На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансы некоммерческих организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

Введение………………………………………………………………………………4 

      Глава 1. Теоретические  основы финансов некоммерческих организаций…………………………………………………………….….6
      Концепции финансов некоммерческих организаций ….…..………….….6
      Принципы и функции финансов некоммерческих организаций …….…12
 
      Глава 2. Экономическая сущность финансов некоммерческих   организаций …………………………………………….………………...16
         2.1 Понятие некоммерческих организаций ……………..……….…...……...16
               2.2 Механизм формирования и использования финансов некоммерческих организаций …………………………..…..………….………..…………..19
      2.3 Современные  проблемы финансовых источников  некоммерческих организаций………………………………………………………………..24 

      Глава 3. Анализ использования финансовых ресурсов некоммерческих   организаций……………………………..………………………..………27
         3.1 Анализ использования бюджетных денег………………...……………..27
         3.2 Пути совершенствования………………………………………….……...30
         Заключение………………...…………………….………………………………....34
Список  использованных источников…………………....……………………...36
Приложения…………………………..…….………….………………….………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 

      Организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные  услуги, в том числе социального  характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.д. В условиях рыночной экономики организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению источников финансовых ресурсов.
      Под финансовыми ресурсами организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям:
      -  на платной основе - в области культуры, искусства, юриспруденции (театры, кинотеатры, выставки, адвокатура, нотариат и т. д.);
      - на бесплатной основе - в области государственного управления, обороны страны, охраны общественного порядка и т. д. (услуги обществу в (целом);
      - на смешанной основе — в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т. д.
      Актуальность  темы. Решение такой проблемы как обеспечение доступа граждан ко всему широкому спектру общественных благ переносится с уровня макроэкономики (государства) на уровень микроэкономики (участников гражданского оборота). Это предполагает наличие такой организационно-правовой, хозяйственной деятельности, которая бы не ставила своей целью увеличение личного капитала, а была направлена на создание общественных благ и способствовала их справедливому распределению. Именно некоммерческие организации в большинстве своем создаются для удовлетворения нематериальных потребностей человека и для защиты определенных групп населения, которые не могут в условиях рыночной экономики обеспечить себе достойное существование.
      Мировая практика деятельности некоммерческих организаций в развитых странах примерно одинаковая, но многое здесь зависит от особенностей законодательства той или иной страны. Однако в целом некоммерческие организации представляют собой обширную и влиятельную группу, способную отстаивать свои интересы на любом уровне.
      Целью курсовой  работы является: исследование  теоретических основ и практических аспектов анализа использования финансовых ресурсов некоммерческих предприятий функционирующих в условиях рынка, выявление проблемных моментов и пути их совершенствования.
      Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
      - собрать необходимую информацию  по исследуемой теме;
      - систематизировать и комплексно  представить факторы, оказывающие
      влияние на  ресурсы некоммерческих организаций;
      - исследовать методологические основы финансового анализа;
      - провести анализ использования бюджетных денег;
      - разработать  пути совершенствования;
      Предметом исследования работы являются экономические отношения бюджетных организаций, в процессе их деятельности и конечные результаты, складывающиеся под влияние объективных внешних и внутренних факторов.
      Объектом  исследования выступает бюджетные организации и их результаты финансово-хозяйственной деятельности.
      Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе исследования материалов курсовой работы были использованы следующие методы: структурно-функциональный, расчетно-аналитический, метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод экспертных оценок.
      Новизна работы состоит в том, что рассматриваются конкретные проблемы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций и разрабатываются практические рекомендации по их устранению.
      Практическое  значение работы состоит в том, что рекомендации могут быть использованы в качестве методологических основ при разработки мероприятий по улучшению использования финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 
 

      1.1 Концепции финансов некоммерческих организаций. 
 

      Построение  социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций (НКО), оказывающих различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. [2,36] Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. 

      Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения: 
- с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования; 
-  с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования; 
- с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование; 
-  со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.) [6,36]. 

      Содержание  финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей  и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.
      Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:
    -  фонд;
    -  учреждение;
    -  общественная организация (объединение);
    -  потребительский кооператив;
    -  некоммерческое партнерство;
    -  автономная некоммерческая  организация;
    -  объединение юридических лиц  (ассоциация и союз). [1,36]
      Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО. [3,36]
      Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:
    -  общественная организация;
    -  общественное движение;
    -  общественный фонд;
    -  общественное учреждение;
    -  орган общественной самодеятельности;
    -  политическая партия. 
 

      Учредительными документами НКО являются:
          -  устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
          -  учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза. 

      Для регистрации некоммерческой организации  при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный  орган представляются:
  - заявление;
  - учредительные документы;
  - решение о создании организации;
  - сведения об учредителях;
  - документ об уплате государственной пошлины. 

      Исполнительный  орган НКО может быть коллегиальным  и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:
      - коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
      - общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). 

      К компетенции органов управления НКО относятся:
      -  изменение устава;
      -  образование исполнительных органов;
      -  утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана. [1,36]
      Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.
      Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.
      Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.[8,36]
      Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. [1,36]
      В целях повышения эффективности  расходования бюджетных средств  за счет перехода к финансовому обеспечению  государственных услуг на основе государственного задания и принципов  нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
      В соответствии с Федеральным законом  от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. [11,36]
      Особенности различных форм НКО [ПРИЛОЖЕНИЕ А]
      Из  таблицы видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
      Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.
      Государственная корпорация — это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
      Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.
      Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
      НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.
      При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
      Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В частности, религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
      - вероисповедание;
      - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
      - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.  

      Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
      Участники (члены) общественных и религиозных  организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. [10,36] 

      Добровольные  взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных  фондов, религиозных организаций. При  этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.
      В настоящее время сложилось два  различающихся по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:  
  - аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий; 
  - аналогично бюджетным организациям. [7,36]

      Главнейшим  направлением финансового учёта  некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.
      Невозможно  изменение целевого назначения средств  без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.
      Некоммерческая деятельность организации должна соответствовать документам устава организации, а коммерческую деятельность, которая также может входить в сферу деятельности организации, в финансовом учёте необходимо обособить от некоммерческой. [16,36] 
 
 
 

        Принципы и функции финансов.
 
 
      Вступая в различные виды финансовых отношений, предприятия взаимодействуют с  другими элементами финансовой системы  в соответствии со следующими основными  принципами рыночной экономики.
      1. Принцип экономической и юридической самостоятельности.
      Предприятие, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления  вложений денежных средств с целью  получения прибыли. Для получения  дополнительной прибыли предприятия  могут, кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других компаний, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков.
      2.Принцип самофинансирования.
      Это означает необходимость полной окупаемости  затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных  источников финансирования. Прежде чем  осуществлять инвестиции, предприятие должно учесть все связанные с ними затраты, включая цену кредита, инфляции и другое, сопоставить их с возможными доходами от инвестиций. Без превышения доходов от инвестиций над затратами принцип самофинансирования не работает или инвестиции нецелесообразны.
      3.Принцип материальной заинтересованности.
      Определяется  основной целью предпринимательской  деятельности -получением прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли  касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, каждого работника, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения. Реализация этого принципа обеспечивается стимулирующей системой налогообложения, высоким уровнем оплаты труда, процентов и дивидендов по ценным бумагам уровнем банковского кредита, соразмерным с действительной эффективностью использования кредитных ресурсов, и т. д.
      4.Принцип материальной ответственности.
      Это наличие определенной системы ответственности  за результаты финансовой деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа не одинаковы для предприятий, их руководителей и отдельных работников. Для предприятий принцип реализуется в форме штрафов, пений, неустоек, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, погашения векселей, при нарушении налогового законодательства.
      В более широком смысле материальная ответственность состоит в том, что ухудшение финансового состояния  автоматически приводит к невозможности  бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова и материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятий и его учредителей. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т. д. В широком смысле формой ответственности работников является нарушение предприятием сроков выплаты заработной платы.
      5. Принцип обеспеченности рисков финансовыми резервами.
      Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с  разного рода рисками. Последствия  рисков сказываются на финансовых результатах  деятельности предприятия.[9,36] 

      Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как: 
1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований); 
2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов); 
3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости); 
4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации
5)
подотчетность лицу – источнику финансирования; 
6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами; 
7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности. [12,36]
 

      Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:  
1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов; 
2) между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования; 
3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов; 
4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа; 
5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения; 
6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования; 
7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. [15,36]
 

      Основные  функции финансов предприятия:
      1) воспроизводительная - обеспечение сбалансированности стоимостного выражения материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства;
      2) распорядительная - тесно связана с воспроизводственным финансовым механизмом распорядительных отношений и включает в себя:
      -   зависимость зарплаты от сбыта производимой продукции и поступления платежей за нее;
      -   эффективное ведение хозяйства и экономия от снижения себестоимости продукции;
      -обоснованность  нормативов распределения прибыли  между предприятием и бюджетом;
      -обоснованность  отчислений на экономическое  стимулирование и т. д.
      Важное  место в этой функции занимает вопрос о распределении денежных доходов и прибыли;
      3) контрольная — реализация контроля рублем за денежным оборотом, формирование фондов денежных средств.
      Контроль  рублем имеет две формы:
      -   контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
      -   за реализацией стратегий финансирования.  

      Наряду  с основными функциями существует ряд дополнительных функций:
      -планирование  - состоит в распределении ограниченного объема финансовых ресурсов;
      -организация - взаимосвязь с бюджетами;
      -стимулирование  - деятельность, направленная на реализацию целей фирмы;
      -функции форматирования денежных доходов - обеспечение предприятия денежными средствами. [14,36] 

      Вывод: некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как: внешнее финансирование, целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы, затратность, открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации, подотчетность источнику финансирования и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 
 

      2.1 Понятие некоммерческих  организаций. 
 

      Образование некоммерческих организаций в том  виде, в котором мы видим их сегодня  в России, началось в начале 90-х  годов XX века. Общие нормы деятельности некоммерческих организаций были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили виды их организации и развили принципы их деятельности. В налоговом законодательстве стало учитываться появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях практически не развивалась. [1,36]
      Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
      Некоммерческой  организации присущи следующие  свойства:
      -наличие  юридического лица;
      -основной  целью деятельности не является  извлечение прибыли; 
      -возможная  прибыль не может быть распределена  между участниками некоммерческой организации. [13,36]
      Если  некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать  имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной  регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
      Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет  некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.
      Следует обратить внимание на два момента:
      1. возможность возникновения юридического  лица без регистрации оставлена  в законодательстве только для  общественных и религиозных организаций  (объединений) и для некоммерческих  партнерств;
      2. некоммерческие организации создаются,  как правило, с правами юридического лица.
      Некоммерческой  организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики:
      - Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
      - Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
      - Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. [7,36]
      Учредительными  документами некоммерческих организаций  являются: устав либо учредительный  договор и устав, либо только учредительный  договор. В некоторых случаях  некоммерческая организация может  действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
      В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.
      Учредительные документы некоммерческой организации  могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
      Требования  учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
      Некоммерческая  организация создается без ограничения  срока деятельности, если иное не установлено  учредительными документами некоммерческой организации.
      Некоммерческая  организация может создавать  филиалы и открывать представительства  на территории Российской Федерации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
      Филиалом  некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. [12,36]
      Представительством  некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое  расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
      Филиал  и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей  их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
      Руководители  филиала и представительства  назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
      Филиал  и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей  их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных  документах некоммерческой организации, их создавшей.
      По  решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация  может быть реорганизована. Реорганизация  может быть осуществлена в форме  слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. [9,36]
      Некоммерческая  организация может быть ликвидирована. Это может произойти:
      -по  решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на  то учредительными документами; 
      -по  решению суда;
      -в  случае признания организации  несостоятельной (банкротом). Данный  случай относится только к  фондам и потребительским кооперативам.
      Основной  целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации.
      Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
      Исходя  из этого финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и  использованием финансовых ресурсов организаций  для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации1. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания. 
 

      2.2 Механизм формирования  и использования  финансов некоммерческих  организаций.
      

      Особенности финансового механизма некоммерческих организаций определяются организационно-правовой формой, уставными видами деятельности, оказанием платных услуг и др.
      В соответствии с Федеральным законом 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или бессрочном пользовании земельные участки. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. [3,36]
      Источниками формирования имущества НКО являются:
      - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
      - добровольные имущественные взносы и пожертвования;
      - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
      - дивиденды (доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам);
      - доходы, получаемые от собственности НКО;
      - другие поступления, не запрещенные законом. 

      Законами  могут устанавливаться ограничения  на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
      Содержание  финансовых отношений некоммерческих организаций во многом определяется организационно-правовой формой НКО  и источниками ее финансирования:
      - сметное финансирование;
      -  сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);
      -  полная самоокупаемость. [6,36]
      При этом выделяются следующие основные принципы:
      1. формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;
      2. использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
      3. самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);
      4. покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов. 

      К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся:
      1. Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой организации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.
      2. Вступительные, членские и паевые  взносы. Эти средства формируются  только в организациях, имеющих  членство, к которым относятся  потребительские кооперативы, общественные  и религиозные объединения, некоммерческие  партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). [15,36]
      Вступительные взносы, предназначенные для первоначального  накопления основных и оборотных  средств, уплачиваются участниками  при вступлении в некоммерческую организацию.
      Членские  взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из некоммерческой организации.
      Паевые  взносы, являющиеся одним из основных источников формирования имущества  только потребительских кооперативов, формируют их паевые фонды. Паевые взносы вносятся пайщиками при создании кооператива или вступлении в него. Взнос в паевой фонд может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия из кооператива.
      3. Добровольные взносы и пожертвования.  Поступают от юридических лиц  (коммерческих организаций, учреждений, общественных объединений, иностранных  юридических лиц) и от физических  лиц (граждан РФ и иностранных  физических лиц) для осуществления  уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.
      4. Целевые поступления от юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, включая гранты. Под  грантом понимаются целевые средства, предоставленные безвозмездно благотворительными организациями в денежной или натуральной форме на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Средства, поступающие по договору гранта, являются собственностью некоммерческой организации и могут использоваться только на цели, предусмотренные договором. Средства, используемые не по назначению, подлежат взысканию в доход бюджета. Гранты служат источником формирования доходов благотворительных организаций и фондов.
      5. Бюджетные ассигнования. Выделяются  для финансирования отдельных  программ, проектов, мероприятий. Выделение  этих средств из бюджетов всех  уровней осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетные средства могут предоставляться либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования могут являться источниками доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений. Ассигнования выделяются на финансирование проектов и программ, в выполнении которых принимают участие некоммерческие организации.
      6. Доходы от предпринимательской деятельности.  Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. [11,36] 

      Основные  направления использования средств  связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов: 
1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации. 
 
2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д. 
Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование. 
 
4. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

5. Потери и списания. [15,36]
 
      Распределение расходов некоммерческой организации  зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.  

      Особенности финансового механизма бюджетных учреждений:
      -  бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;
      -  бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;
      -  бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. [8,36] 

      Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:
      -  целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;
      -  строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
      -  контроль за рациональным использованием средств. 

      Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении  которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:
      1) оплату труда работников бюджетных  учреждений, денежное содержание (денежное  вознаграждение, денежное довольствие,  заработную плату) работников  органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
      2) оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
      3) уплату налогов, сборов и иных  обязательных платежей в бюджетную  систему РФ;
      4) возмещение вреда, причиненного  бюджетным учреждением при осуществлении  его деятельности.
      Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств  на другие цели не допускается.
      Возможность осуществления бюджетными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», «Основами законодательства РФ о культуре» и др. [10,36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Современные проблемы финансовых источников некоммерческих организаций. 
 

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:
-  бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;
-  денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;
-  выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
-  добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;
-  прочие денежные поступления.  

      В настоящее время в мире в системе сложного экономического механизма усилилось влияние некоммерческих организаций. Во многих странах негосударственные некоммерческие организации стали рассматриваться как третий сектор экономики (первые два — это государственный и частный, или коммерческий). Учитывая, что количество людей, охваченных программами некоммерческого сектора, доходит в ряде государств до половины общего населения, можно смело утверждать, что этому сектору экономики принадлежит особая роль в развитии общества, которое принято называть гражданским. Сегодня в мире насчитываются сотни тысяч неправительственных организаций, созданных на местном, региональном, национальном и международном уровне. Некоммерческие организации появляются по инициативе отдельных граждан, стремящихся к объединению для выражения и защиты общих интересов, ведения диалога с государственными структурами, решения общих проблем.
      В последнее время в США, Великобритании, Австралии и многих других странах  государство тратит огромные средства на программы исследований в области стандартизации деятельности некоммерческих организаций: создаются координационные центры, проводятся симпозиумы и семинары, предоставляются гранты институтам, занимающимся данной проблематикой (примером может служить исследование, проведенное в середине 90-х годов в англоязычных странах, результатом которого стала объемистая монография об особенностях учета в общественных организациях этих стран). Такой интерес к проблемам некоммерческих организаций наблюдается там, где уже в значительной степени сформировалась система законодательного регулирования третьего сектора экономики. [12,36]
      Волна интереса к некоммерческим организациям и их проблемам постепенно доходит до России. И это понятно — за последнее время российский третий сектор экономики из явления общественной жизни становится по ряду причин и реальным экономическим фактором. Во-первых, деятельность некоммерческих организаций реализуется в социальной области, где испытывается нехватка средств государства на осуществление целенаправленных программ. Во-вторых, в негосударственном некоммерческом секторе на постоянной основе занято огромное число российских граждан, причем значительная их часть в качестве добровольцев. В-третьих, ряд некоммерческих организаций для реализации своих проектов привлекает в Россию средства международных организаций и зарубежных фондов. 

      Некоммерческих организаций можно разделить на два вида: получающие доходы извне (внешние источники финансирования деятельности) и получающие доходы от собственной коммерческой деятельности наряду с целевыми поступлениями из внешних источников.
      Некоммерческие  организации, получающие целевые средства только за счёт внешних источников, должны их расходовать полностью  и строго в соответствии с указанными целями. Данная схема имеет следующие недостатки:  
1) невозможно планировать деятельность организации на длительный период;  
2) неравномерное поступление ресурсов;  
3) отсутствие финансовой стабильности.  

      В целом это приводит к мелкомасштабности и кратковременности реализуемых проектов.
      Однако  в настоящее время этот способ финансирования является преобладающим. При этом НКО развиваются, и правовая система регулирования их деятельности стала более зрелой, что приводит к появлению новых видов деятельности организаций.
      Сейчас  внимание общественности и государства  привлекают организации, использующие модель эндаумента. Эндаумент (в переводе с англ. – вклад, снабжение, взнос) – определённый объём финансовых средств, вкладываемый в некоммерческую организацию на определённых условиях.
      Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос; в то же время образовательная или  научная организация либо учреждение культуры может самостоятельно накопить необходимую сумму из разных источников, чтобы сформировать эндаумент. Сформированный эндаумент размещается в финансовых институтах – вкладывается в ценные бумаги для того, чтобы организация могла ежегодно получать проценты и существовать за счёт этого источника. Не затрагивая ранее поступившие ресурсы (фонды). Как правило, проценты с эндаумента направляются на покрытие текущих расходов, что обеспечивает финансовую устойчивость организации, и на реализацию целевых проектов. Дополнительно на целевые программы и проекты организация может привлекать средства из разных источников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.