На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа География мирохозяйственных связей нефти и газа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТГТУ 060400 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
“ГЕОГРАФИЯ  МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
НЕФТИ И  ГАЗА” 
 
 
 
 
 

  Тамбов 2003
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ЧАСТЬ I. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………………….4

Значение нефтяной промышленности…………………………………………………………....-

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности……………………..5
География нефтедобывающей  промышленности……………………………………………….10
ЧАСТЬ II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА……….……………..14
Значение  газовой промышленности……………………………………………………………….-
Экономико-географическая характеристика газовой промышленности……………………....15
География газодобывающей промышленности………………………………………………....17
ЧАСТЬ III. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН СЕВЕРНОГО МОРЯ…………19

ЧАСТЬ IV.  НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ-

ГИГАНТЫ  В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....29

 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Нефтяная  и газовая  промышленности  являются    составными  частями  топливно-энергетического  комплекса, в  состав  которого  входят  предприятия  по  добыче  и переработке всех  видов топлива (топливная промышленность), производству  электроэнергии  и её  транспортировке (электроэнергетика ).
   Развитие  топливной  промышленности, казалось  бы, обусловлено  в   первую  очередь  имеющимися  запасами  различных  видов  топлива: ведь  если  их  нет, то  не  может  быть  их  добычи. Однако  действительность  сложнее. В мире имеются  большие  запасы  топлива, причём  всех  его  видов. Поэтому  решающий  критерий  разработки  месторождений - экономический. Надо  решить, какое  именно  из  имеющихся  месторождений  целесообразно  и  наиболее  эффективно  разрабатывать.
 
 

ЧАСТЬ I.   
НЕФТЯНАЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Значение  нефтяной промышленности
        Нефтяная промышленность. Нефть — первичный энергоноситель, на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных (т.е. подвергшихся целевой переработке) продуктов для конечного потребления: бензин; осветительный керосин; реактивное и дизельное топливо; мазут; гудрон; различные нефтяные масла — смазки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Газообразные и жидкие фракции нефти — основные углеводородные полупродукты для широкого использования в нефтехимической промышленности (олефины — этилен, пропилен и др., ароматические - бензол и др.). Получаемые из нефти виды топлива, а из углеводородного сырья органические химикаты и полимеры в 10—50 раз превышают по стоимости саму использованную нефть. Это определяет экономическое значение нефтяной промышленности и связанных с ней  производств по переработке нефти.                      
           Быстрый рост добычи нефти во второй половине XX в. по сравнению с углем был обусловлен рядом ее физических и технологических преимуществ:
     1) в 1,5-2 раза более высокая теплотворность (теплота сгорания);
     2) большая скорость сгорания;                         
     3) относительная несложность переработки и извлечения из нее широкого круга углеводородов;                            
     4) многим нефтепродуктам присущи те же или еще большие преимущества, что и нефти;                                
     5) использование нефти экологически безопаснее, чем угля, - меньше выбросов в атмосферу и отсутствие практически отходов при глубокой ее переработке.                                  
   Росту добычи нефти способствовали также экономические и географические условия:                                      
       1) низкие капиталовложения и себестоимость добычи по сравнению с углем;
       2) концентрация крупнейших кедровых запасов в странах (особенно Ближнего и Среднего Востока) с низким уровнем налогов, легкостью в прошлом получения концессий но низким ценам, дешевая рая сила;
           3)благоприятные геологические условия  — небольшая, как правило,  глубина скважин;
           4) мягкие экологические законы  или полное их отсутствие;
           5) рост морской добычи нефти  (в середине 90-х гг. — 30%) по-разному  влияет па природную среду  побережья и мероприятия по  ее защите в тех или иных  странах;
           6)текучесть нефти, что облегчает  ее добычу, транспортировку, погрузку, выгрузку, эффективное использование тары для ее перевозки и хранения.
              Технико-экономические преимущества  нефти и получаемых на ее  базе продуктов обусловили особую  роль нефтяной и нефтеперерабатывающей  промышленности в мировом хозяйстве. На разных этапах развития в сферу этих отраслей были вовлечены также черная металлургия (трубопрокатное производство), особенно широко машиностроение (оборудование для добычи, транспортировки, переработки нефти), использование ее в различных отраслях транспорта, в химической переработке и т.д. Произошла перестройка всего энергетического хозяйства как на стационарных установках (элёктростанции), так и нестационарных (двигатели на всех видах транспорта).  Нефтепродукты стали использоваться не только в сферах материального производства, но и в массовом количестве в бытовом потреблении: большая часть полумиллиардного мирового парка автомашин — это личные транспортные средства населения, ежедневно потребляющие подавляющую часть нефтепродуктов.
      Нефть и нефтепродукты были и остаются важнейшими видами стратегических ресурсов. Вооруженные силы всех государств по сравнению со временем до Второй мировой войны многократно увеличили свою моторизацию. Внедрение последних поколений боевой авиации сильно увеличило расходы топлива, ибо мощности двигателей и соответственно потребление топлива стали на порядок выше. То же самое имеет место в наземных видах вооружений с использованием двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты также стали видом боевых средств (сжиженный бензин — напалм с температурой пламени до 1600°С).
 
Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.
      Развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей  и обслуживающих их отраслей  промышленности и транспорта  определили в XX в. целую эпоху, в которой пересеклись экономические, политические, национальные и религиозные интересы многих стран мира. Противоречия разных государств решались дипломатическими и военными путями. Борьба за источники нефти лежит в основе государственной политики промышленных государств мира. В настоящее время такую «нефтяную» политику и дипломатию особенно агрессивно проводят США.
   Нефтяная  промышленность — одна из самых  монополизированных горнодобывающих  отраслей. В большинстве стран  мира, кроме тех, где она находится  в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК, штаб-квартиры которых находятся в США ("Эксон", "Мобил ойл", "Тексако", "Шеврон"), а также в Западной Европе (ТНК Великобритании "Бритиш петролеум" и совместная Великобритании и Нидерландов "Роял Датч-Шелл"). Постепенно с середины 80-х гг. они начали терять свои некогда ведущие позиции среди крупнейших промышленных ТНК мира. 
   Это было обусловлено созданием в 60-е  гг. странами — экспортерами нефти  организации ОПЕК, куда вошли Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, а позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Эквадор (в 1990 г. Эквадор вышел из ОПЕК), т.е. главные страны — продуценты нефти. Борьба стран-членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей территории привела к резкому повышению цен на нее в 70-е и 80-е гг. и последовавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах ОПЕК нефтяной промышленности и создание государственных компаний поставили под их контроль более 4/5 запасов нефти, до 1/2 добычи и около 1/5 мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако ТНК продолжают влиять на деятельность ОПЕК в сфере технологии, оборудования и оказывать давление в области цен (резкое падение цен в 1998 г. сильно ударило по доходам всех стран — продуцентов нефти).
     Достоверные запасы  нефти в мире на начало 1998 г. оценивались в 139,7 млрд. т., среди которых значительная часть (от 1/4 до 2/5) расположена в акваториях морей. Основная часть нефти залегает в странах Ближнего и Среднего Востока — более 2/3. На втором месте Центральная и Южная Америка — 1/8, Восточная Европа — 1/15, Африка — 1/15, в остальной Азии — 1/20. В крупнейшем потребителе нефти — Северной Америке — всего 1/30, а в Западной Европе -1/60 мировых запасов. Такое распределение ресурсов нефти предопределяет все экономические и политические межгосударственные и межрегиональные отношения, связанные с ее добычей, транспортировкой и потреблением.
     В географии мировой нефтяной промышленности за 1950-1995 гг. произошли большие изменения. До Второй мировой войны 4/5 добычи нефти приходилось на Северную и Южную Америку. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро снижаться.
         Важнейшие результаты региональных сдвигов в размещении добычи нефти:
   1)разрушение мощного потенциала  нефтедобывающей промышленности  Восточной Европы, регион отброшен  назад — к уровню 60-х и 70-х  гг.;
     2)превращение Азии в лидера  нефтедобычи в мире;
     3)создание крупной добычи нефти в Западной Европе, а также в Африке;
     4)уменьшение доли Северной и  Южной Америки в добыче нефти.
       Роль нефтедобывающей промышленности  в Азии стала больше соответствовать  географии запасов нефти в  мире.
      Существенно изменилась роль отдельных государств в отрасли:
   1)СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального  уровня добычи нефти среди  всех нефтедобывающих государств  — 624 млн. т., который не превзошла  ни одна страна за всю историю  нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала добыча нефти на территории России и других стран СНГ;
    2) лидерами в добыче нефти стали  США и Саудовская Аравия (суммарно они дают 1/4 добычи нефти в мире);
    3)обнаружение и освоение ресурсов  нефти в Северном море вывело  Норвегию и Великобританию в число десяти ведущих нефтедобывающих стран мира;
    4) крупным продуцентом нефти стала КНР;
    5) из числа ведущих в отрасли временно выбыл Ирак.    
       Все происшедшие сдвиги в добыче  нефти привели к снижению ее территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств добывали 94% нефти в мире, а в 1995 г. уже только 64%. Соответственно в 1950г.  свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. — три страны, а в 1995 г. — шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение торговой политики нефтедобывающими государствами и покупателями нефти, существенно изменило грузопотоки нефти в мире. Тем самым формируется новая география нефтяной промышленности мира.  
   Внешняя торговля нефтью в 1950—1995 гг. отличалась постоянным  ростом ее экспорта: в 1955 г. — 254 млн. т (или 33% всей добытой нефти),  в 1990 г. — 1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г.
1631 млн.  т. (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым  продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового экспортера нефти существенно возросла, несмотря на появление новых нефтедобывающих стран.  Лидером в экспорте нефти до 70-х гг. была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г).
   Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отрасли, структуру вырабатываемой продукции, особенно во второй половине XX в.    Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперерабатывающей прежде всего общность многих технологических процессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые — для химического использования определяется экономическими, экономико-географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.
   Научно-технический  прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80-90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностестей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество неутилизуемых отходов переработки нефти (например, гудрона, которым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем, характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предприятии (мощности НПЗ существенно различаются: от 1 до 30 млн. т перерабатываемой нефти в год) также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого конкретного НПЗ в стране.
         Нефтепродукты — результат конечной работы отрасли — все шире стали использоваться для индивидуального потребления (бензин для автомобилей, находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это, наряду с промышленным потреблением мазута, определяет рост их производства. Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось с 246 млн. до 775 млн. т, мазута — с 285 млн. до 653 млн. т. Дизельного топлива в 1994 г. все НПЗ мира дали 884 млн. т. Стоимость нефтепродуктов намного выше, чем сырой нефти (бензина в 7-10 раз), что определяет выгоды развития отрасли. Спрос на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обусловливает высокие показатели их получения в расчете на душу населения. В 1994 г. в мире производили 138 кг бензина в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468 кг, США— 1204, Кувейте — 1084 кг; в большинстве промышленно развитых стран — от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).
         Структура производства  важнейших нефтепродуктов в мире отражает технологические, а главное экономические особенности развития  нефтяной промышленности и потребления продукции нефтепереработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это видно на примере роли бензина, мазута и дизельного топлива в структуре продукции нефтеперерабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг.. Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабатывающей промышленности изменялось.
       Производство мазута из дешевой  до кризиса 70-х гг. нефти составляло  почти половину всех нефтепродуктов (40-45%). Он использовался как эффективное топливо для электростанций многих стран мира. Нефтяные кризисы 70-80-х гг. не только способствовали внедрению энергосберегающих технологий, но и изменяли топливную структуру тепловых электростанций, где падало потребление мазута. В 1995 г. мировое производство мазута уменьшилось до уровня 60-х гг. (1970 г. — 683 млн. т, 1976 г. — 762, 1994 - 653 млн. т). Главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное топливо.
   География нефтеперерабатывающей  промышленности отличается от размещения добычи нефти. Так, в середине 90-х гг. на Северную Америку и Западную Европу суммарно приходилось около 31% от добываемой в мире нефти, но они располагали 43% мощностей  нефтепереработки. Азия, дававшая 38% нефти в мире, имела лишь 2% мощностей НПЗ, значительная часть которых в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока создана лишь в конце 80-х. В Восточной Европе в связи с падением добычи нефти мощности НПЗ (17% мировых) также значительно больше, чем добывают нефти (10% в мире). В остальных регионах они или совпадают (австралия) или мощности НПЗ меньше количества добываемой нефти (Африка, Южная Америка).                                    
   Структура переработки нефти в различных  регионах и странах отличается, несмотря на общемировые тенденции в развитии отрасли. Она в значительной степени зависит от экономических и экономико-географических особенностей потребления разных нефтепродуктов в каждой конкретной стране (или группы стран в регионах); наличия самой нефти, других энергоносителей, степени aвтомобилизации, потребностей химических производств в углеводородных полупродуктах, совершенства техники, технологии нефтеперерабатывающих предприятий.
   Лидерство Северной Америки в производстве бензина обусловлено размерами  автопарка, особенно в США. Ведущая роль Азии и Западной Европы в получении мазута определяется использованием его на тепловых электростанциях. Дизельное топливо в ведущих регионах его потребления используется на разных видах транспорта (в США — железнодорожный, автомобильный, водный; в Восточной Европе — автомобильный).                              
  География нефтедобывающей  промышленности
  Основные  данные о нефтяной отрасли приведены  в таблице 1, которая открывает  возможности для довольно детального анализа.
  Данные  колонки 1 позволяют охарактеризовать географическое распределение разведанных запасов нефти. Они показывают, что доля развивающихся стран в этих запасах составляет 86%, доля стран — членов ОПЕК—77%, а доля стран Ближнего и Среднего Востока— 66%. Важно обратить внимание и на то, что запасы свыше 10 млрд. т имеют только пять стран Персидского залива. Что касается запасов нефти в бывшем СССР, то в западных источниках они обычно оценивались в 8—10 млрд. т. Исходя из того, что на долю России приходится 85% всех запасов бывшего СССР (Казахстана — 9%, Азербайджана—2,3%, Туркменистана—2%), все запасы, по-видимому, можно оценить примерно в 7,5 млрд. т. Впрочем, согласно другим источникам только в недрах Тюменской области залегает 12,8 млрд. т нефти.
  В начале XX века добыча нефти велась в 20 странах мира, а больше всего ее добывали США, Венесуэла и Россия. К 1940 году число нефтедобывающих стран увеличилось до 40, причем основными производителями были США, СССР, страны Ближнего Востока и Венесуэла. В 1970 году нефтедобывающих стран стало уже 60, а в 1990 году — 80. В 50-х годах в число нефтедобывающих стран мира вошли Китай, Индия, Алжир, в 60-х годах — ОАЭ, Нигерия, Ливия, Египет, Австралия, в 70-х годах — Великобритания, Норвегия. Если до конца 60-х годов более 1/2 мировой добычи нефти давали страны Западного полушария, то затем первенство перешло к странам Восточного полушария.
Табл.1 Запасы и добыча нефти в мире и в отдельных его регионах и странах
Весь  мир, регионы, главные страны Разведанные запасы, в млрд. т Добыча, в млн. т  
в%
1950 I960 1970 1980 1985 1990

Весь  мир

150,0 525 1060 2270 3000 2790 3100 100,0

СНГ

9,0 40 150 350 605 595 570 18,4
Россия 7,5 285 550 540 515 16,6
Казахстан 0,8
23 26 0,5

Зарубежная Европа

2,8 18 30 35 150 200 255 8,2
Великобритания 0,7 80 120 95 3,1
Норвегия 1,4 25 35 80 2,2

Китай

3,2 5 25 105 125 140 4,5
Южная и Юго-Восточная Азия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2,5 5 20 55 95 135' 140 4,5-
Индонезия 1,2 5 20 45 80 65 70 2,2
Индия 0,6 3 7 10 30 35 1,1

Юго-Западная Азия

100,0 90 265 690 965 545 810 26,1
Саудовская  Аравия 45,8 25 60 180 500 170 325 10,5
Иран 13,2 30 50 190 75 110 155 5,0
ОАЭ 12,9 35 85 60 105 3,4
Ирак 13,3 6 50 75 130 70 100 3,2
Кувейт 13,7 15 85 150 85 55 60 1,9

                     Африка

7,8 2 15 290 260 195 300 9,7
Нигерия 2,2 55 100 75 90 2,9
Линия 3,4 160 85 50 65 2,1
Алжир 1,1 10 45 454 30 35 1,1
Египет 0,7 1 1 15 30 45 45 1,4

Северная  Америка

5,9 270 375 545 500 510 505 16,3
США 4,4 265 350 475 425 440 430 13,8
Канада 1,5 5 25 70 75 70 75 2,4

Латинская Америка

17,5 100 195 270 290 320 350 11,3
Мексика 7,5 10 15 20 100 135 135 4,4
Венесуэла 8.7 80 150 190 115 90 105 3,4
Австралия 0,3 8 20 25 30 0,9
Развивающиеся страны в целом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
118,5 197 500 1350 1620 1195 1600 51,6
Страны  — члены ОПЕК 103,0 1160 1340 910 1220 39,3
 
  Данные  таблицы 1 позволяют охарактеризовать динамику мировой добычи нефти в 1950—1990 годах. Отчетливо видно, как быстро росла эта добыча в эпоху дешевой нефти и как затем, после начала  энергетического кризиса, наступило
  

  Рис.1 Мировое производство нефти (млн. т)
 
существенное  ее сокращение. К 1990 году она снова  возросла, хотя и не достигла еще  максимума, приходившегося на 1979 год (3,3 млрд. т). Таблица позволяет проследить и динамику добычи по отдельным регионам и странам, которая характеризуется подъемом ее в 1985—1990 годах в большинстве регионов. Только в Северной Америке уровень добычи остался в целом стабильным, а в СНГ он начал снижаться.
  В бывшем СССР пик добычи нефти был  достигнут в 1988 году (624 млн. т). Но уже  в 1990 году она сократилась до 570 млн. т., а в 1991 году до 515 млн. т. Причин такого падения много. Это и недостаток капиталовложений, и сокращение объемов поискового и разведочного бурения, и нехватка труб, и изношенность оборудования, и применение устаревших технологий, приводящее к быстрому заполнению месторождений. Нельзя не учитывать и то, что к началу 90-х годов многие крупнейшие месторождения уже прошли стадию максимальной добычи.
  Все сказанное в первую очередь относится  к России, которая ко времени распада  СССР давала 90% всей добычи нефти (Казахстан 4,5%, Азербайджан 2,2%, Украина и Туркменистан—по 1%). В главной «нефтяной житнице» России — Западной Сибири — максимальный уровень добычи (394 млн. т) был достигнут в 1988 году, после чего началось его резкое снижение. Впрочем, его можно было предвидеть, если учесть, что за последние 20 лет средний дебит новых скважин в Тюменской области уменьшился в четыре раза. Добыча нефти и конденсата на месторождении-гиганте Самотлор в 1980 году составляла 155 млн. т, в 1985 году 107 млн. т, а в 1990 году 64 млн. т. Именно поэтому особенно важно, что в 1994 году началось промышленное освоение нового крупного нефтегазоносного бассейна, разведанного за последние два десятилетия в Архангельской области — в пределах Тимано-Печорского кряжа и шельфа Баренцева моря. Промышленные запасы нефти в этом бассейне оцениваются в 1,25 млрд. т., а потенциальные — в два раза больше.
  Наконец, последняя колонка таблицы позволяет  определить порядок крупных регионов и «первую десятку» нефтедобывающих стран. Порядок регионов оказывается следующим: Юго-Западная Азия, СНГ, Северная Америка, Латинская Америка, Африка, зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, Австралия. В «первую десятку» стран в 1990 году входили: Россия, США, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Мексика, ОАЭ, Венесуэла, Ирак, Великобритания. Нетрудно подсчитать, что на нес приходилось более 2/3 всей мировой добычи нефти.
  Мировая добыча нефти в 1991—1993 годах оставалась на уровне 3— 3,1 млрд. т. Но при этом показатели по отдельным регионам довольно существенно  изменились. Заметно—до 450 млн. т в 1992 v, менее 400 млн. т в 1993 году—уменьшилась добыча в странах СНГ, что связано прежде всего с падением ее в России соответственно до 390 и 330 млн. т. Значительно сократилась также добыча нефти в США — до 340 млн. т (1993). А в странах юго-западной Азии и Норвегии она, напротив, заметно возросла. Поэтому и состав «первой десятки» в 1993 году изменился, и теперь в нее входят Саудовская Аравия (420 млн. т), США, Россия, Иран (185), Мексика (155), Китай (145), Венесуэла (115), Норвегия (110), ОАЭ (110) и Нигерия (95). Доля стран ОПЕК в мировой нефтедобыче в 1993 году достигла 43%. Таблица 1 нуждается также в двух дополнениях, касающихся нефтепереработки и внешней торговли нефтью и нефтепродуктами.
  Суммарная мощность всех 700 нефтеперерабатывающих  заводов в экономически развитых странах Запада и развивающихся  странах превышает 3,6 млрд. т. В том числе в США она составляет 780, в Западной Европе 720, в Японии 200, в Латинской Америке 300, на Ближнем и Среднем Востоке 250 и в Африке 150 млн. т. Главная новая тенденция в географии мировой нефтепереработки — ощутимый сдвиг ее в развивающиеся страны. Мощности НПЗ в этих странах с конца 60-х годов возросли более чем в три раза, их доля в общем мировом объеме нефтепереработки возросла с 25% до более чем 40%. Из 15 крупнейших НПЗ с годовой производительностью более 15 млн. т половина находится в Сингапуре, Саудовской Аравии, Венесуэле, на Багамских островах. Самый крупный НПЗ мощностью 30 млн. т. расположен на принадлежащей США части Виргинских островов в Карибском море. Добавим, что уже в наши дни Саудовская Аравия владеет НПЗ мощностью более 30 млн. т в США, Кувейт — НПЗ мощностью более 15 млн. т в Западной Европе.
  Попутно нельзя не затронуть и вопрос о  глубине переработки нефти. В России она гораздо ниже, чем, например, в США. Отсюда — меньший выход легких фракций и очень высокая доля (37%) топочного мазута. Не приходится удивляться тому, что в США галлон бензина (3,8 литра) стоит один доллар, а в России бензин все время дорожает. Расчеты говорят о том, что если бы России удалось повысить глубину переработки нефти хотя бы с 63 до 75—77%, это могло бы сэкономить 40 млн. т нефти в год.
  На  мировой рынок ежегодно поступает  более 1,2 млрд. т сырой нефти и  еще значительное количество нефтепродуктов. Примерно 2/3 всего экспорта обеспечивают страны Ближнего и Среднего Востока, затем с большим отрывом следуют Россия, Венесуэла, Мексика, некоторые другие страны. Экспорт из СССР в последние десятилетия все время возрастал, достигнув максимума в 1988 году — 144 млн. т сырой нефти (в основном в Восточную Европу) и 61 млн. т нефтепродуктов (в основном в Западную Европу). В 1975—1989 годах страна выручила от этого экспорта не менее 100 млрд. долларов, обеспечив тем самым 70—80% всех валютных поступлений. В последующие годы, несмотря на падение добычи, экспорт нефти из России оставался довольно высоким. Так, в 1992 году было вывезено 66 млн. т сырой нефти на сумму 8,5 млрд. долларов и 27 млн. т нефтепродуктов (4,7 млрд. долларов), а в 1993 году соответственно 80 млн. т (8,2 млрд.) и 34 млн. (3,4 млрд.).
 
 
 
 
 
 
  ЧАСТЬ II.
  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА.
 
  Значение  газовой промышленности
  Значение  газовой промышленности определяется, прежде всего, тем, что в структуре мирового потребления топлива и энергии природный газ занимает третье место после нефти и угля — примерно 20%. Большое значение имеет и то, что из трех этих видов первичных энергоресурсов природный газ — самый чистый в экологическом отношении
   Использование газа разнообразно: основная часть  направляется на нужды энергетики (топливо  для тепловых электростанций, котельных); другая используется как технологическое топливо для сушки различной продукции (выпаривания водных растворов); на бытовое потребление в коммунальном хозяйстве. Газ в сжиженном или сжатом виде применяется в двигателях внутреннего сгорания в автомобилях, и возможно его использование в самолетах. Энергетическое использование природного газа определяется высокой теплотворной способностью, простотой технологического оборудования для сжигания газа и минимальным загрязнением среды. Он — самый перспективный вид топлива в мире.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.