто нуждается в восстановительном лечении
3. Медицинская реабилитация в Украине
4. Отличие выздоровления от реабилитации
5. Роль физической реабилитации в восстановлении
6. Из истории лечебной и оздоровительной физкультуры
7. Роль лечебной физкультуры в восстановлении
8. Формы лечебной физкультуры и их значение
9. Роль физиотерапевтических процедур в восстановлении
10. Некоторые формы физиопроцедур и их значение
11. Значение механического воздействия на ткани организма
12. Некоторые виды массажа и их значение
13. Действия семьи и близких в период восстановления
Заключение
Литература
Введение
Для тренера, инструктора ЛФК, реабилитолога, врача важно правильно понимать, как целенаправленно воздействовать на организм человека для повышения его здоровья и для восстановления здоровья, нарушенного болезнями.
Целью данной работы является определение роли физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления. Для эффективного возвращения больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам важно знать принципы медицинской реабилитации, педагогику, методику физической культуры, механизмы физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам. Необходимо владеть современными медицинскими знаниями, теоретическими и практическими навыками для достижения максимальных результатов в процессе восстановления личностных свойств человека и возвращения больного в общество.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает реабилитацию, как «…совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врождённых дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Больные и инвалиды должны достигнуть максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.[11]
РЕАБИЛИТАЦИЯ (от позднелат . rehabilitatio - восстановление) В медицине - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Это система мероприятий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности больных и возврат к активной жизни инвалидов. Реабилитация больных и инвалидов должна представлять собой комплексную систему государственных, медицинских, педагогических, спортивных, производственных, бытовых и других мероприятий.[7]
1. Роль медицинской реабилитации в восстановлении
Медицинская реабилитация - начальное звено в системе общей реабилитации, ибо заболевший человек, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего человека и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет чёткой границы. Медицинская реабилитация начинается в больнице практически одновременно с прекращением острых проявлений болезни. Именно тогда наступает пора долечивания недуга и восстановительных мероприятий, для чего применяют все виды необходимого лечения - хирургическое, терапевтическое, ортопедическое и др. Специальное восстановительное лечение проводят в отделении реабилитации (восстановительного лечения) в той же или специальной больнице, а если нет нужды в дальнейшем пребывании больного в стационаре- в отделении восстановительного лечения поликлиники или в реабилитационном центре. Пребывание в отделениях восстановительного лечения, периодическое лечение в санаториях или на курорте, где широко применяется физиотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура и прочее, и составляет собственно медицинскую реабилитацию. В физиотерапии для реабилитации основное значение имеют физические факторы, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к внешним и внутренним воздействиям, усиливают защитно- приспособительные механизмы.[8] Трудотерапия является естественным стимулятором, восстанавливает общую активность, снимает состояние напряжённости, облегчает взаимоотношения. Лечебная физкультура стимулирует активную деятельность всех систем организма, способствует повышению общей работоспособности. Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно- двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.[11]
2. Кто нуждается в восстановительном лечении
В восстановительном лечении нуждаются [7] больные, перенёсшие тяжёлые заболевания (инфаркт миокарда, кровоизлияния в головной мозг, повреждения спинного мозга, заболевания суставов и позвоночника, сопровождающиеся деформациями); больные с врождёнными или приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата; страдающие дефектами зрения, органов речи и слуха, больные с тяжёлыми поражениями центральной нервной системы; психически больные; лица, перенёсшие тяжёлые операции на сердце и внутренних органах; люди, утратившие трудоспособность вследствие длительных и частых заболеваний; инвалиды всех групп.
Всеобщая декларация прав человека гарантирует лицам с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, а их в мире 450 млн, право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. В Декларации ООН о правах инвалидов (1975,2.1.) сказано, что «…инвалиды имеют неотъемлемое право на … медицинское, психологическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе…»[11] Такова Декларация, но реально во многих странах инвалиды часто лишены возможности себя реализовать. А ведь именно инвалиды, как никто другой нуждаются в восстановительном лечении. Как подчёркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов- это комплекс мер, обеспечивающих возможность вернуться или максимально приблизиться к полноценной общественной жизни.
Современный курс реабилитации можно систематизировать по отдельным медицинским заболеваниям: реабилитация в травматологии и ортопедии[24], реабилитация при заболеваниях сердечно- сосудистой системы, восстановление после оперативных вмешательств на органах грудной клетки и брюшной полости, при заболеваниях и повреждениях нервной системы.[11] Отдельным пунктом необходимо выделить реабилитацию при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков, восстановление женщин после родов и гинекологических операций[23], реабилитацию инвалидов.
3. Медицинская реабилитация в Украине
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушенной или утраченной функции. Право на бесплатную медицинскую, в том числе реабилитационную помощь в Украине закреплено законодательствами о здравоохранении, о труде. Предусмотрено пенсионное обеспечение трудящихся в случае утраты ими трудоспособности; граждане имеют право на материальное обеспечение на весь срок нетрудоспособности. Реабилитация даёт возможность людям, длительно и часто болеющим, избежать инвалидности, а многим инвалидам вернуться к активной трудовой и общественной жизни. В последние годы в Украине и Крыму уделяется особое внимание развитию сети учреждений, осуществляющих восстановительное лечение. Создаются отделения восстановительного лечения в крупных поликлиниках, а также специализированные больницы, которые становятся центрами реабилитации. Служба реабилитации сложилась в структуру реабилитационных центров по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.) Большой опыт организации восстановительного лечения накоплен в практическом здравоохранении Киева, Харькова, Евпатории, Ялты и ряда других городов страны. Восстановительное лечение продолжается до тех пор, пока здоровье больного или трудоспособность инвалида не будут восстановлены. Но и в случае, если лечение не даст должного эффекта, инвалид остаётся под наблюдением врачей и получает всё необходимое для поддержания здоровья. Сроки пребывания в отделениях реабилитации больниц, в некоторых научно- исследовательских институтах, имеющих отделения восстановительного лечения, в физиотерапевтических больницах, в санаториях и на курортах устанавливаются индивидуально в зависимости от формы и течения заболевания. Восстановительное лечение в нашей стране проводится бесплатно, профсоюзные организации оплачивают 80-100% стоимости санаторных путёвок, особыми льготами пользуются участники войн, чернобыльцы, ветераны. С переходом хозяйства Украины к рыночной экономике в стране появились частные реабилитационные центры, оказывающие платные услуги. Забота о здоровье человека является непреложным законом и для здравоохранения, и для всех государственных, общественных организаций, всего общества. Заболевший, либо получивший травму, увечье, ставший временно нетрудоспособным или инвалидом, получает не только лечение; органы здравоохранения и социального обеспечения, профессиональные союзы, органы народного образования(для детей), предприятие или организация, где работал больной, принимают необходимые меры для восстановления его здоровья, возвращения к активной жизни, возможного облегчения состояния. Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания в процессе восстановительного лечения. Кроме бальнеотерапии, грязелечения, климатотерапии в лечебный комплекс санатория включают физиотерапевтические процедуры, лечебную физическую культуру, лечебное питание, реже назначение лекарств. Основными курортами Украины являются: Алупка, Алушта, Артек, Ливадия, Форос, Гурзуф, Кастрополь, Ялта и другие курорты Южного берега Крыма; Закарпатские курорты, Березовские Минеральные воды, Ворохта, Евпатория, Конча-Заспа, Куяльницкий, Миргород, Моршин, Немиров, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие. Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады (детские санатории «Солнышко», «Теремок» в Севастополе). В детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. Для осуществления восстановительного лечения широко используются санатории- профилактории. Они располагают современной диагностической аппаратурой, оборудованием для бальнео- и физиотерапии и лечебной физкультуры.
4. Отличие выздоровления от реабилитации
Выздоровление больного после перенесённого заболевания и его реабилитация- совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента, необходимо восстановить ещё и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, то есть вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.[11] Реабилитация- многогранный процесс восстановления здоровья человека. Наряду с медицинской реабилитацией и в прямой связи с ней проводятся другие формы реабилитации: психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая. Физическая реабилитация- это составная часть медицинской и социально- трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Под психологической реабилитацией понимают воздействие врача на больного или инвалида с целью преодолеть в их сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл восстановительного лечения.
Под педагогической реабилитацией понимают воспитательные меры в отношении больных, особенно больных детей. Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. В отношении взрослых предусматривается подготовка их к доступным видам деятельности, воспитание уверенности в том, что приобретённые знания окажутся полезными в последующем трудоустройстве. И в данном случае положительное влияние окружающих имеет неоценимое значение.[7]
Социально- экономическая реабилитация- комплекс мероприятий, включающий обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жильём вблизи места работы, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества; материальное обеспечение больного или инвалида и его семьи путём выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда (например, бесплатное обучение в специальных училищах органов социального обеспечения или обществ слепых и глухих), обеспечение индивидуальными техническими приспособлениями с целью облегчить пользование рабочим инструментом, приспособление рабочего места на прежнем предприятии к функциональным возможностям организма больного или инвалида, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.
Бытовая реабилитация включает предоставление инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице.
В течение всего периода восстановительного лечения больной или инвалид должен сознательно и ответственно относиться к своему здоровью, своим поведением помогать собственному организму и врачам справиться с недугом.[7]
Физическая реабилитация- составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.[11]
5. Роль физической реабилитации в восстановлении
Физическая реабилитация имеет первостепенное значение в процессе восстановления. Её следует рассматривать как лечебно- педагогический и воспитательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта. Они дают положительный эффект, когда адекватны возможностям больного или инвалида. Многократно и систематически повторяющаяся физическая нагрузка постепенно вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки возможно повышение физической нагрузки. При этом совершенствуются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. В результате тренировки нормализуются механизмы регуляции, повышаются адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды, формируются и укрепляются новые двигательные навыки. Скелетные мышцы, которых более 400 [14] составляют активную часть аппарата движения человека. Хороший эффект оказывают ежедневные прогулки пешком. Делая только один шаг, человек приводит в движение около 300 мышц (108- на нижних конечностях, 144 на позвоночном столбе, 20 удерживающих в равновесии голову, а также некоторые мышцы верхних конечностей).[15] Гиподинамия- бич общества потребителей.[13] Двигательная активность, правильная осанка, формирование мышечного корсета, здоровый образ жизни позволяют сохранить молодость. Здоровый образ жизни предусматривает необходимый двигательный минимум. Только систематически занимаясь, можно рассчитывать на положительный эффект. Необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровень тренированности и рекомендации лечащего врача. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья. Детям-инвалидам с раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Занимаясь силовыми упражнениями оптимальными по нагрузке, можно развить и поддерживать красивое телосложение и бодрость.[15]Ещё 15-20 лет назад силовые упражнения с гантелями для пожилых людей и инвалидов были противопоказаны. Сегодня их применение при соблюдении принципов дозирования нагрузки признаётся не только возможным, но и необходимым. Улучшается приспособляемость организма к реальным условиям жизни. В результате оздоровительной тренировки повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Происходит экономизация работы сердца в состоянии покоя и повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. По мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую человек может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Происходит снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Под влиянием тренировки увеличивается уровень общей выносливости и физической работоспособности, которые являются показателями биологического возраста и жизнеспособности. Уменьшаются факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижается вес тела и жировая масса, содержание холестерина и триглицеридов в крови, снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Преодолеть многие заболевания трудно, но возможно.
Необходимо иметь в виду, что занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья, совершенствованию биологических механизмов защитно-приспособительных реакций, повышению неспецифической устойчивости к различным вредным влияниям окружающей среды, только при обязательном условии, что степень физической нагрузки на этих занятиях оптимальна для данного конкретного человека.[9] Только оптимальная степень физической нагрузки, соответствующая возможностям человека, её выполняющего, обеспечивает укрепление здоровья, физическое совершенствование, предупреждает возникновение ряда заболеваний и способствует увеличению продолжительности жизни. Физическая нагрузка меньше оптимальной не даёт нужного эффекта, выше оптимальной становится чрезмерной, а чрезмерная нагрузка вместо оздоровительного эффекта может стать причиной возникновения различных заболеваний и даже внезапной смерти от перенапряжения сердца.[4] Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить болезненные или возрастные изменения различных функций. Особенно полезны физический труд, физкультура на свежем воздухе, а особенно вредными для здоровья являются курение и злоупотребление спиртными напитками.
В физической реабилитации большое значение уделяется лечебной физкультуре (ЛФК). ЛФК - это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целями. Широко используется при комплексном лечении в больницах, поликлиниках, санаториях. Правильное применение ЛФК ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению больных к труду.[15]
6. Из истории лечебной и оздоровительной физкультуры
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.(Аристотель)
В глубине веков наши предки разработали комплексы физических упражнений, служащих благу человека. В медицинских университетах, созданных в Индии во 2 веке до н.э., изучали йогу, массажную терапию. В Китае предположительно в 2698 году до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания различных упражнений лечебной гимнастики. В 3 веке до н.э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, разработал систему расслабляющих и растягивающих упражнений, с помощью которых лечили многие болезни. Древнегреческим и древнеримским идеалом был красавец -атлет. Физические упражнения считались в Древней Греции и Риме важнейшими способами лечения многих заболеваний. Древнегреческий учённый-врачеватель Геродик (500 год до нашей эры), отец медицины Гиппократ утверждали, что происхождение большинства болезней заложены в погрешности питания и двигательной активности. В последствии Гиппократ писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”.[12] Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Авиценна в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечения.[7] В 1 столетии до н.э. сформировались многочисленные элементы тибетской теории лечебной гимнастики. На основе физической культуры древнего и средневекового Китая, материалов скандинавской мифологии, китайской лечебной гимнастики, трудов Гутс-Мутса швед Пер Хенрик Линг(1776-1839) вывел концепцию о том, что физическое воспитание должно строиться на знаниях, подтверждённых анатомией и биологией. Швед Эллин Фалк(1872-1942) свой многолетний педагогический опыт суммировал в справочнике по физвоспитанию, он создал новые упражнения лечебной физкультуры. В США профессор медицины Д.Левис(1823-1886) убеждал граждан, что «в гимнастике в первую очередь нуждаются недостаточно ловкие со слабым телосложением дети.»[12] В 1904 году в Лондоне был издан «Справочник по вопросам физического воспитания», где говорилось, что физическое воспитание должно обеспечивать хорошее здоровье, исправлять наследственные или полученные под влиянием окружающих факторов физические недостатки.
Выдающиеся учёные-медики М.Я.Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов(1810-1881), С.П.Боткин(1832-1889), Г.А.Захарьин(1829-1897), П.Ф.Лесгафт постоянно подчёркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.[7]
Сегодня существует огромное количество методик, позволяющих реабилитироваться после многих заболеваний. Всё более популярен образ молодости и здоровья М.Норбекова.[13] На занятиях по его системе первоочередное значение придаётся разработке позвоночника, а также целительному настрою и правильному дыханию. Пользуются успехом зарубежные методики Грир Чайлдрес[19] и Поля Брега[18]. Применяется китайский массаж[20] и китайская гимнастика чи-чун. Популярны упражнения из хатха-йоги[26]. Занятия по программе «Йога для всех» обычно сопровождаются эффектом развитой уверенности в себе, укрепления силы воли и душевного равновесия. Человек-легенда Валентин Дикуль на основе собственного опыта и обширных научных знаний создал уникальную восстановительную методику, составной частью которой являются упражнения для мышц груди и спины.[6] Сегодня разработаны фитнес-программы[22], которые можно выполнять где угодно, они не требуют снарядов и спецснаряжения, популярна фито[21] и гидротерапия[1], музыкотерапия, аэротерапия, иппотерапия и т.д.
7. Роль лечебной физкультуры в восстановлении
Лечебная физкультура(ЛФК) -один из ведущих методов медицинской и физической реабилитации, раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, массажем, влиянием естественных факторов (солнце, воздух, вода)). Основной терапевтический метод - лечебная гимнастика. Применяют гигиеническую гимнастику, дозированные спортивные упражнения (ходьба, терренкур); игры, строго дозированные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, гребля). Для восстановления утраченных функций инвалидов (конечностей, суставов) применимы специальные аппараты. Используют нетрадиционные формы ЛФК( занятия в сухом бассейне, фитбол). Противопоказаниями к ЛФК являются: сильные боли, опасность возникновения кровотечения, температура выше 37,5 и консервативное лечение злокачественных опухолей. Клиническое выздоровление, т.е. нормализация температуры, исчезновение симптомов заболевания, не означает, что произошло полное восстановление функционального состояния организма и его работоспособности. Постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением положения тела. При вставании у больного - головокружение и даже потеря сознания. Упражнения с постепенной переменой положения головы, туловища, нижних конечностей восстанавливают позно-сосудистые рефлексы. Восстановление уровня общей тренированности и двигательных качеств, сниженных в период болезни, достигается в последующей систематической тренировке, окончательно нормализующей вегетативные и двигательные функции. .[11]Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно- профилактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий) Назначая упражнения, врач учитывает характер и степень изменений в системах и органах, стадию болезни, сведения о параллельно проводимом лечении. В основе лечебного действия упражнений лежит строго дозированная тренировка- целенаправленный процесс восстановления и совершенствования нарушенных функций целостного организма, отдельных его систем и органов.[7] Для восстановления применяют три периода действия ЛФК.[11] Первый период- щадящий- острый период вынужденного положения, когда анатомическое и функциональное состояние органа нарушено. Больным назначается постельный режим. Второй период- функциональный- период восстановления анатомии органа, когда его функция остаётся нарушенной. Режим полупостельный, когда больной сидит и ходит по палате. Третий период- тренировочный- этап окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом, когда становится возможным адаптация к бытовым нагрузкам и тренировка всего организма. В результате систематических упражнений организм приспосабливается к постепенно возрастающим нагрузкам, происходит коррекция (выравнивание) возникших в процессе болезни нарушений. Основой лечебного действия физических упражнений и других средств ЛФК считается воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции поражённых органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления. Физические упражнения оказывают общетонизирующее влияние, способствуют нормализации извращённых или восстановлению утраченных функций, влияют на трофические функции нервной системы, усиливают действие других лечащих факторов (медикаментозных, физиотерапевтических, бальнеологических и др.) С выздоровлением некоторые лечебные методы ограничивают или исключают, а удельный вес ЛФК возрастает. Занимаясь упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно- восстановительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу. Занятия имеют и воспитательное значение : больной привыкает систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека после выздоровления.
8. Формы лечебной физкультуры и их значение
Различают несколько форм проведения занятий ЛФК. Рассмотрим 8 из них:
1.Занятия лечебной гимнастикой необходимы для восстановления функции пострадавшего органа и всего организма в целом. Каждое занятие строится по определённому плану и включает в себя 3 раздела: вводный, основной и заключительный. Во вводной части даются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, подготавливающего больного к возрастающей физической нагрузке. В основную часть включены специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм. В заключительной части- элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, способствующие расслаблению мышечных групп и снижению общей физической нагрузки. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. Например, фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо-эмоциональную сферу.[32]
2.Утренняя гигиеническая гимнастика помогает организму быстрее перейти от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. Систематическая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечно- сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. Ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физкультурой. Заниматься нужно в проветренном помещении или на улице, в лёгкой не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры с соблюдением правил закаливания организма. Характер зарядки в восстановительный период подскажет врач.[7] Можно использовать элементы пластики и хореографии. С помощью них развивается чувство ритма, гибкость, координация движений, правильная осанка, мышечно-суставный аппарат. Ритмические движения и хорошее настроение поддерживает музыкальное сопровождение. Используют бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применяют хлопки, удары рукой, топание. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию легко выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).[32]
3.Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся больным по комплексу ЛФК, составленным специалистом с учётом характера заболевания и индивидуальных особенностей. Эта форма широко применяется для восстановления утраченных функций опорно- двигательного аппарата, при нервных болезнях, в травматологии.
4.Лечебная дозированная ходьба показана для нормализации походки больного после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также при нарушениях обмена веществ, для тренировки сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Дозируется скоростью передвижения, длиной дистанции, рельефом местности.
5.Дозированное восхождение (терренкур)- применяется для улучшения функционального состояния сердечно- сосудистой системы, создаёт благоприятные условия для правильного дыхания, повышает тонус нервной системы, тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ. Дозированное восхождение назначается при ослаблении сократительной функции сердечной мышцы, ожирении, после травм нижних конечностей. Пешеходные прогулки с подъёмом под небольшим углом производятся по специальному маршруту с лечебными целями. Используется в основном в санаторно-курортных условиях под присмотром специалиста. Терренкур, применяемый самостоятельно может привести к опасным последствиям.
6.Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках применяется для дальнейшей тренировки поражённых органов и всего организма, повышения работоспособности.
Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц, доступно человеку с раннего детства и до глубокой старости- один из важнейших этапов комплексного лечения. Во время плавания снимается нагрузка на позвоночник, устраняется ассиметричная работа межпозвонковых мышц, создаются условия для нормального роста позвонков. Самовытяжение позвоночника при скольжении усиливает эффект разгрузки зон роста. Плавание способствует устранению заболеваний неправильной осанки и закаливанию организма.[27] Во время плавания создаются наилучшие условия для кровообращения, облегчается работа сердца. Это даёт возможность заниматься плаванием в спокойном темпе. Дыхание пловца ритмично и согласовано с движением рук и ног, поэтому плавание- лучшее упражнение для совершенствования дыхательной системы. Методика занятий лечебным плаванием предусматривает занятия непосредственно в воде, а также в зале «сухого плавания». На занятиях по лечебному плаванию необходим индивидуальный подход со строгой дифференцировкой нагрузок (темп, характер упражнений, последовательность, длительность) в соответствии с диагнозом и функциональным состоянием организма. Купание в открытых водоёмах зимой (моржевание) граничит с большим риском и требует предварительного закаливания и консультации врача. Инструктор по плаванию должен быть подготовлен как методист лечебной физкультуры.[27] Плавание очень важно для реабилитации инвалидов с ограниченными функциями передвижения. История Параолимпийских игр доказывает, что инвалиды, утратившие конечности способны не только быстро двигаться в воде, но и быть лучшими в мире.
Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отработки ритмичности движений, способствующих выработке глубокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на чистом, насыщенном водяными парами воздухе оказывают оздоровительное влияние и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.