На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Национальная экономическая безопасность в контексте развития мирового хозяйства

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Национальная  экономическая безопасность в контексте развития мирового хозяйства 

Характерная черта современного экономического развития — все большая открытость национальных экономик. По степени  вовлеченности в мировую экономику, в международное разделение труда национальные хозяйства можно подразделить на страны с замкнутым хозяйством и страны с полностью открытым хозяйством. Под замкнутой экономикой мы понимаем экономику таких стран, развитие которых предопределяется только внутренними тенденциями, планами, задачами, силами и которые опираются в первую очередь и в основном на собственные природные, производственные, людские, финансовые, научно-технические и другие ресурсы. Не лишним будет отметить и мощное идеологическое обеспечение такого курса развития страны, ибо без этого неминуемо возникнут обстоятельства, которые в истории некоторых стран уже были и трактовались как космополитизм и преклонение перед заграницей. Следует отметить, что внешнеэкономические связи у таких стран с другими есть, но крайне невелики и не определяют направления национального развития.  

Что касается открытой экономики, то ее можно определить как национальное хозяйство, ориентированное  на всемерное привлечение внешних  факторов и сфер деятельности, развитие которого характеризуется тенденциями, действующими в мировой экономике, высоким качественным и количественным уровнем участия экономических операторов во внешнеэкономических связях, постоянным их развитием и расширением.  

В предыдущих параграфах под степенью открытости национальной экономики мы подразумевали уровень ее вовлеченности в мировое хозяйство, в мирохозяйственные связи, в процесс формирования глобальной экономики. Конечно же, не располагая развитыми про-изводительными силами, не обладая соответствующим уровнем конкурентоспособности отраслей и компаний, национальная экономика вряд ли может играть заметную роль в международном разделении труда. У каждой страны складывается своя мера открытости экономики, которая зависит от развития рыночных отношений, поведения экономических операторов, традиций и склонностей в стране в части, касающейся социально-политического и культурного восприятия связей с зарубежным бизнесом. «Своя мера открытости» определяется совокупностью ряда факторов (развитием рыночных отношений, обеспеченностью ресурсами, социально-политическими особенностями и т.п.).  

Среди стран, не обладающих требуемыми природными ресурсами либо экономика которых  не способна полностью удовлетворять  потребности собственного населения, в настоящее время в мире насчитывается  едва ли более двух-трех, которые продолжают опи-раться только на собственные силы. Бесперспективность и ограниченность замкнутого развития понимают правительства практически всех стран. Формальным свидетельством этого служит и то, что подавляющее большинство стран мира состоят членами таких меж-дународных организаций, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, различных интеграционных группировок.  

Экономика одних стран открыта больше, других — меньше. Степень ее открытости зависит не только от приведенных факторов (природных и производственных ресурсов, отраслевой структуры хозяйства и др.), но и от того, насколько платежеспособно население, насколько богаты национальные компании. В конечном счете отсутствие на внутреннем рынке определенных товаров при наличии спроса на них и платежеспособного населения объективно заставит страну вступать в тесный контакт с мировыми производителями.  

Вместе  с тем мировой опыт свидетельствует  о том, что чем выше удельный вес  сырьевых и базовых отраслей в национал ы-юй экономике, в структуре экспорта, тем ниже относительная вовлеченность страны в международное разделение труда (а это общий тип МРТ) и, следовательно, ниже степень вовлеченности национальной, экономики в мировую. И наоборот, если страна широко представлена на мировом рынке готовой продукции, новых технологий, т.е. участвует в международном разделении труда частного и единичного типа, то степень ее открытости высокая.  

Для оценки степени открытости экономики, чаще всего используют два показателя: экспортную и импортную квоты.  

Экспортная  квота (Кэ) представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики страны в  целом, и рассчитывается как отношение  стоимости экспорта (Э) к стоимости  ВВП за соответствующий период (как пра-вило, за год):  

Импортная квота (Ки) — также количественный показатель, характеризующий значимость импорта для национальной экономики; рассчитывается как отношение импорта (И) к стоимости ВВП:  

Итак, можно  утверждать, что более высокая степень открытости национальной экономики означает ее более плотную интеграцию в мировое хозяйство, большую зависимость от происходящих в нем процессов. Усиление взаимозависимости национальных хозяйств имеет и иной аспект: речь идет о международной экономической безопасности страны, возможных угрозах, возникающих из-за чрезмерного, доминирующего воздействия внешних факторов на состояние экономики, условия ее роста.  

Эта проблема весьма значима для всех стран, включая  самые мощные, такие, как США или  Япония. Всем странам приходится принимать меры по защите своей экономики от негативных влияний внешней среды и их последствий, используя различные методы, механизмы и инструменты. Иначе сложно объяснить такие широко используемые странами меры, как протекционизм, антидемпинговые процедуры, количественные и качественные ограничения и т.д. Отсюда вполне простой и объяснимый вывод: страны стараются при всех прочих условиях и стремлении к расширению международных контактов соблюдать свои интересы и при интегрировании в мировую экономику — к защите собственного производи-теля. А это уже иные аспекты — речь идет об экономической безопасности страны, национальной экономики, о проблемах экономической безопасности.  

Национальная  экономика, страна, интегрируясь в мировое  хозяйство, создают условия для «вывода» компаний на орбиту мировых и региональных рынков. В целом рост экспорта рассматривается как положительный фактор, но здесь необходимо сделать оговорку: если страна участвует в международном обмене, массово поставляя сырье и материалы, относящиеся к так называемым «нево-зобновляемым источникам», то возникает угроза для экономической безопасности страны (исчерпание ресурсов, резкое ухудшение в дальнейшем экономических позиций).  

Одновременно  развитие внешнеэкономических связей предопределяет рост импортных поставок товаров и услуг. Практике известно не столько уж много случаев, когда страны развивали экспорт и сдерживали или даже снижали импорт. С ростом импорта, естественно, возрастают поставки товаров на внутренний рынок, что ведет к обострению конкуренции, теперь уже не только между местными фирмами, но и с участием иностранных компаний. Нет надобности подробно разбирать известные примеры того, как зарубежные компании вытесняли местные фирмы, и существовавшие производства закрывались. И здесь также имеется большое поле для дискуссий по экономической безопасности той или иной страны.  

Развитие  внешнеэкономических связей приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости  субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. Не зря в ходе построения интеграционной экономической группировки строительство зоны свободной торговли (первый этап интеграции) осуществляется в наиболее болезненных условиях для всех интегрирующихся экономик, ибо происходят процессы снижения до нуля импортных пошлин и появления на внутреннем рынке иностранных конкурирующих компаний, что всегда сопровождается чувствительными потрясениями для местных компаний. Возникает риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в которые вступают экономические операторы, не могут быть абсолютно безопасными, утрачивается взаимовыгодность, они ставятся под угрозу распада и т.д.  

Есть  основания утверждать, что движение в сторону открытости национальной экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых, как видим, является экономическая  безопасность, т.е. определение оптимальных  условий взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством.  

Экономическую независимость и безопасность государства  следует рассматривать во взаимосвязи  со стратегическими национальными  интересами, вытекающими из исторического, политического, экономического, социального и культурного развития данной страны с учетом главных тенденций мирового развития. Из многих примеров новейшей истории следует, что названные правящими кругами государственные интересы текущего этапа развития данной страны на определенном историческом этапе могут не совпадать в полной мере с долгосрочными национальными интересами или даже не совпадать вовсе. Во многом это зависит от политической цели и политической воли руководящих кругов данного государства, от понимания его роли в мировой системе. Зачастую происходит подмена действительно национальных интересов страны интересами отдельных весьма влиятельных кругов. Поэтому трактовка многих основополагающих принципов, понятий экономической безопасности, экономической независимости может отличаться от общепринятых в экономической науке.  

В этой связи полагаем полезным рассмотреть  современные трактовки принципов  национальной и международной экономической  безопасности и затем проиллюстрировать  их в более развернутом формате.  

Щербанин  Ю.А., 'Мировая экономика 

5.3. Взаимозависимость  и экономическая  безопасность 

Механизм  взаимозависимости. Интернационализация  хозяйственной жизни привела  к возникновению взаимозависимости  воспроизводственных процессов  на мировом уровне. Увеличение национального  дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг. 

Увеличение  дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в  силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране. 

Данный  эффект может использоваться в экономической  политике. Крупная в экономическом  отношении страна своей денежной и фискальной политикой может  стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет  рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире («теория локомотива»). Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода. 

Для определения  эффекта взаимозависимости важно знать, насколько прирост ВВП на 1% в одной стране увеличит доход в другой. Принято считать, что число в 0,5% ВВП служит важным фактором оживления экономики страны. В случае если прирост ВВП одной страны вызывает увеличение дохода в другой на 0,5%, руководители последней могут полагаться на рост иностранного спроса и не предпринимать особых мер внутри страны по стимулированию производства. 

На основе эконометрической модели международной  связи ОЭСР были подсчитаны размеры  эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости (1979). Расчеты показали, что увеличение расходов в США на 1% приводит к росту внутреннего дохода на 1,47%, а в Германии — на 0,23, в Японии — на 0,25, в Канаде — на 0,68, в странах ОЭСР в целом — на 0,74%. 

Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения («сжатия»), повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. 

Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Так, экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики. Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах — все это неблагоприятно отражается на стране-импортере. 

Большое значение в этом плане имеет дифференциация стран по экономической мощи, уровню экономического развития, роли в мировой экономике. Сохраняющиеся построения мировой экономической системы дают односторонние преимущества ведущим странам и группам стран. Считается, что экономическая мощь часто имеет большее влияние на уровень прибылей, чем дешевая рабочая сила, новая технология или рациональное управление. Наиболее слабые участники мировой экономики не могут обеспечить защиту своих интересов. 

Экономическая безопасность. Ведущие экономические  страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества. Для этого применяются приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополитических ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, выполняют вспомогательную роль. Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового воспроизводственного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.