На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Врач и общество, врачебная деонтология. Принципы врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности лечения. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Медицина. Добавлен: 17.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Министерство Здравоохранения РФ.
Омская государственная медицинская академия.
Кафедра судебной медицины с курсом правоведения.
Курсовая работа на тему:
«Роль этики и медицинской деонтологии в подготовке врача»

Выполнила студентка
405 группы лечебного факультета
Галиакберова Е.Р.
ОМСК, 2005
Содержание

Введение
1. Врач и общество
2. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению
Список литературы
Введение

Деонтология (от грес deon - долг, должное; logos - наука, учение) - учение о должно, о долге.
Врачебная деонтология - учение о принципах должного во врачебной деятельности. Речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием - для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его. Академик Б.В. Петровский подчеркивает, что деонтология врача это «… учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом».
Естественно, принципы и требования деонтологии распространяются на работу всего медицинского персонала, поэтому для медицины в целом существует более широкое понятие - медицинская деонтология. Поскольку врач является центральной фигурой любого лечебного учреждения, врачебная деонтология отражает в обобщенном виде медицинскую деонтологию в целом, так как поведение и действия среднего и младшего медицинского персонала в значительной степени определяются личностью врача.
Врачебная деонтология в широком смысле - это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для щажения психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному.
Положение врачебной деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке.
Исходя из изложенного, врачебная деонтология - более емкое понятие, чем врачебная этика, так как она включает не только морально-этические аспекты врачевания, но и действия, организацию работы, совершенствование знаний, навыков и т.д. Более того, деонтология использует моральные принципы не только как элемент нормального общения, но и как средство воздействия на психику больного, и тем самым - на течение патологического процесса.
И.К. Касинский в книге «О врачевании» совершенно справедливо пишет: «Врачебная этика интегрально входит в медицинскую деонтологию как стержневая проблема». Естественно поэтому, что, рассматривая те или иные аспекты деонтологии, мы постоянно сталкиваемся с вопросами профессиональной этики.
Врачебная этика представляет собой совокупность принципов регулирования и норм поведения врачей, обусловленных спецификой их деятельности, положением и той ролью, которая отводится им в обществе.
Мораль, будучи формой общественного сознания, определяется общественным бытием, то есть мораль всегда социально обусловлена. Поэтому задачи врачебной этики состоят не только в том, чтобы установить свод нравственных критериев и требований к врачебному персоналу, но и в том, чтобы определить, при каких социальных условиях возможно их осуществление. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, так как этика врача - это прежде всего этика гражданина данного государства.
Положения медицинской деонтологии, включающие в себя толкование понятий добра и зла, жизни смерти, нормы и патологии, взаимоотношения людей, определяют мировоззрение общества и конкретной общественно-экономической формацией. С этой точки зрения деонтология всегда отражала и отражает определенный исторический этап развития общества.
Особая, специфическая деятельность врачей, связанная со здоровьем и жизнью людей, требует строгого регулирования. Например, деятельность врачей хирургического профиля должна быть четко регламентирована, так как скальпель может быть в принципе как орудием лечения, так и оружием повреждения.
Профессор А.В. Гуляев на I Всесоюзной конференции по деонтологии (1970) высказал следующую мысль: «Хирург - это человек, вооруженный ножом, и как вооруженное лицо он представляет опасность для окружающих, если применяет свое оружие не там, где это требуется, и не так, как это дозволено».
Скальпель - это только наиболее яркий (наглядный) пример, но тем не менее им действуют строго индивидуально, поэтому вероятная опасность его для всего общества минимальна.
Профессиональная деятельность врача любой специальности может стать при определенных условиях социальной опасности. Например: неправильная организация прививок, в том числе в детских коллективах, ошибки санитарного надзора, использование лекарств для профилактики и лечения, которые недостаточно экспериментально и клинически апробированы, и многое другое.
В 1970 годах в ФРГ широко применялось сильное снотворное вещество - контерган, не прошедшее тщательной экспериментальной проверки, которое назначалось в числе других беременным женщинам. В результате побочного тератогеного действия этот препарат родились тысячи детей с уродствами.
В 1991 году вследствие преступной халатности медицинского персонала в Калмыкии произошло заражение группы детей СПИДом.
В 1993 году было установлено, что в ФРГ в связи с отсутствием государственного контроля за заготовкой, производством и трансфузией донорской крови предприниматели на протяжении ряда лет выпускали препараты крови, инфицированные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). В результате произошло массовое заражение СПИДом. «Свобода предпринимательства - подчеркивает известный английский писатель Джеймс Олдридж - это свобода крупного мошенничества», которое особенно опасно в медицине и формации.
Деятельность врача в любом государстве регламентируется законодательством, то есть правовыми нормами, с одной стороны, и врачебной деонтологией - с другой.
Законодательством должна быть предусмотрена четкая система предупреждения преступлений и неизбежность наказания при совершении их; деонтология обеспечивает улучшение результатов лечебно-профилактической деятельности врачей и медицинских учреждений в целом, базируясь на мудрости врачевания и организационных принципах.
Несмотря на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников, повышение профессионального уровня врачей, все же встречаются врачебные ошибки, конфликтные ситуации, которые могут резко снижать общественную полезность врачебной деятельности. Уголовно наказуемые врачебные ошибки и преступления среди врачей бывают чрезвычайно редко, в то время как деонтологические ошибки достаточно часты. И хотя последние в большинстве случаев не имеют тяжелых последствий, тем не менее эффективность врачебной деятельности в этих случаях резко снижается. Более того, ряд деонтологических ошибок может приводить к потере трудоспособности, осложнениям и даже смерти больного.
К примеру, врач-хирург, работая длительное время ординатором центральной районной больницы, не занимается повышением своих профессиональных знаний. Он уверен, что в тяжелых случаях ему на помощь всегда придет старший товарищ - опытный ординатор или заведующий отделением. Представим реальную ситуацию, когда старший товарищ не оказался на месте (командировка, отпуск, болезнь и т.д.), а в это время в стационар поступает больной, которому необходима экстренная операция. Врач, не обладая должной квалификацией, не может поставить диагноз или не владеет техникой проведения данной операции. По закону врач, не владеющий методикой той или иной операции, может отказаться от ее выполнения. Возникает необходимость вызова специалистов из областной больницы. Но это сопряжено с потерей времени, иногда значительной (нелетная погода, выезд на машине в ночное время и т.д.). В результате операция производится с опозданием, а это чревато неблагоприятными последствиями. Состава преступления в данном случае нет, но моральная ответственность целиком и полностью ложится на врача: он забыл одно из деонтологических положений - свою обязанность постоянно совершенствовать знания и навыки.
Следует заметить, что моральная ответственность за неблагоприятные исходы по своему воздействию на человека добросовестного, морально полноценного нисколько не меньше, чем уголовная.
Смерть на совести врачей, если она даже и не связана с преступлением, это очень тяжкий груз. Поэтому все свои действия и поступки, всю свою личную жизнь врач обязан регламентировать в соответствии с положениями (требованиями) врачебной деонтологии.
Врачебная деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений. Врачебная (медицинская) деонтология включает в себя следующие разделы конкретных знаний:
Ш Взаимоотношение врача с обществом (государством);
Ш Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;
Ш Взаимоотношения врачей меду собой и с другими медицинскими работниками.
Все эти разделы взаимосвязан. Однако решающим фактором, который определяет взаимоотношения врача больным и его родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом, являются положением врача в обществе.
1. Врач и общество
Медицина - это биосоциальная наука (специальность), в которой биологическое и социальное взаимосвязано и взаимообусловлено.
К. Маркс, подчеркивая значение общественных условий для человека, писал: Человек до такой степени социальное существо, индивидуальное бытие которого вне общественных условий немыслимо.
Человек со всеми его специфическими особенностями явлется продуктом общественно-исторического развития. Вместе с тем современный человек олицетворяет не только общественную историю, но и историю эволюции животного мира: значительное развитие головного мозга, строение носоглотки, кисти и т.д. Таким образом, организм человека как биологический субстрат отражает основные закономерности развития животного мира. Поэтому, рассматривая тот или иной патологический процесс, мы можем выделить в конкретных условиях то биологический, то социальный аспект. Например, корь у детей и взрослых имеет различное клиническое течение, обусловленное биологическими особенностями. Но возникновение кори у взрослых - это явление социальное. Формирование иммунитета к тому или иному возбудителю инфекционного заболевания по своей природе - явление сугубо биологическое, но его стойкость, напряженность, искусственная иммунизация населения отражают социальные условия. Развитие зоба у человека связано с биологическими процессами - нарушением обмена йода в организме, однако распространенность заболевания, его клиническое течение также зависит от социальных условий.
Таким образом, взаимоотношения между биологическим и социальным в соответствующие периоды болезненного процесса или при различных заболеваниях у человека проявляются по-разному. В одних случаях (стадиях) ведущее место занимает биологический компонент, в других - социальный. Но и в первом, и во втором случае биологическое и социальное взаимосвязано и взаимообусловлено. Ведущая роль в этих взаимоотношениях принадлежит социальным явлениям, а биологическое преломляется через них.
Следовательно, отрыв биологического от социального (или социального от биологического) в патологическом процессе - это однобокий подход к явлению. Поэтому все сложные механизмы возникновения патологии, течение и распространение заболеваний у людей можно раскрыть и понять только при наличии информации как в области естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, гигиена, терапия, хирургия и т.д.), так и в области социологии и политической экономии.
Исходя из изложенного, врач обязан быть широко образованным специалистом, и государство (общество) должно об этом заботиться.
Среди некоторых врачей еще бытует мнение о том, что хорошим специалистом можно стать, изучив только специальные медицинские предметы, и что знание общественных дисциплин, скажем, философии, при этом совершенно не обязательно.
Очевидно, что для мышления совершено необходимы логические критерии, а эти критерии либо заимствуются из обыденного общего сознания других (окружающих) людей, либо приобретаются в процессе изучения философии.
Следовательно, врач должен быть вооружен не только высокими профессиональными знаниями и умениями, но и знаниями общественных наук. Лишь при таком условии может быть обеспечен максимальный общественно-полезный эффект врачебной деятельности.
Формирование личности врача - процесс весьма сложный. Естественно, в первую очередь на формирование личности оказывают внимание объективные условия - общественный строй. Это воздействие постоянно и не зависит от воли человека.
Государство обязано создать (сформировать, обеспечить) такие общественные взаимоотношения, при которых не возникало бы противоречий между достоинством врача и личными интересами человека данного общества.
Каждый специалист приходит к материализму через свою практическую деятельность. Философские и методологические аспекты лучше всего формируются и усваиваются через призму конкретной науки, тем самым знание превращается в убеждение. Долг врача - это не формальное выполнение требований морали и не слепое подражание положительным примерам, а сознание необходимости действий в интересах общества, в интересах человека.
Гуманность общечеловеческого идеала заключается в том, что человек, личность (его здоровье, жизнь) провозглашается высшей, абсолютной ценностью.
Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя.
В реализации указанной задачи (функции) наряду с социальными преобразованиями большая роль отводится медицинским работникам как представителям профессии, непосредственно связанной с данной функцией государства. Последние могут выполнить возложенную на них охрану здоровья трудящихся только при четком представлении общественной значимости этой обязанности, глубоком понимании долга и ответственности перед обществом. В такой же степени и общество обязано заботиться о материальных потребностях и моральном достоинстве врача.
Исходя из общественных интересов и интересов каждого члена общества, на врача возлагается широкий круг обязанностей.
1. Повышение санитарной культуры населения. Это чрезвычайно важная обязанность, а между тем, отдельные врачи уделяют ей мало внимания или относятся к ней недостаточно серьезно, формально.
Причиной неблагоприятных исходов при неотложных состояниях в ургентной хирургии является позднее поступление больных в стационар, чаще всего вследствие несвоевременного обращения за медицинской помощью. Запущенность онкологических заболеваний также связана с запоздалым обращением к врачу. Многие инфекции желудочно-кишечного тракта - это «заболевания грязных рук». А причиной перечисленных явлений в большинстве случаев является недостаток знаний, навыков в области санитарной культуры.
В целях повышения санитарной культуры населения должны использоваться все средства массовой информации. При этом необходимо добиться целенаправленности, убедительности, наглядности проводимой работы и массового охвата населения. Особая роль в этом принадлежит медицинским работникам детских учреждений, учителям начальных классов, так как навыки и знания, полученные в детстве, как правило, остаются на всю жизнь.
Вместе с тем пропаганда медицинских знаний, проводимая на низком профессиональном уровне, может нанести непоправимый вред.
Повышение санитарной культуры населения, пропаганда, рекламирование современных достижений междицинской науки и практического здравоохранения - дело весьма полезное, но требующее вдумчивого отношения.
Во-первых, нельзя рекламировать лекарственные препараты, поскольку назначение их - исключительно компетенция врача. Поверхностное знание действия лекарств и дозировок может породить опасную тенденцию к самолечению с возможными тяжелыми последствиями.
Во-вторых, нельзя описывать в общедоступных изданиях детальную клинику заболеваний - это тоже ведет к попытке самодиагностики, поиску у себя симптомов различных болезней, иногда к аггравации (преувеличение симптомов болезни) и даже симуляции (имитация симптомов болезни).
В-третьих, при пропаганде медицинских знаний не следует запугивать слушателей (читателей): поскольку рефлекс самосохранения у людей стоит далеко не на первом месте, их поведение не может определяться возможной (вероятной) опасностью.
Так, все люди знают, что курить вредно, и тем не менее значительная часть населения курит. Поэтому добиться массового положительного эффекта путем устрашения обычно не удается, но при этом у людей впечатлительных, с неустойчивых психикой можно вызвать ятрогенное (внушенное врачом) заболевание.
Эффективным средством воздействия на курильщиков является персональный мотивационный подход, убедительная аргументация.
Курение не только вредно для здоровья, но при ряде заболеваний (легочная патология, ишемическая болезнь сердца, тромбоблитерирующие заболевания артерий нижних конечностей и др.) оно опасно для жизни, а эффективность терапии указанных заболеваний на фоне курения минимальная. Во многих странах мира больных с окклюзирующими поражениями сосудов не подвергают операции, если они продолжают курить. Это должен знать каждый больной.
Женщина должна знать, что курение - главная враг красоты: кожа лица утрачивает эластичность, появляются характерные «морщины курильщиц». Изменяется цвет кожи, женщина значительно быстрее стареет. Но никотин вреден не только самой курящей. Дети курящих женщин, как правило, отстают в физическом и умственном развитии. Указанные аргументы могут изменить поведение курящей женщины, создают мотивацию к избавлению от вредной привычки.
Курящим мужчинам также следует объяснить, что курение угрожает не только их собственному здоровью, но и здоровью его близких, любимых людей. Вследствие «пассивного курения» (вдыхание табачного дыма с воздухом некурящими людьми) у близких родственников часто развиваются смертельно опасные заболевания (ишемическая болезнь сердца, рак легкого, атеросклероз и др.), и таким образом курящий становится причиной их страданий, а иногда и смерти.
Отец, как правило, является эталоном для своих детей, поэтому, если он курит, то и его дети в подавляющем большинстве случаев начинают курить с детства. А чем раньше ребенок начал курить, тем чаще и тяжелее он страдает легочной патологией, язвенной болезнью и другими заболеваниями. Все это курящий мужчина - глава семьи должен отчетливо понимать, тогда появится мотивация для прекращения курения.
Вместе с тем курение - весьма стойкая вредная привычка, и человека иногда приходится долго убеждать в необходимости бросить курить. Но ведь чтобы убедить (кодирование - это разновидность убеждения), нужно добиться доверия. Поэтому, если врач сам курит и больной об этом знает, убеждение будет неэффективно. Больной не поверит доводам.
Таким образом, если у врача имеется эта вредная привычка, он должен избавиться от нее. А если это врачу не под силу, он обязан скрывать свое пристрастие от больных и окружающих. Отсюда следует: врач не должен курить на улице, в больнице, в общественных местах.
Пропаганда медицинских знаний должна быть в основном направлена на повышение санитарной культуры населения и тем самым на профилактику ряда заболеваний, но приобретение знаний по гигиене труда, быта, отдыха.
2. Проведение профилактических мероприятий. Указанное положение не требует доказательств, так как в основе современной медицины должна лежать профилактика.
Данная обязанность врачей предполагает не только проведение прививок против инфекционных заболеваний и санитарно-гигиенические мероприятия, но и диспансеризацию, профилактику сердечнососудистых заболеваний, травматизма, венерических заболеваний, СПИДа, алкоголизма, туберкулеза, и т.д.
Критериями для диспансеризации отдельных групп больных являются: распространенность данного заболевания, трудопотери, процент инвалидизац и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.