На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственно-частное партнерсво в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 Федеральное агентство по образованию РФ
 Государственное образовательное учреждение
 Высшего профессионального образования
 Государственный Университет Управления
 Кафедра менеджмента 
 
 

 Курсовая  работа
 По  дисциплине: «Менеджмент»
 Тема: «Государственно-частное партнерство в России» 
 
 
 
 
 

 Выполнила  студентка дневного отделения
 специальности «Антикризисное управление»
 2-ого  курса, 1-ой группы
 Гаврилова Е.В. 

 Проверила  преподаватель
 Ермилина  Д.А. 
 
 
 

 Москва  – 2010
 


Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственно-частное партнерство (ГЧП)…………………………..5
    1.1 Зарубежный опыт……………………………………………………….…..5
    1.2 Экономическая суть ГЧП………………………………………….……….6
    1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП…………………………………………8
Глава 2. ГЧП в России…………………………………………………………....13
    2.1 Варианты понимания ГЧП в России…………………………………...…13
    2.2 Работа с Государством………………………………………………….....14
    2.3 Возможности…………………………………………………………...…..16
Глава 3. Модели, формы и механизмы ГЧП………………………………...….19
    3.1 Классификация ГЧП………………………………………………………19
    3.2 Механизмы ГЧП………………………………………………………......25
    3.3 Примеры ГЧП…………………………………………………………...…27
Заключение…………………………………………………………………...….29
Список  используемой литературы……………………………………………..33
 


Введение
   Растущее понимание необходимости вливания огромных средств в инфраструктуру городов и регионов России и осознание недостаточности объемов бюджетных инвестиций заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования инфраструктурных расходов. Одним из таких механизмов является финансирование общественно востребованных инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
   Взаимодействие  государства и частного сектора  для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в  том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
   Наиболее  показательный опыт государственно-частных  партнёрств наработан в Великобритании.
   Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.
   В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
   - сторонами ГЧП являются государство  и частный бизнес;
   - взаимодействие сторон закрепляется  на официальной, юридической основе;
   - взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
   - ГЧП имеет чётко выраженную  публичную, общественную направленность;
   - в процессе реализации проектов  на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;
   - финансовые риски и затраты,  а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
   Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
   Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой  инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно  обеспечивает получение более широких  преимуществ от капиталовложений в  государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.
   Актуальность  выбранной темы работы обусловлена тем, что необходимое условие развития эффективной рыночной экономики должно иметь прочную основу в виде государственно-частного партнерства (ГЧП).
   Целью исследования является рассмотрение механизмов формирования действенных государственно-частных  партнерств. Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие задачи:
   - исследовать структуру в системе государственно - частного партнерства;
   - выявить особенности ГЧП в России;
   -определить факторы, обусловливающие эффективное развитие государственно - частного партнерства в нашей стране;
   Объектом  исследования выступает Государственно-частное партнерство.
   Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

Глава 1. Государственно-частное партнерство.
1.1 Зарубежный опыт
      Сам термин «государственно-частное партнерство» является переводом распространенного во всем мире термина « public - private partnership ». Как видно, перевод буквально дословный. Справедливости ради, следует отметить, что как в зарубежных странах, так и в России иногда используется термин «частно-государственное партнерство». Делается это якобы для того, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в таких проектах. Однако будем откровенны – исходя из смысла ГЧП и современных российских реалий для России более справедливым будет термин «государственно-частное партнерство», который четко определяет ведущую роль государства.
В зарубежных странах часто термин « public - private partnership » ( PPP ) употребляется практически  для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. Интерес к инвестиционной составляющей такого рода сотрудничества возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 годом. Активно государственно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX веков, особенно для строительства железных дорог.
     Последний виток интереса к ГЧП возник в 90-е годы XX века в Великобритании. Именно в это время начала развиваться британская форма ГЧП – «частная финансовая инициатива» (“ private financing initiative , PFI ”), суть которой состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов, то есть когда фактически частный бизнес сам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственных средств. Компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и даже тюрьмы.
     В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. ?, а в течение следующих 3-х лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. ?. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
     В каких сферах возникает необходимость в ГЧП? Прежде всего в тех, за которые государство традиционно несет ответственность – объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые «публичные службы» ( public services ) – ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.
     Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов. 

1.2 Экономическая суть ГЧП
     Суть взаимодействия в рамках ГЧП (и не только) – в согласовании интересов. Причем очевидно, что если взаимодействие осуществляется, то значит у государства и бизнеса нашлись общие интересы.
В каких  сферах это может быть?
     В соответствии с либеральной концепцией государства должно быть как можно меньше в экономике. Последователи этой концепции – многие страны, включая Россию. Наиболее простые методы ее реализации – приватизация. Достаточно масштабная – как в России. Основной тезис реформаторов: «частная собственность всегда эффективнее государственной», «рынок сам отрегулирует экономику». Под действие стереотипов попали даже высокоразвитые страны: Великобритания, Нидерланды. Итоги такого подхода в основном негативные. В результате масштабной смены собственников происходит рассогласование государственных (общественных) целей ( public interest ) и частных интересов. Для исправления ситуации понадобились другие формы. Поэтому далеко не случайно, что public private partnership ( PPP ) появилось и нашло наибольшее распространение именно в «приватизированной» Великобритании.
     ГЧП не отменят приватизацию. Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность.
     Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая «полуприватизация» ( semi - privatization ), с которой часто отождествляют ГЧП. Это дает основание рассматривать ГЧП в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации. 
 
 
 

1.3 Политико-правовой дуализм ГЧП
      Подобное понимание экономической сути ГЧП в совокупности с описанными выше вариантами политической и правовой интерпретации ГЧП позволяют говорить о политико-правовом дуализме ГЧП, который проявляется в необходимости достижения баланса политической и правовой составляющей для достижения целей, поставленных перед государственно-частным партнерством.
     Значение политического аспекта ГЧП для эффективной реализации проектов в настоящее время не стоит недооценивать. Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.
     Таким образом первым шагом должно стать объявление принципа ГЧП на политическом уровне. Это имеет важнейшее политическое, экономическое и даже психологическое значение. Государство на самом высшем уровне должно признать, во-первых, что оно готово с сотрудничеству в форме партнерства (объявляет о возможности сотрудничества). Во-вторых, оно признает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым все споры между различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. В-третьих, государство должно четко определить сферы ГЧП и цели, которые оно преследует в рамках реализации этих проектов. Последнее важно закрепить на нормативно-правовом, вполне возможно – на программном или даже законодательном уровне (в форме конкретных целей и принципов).
Далее требуется создание обширной законодательной  базы ГЧП. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.
     Следующим шагом должно стать соответствующее выстраивание административного аппарата, готового реализовать государственные цели в условиях партнерства (а не «крышевания», вымогательства) с бизнесом.
Таким образом достигается согласование интересов государства и бизнеса на макроуровне.
     Для достижения баланса интересов в рамках конкретного проекта универсальной формой будет являться договор. Договоры различных форм (концессионные, арендные, подрядные и т.п.) должны выстраиваться на основе четко описанных законодательных положений. Заключение такого договора дает бизнесу законодательно определенный статус, а следовательно – судебную защиту.
     Схематично политико-правовой дуализм ГЧП представлен на Рисунке 1.
Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему.
Таким образом, можно утверждать, что конечной юридической формой согласования интересов  всегда будет договор (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.
       
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Политико-правовой дуализм ГЧП     
 

  
     С точки зрения управленческих процессов становление ГЧП согласно предложенной схеме в каждом конкретном проекте проходит следующие стадии: Первичное согласование интересов, определение приоритетной повестки. Фиксация приоритетов в программном документе. Он должен иметь стратегический характер, продолжительный срок действия (3-5 лет и более), не должен кардинально меняться. В нем должны быть установлены сроки и ответственные органы. Он должен быть подкреплен целым рядом подзаконных регламентов со строгим порядком реализации. Формирование конкретных проектов на основе программы, но в полном соответствии с законом, который устанавливает в том числе порядок проведения конкурсов и т.п. Фиксация результатов в договорах, имеющих специфическую судебную защиту.
Что дает подобный механизм?
     Во-первых, это согласование стратегических интересов государства и бизнеса, которое происходит на этапе формирования программных документов. Во-вторых, четкое определение целей, которые фиксируются в программном документе. В-третьих, законодательно закрепляются прозрачные процедуры реализации конкретных проектов. В-четвертых, она дает особый статус проектам и их участникам, который также фиксируется в законе. В-пятых, также на основе закона происходит предоставление публичных полномочий бизнесу (в законе). В-шестых, эта система направлена на текущих интересов государства и бизнеса в каждом конкретном проекте, что осуществляется на уровне контракта. В-седьмых, система обеспечивает стабильность и защиту интересов партнерства.
Основываясь на изложенном подходе, можно дать следующее правовое определение государственно-частному партнерству:
     Государственно-частное партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.
     Детальное рассмотрение описанного механизма может привести к совершенно справедливому утверждению, что здесь нет ничего нового. Действительно, все это уже имеет место на практике. Проблема только в том, что сейчас эти отношения не формализованы и в каждом конкретном случае строятся на основе личного авторитета конкретного чиновника – губернатора, министра и т.п. Вследствие этого такие отношения не могут иметь длительную перспективу и очень подвержены коррупционным и монополистическим рискам.
Реализация  предлагаемого правового механизма  ГЧП позволяет решить несколько  задач:
    Повысить эффективность взаимодействия государства и бизнеса.
    Повысить эффективность использования государственных ресурсов.
    Повысить эффективность исполнения государственных полномочий.
    Повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и отдельных регионов.
    Реализация самого механизма требует принятия соответствующих политических и правовых решений.
    Взаимодействие государства и бизнеса
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. ГЧП В России.
2.1 Варианты понимания ГЧП в России
     Официального понимания и толкования термина ГЧП в России сейчас не существует. Каждый чиновник и политик вкладывает собственный смысл в это неведомое для него понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре. Единого и системного понимания явления на государственном уровне мы пока тоже не видим. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом.
     Наиболее общее определение дано этому явлению В.Г.Варнавским: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг».
     Анализ высказываний и публикаций по теме позволяет сделать вывод, что в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина ГЧП:
    ГЧП как принцип взаимодействия государства и бизнеса;
    ГЧП как правовая форма такого взаимодействия.
     В качестве факультативного и скорее чисто умозрительного возможно рассмотрение понимания ГЧП как формы взаимодействия государства и бизнеса в рамках хозяйственного общества и/или ГЧП как разновидности простого товарищества между государственным и частным предприятием. Такой подход на практике вряд ли возможен, хотя может быть использован при постановке, особенно на основе лексического толкования слова «партнерство». Необходимо отметить, что в рабочей обстановке возможность использования такого подхода на практике проходила обсуждение с некоторыми государственными служащими, в результате чего был сделан вывод о его практической непригодности.
     Таким образом, имеют право на существование два подхода к пониманию ГЧП: «ГЧП-принцип» и «ГЧП-форма» (механизм).
«ГЧП  – принцип». Предполагает некое  обязательное правило взаимодействия государства и бизнеса в определенных сферах. Содержание этого принципа - в согласовании и учете взаимных интересов, в системе уступок  и преференций, которая дает возможность достижения индивидуальных и зачастую противоречивых целей этих субъектов. С правовой точки зрения может рассматриваться либо как некая декларация, либо как некий императив, не имеющий тем не менее конкретных форм. Таким образом, можно сделать вывод что «ГЧП-принцип» категория скорее политическая, отражающая стремление государства действовать соответствующим образом и готовность реализовать это стремление в конкретных проектах. Нельзя отрицать значимость «ГЧП-принципа» и с правовой точки зрения. При этом важно, чтобы он имел конкретное правовое закрепление, причем как можно на более высоком уровне: Конституция либо федеральный закон.
«ГЧП  – форма». Предполагает наличие  конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь – правовых форм.
Таким образом, нами рассмотрено политическое и правовое проявления ГЧП. Однако для  формулирования управленческой задачи и формирования целостной картины  необходимо изучение экономической  сути явления.
2.2 Работа с Государством
     О развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, в числе которых неизменно стоит и бизнес, государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.
     Главная крамольная мысль большинства социологов и политологов в последние несколько лет в том, что, по сути, бизнес в России сегодня является вторым реальным игроком в обществе помимо государства. Еще со времен Маркса известно, что в любом государстве есть три главные созидающие силы: власть, бизнес и институты непосредственного участия граждан в управлении государством. Поскольку у большинства экспертов отсутствие последних не вызывает никаких сомнений, то реальными субъектами развития российского государства остаются две силы – власть и бизнес.
     Именно поэтому, хочешь - не хочешь, а договариваться между собой им все-таки приходится. Крупным бизнесменам больше не предъявляют обвинений, а государством реально управляют государственные чиновники. А это значит, что, когда каждый на своем месте, то и работа по строительству новых механизмов взаимодействия государства и бизнеса продвигается быстрее. К примеру, система государственных заказов со скрипом, но развивается, хотя после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС министр по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу предложил в отдельных отраслях ее все же не использовать, поскольку государство намерено работать только с проверенным и честным бизнесом, тогда как через свободные механизмы государственного заказа в решение вопросов ремонта станции стали проникать «серые» организации. Стратегическое значение гидрогенерации очень велико, и такие задачи даже в самом демократическом обществе действительно должно решать сначала государство.
     Другое дело, что в условиях отсутствия реально работающих институтов гражданского общества государство и бизнес, чьи хорошие взаимоотношения важны и необходимы, чаще всего, живут по разным законам. К примеру, отмени сегодня государство свою монополию на социальную поддержку населения по примеру Европы, то бизнес эту нишу займет мгновенно, да еще и с пользой для гражданина. Ведь если в государственной структуре решение рождается недели и месяцы, то для бизнеса этот срок измеряется часами и днями.
2.3 Возможности
     Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. Понимает это и государство, и те, у кого других ценностей предостаточно. К примеру, сегодня крупный бизнес активно взаимодействует с целым рядом муниципалитетов в области культуры, спорта и молодежной политики, а в моногородах крупный бизнес, по сути, превращается во вторую вертикаль власти.
     Не подвергается сомнению и желание бизнеса выступать перед государством с равных для всех позиций. К примеру, как бы незаметно проскользнуло в прессе сообщение о том, что «Газпрому» и «Роснефти» отныне разрешено создавать подобие военизированных соединений для охраны своих объектов. «Частные армии», - молниеносно окрестили эти соединения политики и журналисты. Согласно логике равенства, подобное решение следовало бы распространить на все крупные бизнес-структуры, однако при ближайшем рассмотрении это кажется полным абсурдом. Получается, что принцип равенства может стать хорошей микстурой против злоупотребления во взаимоотношениях как со стороны бизнеса, так и со стороны государства: если эту норму нельзя распространить на всех, то целесообразность ее введения встает под вопрос. При этом пока в принципе равенства больше заинтересован бизнес, а государство все еще опасается установления одинаковых для всех правил игры, наверное, из-за того, что «серый бизнес» в стране еще окончательно не изжит. И история, когда компании, не имеющие никакого отношения к гидроэнергетике, выигрывали тендеры на ремонт Саяно-Шушенской ГЭС – яркое тому подтверждение.
      Однако примеров взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса в последние годы становится все больше, поскольку оба этих игрока научились решать общие и свои проблемы одновременно. Так, государство развивает экономику, а бизнес, помогая ему в этом, зарабатывает деньги, как и должно быть при нормальной общественной ситуации. Как ни парадоксально, но яркий пример такого взаимодействия – сельское хозяйство, хотя развивается оно с трудом и явно не отличается сверхприбылями.
     За счет вливаний в этой отрасль (а нигде в мире она полностью себя не окупает) государство решает стратегическую для страны проблему – продуктовой независимости, фактически выполняя одну из самых важных своих функций. Вместе с тем, агробизнес, которой сегодня за счет современных информационных технологий организовывает и виртуальные зерновые биржи, и внедряет за счет государственных субсидий самую современную технику, реально может заработать на решении стратегической государственной задачи свои дивиденды.
     Вообще, все то, что связано с новыми технологиями и инновациями, можно считать универсальным рецептом успешного взаимодействия государства и бизнеса. Ведь известно, что именно инновационная экономика сегодня является главным приоритетом государственной политики в России, а новые технологии для бизнеса – это шанс получить важное преимущество перед конкурентами, а значит, и часть их прибыли. Поэтому и развивается в России и сеть технопарков, и малые инновационные предприятия при вузах и НИИ создавать разрешено. Кстати, когда последние реально заработают, то это будет, пожалуй, самым ярким российским примером конструктивного взаимодействия бизнеса и государства.
    Поэтому в целом радует, что возможности для конструктивного взаимодействия государства и бизнеса действительно есть. В этом смысле очень точным кажется замечание профессора Южного федерального университета Александра Овруцкого, который однажды отметил, что этим двум общественным институтам необходимо равняться на герб России: цель у него одна, видение путей ее достижения разное, а единственная возможность полететь – обо всем договориться. Такое вот двуглавое взаимодействие.
 


Глава 3. Модели, формы и механизмы ГЧП.
3.1 Классификация ГЧП
     В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям ГЧП различаются организационные модели, модели финансирования и кооперации. Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.